Лойе ("Джон Лойе из Лондона"), Жан Батист
1680 - 1730

Назад

Жан Батист Лойе ("Джон Лойе из Лондона") (Jean Baptiste Loeillet ("John Loeillet of London")) - фламандский композитор

  • Крещён 18 ноября 1680 г. - Гент.
  • Умер 19 июля 1730 г. - Лондон.

Племянник Питера Лойе. Он был сыном Жана-Батиста Франсуа Лойе от его второй жены Барбе (урожденной Бюи); его часто путают с Жаном-Батистом Лойе ("Лойе де Гант"). Учитывая смерть его отца в 1685 году, вполне возможно, что Джона Лойе воспитывал его дядя Питер Лойе. Он поселился в Лондоне примерно в 1705 году, где его фамилия часто более или менее фонетически передавалась как "Лулли" или "Люлли Лулли", и он англизировал свое имя - Джон. В 1707 году он упоминается как участник оркестра Друри-Лейн, а год или два спустя он фигурирует в качестве главного гобоиста (и флейтиста) в списке оперного оркестра Королевского театра в Хеймаркете, составленном Хайдеггером. В 1710 году или вскоре после этого он начал давать еженедельные концерты в своем доме на Харт-стрит в Ковент-Гардене, где по известному случаю (вероятно, в декабре 1714 года) впервые в Англии прозвучали "Концерты Корелли гросси", соч.6. Лойе стал знаменитым мастером и преподавателем игры на клавесине. Существует предание, которое вполне может оказаться правдой, что именно он был главным инициатором введения поперечной флейты в качестве модного инструмента в Англии. В 1722 году вместе с Генделем, Крофтом и другими он опробовал новый орган в церкви Святого Диониса на задворках. Позже Лойе переехал на Ист-стрит, недалеко от площади Красного Льва, где и умер. В своем завещании, датированном 1 мая 1729 года и утвержденном 9 сентября 1730 года, он оставил наследство своему сводному брату Пьеру Лойе в Генте, сестре Катрин и брату Жаку (Жакобу) Лойе в Мюнхене; его юный кузен из Бордо, Этьен Жозеф Лойе, получил наследство и "самую лучшую из моих записей", а оставшимся наследником был Питер Лойе, "мой дядя из Бордо во Франции", также получивший "мою … Коллекция музыкальных пособий … и музыкальных инструментов, состоящих из скрипок, флейт всех видов, басовых виол. Девять наборов уроков для клавесина и спинета Джона Лойе из Лондона выдержаны в традициях английской клавишной музыки и включают в себя такие типично английские движения, как хорнпайп и сибелл. Они грамотно написаны и предъявляют скромные технические требования, но не дотягивают по качеству до работ его английских современников Блоу и Крофта. Его инструментальные сонаты выдержаны в стиле сонаты да кьеза, обычно состоящей из медленной первой части в едином ритме, быстрой фугированной части alla breve (часто с чередованием басов), медленной части, похожей на сарабанду, требующей большого количества украшений, и легкой джиги. В этих рамках Лойе использовал заметно отличающийся стиль для каждой из трех групп инструментов, для которых он писал. Его шесть трио-сонат для флейты и гобоя и шесть сонат для флейты с клавесином - самые консервативные произведения, и они следуют стереотипной формуле движений; бас просто поддерживает мелодические партии, но два высоких голоса имеют почти равный статус, тогда как в трио-сонатах для двух схожих мелодических инструментов вторая часть подчинена первой. Шесть трио-сонат для двух флейт менее предсказуемы по стилю, чем сонаты для флейты и гобоя. Трио-сонаты для двух скрипок представляют Лойе в его наиболее авантюрном исполнении, содержат идиоматические струнные фигуры и обширные темы, основанные на арпеджио, напоминающих Корелли и Вивальди, а партия виолончели более последовательно интегрирована в музыкальную текстуру.