Локателли, Пьетро Антонио
1695 - 1764

Назад

Locatelli, Pietro Antonio

Портрет композитора Пьетро Антонио Локателли

  • Дата рождения: 3 сентября 1695
  • Место рождения: Бергамо, Италия
  • Дата смерти: 30 марта 1764
  • Место смерти: Амстердам, Нидерланды

Биография

Пьетро Антонио Локаттелли был итальянским композитором и исполнителем на скрипке. Его значимость особенно проявляется в работе "Искусство скрипки": 12 скрипичных концертов, включающей в себя 24 каприса для сольной скрипки, расположенные в первой и последней частях каждого концерта. Эта коллекция оказала огромное влияние на развитие техники игры на скрипке, особенно во Франции, где обучение скрипке продолжало нести следы его стиля виртуозности до начала XIX века. Локаттелли следует рассматривать как основателя современной инструментальной виртуозности, а также он оставил наследие произведений, стиль которых, начиная с его сочинения 2, отражает аспекты наиболее передового стиля его времени.

Его родители — Филиппо Локаттелли и Лучия Крокки (или Тротта). Согласно архивному документу, Пьетро Антонио был первым из семи сыновей. Он, вероятно, изучал основы музыки в хоре базилики Сант-Мария-Маджоре в Бергамо, возможно, под руководством Лудовико Ферронати или Карло Антонио Марино, двух ведущих музыкантов города. В апреле 1710 года, в возрасте 14 лет, скрипач выступал как член инструментального ансамбля базилики, а в январе следующего года получил официальную должность третьего скрипача. В том же году, 1711, молодому Локаттелли было разрешено поехать в Рим.

Традиция, что он был одним из учеников Корелли, верна лишь в широком смысле, что он принадлежал к "школе" Корелли. На самом деле Локаттелли совершенствовал своё мастерство как скрипач под руководством признанного представителя престижного круга виртуозов, связанного с Корелли. Возможно, это был Джузеппе Валентини (известный тем, что играл вместе с Локаттелли в 1714 году на выступлениях, организованных аристократической семьёй Каэтани в Сермонете), который занимался его подготовкой, когда он впервые оказался в Риме, но одинаково вероятно, что Локаттелли искал помощи у кого-то из круга Оттобони уровня Франческо Монтанари или Доменико Гилардуцци.

Между 1717 и 1723 годами Локаттелли часто приглашали для выступлений, спонсируемых кардиналом Пьетро Оттобони в церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, и в этот же период он довольно регулярно участвовал в "Конгрегации музыкантов Святой Цецилии" и выступал с этим обществом в Риме несколько раз. Точно не известно, когда Локаттелли вступил в контакт с папским мажордомом монсеньором Камилло Чибо, которому посвящены его XII концертов гроссо, сочинение первое (1721), но он, безусловно, находился под покровительством этого знатного прелата довольно рано, возможно, с момента присоединения к Конгрегации (1716).

После февраля 1723 года, даты его последнего задокументированного выступления в резиденции Оттобони, сведения о Локаттелли становятся редкими. Возможно, он тот "бергамаско", который играл в церкви Сан-Джакомо-дельи-Испаньоли в Риме в июле того года. Одно несомненно: имя Локаттелли исчезает из римских документов в 1723 году, одновременно с отъездом его покровителя, монсеньора Чибо.

Звание "виртуоз опочивальни", присвоенное ландграфом Филиппом фон Гессен-Дармштадт, Габсбургским губернатором Мантуи, в 1725 году не является доказательством того, что он надолго пребывал при дворе ландграфа; следов визита Локаттелли в мантуанские архивы не обнаружено. Также венецианские архивы не показывают, что Локаттелли проживал в Венеции, хотя его пребывание там между 1723 и 1727 годами можно заключить из письма посвящения патрицию Джироламо Микьель Лини в начале концертов его "Искусства скрипки", сочинение 3.

