Линли - отец, Томас
1733 - 1795

Назад

Linley - father, Thomas

Портрет композитора Томас Линли - отец

  • Дата рождения: 17 января 1733 года
  • Место рождения: Бадминтон, Глостершир, Англия
  • Дата смерти: 19 ноября 1795 года
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Томас Линли был английским композитором и концертным дирижёром. Его отец, Уильям, был плотником и в конце 1740-х годов переехал в Бат. С юных лет Томас проявил выдающиеся музыкальные способности и начал обучение у Томаса Чилкота, органиста аббатства Бат. Позднее он продолжил занятия в Лондоне у Уильяма Бойса, а также, возможно, у итальянского клавесиниста Парадизи, проживавшего в Англии с 1746 по 1770 год.

С середины 1750-х годов Линли руководил концертами в Бате и выступал в Лондоне как солист. Его педагогический дар особенно проявился в воспитании собственных детей, многие из которых стали одарёнными музыкантами и певцами. В 1752 году он женился на Мэри Джонсон, с которой имел двенадцать детей. Трое из них дожили до взрослого возраста, остальные умерли раньше, что сильно омрачило последние годы композитора.

Несколько детей Линли были связаны с музыкой и театром: Самуэль был гобоистом, Мария была певицей ораториальных партий на сцене театра Друри-Лейн, Джейн Нэш была певицей-любительницей, вышедшей замуж за Чарльза Уорда, секретаря театра Друри-Лейн.

Первая крупная лондонская удача Линли — опера "Королевский купец". В 1774 году его пригласили в театр Друри-Лейн, где он стал со-директором ораториальных концертов сначала с Джоном Стэнли, а затем с Самуэлем Арнольдом. С 1776 года он окончательно поселился в Лондоне, став одним из четырёх совладельцев театра Друри-Лейн вместе с зятем Ричардом Бринсли Шериданом.

С 1775 года, начиная с постановки "Дуэнья, или Двойное бегство", до конца жизни Линли создавал, аранжировал и компилировал музыку более чем к тридцати пьесам, пантомимам и другим театральным постановкам. Иногда он писал лишь отдельные песни, а иногда создавал полные партитуры. Его гармонизация генерал-баса "Оперы нищего" имела большой успех.

Как музыкальный директор, он также занимался постановкой ораторий, исполнявшихся в театре каждую среду и пятницу во время Великого поста. Среди его сочинений — многочисленные песни, гли, элегии и кантаты. Его музыка отличалась простотой и выразительностью мелодий, нередко трогательных по настроению, как в арии "Нет цветка, что распускается" из оперы "Селима и Азор".

Начиная с середины 1780-х годов в музыке Линли ощущается влияние Гайдна. В последние годы жизни он чаще использовал переработку собственных и чужих тем.

В 1777 году Линли был избран членом Королевского общества музыкантов. После смерти его похоронили в соборе города Уэллс, где сын Уильям установил памятную плиту.

В некрологе в "Джентльменском журнале" отмечалось: "Его произведения не отличаются яркими признаками гениальности, но неизменно свидетельствуют о вкусе, чувстве и полном знании искусства. Публика обязана ему множеством прекрасных арий; он с большим умением гармонизировал мелодии прежних авторов; и если ему не было дано поражать возвышенными эффектами, его сочинения всегда умиротворяют и очаровывают своей деликатностью, простотой и нежностью".

Творчество

Томас Линли был не только композитором, но и дирижёром, организатором концертов и педагогом. Его главная область деятельности — музыка для театра: оперы, пантомимы, музыкальные интермедии, а также аранжировки чужих сочинений.

Его творчество объединяет традиции английской театральной музыки XVIII века и новые тенденции, принесённые Гайдном и другими европейскими композиторами. Линли умел создавать простые, но выразительные мелодии, которые пользовались успехом у публики. Его творчество представляет собой важный этап в развитии английской театральной музыки второй половины XVIII века.

Произведения

Оперы и сценические произведения

  • "Королевский купец" ("The Royal Merchant")
  • "Дуэнья, или Двойное бегство" ("The Duenna, or The Double Elopement")
  • "Новые метлы!" ("New Brooms!")
  • "Макбет" ("Macbeth")
  • "Селима и Азор" ("Selima and Azor")
  • "Опера нищего" ("The Beggar's Opera")
  • "Лагерь" ("The Camp")
  • "Монодия на смерть Гаррика" ("A Monody on the Death of Garrick")
  • "Фортунат" ("Fortunatus")
  • "Благородный пастух" ("The Gentle Shepherd")
  • "Робинзон Крузо, или Арлекин-Пятница" ("Robinson Crusoe, or Harlequin Friday")
  • "Карнавал в Венеции" ("The Carnival of Venice")
  • "Торжество веселья, или Свадьба Арлекина" ("The Triumph of Mirth, or Harlequin's Wedding")
  • "Испанские соперники" ("The Spanish Rivals")
  • "Артур и Эмелина" ("Arthur and Emmeline")
  • "Чужие дома" ("The Strangers at Home")
  • "Суматоха, или Фея колодца" ("Hurly-Burly, or The Fairy of the Well")
  • "Ричард Львиное Сердце" ("Richard Coeur de Lion")
  • "Любовь на Востоке, или Приключения двенадцати часов" ("Love in the East, or Adventures of Twelve Hours")
  • "Похоронный плач в «Ромео и Джульетте»" ("Funeral Dirge in Romeo and Juliet")
  • "Симон" ("Cymon")
  • "Славное первое июня" ("The Glorious First of June")

Вокальные произведения

  • "Шесть элегий" ("6 Elegies")
  • "Двенадцать баллад" ("12 Ballads")
  • "Посмертные вокальные сочинения мистера Линли и мистера Т. Линли" ("The Posthumous Vocal Works of Mr. Linley and Mr. T. Linley")
  • Песни, гли, кантаты

Инструментальная музыка

  • Клавесинные пьесы

Ноты сочинений Томаса Линли - отца на сайте библиотеки IMSLP