Локателли, Пьетро Антонио
1695 - 1764

Назад

Locatelli, Pietro Antonio

  • Дата рождения: 3 сентября 1695
  • Место рождения: Бергамо, Италия
  • Дата смерти: 30 марта 1764
  • Место смерти: Амстердам, Нидерланды

Биография

Пьетро Антонио Локаттелли был итальянским композитором и исполнителем на скрипке. Его значимость особенно проявляется в работе L'arte del violino: 12 скрипичных концертов, включающей в себя 24 каприса для сольной скрипки, расположенные в первой и последней частях каждого концерта. Эта коллекция оказала огромное влияние на развитие техники игры на скрипке, особенно во Франции, где обучение скрипке продолжало нести следы его стиля виртуозности до начала XIX века. Локаттелли следует рассматривать как основателя современной инструментальной виртуозности, а также он оставил наследие произведений, стиль которых, начиная с его опуса 2, отражает аспекты наиболее передового стиля его времени.

Его родители — Филиппо Локаттелли и Лучия Крокки (или Тротта). Согласно архивному документу, Пьетро Антонио был первым из семи сыновей. Он, вероятно, изучал основы музыки в хоре базилики Сант-Мария-Маджоре в Бергамо, возможно, под руководством Лудовико Ферронати или Карло Антонио Марино, двух ведущих музыкантов города. В апреле 1710 года, в возрасте 14 лет, скрипач выступал как член инструментального ансамбля базилики, а в январе следующего года получил официальную должность третьего скрипача. В том же году, 1711, молодому Локаттелли было разрешено поехать в Рим.

Традиция, что он был одним из учеников Корелли, верна лишь в широком смысле, что он принадлежал к «школе» Корелли. На самом деле Локаттелли совершенствовал своё мастерство как скрипач под руководством признанного представителя престижного круга виртуозов, связанного с Корелли. Возможно, это был Джузеппе Валентини (известный тем, что играл вместе с Локаттелли в 1714 году на выступлениях, организованных аристократической семьёй Каэтани в Сермонете), который занимался его подготовкой, когда он впервые оказался в Риме, но одинаково вероятно, что Локаттелли искал помощи у кого-то из круга Оттобони уровня Франческо (Антонио) Монтанари или Доменико Гилардуцци.

Между 1717 и 1723 годами Локаттелли часто приглашали для выступлений, спонсируемых кардиналом Пьетро Оттобони в церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, и в этот же период он довольно регулярно участвовал в Congregazione dei Musici di S Cecilia и выступал с этим обществом в Риме несколько раз. Точно не известно, когда Локаттелли вступил в контакт с папским мажордомом монсеньором Камилло Чибо, которому посвящены его XII концертов гроссо, опус первый (1721), но он, безусловно, находился под покровительством этого знатного прелата довольно рано, возможно, с момента присоединения к Congregazione (1716).

После февраля 1723 года, даты его последнего задокументированного выступления в резиденции Оттобони, сведения о Локаттелли становятся редкими. Возможно, он тот «бергамаско», который играл в церкви Сан-Джакомо-дельи-Испаньоли в Риме в июле того года. Одно несомненно: имя Локаттелли исчезает из римских документов в 1723 году, одновременно с отъездом его покровителя, монсеньора Чибо.

Звание virtuoso da camera, присвоенное ландграфом Филиппом фон Гессен-Дармштадт, Габсбургским губернатором Мантуи, в 1725 году не является доказательством того, что он надолго пребывал при дворе ландграфа; следов визита Локаттелли в мантуанские архивы не обнаружено. Также венецианские архивы не показывают, что Локаттелли проживал в Венеции, хотя его пребывание там между 1723 и 1727 годами можно заключить из письма посвящения патрицию Джироламо Микьель Лини в начале концертов его Arte del violino, опус 3.