26 июня 1727 года Локаттелли находился в Мюнхене при дворе курфюрста Карла Альберта, где получил 12 золотых флоринов за выступление, а в следующем году он находился в Берлине, как подтверждает доклад посла из Брауншвейга в прусский двор, ссылаясь на выступление скрипача во дворце Монбижу в присутствии королевы Софии Доротеи. По традиции, Локаттелли попал ко двору Фридриха Вильгельма I Прусского из Дрездена в свите курфюрста Августа Сильного, и, якобы, давал два выступления перед королём Пруссии, получив от него подарок — "тяжёлую золотую шкатулку с дукатами". Проблема этой легенды заключается в точном характере связи Локаттелли с дрезденским двором: единственное указание на связь между Локаттелли и курфюрстом Саксонии, королём Польши, в то время — наличие некоторых его произведений в архиве дрезденской капеллы.

Доказательства пребывания Локаттелли во Франкфурте в 1728 году подтверждаются его подписью на странице личного альбома Хендрика ван Ухелена, в котором позже был опубликован Анданте из Сонаты для флейты сочинение 2 номер 3 (1732). В декабре того же года Локаттелли находился в Касселе, где получил плату в размере 80 имперских талеров за "оказанные услуги" при дворе ландграфа Карла фон Гессен-Кассель.

Причина пребывания Локаттелли в Амстердаме объясняется не проведением концертов в Нидерландах, а процветанием местных издательств музыки, обладавших передовыми технологиями и эффективной сетью распространения, что обеспечивало широкое международное распространение. В Амстердаме сотрудничество Локаттелли с издательством Роже и Ле Сэн, начавшееся с сочинения 1 в 1721 году, продолжилось изданием его оркестровых произведений, а также выпуском камерных коллекций сочинений 2, 5 и 8 за свой счёт, лично занимаясь продажей из дома. В 1731 году он получил привилегию печатать собственные произведения сроком на 15 лет, которая была продлена в 1746 году, что свидетельствует о продуманной практике публикации.

Судя по свидетельствам Локаттелли и его современников, он избегал публики, "и никогда не будет играть нигде, кроме как для джентльменов". Его регулярные средовые концерты в собственном доме, вероятно, предназначались для небольшого круга состоятельных любителей. Состояние его имущества на момент смерти показывает, что за 35 лет в Амстердаме он пользовался определённым достатком. Среди имущества были крупные коллекции произведений искусства и старых книг (по разным предметам и на разных языках), иногда в нескольких экземплярах, что указывает на его участие в коммерческой деятельности в северных Нидерландах, где тогда существовало множество коллекционеров.

Творчество

В музыкальной личности Локаттелли соседствуют два аспекта: как композитор, охватывающий два исторических периода, он проявлял восприимчивость к новым веяниям, а как исполнитель его позиция порой могла быть даже провокационной. Эта дихотомия вызвала путаницу в музыковедческих работах: сомнительный вкус многих из 24 каприсов в "Искусстве скрипки" долгое время заслонял критикам историческую ценность произведения, технические требования которого ставят Локаттелли основателем виртуозного концерта XIX века. В психологическом плане Локаттелли также кажется прототипом современного виртуоза. Будь то как исполнитель или, немного позднее, как композитор, он оставляет у историка впечатление о развитии, преждевременно застрявшем в процветании и изоляции коммерческого города, такого как Амстердам.

Как скрипач, Локаттелли исследовал неизведанные области, особенно покорение верхнего регистра инструмента: его почти систематическое исследование достигает, в "Искусстве скрипки", c"" (16-я позиция), а в "Каприччио, проба интонации" из Сонаты сочинение 6 номер 12 Локаттелли достигает b"" (22-я позиция). Расширения левой руки, двойные и тройные аккорды, полифонические пассажи, трели и двойные трели исследованы различными способами, почти систематически. Частое использование так называемого стаккато-легато, напротив, иллюстрирует освоение новых возможностей для правой руки. Все эти нововведения принесли Локаттелли много критики при жизни, касающейся красоты звучания; современники сравнивали его неблагоприятно с менее инновационными и влиятельными скрипачами. Скрипичная техника Локаттелли в целом остаётся испытанием для исполнителя и по сей день.

