Локателли, Пьетро Антонио
1695 - 1764
Назад

Пьетро Антонио Локателли (Pietro Antonio Locatelli) - итальянский композитор и скрипач
- Родился 3 сентября 1695 г. - Бергамо.
- Умер 30 марта 1764 г. - Амстердам.
Особое значение для него имеет его произведение "Искусство скрипки": 12 концертов для скрипки с оркестром, в общей сложности 24 каприса для скрипки соло в первой и последней частях каждого концерта. Эта коллекция оказала огромное влияние на развитие скрипичной техники, особенно во Франции, где преподавание игры на скрипке продолжало носить признаки его виртуозного стиля вплоть до начала 19 века. Локателли следует считать отцом-основателем современной инструментальной виртуозности, и он также оставил множество произведений, стилистика которых, начиная с его op.2 и далее, отражает аспекты самого передового стиля того времени.
Его родителями были Филиппо Локателли и Лючия Крокки. Документ из архива Локателли указывает на то, что Пьетро Антонио был первым из семи сыновей. Он мог бы научиться основам музыки в хоре церкви Святой Марии Маджоре в Бергамо, возможно, под руководством Людовико Ферронати или Карло Антонио Марино, двух ведущих музыкантов города. В апреле 1710 года 14-летний скрипач появился в составе инструментального ансамбля базилики, а в январе следующего года получил официальную должность третьей скрипки. В том же 1711 году молодой Локателли получил разрешение отправиться в Рим. Легенда о том, что он был одним из учеников Корелли, верна только в том широком смысле, что он принадлежал к “школе” Корелли. На самом деле Локателли оттачивал свое мастерство скрипача под крылом признанного представителя престижного круга виртуозов, связанных с Корелли. Возможно, именно Джузеппе Валентини (который, как известно, играл вместе с Локателли в 1714 году на спектаклях, организованных аристократической семьей Каэтани в Сермонете) позаботился о его обучении, когда он впервые приехал в Рим, но не менее вероятно, что Локателли обратился за помощью к кому-то из окружения Оттобони такого уровня, как Франческо. (Антонио) Монтанари или Доменико Гилардуччи. В период с 1717 по 1723 год Локателли часто приглашали на выступления, спонсируемые кардиналом Пьетро Оттобони в соборе Святого Лоренцо в Дамазо, и в тот же период он довольно регулярно принимал участие в Конгрегации музыки Святой Чечилии и несколько раз выступал с этим обществом в Риме. Точно неизвестно, когда Локателли вступил в контакт с папским мажордомом монсеньором Камилло Сибо, которому была посвящена его XII концертная опера "Прима гросси" (1721), но он, несомненно, находился под покровительством этого благородного прелата довольно рано, возможно, с того времени, когда он был связан с католической церковью. Собрание (1716). После февраля 1723 года, когда он в последний раз появлялся в резиденции Оттобони, информация о Локателли становится скудной. Возможно, это тот самый "бергамаско", который играл в театре Джакомо дельи Спаньоли в Риме в июле того же года. Несомненно одно: имя Локателли исчезло из римских документов в 1723 году, в то самое время, когда его покровитель, монсеньор Сибо, покинул город. Титул "виртуоз камеры", которым ландграф Филипп фон Гессен-Дармштадт, габсбургский губернатор Мантуи, наградил Локателли в 1725 году, сам по себе не является доказательством того, что он какое-либо время находился при дворе ландграфа: в мантуанских архивах до сих пор не обнаружено никаких следов пребывания Локателли там. Венецианские архивы также не свидетельствуют о том, что Локателли проживал в этом городе, хотя о том, что он провел некоторое время в Венеции между 1723 и 1727 годами, можно судить по письму-посвящению патрицию Венето Джироламо Микиэлю Лини, возглавлявшему концерты в его "Искусстве скрипки", соч.3. 26 июня 1727 года Локателли был в Мюнхене, при дворе принца-курфюрста Карла Альберта, где получил 12 золотых флоринов за выступление, а на следующий год он был в Берлине, что подтверждается в отчете посла Брауншвейга при прусском дворе, в котором говорится о карьере скрипача. появление во дворце Монбижу в присутствии королевы Софии Доротеи. Предание гласит, что Локателли прибыл ко двору прусского короля Фридриха Вильгельма I из Дрездена в свите принца-курфюрста Августа Сильного, дал два представления перед королем Пруссии и получил от него в подарок “золотую монету в червонцах”. Проблема с этой легендой заключается в точных отношениях между Локателли и дрезденским двором: единственным свидетельством связи между Локателли и курфюрстом Саксонии, королем Польши, в то время было наличие некоторых произведений композитора в архиве Дрезденской капеллы. Свидетельством его пребывания во Франкфурте в 1728 году является его подпись на странице с изображением анданте, позже опубликованного в Сонате для флейты, соч.2, №3 (1732), в личном альбоме, принадлежащем Хендрику ван Учелену, бизнесмену голландского происхождения, жившему там. В декабре того же года Локателли был в Касселе, где получил вознаграждение в размере 80 имперских талеров за “услуги, оказанные” при дворе ландграфа Карла фон Гессен-Кассельского. Именно благодаря контактам Локателли с кассельским двором