Локк, Мэтью
1629 - 1677

Назад

Locke, Matthew

  • Дата рождения: около марта 1621 – марта 1623
  • Место рождения: вероятно, Эксетер, Англия
  • Дата смерти: незадолго до 10 августа 1677
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Портрет Лока, приписываемый Исааку Фуллеру, находящийся в Музыкальном факультете Оксфордского университета, имеет надпись «aetat 40 / anno domini 1662», что подразумевает, что он родился в промежутке между мартом 1621 и мартом 1623 года, тогда как Энтони Вуд писал, что он был «воспитан хористом в кафедральной церкви Экстера (будучи, как я полагаю, уроженцем Девона)»; возможно, он был сыном Хамфри Лока, плотника и гражданина Экстера, который женился на Элинор Деймонт в 1619 году. Вероятно, он присоединился к соборному хору около 1630 года, где его учителями были Эдвард Гиббонс (старший брат Орландо) и органист Джон Ладж, хотя Вуд упоминал, что он также обучался у Уильяма Уэйка, викария-мирянина. Он вырезал «Mathew Lock / 1638» на органном экране, возможно, когда его голос сломался, и был предупреждён деканом и главой капитула 29 августа 1640 года за драку с коллегой. Возможно, вторая резьба «ML / 1641» фиксирует год, когда он покинул хор.

Следующая запись о его деятельности — его копия итальянских мотетов с пометой «Сборник песен [составленный] когда я был в Нижних странах 1648». Карл I сделал Эксетер своей базой на западе в 1644 году и мобилизовал всех взрослых мужчин Девона в роялистскую армию, и возможно, что Лок был одним из тех, кто сопровождал принца Карла во Францию в 1646 году. Халс предположил, что Лок был с Карлом в Гааге в 1648 году и сопровождал герцога Ньюкасла в Антверпен в начале 1649 года. Возможно, именно тогда он стал католиком и переписал латинские мотеты как часть этого процесса; по-видимому, он взял их из антверпенских перепечаток венецианских изданий.

Аннотация «сделано по просьбе мистера Уильяма Уэйка для его учеников 1651» рядом с «Маленьким консортом» в его автографической партитуре указывает, что к тому времени он вернулся в Эксетер. Дуэты для двух басовых виол датированы 1652 годом, но не известно, где или для кого они были написаны.

Есть указания, что он провёл некоторое время в Херефордшире. Джон Обри писал, что между ним и антикварием и любителем музыки Сайласом Тейлором была «большая дружба», и что Тейлор «купил церковные земли (во время Содружества) и занимал половину епископского дворца в Херефорде». Он добавил, что Лок «женился на дочери мистера Гарнонса в Херефордшире», и визитация Херефорда 1683 года подтверждает, что его женой была Мэри, дочь Роджера Гарнонса из Трелоу, к югу от Херефорда. 29 марта 1654 года было сделано показание против «господина Мэттью Лока как паписта» и его участия в ссоре в Херефорде, а один канон он подписал как «Простой гимн, данный мистером Уильямом Бродом из Херефорда. [16]54»; Уильям Брод был викарий-хористом Херефордского собора. «Плоский консорт» с припиской «для моего кузена Кембла» связывают с членом известной католической семьи из замка Пембридж, Херефордшир.

Часто утверждают, что Лок был в Лондоне в 1653 году, когда была поставлена маска Джеймса Ширли «Купидон и смерть». Но вероятно, что тогда в произведении была только музыка Кристофера Гиббонса, а вклад Лока появился лишь в версии 1659 года. Других свидетельств его пребывания в столице до 1656 года нет, когда Плейфорд издал его «Малый консорт из трёх частей», а он написал утраченную вокальную музыку для четвёртой сцены пьесы Дэвенанта «Осада Родоса»; он разделил роль Адмирала Родоса с Питером Райманом. Он, вероятно, также написал музыку для пьес Дэвенанта «Жестокость испанцев в Перу» (около 25 июля 1658) и «История сэра Фрэнсиса Дрейка» (около 16 июня 1659). «Танец обезьян» и «Танец симеронов» в разделе Лока в сборнике Плейфорда «Придворные масочные арии» (1662) происходят, по всей видимости, из шестой сцены первой пьесы и второй сцены второй. Его вклад в «Купидон и смерть», созданный для полупубличного представления в школе верховой езды на Лестер-Филдс в 1659 году, заключался в расширении роли музыки: он переложил несколько оригинальных речей в речитатив, возможно, чтобы ввести власти в заблуждение и убедить их, что их запрет на драматические спектакли не распространяется на это произведение.

