Лойе, Баптист
1680 - 1730

Назад

Loeillet, Baptiste

Портрет композитора Баптист Лойе

  • Дата рождения: 18 ноября 1680 (крещен)
  • Место рождения: Гент
  • Дата смерти: 19 июля 1730
  • Место смерти: Лондон

Биография

Баптист Лойе ("Джон Лойе из Лондона") был композитором и племянником Питера Лойе. Он был сыном Жана-Батиста Франсуа Лойе от второго брака с Барб (урождённой Бюис) и часто путается с Жаном-Батистом Лойе ("Лойе де Гант"). После смерти отца в 1685 году, возможно, его воспитывал дядя Питер Лойе. Около 1705 года он поселился в Лондоне, где его фамилию часто передавали как "Лулли" или "Люлли", а имя англизировал до Джон. В 1707 году он упоминается как член оркестра "Друри-Лейн", а через год или два — как главный гобоист и флейтист в составе оперного ансамбля в "Театре Королевы" на Хеймаркете.

В 1710 году или вскоре после этого он начал еженедельные концерты в своём доме на Харст-стрит, Ковент-Гарден, где, вероятно, в декабре 1714 года впервые в Англии прозвучали концертные гроссо Корелли, сочинение 6. Лойе стал известным мастером и педагогом клавесина. Существует традиция, возможно верная, что он внёс значительный вклад в популяризацию поперечной флейты в Англии. В 1722 году вместе с Генделем, Крофтом и другими он проверял новый орган в церкви Святого Дионисия в Бэкчерче. Позже он переехал на Ист-стрит возле площади "Ред-Лайон", где и умер. В своём завещании от 1 мая 1729 года он оставил наследство брату Пьеру Лойе в Генте, сестре Катрин и брату Жаку Лойе в Мюнхене; его кузену в Бордо, Этьену Жозефу Лойе, досталась часть имущества и "лучшие мои абсекции", а остаток наследства получил Питер Лойе "мой дядя в Бордо, Франция", включая "мою коллекцию музыкальных книг и музыкальных инструментов: скрипки, флейты всех видов, виолы басовые".

Творчество

Лойе из Лондона написал девять сюит уроков для клавесина или спинета в английской клавирной традиции, включая характерные английские движения —хорнпайп и сибелл. Они технически доступны, но уступают по качеству произведениям его английских современников, Блоу и Крофта. Инструментальные сонаты соответствуют схеме сонаты да-киреза: медленное первое движение, быстрое фугато с бегущим басом, медленное сарбандоподобное с украшениями и лёгкая жига. Для каждой группы инструментов Лойе применял различный стиль.

Его шесть трио-сонат для блокфлейты и гобоя и шесть сонат для блокфлейты — наиболее консервативные работы, где бас поддерживает мелодические голоса, а два верхних голоса имеют почти равный статус. Трио-сонаты для двух флейт более смелые, с длинными мелодическими линиями, синкопами, параллельными терциями и секстами. Трио-сонаты для двух скрипок демонстрируют максимальную смелость Лойе: идиоматические фигуры для струнных, расширенные темы на основе арпеджио в духе Корелли и Вивальди, а партия виолончели органично интегрирована в музыкальную ткань.

Произведения

Клавирные произведения

  • "Уроки для клавесина или спинета" ("Lessons for harpsichord or spinet")
  • "6 сюит уроков для клавесина или спинета" ("6 Suits of Lessons for harpsichord or spinet")

Камерная музыка

  • "Сонаты для различных инструментов, сочинение 1" ("Sonatas for various instruments, op.1")
  • "12 сонат в трёх частях, сочинение 2" ("12 Sonatas in three parts, op.2")
  • "12 соло, сочинение 3" ("12 Solos, op.3")