Литерес, Антонио
1673 - 1747
Назад

Антонио Литерес (Antonio Literes) - испанский композитор
- Родился 18 июня 1673 г. - Арта, Майорка.
- Умер 18 января 1747 г. - Мадрид.
Он начал свое официальное музыкальное образование в 1686 году в хоровой школе испанской королевской капеллы и учился игре на виолончели у Мануэля де Собы. В 1693 году настоятель капеллы признал его искусным исполнителем на виоле, скрипке и виолончели, а также компетентным композитором. После экзамена он получил должность виолончелиста в капелле и временно исполнял обязанности наставника мальчиков из хора. Позже он стал главным виолончелистом королевской капеллы при короле Бурбонах Филиппе V и пользовался уважением как композитор как за свои духовные, так и за светские произведения. В 1720 году настоятель королевской капеллы отметил, что таланты Литереса как композитора и виолончелиста намного превосходят таланты его коллег. Документы, относящиеся к королевской часовне, ясно свидетельствуют о том, что Литрес сочинял музыку для часовни в 1690-х годах. После того, как Себастьян Дюрон в 1796 году покинул пост маэстро де Капильи, Литресу было поручено сочинить "вильянсико на праздник Тела Христова", "Плачи на Страстную неделю" и все, что могло понадобиться для служения в Оральной четверти. В 1734 году, после того как катастрофический пожар во дворце Алькасар уничтожил музыкальный архив королевской капеллы, Литресу, Хосе Небре и тогдашнему маэстро де Капилья Джозефу де Торресу была поручена огромная задача по восстановлению коллекции и сочинению новой музыки взамен утраченной. Это само по себе является доказательством плодотворности Литереса и его способности сочинять музыку в любом жанре своего времени, от произведений на священной латыни в строгом стиле до ярких современных песен, арий и вильянсико как в традиционном испанском, так и в общеевропейском стиле. Его репутация была такова, что 22 января 1720 года ему было поручено сочинить ораторию о жизни Святого Висента для Лиссабонского кафедрального собора, а также цикл "Вильянсико" для предыдущего вечера. В дополнение к своим обязанностям в королевской капелле, с 1697 года Литереса все чаще приглашали выступать в оркестре королевского театра, и, вероятно, он участвовал в возрождении пьес на музыку Хуана Идальго и постановках новых произведений Дюрона и Хуана де Наваса. Это знакомство, очевидно, принесло свои плоды, поскольку Литерес на некоторое время сменил изгнанного Дюрона на посту ведущего театрального композитора, написав несколько сарсуэл (четыре на тексты Хосе де Каньисареса) и полностью исполненное произведение, похожее на серенаду, "Los elementos", которое называют "оперой армоники для итальянцев". Четыре "зарсуэлы" и "Лос элементоса" сохранились. Было опубликовано несколько произведений в первые годы XVIII века издательством "Импрента музыки" Джозефа де Торреса. Он также был одним из первых испанских композиторов (наряду с Хуаном де Серквейрой и Торресом), написавших и опубликовавших кантаты; многие из них, вероятно, предназначались для аристократических покровителей, но ряд кантат Литереса взяты из театральных произведений. "Los elementos" был посвящен герцогине Медина-де-лас-Торрес (в честь ее дня рождения), а "Literes", вероятно, также были написаны для герцогини Осуна; его сын Хосе (Джозеф) Литерес Санчес (умер в Мадриде 26 сентября 1746 года) играл на виолончели в ее придворном оркестре. В июле 1722 года некоему "дону Антонио Литересу" заплатили за то, что он предоставил партитуру для "Палестры и академии" - либо придворного представления с таким названием, либо музыки, исполняемой во время интеллектуального, музыкального и литературного конкурса. Вероятно, это был сам Антонио Литерес, а не его сын Антонио Литерес Монтальбо (умер в Мадриде 2 декабря 1768 года), органист королевской капеллы и коллега Небры (который также работал на герцогиню Осуна). Значение Литереса как театрального композитора распространялось не только на двор и аристократию, но и на коммерческие публичные театры Мадрида; он был, пожалуй, первым придворным композитором, который воспользовался открытой политикой недавно установившейся монархии Бурбонов, позволившей придворным музыкантам выступать и сочинять музыку не только для праздников королевского двора. Согласно сохранившимся свидетельствам театров Круса и Принсипи, "Сарсуэлы" на музыку Литереса с неизменным успехом исполнялись сезон за сезоном вплоть до 1734 года, хотя первоначально они были написаны до 1720 года. В 1711 году ему заплатили за музыку к "Предвестникам несчастья в Аджене", "зарсуэле", поставленной в июле в публичном театре Принсипи. Самый яркий пример - "Несчастный случай в Галатее". После придворной премьеры в 1708 году она стала самым известным произведением первой половины столетия в государственных театрах и пользовалась народной поддержкой в течение двух десятилетий. Хотя Литрес продолжал сочинять для королевской капеллы, его влияние при дворе было подорвано новоприбывшими итальянскими композиторами, пользующимися благосклонностью королевы, несмотря на то, что Литрес явно принадлежал к небольшой группе испанских придворных композиторов, которые в начале века сознательно перенимали иностранные формы и техники. Некоторые из его произведений, написанных на испанском языке, сохраняют традиционный испанский подход к тексту и эмоциональному выражению, с контролируемым использованием диссонанса. В то же время в его партитурах много пьес, написанных в итальянском или общеевропейском стиле: арии да капо с очень мелизматичными вокальными партиями, фрагментарностью поэтического текста, быстрыми фигурациями в инструментальных партиях и итальянскими выразительными приемами. Литерес действительно был лидером в эпоху стилистического многообразия. Современники, осуждавшие стилистический импорт и инновации в музыке других музыкантов, оценивали его музыку как сохраняющую истинно испанские качества ‘сладости’ и ‘элегантности’. Несмотря на свой талант, Литерес умер в долгах, в основном потому, что большая часть его зарплаты за первые годы работы при дворе оставалась невыплаченной. Среди немногих предметов, отмеченных в описи его имущества, была “виола из Кремоны, изготовленная самим Страдивари”.
Ноты сочинений Антонио Литереса на сайте библиотеки IMSLP