26 июня 1727 года Локаттелли находился в Мюнхене при дворе курфюрста Карла Альберта, где получил 12 золотых флоринов за выступление, а в следующем году он находился в Берлине, как подтверждает доклад посла из Брауншвейга в прусский двор, ссылаясь на выступление скрипача во дворце Монбижу в присутствии королевы Софии Доротеи. По традиции, Локаттелли попал ко двору Фридриха Вильгельма I Прусского из Дрездена в свите курфюрста Августа Сильного, и, якобы, давал два выступления перед королём Пруссии, получив от него подарок — «тяжёлую золотую шкатулку с дукатами». Проблема этой легенды заключается в точном характере связи Локаттелли с дрезденским двором: единственное указание на связь между Локаттелли и курфюрстом Саксонии, королём Польши, в то время — наличие некоторых его произведений в архиве дрезденской капеллы.

Доказательства пребывания Локаттелли во Франкфурте в 1728 году подтверждаются его подписью на странице личного альбома Хендрика ван Ухелена, в котором позже был опубликован Андонте из Сонаты для флейты опус 2 №3 (1732). В декабре того же года Локаттелли находился в Касселе, где получил плату в размере 80 имперских талеров за «оказанные услуги» при дворе ландграфа Карла фон Гессен-Кассель.

Причина пребывания Локаттелли в Амстердаме объясняется не проведением концертов в Нидерландах, а процветанием местных издательств музыки, обладавших передовыми технологиями и эффективной сетью распространения, что обеспечивало широкое международное распространение. В Амстердаме сотрудничество Локаттелли с издательством Роже и Ле Сэн, начавшееся с опуса 1 в 1721 году, продолжилось изданием его оркестровых произведений, а также выпуском камерных коллекций опусов 2, 5 и 8 за свой счёт, лично занимаясь продажей из дома. В 1731 году он получил привилегию печатать собственные произведения сроком на 15 лет, которая была продлена в 1746 году, что свидетельствует о продуманной практике публикации.

Судя по свидетельствам Локаттелли и его современников, он избегал публики, «и никогда не будет играть нигде, кроме как для джентльменов». Его регулярные средовые концерты в собственном доме, вероятно, предназначались для небольшого круга состоятельных любителей. Состояние его имущества на момент смерти показывает, что за 35 лет в Амстердаме он пользовался определённым достатком. Среди имущества были крупные коллекции произведений искусства и старых книг (по разным предметам и на разных языках), иногда в нескольких экземплярах, что указывает на его участие в коммерческой деятельности в северных Нидерландах, где тогда существовало множество коллекционеров.

Творчество

В музыкальной личности Локаттелли соседствуют два аспекта: как композитор, охватывающий два исторических периода, он проявлял восприимчивость к новым веяниям, а как исполнитель его позиция порой могла быть даже провокационной. Эта дихотомия вызвала путаницу в музыковедческих работах: сомнительный вкус многих из 24 каприсов в Arte del violino долгое время заслонял критикам историческую ценность произведения, технические требования которого ставят Локаттелли основателем виртуозного концерта XIX века. В психологическом плане Локаттелли также кажется прототипом современного виртуоза. Будь то как исполнитель или, немного позднее, как композитор, он оставляет у историка впечатление о развитии, преждевременно застрявшем в процветании и изоляции коммерческого города, такого как Амстердам.

Как скрипач, Локаттелли исследовал неизведанные области, особенно покорение верхнего регистра инструмента: его почти систематическое исследование достигает, в Arte del violino, c'''' (16-я позиция), а в «Capriccio, prova dell'intonazione» из Сонаты оп.6 №12 Локаттелли достигает b'''''' (22-я позиция). Расширения левой руки, двойные и тройные аккорды, полифонические пассажи, трели и двойные трели исследованы различными способами, почти систематически. Частое использование так называемого staccato-legato, напротив, иллюстрирует освоение новых возможностей для правой руки. Все эти нововведения принесли Локаттелли много критики при жизни, касающейся красоты звучания; современники сравнивали его неблагоприятно с менее инновационными и влиятельными скрипачами. Скрипичная техника Локаттелли в целом остаётся испытанием для исполнителя и по сей день.

