Литерес, Антонио
1673 - 1747
Назад
Literes, Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Литерес был испанским композитором и исполнителем на виолоне. Он начал формальное музыкальное образование в 1686 году в хоровой школе Королевской капеллы Испании и изучал виолон у Мануэля де Собы. В 1693 году патриарх капеллы признал Литереса опытным исполнителем на виоле, скрипке и виолоне, а также способным композитором. После экзамена ему было присвоено звание исполнителя на виолоне в капелле и временного преподавателя для хористов. Позже он стал главным исполнителем на виолоне в Королевской капелле при Бурбонском короле Филиппе V и ценился как композитор за свои сакральные и светские произведения. В 1720 году патриарх Королевской капеллы отметил, что таланты Литереса как композитора и исполнителя на виолоне значительно превосходят способности его коллег.
Документы Королевской капеллы показывают, что Литерес писал музыку для капеллы с 1690-х годов. После того как Себастьян Дурон покинул должность капельмейстера в 1696 году, Литереса приглашали сочинять «вильянсикос» на праздник Пресвятого Тела Христова, Ламентации на Страстную неделю и другую необходимую музыку для служб «Сорок часов». В 1734 году после разрушительного пожара в Алькасаре, уничтожившего музыкальный архив Королевской капеллы, Литерес, вместе с Хосе Неброй и тогдашним капельмейстером Жозефом де Торресом, был назначен восстанавливать коллекцию и создавать новую музыку для замены утраченной. Это подтверждает его плодовитость и способность сочинять музыку во всех жанрах своего времени — от строгих латинских произведений до современных песен, арий и вильянсикос в традиционном испанском и паневропейском стиле.
Кроме работы в Королевской капелле, с 1697 года Литереса всё чаще привлекали к выступлениям в оркестре Королевского театра и, вероятно, к постановкам пьес с музыкой Хуана Идальго и новыми произведениями Дурона и Хуана де Наваса. Этот опыт принес свои плоды, и Литерес стал ведущим театральным композитором на некоторое время, создав несколько сарсуэл (четыре на тексты Хосе де Каньисареса) и полностью вокальное произведение в стиле серенаты «Los elementos», описываемое как «ópera armónica al estilo italiano» («гармоническая опера в итальянском стиле»). Четыре партитуры сарсуэл и партитура «Los elementos» сохранились.
Литерес публиковал некоторые произведения в первые годы XVIII века в Imprenta de Música Жозефа де Торреса. Он также был одним из первых испанских композиторов, наряду с Хуаном де Серкейрой и Торресом, писавших и публиковавших кантаты; многие из них предназначались для аристократических покровителей, а некоторые — из театральных произведений. «Los elementos» была посвящена герцогине Медина де лас Торрес, а также, вероятно, Литерес писал для герцогини Осуна; его сын Хосе (Жозеф) Литерес Санчес играл на виолоне и виолончели в её придворном оркестре. В июле 1722 года «дон Антонио Литерес» получил оплату за партитуру «la Palestra y Academia», вероятно, это был сам Антонио Литерес, а не его сын.
Важность Литереса как театрального композитора выходила за пределы двора и аристократии, распространяясь на коммерческие театры Мадрида; он, возможно, был первым придворным композитором, который извлек выгоду из политики нового Бурбонского монарха, разрешавшего музыкантам при дворе выступать и сочинять музыку для праздников вне дворца. Согласно сохранившимся счетам театров «Cruz» и «Príncipe», постановки сарсуэл Литереса имели стабильный успех, даже если изначально были написаны до 1720 года. В 1711 году он получил оплату за музыку к «Antes difunta que ajena», сарсуэле, исполненной в публичном театре «Teatro del Príncipe». Наиболее известным произведением является «Accis y Galatea», которая после премьеры при дворе в 1708 году стала самой знаменитой работой первой половины века в публичных театрах, оставаясь популярной на протяжении двух десятилетий.
Несмотря на талант, Литерес умер в долгах, главным образом потому, что большая часть его жалованья за ранние годы работы при дворе оставалась невыплаченной. В числе немногих вещей, упомянутых в инвентаре его имущества, был «виолон из Кремоны, изготовленный самим Страдивариусом».
Литерес писал как сакральную, так и светскую музыку. Он был мастером испанской театральной музыки, умело сочетая национальные традиции с паневропейскими и итальянскими влияниями. Его вильянсикос, сарсуэлы и кантаты демонстрируют как строгость и ясность формы, так и яркие мелодические линии, итальянские да капо арии и сложную инструментальную фактуру. Музыка Литереса отличается разнообразием, эмоциональной выразительностью и художественной изысканностью, сочетая национальный колорит с влиянием итальянского барокко.
Сценические
«Júpiter y Danae» («Юпитер и Данаи», сарсуэла, 3 действия)
«Los elementos» («Элементы», серената-подобная опера)
«Accis y Galatea» («Аксис и Галатея», сарсуэла, 2 действия)
«Con música y por amor» («С музыкой и из любви», 1 акт, сарсуэла, 2 действия, музыка первая часть; 2 акт — Хуан де Навас)
«Antes difunta que ajena» («Скорее мертвая, чем чужая», сарсуэла, музыка утрачена)
«Hasta lo insensible adora» («До неощутимого поклонение», сарсуэла, 2 действия)
«El estrago en la fineza» («Разрушение в изяществе», сарсуэла, 2 действия)
Кантаты
10 «Cantadas humanas» («Человеческие кантаты»)
5 «Cantadas al Sacramento» («Кантаты к таинству»):
«Ah del rústico» («Ах, деревенский»)
«Aliento humano desvolo» («Человеческий дух улетает»)
«Dexame ingrata llorar» («Оставь меня, неблагодарный, плакать»)
«Déjame tirano Dios» («Оставь меня, тиран Бог»)
«Estaba Fili hermosa» («Была Фили прекрасна»)
Другие произведения
Сакральная музыка: 3 «missas de facistol» («мессы с хоральной платформы»), 8 «Magnificat» («Величания»), 14 «Vespers pss» («Вечерни песнопения», 4 голоса), 10 гимнов, «Miserere mei Deus» («Помилуй меня, Боже», 8 голосов, скрипки, виолон, клавесин/орган, бас континуо), «Sanctorum meritis» («По заслугам святых», 4 голоса).
Тоносы и вильянсикос: песнопения и народные песнопения в Испании и Мексике.
Инструментальные: «Obertura» («Увертюра»), для обоев, валторн, скрипок, виолона и бас континуо.
Ноты сочинений Антонио Литереса на сайте библиотеки IMSLP