мы можем приблизительно определить дату его прибытия в Амстердам: из письма от декабря 1729 года принцу Максимилиану фон Гессену мы узнаем, что он пробыл в Амстердаме по меньшей мере четыре месяца и что он намеревался посетить Амстердам. оставайтесь там на всю зиму. Причина присутствия Локателли там объясняется не проведением концертов в Голландской Республике или, точнее, в Амстердаме, а процветающими музыкальными издательствами страны, которые, благодаря своим передовым технологиям и эффективной коммерческой сети, гарантировали широкое международное распространение. В Амстердаме сотрудничество Локателли с издательством "Роже и Ле Сен", начавшееся с публикации его сочинения op.1 в 1721 году, продолжилось публикацией его оркестровых произведений, в то время как он выпустил за свой счет сборники камерной музыки op.2, 5 и 8, лично взяв на себя ответственность за продажи из его собственного дома. В 1731 году он получил от государств Голландия и Восточная Фрисландия привилегию печатать свои собственные работы, которая действовала в течение 15 лет и была возобновлена в 1746 году, продемонстрировав тщательное планирование и практику публикации своих работ. По свидетельству самого Локателли и его современников, он избегал публики, "и он никогда не выступал нигде, кроме как с джентльменами". Его регулярные концерты по средам в собственном доме, вероятно, предназначались для небольшого круга преуспевающих любителей. Его состояние на момент смерти ясно свидетельствует о том, что за те 35 лет, что он провел в Амстердаме, он пользовался определенным достатком. Среди имущества в его доме были большие коллекции произведений искусства и старинных книг (охватывающих различные области и на разных языках), иногда в нескольких экземплярах, что позволяет предположить, что он занимался коммерческой деятельностью в северных Нидерландах, где в то время было множество коллекционеров.
В музыкальной личности Локателли соседствуют два аспекта: как композитор, охватывающий две эпохи, он проявил себя восприимчивым к переменам в атмосфере, в то время как как исполнитель его позицию можно даже назвать провокационной. Выявленная таким образом дихотомия привела к путанице в музыковедческих трудах: сомнительный вкус многих из "24 капризов искусства скрипки" долгое время не позволял критикам оценить историческую ценность произведения, исключительные технические требования к которому сделали Локателли отцом-основателем виртуозного концерта 19-го века. По своему психологическому складу Локателли также является прототипом современного виртуоза. Будь то исполнитель или – чуть позже – композитор, он оставляет у историка впечатление о развитии событий, преждевременно застрявших в процветании и изоляции такого коммерческого города, как Амстердам. Как скрипач Локателли исследовал неизведанную территорию, особенно в освоении самого верхнего регистра инструмента: в "Искусстве скрипки" его почти систематические исследования достигают до"" (16-я позиция), а в "Каприччио, прова дель интонационе" в сонате соч.6 №12 Локателли достигает b""" (22-я позиция). В левой руке двойные ноты, аккорды, полифонические пассажи, трели и двойные трели исполняются различными способами и встречаются почти систематически. С другой стороны, частое использование так называемого стаккато-легато является примером исследования новых возможностей правой руки. В целом, эти инновации вызвали у Локателли много критики при его жизни в связи с красотой звучания, и современные критики негативно сравнивали его со скрипачами, которые, безусловно, были менее инновационными и влиятельными. Скрипичная техника Локателли в целом и по сей день остается сложной задачей для исполнителя. Произведения Локателли включают в себя concerti grossi, сольные концерты, трио-сонаты и сонаты для одного инструмента и баса. Концерти-гросси соч.1, созданный по образцу соч.6 Корелли, разделен на восемь концертов да кьеза и четыре концерта да камера. Их отличает живость контрапункта: фугато, фуги и двойные фуги, как правило, выходят за рамки модели Корелли и свидетельствуют о знакомстве с римской контрапунктической традицией. Их плотность текстуры еще больше усиливается за счет использования альта в группе концертино. Во многих концертах прослеживается явная тенденция к сольному концерту. Сонаты для флейты, соч.2, были широко известны во времена композитора; в их структуре уже прослеживаются черты, которые впоследствии повлияли на формирование сонатной формы. Они также демонстрируют движение в сторону стиля galant: мелодическая линия флейты характеризуется многочисленными украшениями, включая ломбардские ритмы, вздохи, апподжиатуры, синкопы и огромное разнообразие ритмических значений на басу, единственная функция которого - выражать гармонию. Трио-сонаты op.5 призваны создать приятное настроение, в то время как скрипичные сонаты op.6 и 8 представляют собой вершину творчества Локателли, демонстрируя в высшей степени индивидуальное сочетание способностей скрипача-виртуоза и композитора, находящегося на переднем крае последних стилистических тенденций.
Ноты сочинений Пьетро Антонио Локателли на сайте библиотеки IMSLP