К моменту Реставрации в 1660 году Лок стал ведущим английским композитором: главные фигуры довоенной королевской музыки либо умерли во время Интеррегнума, либо приближались к отставке. Его назначили композитором «Частной музыки», группы музыкантов, игравших в королевских покоях в Уайтхолле. Подразделение под названием «Смешанный консорт» (так как оно объединяло скрипки, виолы и инструменты бассо континуо) продолжало традицию контрапунктической консортной музыки, развитой при дворе Карла I, и, по-видимому, исполняло два одноимённых цикла сюит Лока. Первый датирован 1661 годом в двух источниках, а второй, вероятно, был написан вскоре после этого. Но, как писал Роджер Норт, Карл II испытывал «совершенное отвращение к фантазиям» и предпочитал французскую танцевальную музыку, которую исполняла придворная скрипичная капелла «24 скрипки». Лок получил вторую должность как их композитор, уполномоченный «упорядочивать и направлять их во время его службы», хотя эта роль была вытеснена весной 1662 года, когда Джон Бэннистер создал «Избранный ансамбль» и фактически возглавил все «24 скрипки».

Лок также писал для группы духовиков. Его аллеманды и корранты — это торжественные сочинения для ансамбля из шести инструментов, использовавшиеся для сопровождения короля при его выходе и возвращении в покои. К тому же времени относятся два или три «Доброе утро для скрипок», одно из которых, в традиции шума труб, вероятно, использовалось для побудки в армии. Лок был назначен органистом королевской католической капеллы в феврале 1661 года, оставаясь в этой должности до конца жизни, получая годовой оклад 40 фунтов и участие в дополнительных выплатах. В связи с этой должностью он написал серию латинских мотетов, которые до настоящего времени сохранились в рукописях, находившихся прежде в библиотеке Чапел-Роял, хотя они, скорее всего, исполнялись именно в католической капелле. Они, как правило, написаны в простой двух- или трёхголосной манере с бассо континуо и демонстрируют уверенное владение традиционным имитационным контрапунктом в сочетании с выразительной гармонией и интенсивной риторикой, явно навеянной мотетами итальянских и южно-немецких мастеров середины XVII века.

К этому периоду относится и «Consort of four parts» (около 1663), в котором он написал несколько новых пьес для ансамбля скрипок, виолы и бассо континуо, а также включил в цикл переработанные фрагменты из своих более ранних «Consorts». По сравнению с музыкой для «Смешанного консорта» эти пьесы имеют более лёгкий характер, менее насыщенную полифонию и большую зависимость от гомофонных текстур. В них заметно влияние французской инструментальной музыки.

В 1664 году Лок предоставил музыку для постановки пьесы Роджера Бойла «Трагикомедия "Муравьи"». В том же году он стал главным композитором для театральных постановок при дворе. Музыка для спектаклей Джеймса Ширли и Бена Джонсона (например, «Маска о красоте», «Маска о принцах») не сохранилась, но известно, что именно Лок воссоздал традицию придворных масок, которая прервалась после смерти Карла I.

В 1670-е годы Лок достиг пика своей карьеры как театральный композитор. Одним из самых значительных его произведений стала музыка к трагикомедии Томаса Шедуэлла "Psyche" («Психея»), впервые поставленной в феврале 1675 года в театре Dorset Garden. Это сочинение считается первым английским примером «полу-оперы» — жанра, который позднее нашёл своё высшее выражение в произведениях Генри Перселла. В музыке к «Психее» Лок использовал развернутые речитативы, арии, инструментальные номера, хоровые сцены и танцевальные вставки, создавая масштабное и разнообразное полотно.

За два года до этого, в 1673 году, Лок написал музыку к постановке пьесы Сеттла "The Empress of Morocco" («Императрица Марокко»), где особое место занимает маска «Орфей и Эвридика». В 1674 году он создал музыку для новой версии шекспировской пьесы "The Tempest" («Буря»), переработанной Джоном Драйденом и Уильямом Д'Авнантом. Его партитура включает оркестровые увертюры, арии, ансамбли и хоры, что сближает её с ранними оперными традициями.

Помимо театральных сочинений, Лок активно работал как теоретик. В 1672 году он вступил в острую полемику с Томасом Сэлмоном, который предложил реформировать музыкальную нотацию. Лок ответил трактатом "Observations upon a Late Book, Entitled, An Essay to the Advancement of Musick" («Наблюдения по поводу недавно вышедшей книги под названием "Опыт усовершенствования музыки"»), где резко раскритиковал идеи Сэлмона. Тот в свою очередь опубликовал защиту ("A Vindication of an Essay to the Advancement of Musick", «Защита "Опыта усовершенствования музыки"»), а Лок продолжил спор трактатом "The Present Practice of Musick Vindicated" («Современная практика музыки оправдана»), где его поддержал Джон Филлипс, племянник Джона Мильтона, и издатель Джон Плейфорд. Эта дискуссия наглядно продемонстрировала столкновение консервативных и прогрессивных тенденций в английской музыкальной мысли XVII века.

Несмотря на острый характер спора, публикации Лока оказали значительное влияние на развитие английской музыкальной теории и закрепили за ним репутацию человека принципиального, хотя и склонного к резким выражениям.

