Лойе, Баптист
1680 - 1730
Назад
Loeillet, Baptiste
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Баптист Лойе ("Джон Лойе из Лондона") был композитором и племянником Питера Лойе. Он был сыном Жана-Батиста Франсуа Лойе от второго брака с Барб (урождённой Бюис) и часто путается с Жаном-Батистом Лойе ("Лойе де Гант"). После смерти отца в 1685 году, возможно, его воспитывал дядя Питер Лойе. Около 1705 года он поселился в Лондоне, где его фамилию часто передавали как "Лулли" или "Люлли", а имя англизировал до Джон. В 1707 году он упоминается как член оркестра "Друри-Лейн", а через год или два — как главный гобоист и флейтист в составе оперного ансамбля в "Театре Королевы" на Хеймаркете.
В 1710 году или вскоре после этого он начал еженедельные концерты в своём доме на Харст-стрит, Ковент-Гарден, где, вероятно, в декабре 1714 года впервые в Англии прозвучали концертные гроссо Корелли, сочинение 6. Лойе стал известным мастером и педагогом клавесина. Существует традиция, возможно верная, что он внёс значительный вклад в популяризацию поперечной флейты в Англии. В 1722 году вместе с Генделем, Крофтом и другими он проверял новый орган в церкви Святого Дионисия в Бэкчерче. Позже он переехал на Ист-стрит возле площади "Ред-Лайон", где и умер. В своём завещании от 1 мая 1729 года он оставил наследство брату Пьеру Лойе в Генте, сестре Катрин и брату Жаку Лойе в Мюнхене; его кузену в Бордо, Этьену Жозефу Лойе, досталась часть имущества и "лучшие мои абсекции", а остаток наследства получил Питер Лойе "мой дядя в Бордо, Франция", включая "мою коллекцию музыкальных книг и музыкальных инструментов: скрипки, флейты всех видов, виолы басовые".
Лойе из Лондона написал девять сюит уроков для клавесина или спинета в английской клавирной традиции, включая характерные английские движения —хорнпайп и сибелл. Они технически доступны, но уступают по качеству произведениям его английских современников, Блоу и Крофта. Инструментальные сонаты соответствуют схеме сонаты да-киреза: медленное первое движение, быстрое фугато с бегущим басом, медленное сарбандоподобное с украшениями и лёгкая жига. Для каждой группы инструментов Лойе применял различный стиль.
Его шесть трио-сонат для блокфлейты и гобоя и шесть сонат для блокфлейты — наиболее консервативные работы, где бас поддерживает мелодические голоса, а два верхних голоса имеют почти равный статус. Трио-сонаты для двух флейт более смелые, с длинными мелодическими линиями, синкопами, параллельными терциями и секстами. Трио-сонаты для двух скрипок демонстрируют максимальную смелость Лойе: идиоматические фигуры для струнных, расширенные темы на основе арпеджио в духе Корелли и Вивальди, а партия виолончели органично интегрирована в музыкальную ткань.
Клавирные произведения
Камерная музыка