Логроскино, Никола Бонифачо
1698 - 1765
Назад

Никола Бонифачо Логроскино (Nicola Bonifacio Logroscino) - итальянский композитор
- Крещён 22 октября 1698 г. - Битонто.
- Умер в 1764 или 1765 г. - Палермо.
В июне 1714 года он и его младший брат Пьетро поступили в консерваторию Святой Марии Лорето в Неаполе. 1 октября 1727 года их обоих исключили из консерватории “за дурные черты характера”. Позже Пьетро был принят обратно (при условии, что он больше не будет общаться со своим братом), но Никола - нет. В мае 1728 года он стал органистом епископа Конзы (Авеллино) и оставался на этом посту до июня 1731 года, когда вернулся в Неаполь и в ноябре того же года женился там на местной девушке. Первое известное сочинение Логроскино, оратория "День триумфатора, который празднует день Святой Девы Марии", было исполнено недалеко от Брно в 1730 году при дворе кардинала фон Шраттенбаха. В 1735 году его первая известная комическая опера "Преданный" была представлена в неаполитанском театре делла Паче. В заявлении, написанном в октябре 1738 года одним из министров неаполитанского короля, в котором он рекомендовал Логроскино для создания оперы для театра Сан-Карло, министр добавил, что композитор уже “положил на музыку много комедий в небольших столичных театрах”. К этому периоду, возможно, относятся две другие комические оперы Логроскино: "Танто бен че мале" и "Веккио марито". Его первая известная полнометражная опера "Квинто Фабио" была написана для театра Дам в Риме. Впоследствии он написал множество комических опер, иногда в сотрудничестве с другими композиторами, большинство из которых были написаны для "маленьких" неаполитанских театров, таких как "Фиорентини" и "Нуово". Именно на этих комических операх в основном основана его репутация. Джузеппе Бертини в своем "Историко-критическом очерке" (1814-1815) ошибочно предположил, что Логроскино с 1747 года был маэстро ди контрапункта в консерватории Фиглиоли Дисперси в Палермо, и эта ошибка отразилась во многих последующих биографиях. Князь Корсини утвердил новый устав консерватории только в том году, и после того, как директорам не удалось заполучить Переса, Грегорио Скироли был принят на должность маэстро капеллы. Действительно, Прота-Джурлео процитировал документы, подтверждающие присутствие Логроскино в Неаполе в 1753 году, а популярность его музыки в Неаполе на протяжении 1740-х и начала 50-х годов подтверждает его постоянное присутствие там. Документальным свидетельством переезда Логроскино в Палермо является его назначение на смену Скироли в сентябре 1758 года. К январю 1760 года написанная им серенада была исполнена в галерее королевского дворца, и примерно в это же время он закончил новый третий акт для оперы Галуппи "Свадьба" (поставленной в театре Сесилии). Этим же годом он датировал автограф рукописи своего "Stabat mater". По-видимому, в 1762 году к нему присоединился в Палермо его брат Пьетро. В административных журналах консерватории указаны данные о выплатах за Логроскино за 30 ноября 1764 года, но затем в этих записях появляется пробел до сентября 1767 года. Тем не менее, в либретто к "Серенаде времени Оноры", датированном 12 января 1765 года, композитор упоминается как уже умерший. Хотя Логроскино всегда считался выдающимся оперным композитором, особенно комическим, не хватает слишком многих фактов о его жизни и музыке, чтобы можно было дать им надлежащую оценку. Похоже, что его популярность как композитора комической оперы резко возросла после 1738 года и что у него не было серьезных конкурентов среди композиторов этого жанра в Неаполе между 1744 годом, когда умер Леонардо Лео, и 1754 годом, когда Никола Пиччинни сочинил и представил неаполитанской публике свою первую комическую оперу. К 1757-1758 годам Пиччинни вытеснил Логроскино в качестве любимого композитора неаполитанской публики комической оперы. Посмертной славой Логроскино во многом обязан заявлению Ла Борда о том, что "он был богом комического жанра и служил образцом почти для всех композиторов, создавших произведения этого типа". Более поздние авторы преувеличивали его положение и другими способами. Гербер заявлял, что он был "создателем" комической оперы, в то время как другие, в частности Фрамери (1791-1818), утверждали, что он ввел практику завершать акты комической оперы важным вокальным ансамблем, который постепенно увеличивался с одного голоса до двух, трех, четырех и вплоть до девяти певцов, что давало возможность финал ансамбля. Хотя к 1900 году историкам стало ясно, что не он был его изобретателем, в 1908 году Кретцшмар все же отдал ему должное за изобретение нового типа ансамблевого финала, музыкальная структура которого определялась исключительно действием и текстом. С тех пор даже эта точка зрения была опровергнута. Современный взгляд на комические оперы Логроскино должен оставаться гибким до тех пор, пока не будет открыто больше музыки. В настоящее время эта музыка представлена только в одном законченном произведении "Правитель" и финале первого акта "Леандро". Здесь нет никаких свидетельств того, что финалы Логроскино были более совершенными по структуре, чем у его предшественника Лео, который также сочинял финалы со свободно меняющейся формой в соответствии со словами. "Правитель" слаб в мелодическом плане, но драматическая характеристика и инструментовка сильны. Другая сохранившаяся музыка включает в себя две героические оперы "Джунио Бруто" и "Олимпиада", несколько арий и ансамблей в рукописях, а также небольшое количество литургической музыки, включая две постановки Stabat mater по образцу Перголези.
Ноты сочинений Николы Бонифачо Логроскино на сайте библиотеки IMSLP