Литерес, Антонио
1673 - 1747
Назад
Literes, Antonio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Литерес был испанским композитором и исполнителем на виолоне. Он начал формальное музыкальное образование в 1686 году в хоровой школе Королевской капеллы Испании и изучал виолон у Мануэля де Собы. В 1693 году патриарх капеллы признал Литереса опытным исполнителем на виоле, скрипке и виолоне, а также способным композитором. После экзамена ему было присвоено звание исполнителя на виолоне в капелле и временного преподавателя для хористов. Позже он стал главным исполнителем на виолоне в Королевской капелле при Бурбонском короле Филиппе V и ценился как композитор за свои духовные и светские произведения. В 1720 году патриарх Королевской капеллы отметил, что таланты Литереса как композитора и исполнителя на виолоне значительно превосходят способности его коллег.
Документы Королевской капеллы показывают, что Литерес писал музыку для капеллы с 1690-х годов. После того как Себастьян Дурон покинул должность капельмейстера в 1696 году, Литереса приглашали сочинять "вильянсикос" на праздник Пресвятого Тела Христова, "Ламентации" на Страстную неделю и другую необходимую музыку для служб "Сорок часов". В 1734 году после разрушительного пожара в Алькасаре, уничтожившего музыкальный архив Королевской капеллы, Литерес, вместе с Хосе Неброй и тогдашним капельмейстером Жозефом де Торресом, был назначен восстанавливать коллекцию и создавать новую музыку для замены утраченной. Это подтверждает его плодовитость и способность сочинять музыку во всех жанрах своего времени — от строгих латинских произведений до современных песен, арий и вильянсикос в традиционном испанском и паневропейском стиле.
Кроме работы в Королевской капелле, с 1697 года Литереса всё чаще привлекали к выступлениям в оркестре Королевского театра и, вероятно, к постановкам пьес с музыкой Хуана Идальго и новыми произведениями Дурона и Хуана де Наваса. Этот опыт принес свои плоды, и Литерес стал ведущим театральным композитором на некоторое время, создав несколько сарсуэл (четыре на тексты Хосе де Каньисареса) и полностью вокальное произведение в стиле серенаты "Элементы", описываемое как "гармоническая опера в итальянском стиле". Четыре партитуры сарсуэл и партитура "Элементы" сохранились.
Литерес публиковал некоторые произведения в первые годы XVIII века в "Типографии музыки" Жозефа де Торреса. Он также был одним из первых испанских композиторов, наряду с Хуаном де Серкейрой и Торресом, писавших и публиковавших кантаты; многие из них предназначались для аристократических покровителей, а некоторые — из театральных произведений. "Элементы" была посвящена герцогине Медина де лас Торрес, а также, вероятно, Литерес писал для герцогини Осуна; его сын Хосе Литерес Санчес играл на виолоне и виолончели в её придворном оркестре. В июле 1722 года "дон Антонио Литерес" получил оплату за партитуру "палестра и академия", вероятно, это был сам Антонио Литерес, а не его сын.
Важность Литереса как театрального композитора выходила за пределы двора и аристократии, распространяясь на коммерческие театры Мадрида; он, возможно, был первым придворным композитором, который извлек выгоду из политики нового Бурбонского монарха, разрешавшей музыкантам при дворе выступать и сочинять музыку для праздников вне дворца. Согласно сохранившимся счетам театров "Крус" и "Принсипе", постановки сарсуэл Литереса имели стабильный успех, даже если изначально были написаны до 1720 года. В 1711 году он получил оплату за музыку к "Скорее мертвая, чем чужая", сарсуэле, исполненной в публичном театре "Театро дель Принсипе". Наиболее известным произведением является "Аксис и Галатея", которая после премьеры при дворе в 1708 году стала самой знаменитой работой первой половины века в публичных театрах, оставаясь популярной на протяжении двух десятилетий.
Несмотря на талант, Литерес умер в долгах, главным образом потому, что большая часть его жалованья за ранние годы работы при дворе оставалась невыплаченной. В числе немногих вещей, упомянутых в инвентаре его имущества, был "виолон из Кремоны, изготовленный самим Страдивариусом".
Литерес писал как духовную, так и светскую музыку. Он был мастером испанской театральной музыки, умело сочетая национальные традиции с паневропейскими и итальянскими влияниями. Его вильянсикос, сарсуэлы и кантаты демонстрируют как строгость и ясность формы, так и яркие мелодические линии, итальянские да капо арии и сложную инструментальную фактуру. Музыка Литереса отличается разнообразием, эмоциональной выразительностью и художественной изысканностью, сочетая национальный колорит с влиянием итальянского барокко.
Сценические произведения
Кантаты
Духовные произведения
Народные песнопения
Ноты сочинений Антонио Литереса на сайте библиотеки IMSLP