Лойе, Баптист
1680 - 1730
Назад
Loeillet, Baptiste

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Баптист Лойе ("Джон Лойе из Лондона") был композитором и племянником Питера Лойе. Он был сыном Жана-Батиста Франсуа Лойе от второго брака с Барб (урождённой Бюис) и часто путается с Жаном-Батистом Лойе (‘Лойе де Гант’). После смерти отца в 1685 году, возможно, его воспитывал дядя Питер Лойе. Около 1705 года он поселился в Лондоне, где его фамилию часто передавали как ‘Lullie’ или ‘Lully’, а имя англизировал до John. В 1707 году он упоминается как член оркестра Друри-Лейн, а через год или два — как главный гобоист и флейтист в составе оперного ансамбля в Театре Королевы на Хеймаркете.
В 1710 году или вскоре после этого он начал еженедельные концерты в своём доме на Харст-стрит, Ковент-Гарден, где, вероятно, в декабре 1714 года впервые в Англии прозвучали концертные гроссо Корелли, op.6. Лойе стал известным мастером и педагогом клавесина. Существует традиция, возможно верная, что он внёс значительный вклад в популяризацию поперечной флейты в Англии. В 1722 году вместе с Генделем, Крофтом и другими он проверял новый орган в церкви Святого Дионисия в Бэкчерче. Позже он переехал на Ист-стрит возле площади Ред-Лайон, где и умер. В своём завещании от 1 мая 1729 года он оставил наследство брату Пьеру Лойе в Генте, сестре Катрин и брату Жаку Лойе в Мюнхене; его кузену в Бордо, Этьену Жозефу Лойе, досталась часть имущества и «лучшие мои абсекции», а остаток наследства получил Питер Лойе «мой дядя в Бордо, Франция», включая «мою коллекцию музыкальных книг и музыкальных инструментов: скрипки, флейты всех видов, виолы басовые».
Лойе из Лондона написал девять сюит уроков для клавесина или спинета в английской клавирной традиции, включая характерные английские движения — горнпайп и сибелл. Они технически доступны, но уступают по качеству произведениям его английских современников, Блоу и Крофта. Инструментальные сонаты соответствуют схеме сонаты да-киреза: медленное первое движение, быстрое фугато с бегущим басом, медленное сарбандоподобное с украшениями и лёгкая жига. Для каждой группы инструментов Лойе применял различный стиль.
Его шесть трио-сонат для блокфлейты и гобоя и шесть сонат для блокфлейты — наиболее консервативные работы, где бас поддерживает мелодические голоса, а два верхних голоса имеют почти равный статус. Трио-сонаты для двух флейт более смелые, с длинными мелодическими линиями, синкопами, параллельными терциями и секстами. Трио-сонаты для двух скрипок демонстрируют максимальную смелость Лойе: идиоматические фигуры для струнных, расширенные темы на основе арпеджио в духе Корелли и Вивальди, а партия виолончели органично интегрирована в музыкальную ткань.
Все опубликованы в Лондоне: