Линли - сын, Томас
1756 - 1778
Назад
Linley - son, Thomas

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Линли (младший) — английский композитор и скрипач, сын Томаса Линли (старшего). Он был одним из самых одарённых и рано проявивших себя музыкантов Англии XVIII века.
Уже в раннем детстве он продемонстрировал выдающиеся музыкальные способности и занимался музыкой под руководством своего отца. Первое публичное выступление состоялось 29 июля 1763 года в Бристоле, где семилетний мальчик исполнил концерт. С 1763 по 1768 годы он учился у Уильяма Бойса. В 1767 году вместе с сестрой Элизабет Энн Линли он впервые выступил в Лондоне в спектакле "The Fairy Favour" ("Фея-благосклонность"), где пел, танцевал хорнпайп и играл на скрипке.
В 1768 году Линли отправился в Италию и занимался у знаменитого скрипача Пьетро Нардини во Флоренции около трёх лет. Там он познакомился с Моцартом (апрель 1770 года) и Чарльзом Бёрни (сентябрь того же года). Вернувшись в Англию в 1771 году, он стал постоянным участником концертов в Бате и Лондоне. С 1773 по 1778 годы он был концертмейстером театра Друри-Лейн и часто исполнял концерты между действиями ораторий.
Несмотря на раннюю смерть, от него сохранилось несколько произведений, демонстрирующих лёгкость мелодии, уверенное владение контрапунктом и изобретательную оркестровку. Его гимн "Let God arise" ("Да воскреснет Бог", 1773, Вустерский фестиваль) показывает зрелое владение силами хора, солистов и оркестра.
В 1775 году он вместе с отцом написал музыку к комической опере "The Duenna, or The Double Elopement" ("Дуэнья, или Двойное бегство") по пьесе Ричарда Шеридана. Несмотря на поспешность создания, его песни углубили характеристику персонажей и внесли в оперу художественную целостность.
Особое место занимает "A Lyric Ode on the Fairies, Aerial Beings, and Witches of Shakespeare" ("Лирическая ода о феях, воздушных существах и ведьмах Шекспира", 1776, текст Фрэнсиса Лоуренса). В этом сочинении он варьирует настроение от торжественных ганделевских фуг до лёгкой «сказочной» музыки для гобоя и романтических эпизодов для «духов». В музыке слышны отзвуки Пёрселла, Генделя, Иоганна Кристиана Баха и особенно Арна.
Трагическая гибель Линли в 1778 году в результате несчастного случая на лодке во время отдыха с семьёй в замке Гримсторп стала одной из величайших потерь английской музыки.
Его портреты писал Томас Гейнсборо: один (ок. 1773) хранится в галерее Далидж, второй — в Гринвиче (Коннектикут, США), а третий, двойной портрет с сестрой Элизабет, — в Уильямстауне (Массачусетс, США).
Несмотря на короткую жизнь, Линли оставил яркий след в английской музыке XVIII века. Его сочинения отличаются мелодической изобретательностью, мастерством оркестровки и зрелым стилем, что делает его одной из самых трагических «утраченных надежд» английского искусства.
Его вклад включает музыку для театра, духовные оды и гимны, а также инструментальные сочинения, в частности концерты и сонаты для скрипки.
Сценические
Духовные и вокальные произведения
Инструментальные
Ноты сочинений Томаса Линли - сына на сайте библиотеки IMSLP