Произведения Локаттелли включают концерты гроссо, сольные концерты, трио-сонаты и сонаты для одного мелодического инструмента с басом. Концерты гроссо оп.1, следуя модели оп.6 Корелли, делятся на восемь da chiesa и четыре da camera концерта. Они выделяются живостью контрапункта: фугатос, фуги и двойные фуги обычно выходят за пределы модели Корелли и демонстрируют знание римской контрапунктической традиции. Плотность текстуры усиливается использованием альта в группе концертин. Строгость этих концертов в основном оставлена в концертах оп.4 и оп.7: многие из них демонстрируют явную тенденцию к сольному концерту.

Флейтовые сонаты оп.2 были широко известны при жизни композитора; их структура уже демонстрирует черты, которые впоследствии повлияют на формирование сонатной формы. Они также демонстрируют движение к галантному стилю: мелодическая линия флейты характеризуется многочисленными украшениями, включая ломбардические ритмы, вздохи, аппогиатуры, синкопы и большое разнообразие ритмических значений над басом, основная функция которого — артикулировать гармонию.

Трио-сонаты оп.5 стремятся создать приятное настроение, тогда как скрипичные сонаты оп.6 и оп.8 представляют вершину творчества Локаттелли, показывая высоко персональную фузию способностей виртуозного скрипача с возможностями композитора, находящегося на передовой последних стилевых тенденций.

Произведения

Издание: Pietro Antonio Locatelli: Opera omnia (Полное собрание сочинений), ред. А. Даннинг и др. (Лондон, 1994)

Печатные произведения

Опубликованы в Амстердаме, если не указано иное

Опус 1

XII concerti grossi a 4 e a 5, 2 vn, 1/2 va, b (XII концертов гроссо для 4 и 5 голосов, 2 скрипки, 1/2 альта, бас) (1721, 1729)

Опус 2

XII sonate, fl, b (XII сонат для флейты и баса) (1732)

Опус 3

L'arte del violino: XII concerti … con XXIV capricci ad libitum, vn; 2 vn, va, vc, b (Искусство скрипки: XII концертов с XXIV каприсами по желанию, для скрипки соло; 2 скрипки, альт, виолончель, бас) (1733)

Опус 4

Parte Ia: VI introduttioni teatrali; Parte IIa: VI concerti, 2 vn, va, vc; 2 vn, va, b (Часть Iа: VI театральных интродукций; Часть IIа: VI концертов, 2 скрипки, альт, виолончель; 2 скрипки, альт, бас) (1735)

Опус 5

VI sonate a 3, 2 vn/fl, bc (VI сонат для трёх голосов, 2 скрипки или флейты, бас) (1736)

Опус 6

XII sonate … da camera, vn, b (XII камерных сонат для скрипки и баса) (1737)

Опус 7

VI concerti, 4 vn, 2 va, b (VI концертов для 4 скрипок, 2 альтов, бас) (1741)

Опус 8

X sonate; 6 for vn, b; 4 for 2 vn, b (X сонат; 6 для скрипки и баса; 4 для 2 скрипок и баса) (1744)

Опус 9

VI concerti, 2 vn, va, vc; 2 vn, va, b (VI концертов, 2 скрипки, альт, виолончель; 2 скрипки, альт, бас) (1762), утрачено

Спорные произведения

  • 6 сонат или дуэтов для 2 флейт/скрипок op.4 (Лондон, 1746)
  • 6 сонат для скрипки и виолончели/клавесина op.10 (Париж, 1770)
  • Менуэт из оп.6 №6 без вариаций
  • Различные движения, некоторые из оп.1 и оп.10

Рукописные произведения

  • Концерты для скрипки, струнных и баса
  • Симфония для похорон его супруги в Риме
  • Соната для скрипки и баса
  • Утраченные концерты и симфонии, упомянутые в каталогах XVIII века
  • Концерты гроссо для двух хоров, трубы, флейты, гобои, валторны, тимпаны, струнные, орган
  • Сонаты а2, а3 и другие инструментальные произведения, часть которых утеряна

Ноты сочинений Пьетро Антонио Локателли на сайте библиотеки IMSLP