После Реставрации в 1660 году Лок стал ведущим английским композитором: большинство музыкантов прежнего королевского двора умерли во время интеррегнума или близились к уходу на пенсию. Он был назначен композитором частной музыки (Private Music) — группы музыкантов, играющей в королевских покоях Уайтхолла. В состав группы входила секция Broken Consort («Смешанный консорт»), сочетавшая скрипки, виолы и континуо, где исполнялись его две одноимённые сюиты. Первая датируется 1661 годом, вторая была написана вскоре после.

Король Карл II предпочитал французский танцевальный стиль и оркестр 24 скрипки, хотя Лок продолжал развивать традицию контрапунктической музыки консорта, сформированную при дворе Карла I. Лок получил ещё одну должность композитора, с правом «управлять и направлять» 24 скрипки, но в 1662 году его роль была заменена Джоном Банистером, который создал Select Band и стал фактическим руководителем всего оркестра.

Лок также работал в королевской католической капелле при Екатерине Браганской, основанной в 1662 году (с 1671 — в Somerset House). Там он был органистом до конца жизни, хотя итальянские музыканты, служившие в капелле, не одобряли его стиль игры. Его латинские мотеты, вероятно, предназначались именно для капеллы королевы, однако отсутствие струнных инструментов оставляет сомнения относительно обстоятельств их исполнения.

В 1666 году он создал новую версию музыкального произведения по Десяти заповедям, полностью через-композицией, однако первая постановка была саботирована хором Chapel Royal. Лок опубликовал работу под названием "Modern Church-Musick Pre-accus’d, Censur’d, and Obstructed in its Performance before his Majesty" («Современная церковная музыка, предварительно обвинённая, подвергнутая цензуре и препятствиям в исполнении перед его Величеством»). Саму работу Самуэль Пипс оценил как «исключительно хорошую».

В 1665–1666 годах во время чумы Лок участвовал в деятельности Music School в Оксфорде, добавляя музыкальные номера к богослужебным произведениям и сочиняя новые фантазии и корранты (так называемая Oxford Suite). В 1673 году он написал оду для университетской церемонии (Descende caelo cincta sororibus regina, «Сойди с небес, облачённая королевой сестёр»).

Лок оставался активным до последних месяцев жизни. В 1673 году Джон Карр выпустил его Melothesia, or Certain General Rules for Playing upon a Continued-Bass («Мелотезия, или определённые общие правила игры на континуо»), включавшую клавирные произведения Лока. Он редактировал антологию Карра Tripla concordia, or A Choice Collection of New Airs in Three Parts («Тройная гармония, или избранная коллекция новых мелодий в трёх частях»), в которую включил три свои сюиты — последние его произведения для консорта.

Последние годы жизни Лока были отмечены постепенным ухудшением сил, но он оставался Master of the Music (руководителем музыки) до весны 1676 года и продолжал исполнять свои обязанности до 22 мая 1677 года. Он умер незадолго до 10 августа 1677 года, когда Генри Перселл был приведён к присяге как композитор 24 скрипок.

После смерти Лока его дочь Мария распорядилась имуществом, что указывает на отсутствие мужского наследника и на то, что жена Лока уже умерла. Его ранняя музыка оказала сильное влияние на Перселла, который написал трогательную элегию "On the Death of his Worthy Friend Mr. MATTHEW LOCKE, What hope for us remains now he is gone?" («О смерти его достойного друга мистера Мэттью Лока, какая надежда остаётся нам теперь, когда он ушёл?»)

Произведения

  • Вокальная музыка для консорта
  • Little Consort of Three Parts («Малый консорт из трёх партий»)
  • Duos for Two Bass Viols («Дуэты для двух басовых виол»)
  • Flat Consort for My Cousin Kemble («Консорт в бемоль для моего кузена Кембла»)
  • Сценическая музыка
  • Музыка для Cupid and Death («Амур и Смерть»)
  • Музыка для The Siege of Rhodes («Осада Родоса»)
  • Музыка для The Cruelty of the Spaniards in Peru («Жестокость испанцев в Перу»)
  • Музыка для The History of Sir Francis Drake («История сэра Фрэнсиса Дрейка»)
  • Музыка для The Apes Dance («Танец обезьян»)
  • Музыка для The Symerons Dance («Танец симеронов»)
  • Музыка для маска Orpheus and Euridice («Орфей и Эвридика»)
  • Музыка для The Empress of Morocco («Императрица Марокко»)
  • Музыка для The Tempest («Буря»)
  • Музыка для Psyche («Психея»)
  • Сакральная музыка
  • Латинские мотеты для капеллы королевы («Motets for the Queen’s Chapel»)
  • Be thou exalted Lord («Возвысься, Господь»)
  • «Descende caelo cincta sororibus regina» («Сойди с небес, облачённая, царица сестёр»)
  • Инструментальная музыка
  • Melothesia, or Certain General Rules for Playing upon a Continued-Bass («Мелотезия, или определённые общие правила игры по непрерывному басу»)
  • Сюиты для клавира и консорта из антологий Джона Карра (Tripla concordia, A Choice Collection of New Airs in Three Parts)

Ноты сочинений Мэтью Локка на сайте библиотеки IMSLP