Произведения Локаттелли включают концерты гроссо, сольные концерты, трио-сонаты и сонаты для одного мелодического инструмента с басом. Концерты гроссо сочинение 1, следуя модели сочинения 6 Корелли, делятся на восемь "да кьеза" и четыре "да камера" концерта. Они выделяются живостью контрапункта: фугатос, фуги и двойные фуги обычно выходят за пределы модели Корелли и демонстрируют знание римской контрапунктической традиции. Плотность текстуры усиливается использованием альта в группе концертин. Строгость этих концертов в основном оставлена в концертах сочинения 4 и сочинения 7: многие из них демонстрируют явную тенденцию к сольному концерту.

Флейтовые сонаты сочинение 2 были широко известны при жизни композитора; их структура уже демонстрирует черты, которые впоследствии повлияют на формирование сонатной формы. Они также демонстрируют движение к галантному стилю: мелодическая линия флейты характеризуется многочисленными украшениями, включая ломбардические ритмы, вздохи, аппогиатуры, синкопы и большое разнообразие ритмических значений над басом, основная функция которого — артикулировать гармонию.

Трио-сонаты сочинение 5 стремятся создать приятное настроение, тогда как скрипичные сонаты сочинение 6 и сочинение 8 представляют вершину творчества Локаттелли, показывая высоко персональную фузию способностей виртуозного скрипача с возможностями композитора, находящегося на передовой последних стилевых тенденций.

Произведения

Концерты

  • "12 концертов гроссо для 4 и 5 голосов, 2 скрипки, 1/2 альта, бас, сочинение 1" ("XII concerti grossi a 4 e a 5, 2 vn, 1/2 va, b, op.1")
  • "Искусство скрипки: 12 концертов с 24 каприсами по желанию, для скрипки соло; 2 скрипки, альт, виолончель, бас, сочинение 3" ("L'arte del violino: XII concerti … con XXIV capricci ad libitum, vn; 2 vn, va, vc, b, op.3")
  • "6 театральных интродукций и 6 концертов, 2 скрипки, альт, виолончель; 2 скрипки, альт, бас, сочинение 4" ("VI introduttioni teatrali e VI concerti, 2 vn, va, vc; 2 vn, va, b, op.4")
  • "6 концертов для 4 скрипок, 2 альтов, бас, сочинение 7" ("VI concerti, 4 vn, 2 va, b, op.7")
  • "6 концертов, 2 скрипки, альт, виолончель; 2 скрипки, альт, бас, сочинение 9" ("VI concerti, 2 vn, va, vc; 2 vn, va, b, op.9")

Камерная музыка

  • "12 сонат для флейты и баса, сочинение 2" ("XII sonate, fl, b, op.2")
  • "6 сонат для трёх голосов, 2 скрипки или флейты, бас, сочинение 5" ("VI sonate a 3, 2 vn/fl, bc, op.5")
  • "12 камерных сонат для скрипки и баса, сочинение 6" ("XII sonate … da camera, vn, b, op.6")
  • "10 сонат; 6 для скрипки и баса; 4 для 2 скрипок и баса, сочинение 8" ("X sonate; 6 for vn, b; 4 for 2 vn, b, op.8")

Спорные произведения

  • "6 сонат или дуэтов для 2 флейт или скрипок, сочинение 4" ("6 sonate o duetti per 2 flauti/violini, op.4")
  • "6 сонат для скрипки и виолончели или клавесина, сочинение 10" ("6 sonate per violino e violoncello/cembalo, op.10")

Ноты сочинений Пьетро Антонио Локателли на сайте библиотеки IMSLP