Линли - отец, Томас
1733 - 1795
Назад
Linley - father, Thomas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Линли был английским композитором и концертным дирижёром. Его отец, Уильям, был плотником и в конце 1740-х годов переехал в Бат. С юных лет Томас проявил выдающиеся музыкальные способности и начал обучение у Томаса Чилкота, органиста аббатства Бат. Позднее он продолжил занятия в Лондоне у Уильяма Бойса, а также, возможно, у итальянского клавесиниста Парадизи, проживавшего в Англии с 1746 по 1770 год.
С середины 1750-х годов Линли руководил концертами в Бате и выступал в Лондоне как солист. Его педагогический дар особенно проявился в воспитании собственных детей, многие из которых стали одарёнными музыкантами и певцами. В 1752 году он женился на Мэри Джонсон, с которой имел двенадцать детей. Трое из них дожили до взрослого возраста, остальные умерли раньше, что сильно омрачило последние годы композитора.
Несколько детей Линли были связаны с музыкой и театром: Самуэль был гобоистом, Мария была певицей ораториальных партий на сцене театра Друри-Лейн, Джейн Нэш была певицей-любительницей, вышедшей замуж за Чарльза Уорда, секретаря театра Друри-Лейн.
Первая крупная лондонская удача Линли — опера "Королевский купец". В 1774 году его пригласили в театр Друри-Лейн, где он стал со-директором ораториальных концертов сначала с Джоном Стэнли, а затем с Самуэлем Арнольдом. С 1776 года он окончательно поселился в Лондоне, став одним из четырёх совладельцев театра Друри-Лейн вместе с зятем Ричардом Бринсли Шериданом.
С 1775 года, начиная с постановки "Дуэнья, или Двойное бегство", до конца жизни Линли создавал, аранжировал и компилировал музыку более чем к тридцати пьесам, пантомимам и другим театральным постановкам. Иногда он писал лишь отдельные песни, а иногда создавал полные партитуры. Его гармонизация генерал-баса "Оперы нищего" имела большой успех.
Как музыкальный директор, он также занимался постановкой ораторий, исполнявшихся в театре каждую среду и пятницу во время Великого поста. Среди его сочинений — многочисленные песни, гли, элегии и кантаты. Его музыка отличалась простотой и выразительностью мелодий, нередко трогательных по настроению, как в арии "Нет цветка, что распускается" из оперы "Селима и Азор".
Начиная с середины 1780-х годов в музыке Линли ощущается влияние Гайдна. В последние годы жизни он чаще использовал переработку собственных и чужих тем.
В 1777 году Линли был избран членом Королевского общества музыкантов. После смерти его похоронили в соборе города Уэллс, где сын Уильям установил памятную плиту.
В некрологе в "Джентльменском журнале" отмечалось: "Его произведения не отличаются яркими признаками гениальности, но неизменно свидетельствуют о вкусе, чувстве и полном знании искусства. Публика обязана ему множеством прекрасных арий; он с большим умением гармонизировал мелодии прежних авторов; и если ему не было дано поражать возвышенными эффектами, его сочинения всегда умиротворяют и очаровывают своей деликатностью, простотой и нежностью".
Томас Линли был не только композитором, но и дирижёром, организатором концертов и педагогом. Его главная область деятельности — музыка для театра: оперы, пантомимы, музыкальные интермедии, а также аранжировки чужих сочинений.
Его творчество объединяет традиции английской театральной музыки XVIII века и новые тенденции, принесённые Гайдном и другими европейскими композиторами. Линли умел создавать простые, но выразительные мелодии, которые пользовались успехом у публики. Его творчество представляет собой важный этап в развитии английской театральной музыки второй половины XVIII века.
Оперы и сценические произведения
Вокальные произведения
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Томаса Линли - отца на сайте библиотеки IMSLP