Линли - отец, Томас
1733 - 1795

Назад

Linley - father, Thomas

  • Дата рождения: 17 января 1733 года
  • Место рождения: Бадминтон, Глостершир, Англия
  • Дата смерти: 19 ноября 1795 года
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Томас Линли — английский композитор и концертный дирижёр. Его отец, Уильям, был плотником и в конце 1740-х годов переехал в Бат. С юных лет Томас проявил выдающиеся музыкальные способности и начал обучение у Томаса Чилкота, органиста аббатства Бат. Позднее он продолжил занятия в Лондоне у Уильяма Бойса, а также, возможно, у итальянского клавесиниста Парадизи, проживавшего в Англии с 1746 по 1770 год.

С середины 1750-х годов Линли руководил концертами в Бате (до около 1774 года) и выступал в Лондоне как солист. Его педагогический дар особенно проявился в воспитании собственных детей, многие из которых стали одарёнными музыкантами и певцами. В 1752 году он женился на Мэри Джонсон, с которой имел 12 детей. Трое из них дожили до взрослого возраста, остальные умерли раньше, что сильно омрачило последние годы композитора.

Несколько детей Линли были связаны с музыкой и театром:

  • Самуэль (1760–1778) — гобоист,
  • Мария (1763–1784) — певица ораториальных партий на сцене театра Друри-Лейн (1776–1783),
  • Джейн Нэш (1768–1806) — певица-любительница, вышедшая замуж за Чарльза Уорда, секретаря театра Друри-Лейн.

Первая крупная лондонская удача Линли — опера "The Royal Merchant" ("Королевский купец", 1767). В 1774 году его пригласили в театр Друри-Лейн, где он стал со-директором ораториальных концертов сначала с Джоном Стэнли (до 1786 года), а затем с Самуэлем Арнольдом. С 1776 года он окончательно поселился в Лондоне, став одним из четырёх совладельцев театра Друри-Лейн вместе с зятем Ричардом Бринсли Шериданом.

С 1775 года, начиная с постановки "The Duenna, or The Double Elopement" ("Дуэнья, или Двойное бегство"), до конца жизни Линли создавал, аранжировал и компилировал музыку более чем к 30 пьесам, пантомимам и другим театральным постановкам. Иногда он писал лишь отдельные песни, а иногда создавал полные партитуры. Его гармонизация генерал-баса "The Beggar’s Opera" ("Опера нищего", 1777) имела большой успех.

Как музыкальный директор, он также занимался постановкой ораторий, исполнявшихся в театре каждую среду и пятницу во время Великого поста. Среди его сочинений — многочисленные песни, гли, элегии и кантаты. Его музыка отличалась простотой и выразительностью мелодий, нередко трогательных по настроению, как в арии "No flower that blows" ("Нет цветка, что распускается") из оперы "Selima and Azor" ("Селима и Азор", 1776).

Начиная с середины 1780-х годов в музыке Линли ощущается влияние Гайдна. В последние годы жизни он чаще использовал переработку собственных и чужих тем.

В 1777 году Линли был избран членом Королевского общества музыкантов. После смерти его похоронили в соборе города Уэллс, где сын Уильям установил памятную плиту (ныне находится в клуатре собора).

В некрологе в The Gentleman’s Magazine (1795, с. 973) отмечалось:

«Его произведения не отличаются яркими признаками гениальности, но неизменно свидетельствуют о вкусе, чувстве и полном знании искусства. Публика обязана ему множеством прекрасных арий; он с большим умением гармонизировал мелодии прежних авторов; и если ему не было дано поражать возвышенными эффектами, его сочинения всегда умиротворяют и очаровывают своей деликатностью, простотой и нежностью».

Творчество

Томас Линли был не только композитором, но и дирижёром, организатором концертов и педагогом. Его главная область деятельности — музыка для театра: оперы, пантомимы, музыкальные интермедии, а также аранжировки чужих сочинений.

Его творчество объединяет традиции английской театральной музыки XVIII века и новые тенденции, принесённые Гайдном и другими европейскими композиторами. Линли умел создавать простые, но выразительные мелодии, которые пользовались успехом у публики.

Произведения

Сценические

  • "The Royal Merchant" ("Королевский купец", опера, 1767)
  • "The Duenna, or The Double Elopement" ("Дуэнья, или Двойное бегство", комическая опера, 1775)
  • "New Brooms!" ("Новые метлы!", пролог, 1776)
  • "Macbeth" ("Макбет", трагедия, дополнения к музыке Левериджа, 1776)
  • "Selima and Azor" ("Селима и Азор", комическая опера, 1776)
  • "The Beggar’s Opera" ("Опера нищего", 1777, новая оркестровка)
  • "The Camp" ("Лагерь", музыкальное развлечение, 1778)
  • "A Monody on the Death of Garrick" ("Монодия на смерть Гаррика", музыкальный интермедий, 1779)
  • "Fortunatus" ("Фортунат", пантомима, 1780)
  • "The Gentle Shepherd" ("Благородный пастух", пасторальная опера, 1781)
  • "Robinson Crusoe, or Harlequin Friday" ("Робинзон Крузо, или Арлекин-Пятница", пантомима, 1781)
  • "The Carnival of Venice" ("Карнавал в Венеции", комическая опера, 1781)
  • "The Triumph of Mirth, or Harlequin’s Wedding" ("Торжество веселья, или Свадьба Арлекина", пантомима, 1782)
  • "The Spanish Rivals" ("Испанские соперники", музыкальная фарс, 1784)
  • "Arthur and Emmeline" ("Артур и Эмелина", музыкальное развлечение, 1784)
  • "The Strangers at Home" ("Чужие дома", комическая опера, 1785; переработана как "The Algerine Slave" — "Алжирский раб", 1792)
  • "Hurly-Burly, or The Fairy of the Well" ("Суматоха, или Фея колодца", пантомима, 1785)
  • "Richard Coeur de Lion" ("Ричард Львиное Сердце", комическая опера, 1786)
  • "Love in the East, or Adventures of Twelve Hours" ("Любовь на Востоке, или Приключения двенадцати часов", комическая опера, 1788)
  • "Funeral Dirge in Romeo and Juliet" ("Похоронный плач в «Ромео и Джульетте»", 1788)
  • "Cymon" ("Симон", драматическая романтическая пьеса, 1791)
  • "The Glorious First of June" ("Славное первое июня", музыкальное развлечение, 1794)

Прочие сочинения

  • 6 Elegies ("6 элегий", 1770)
  • 12 Ballads ("12 баллад", 1780)
  • Не менее 19 пьес в "The Posthumous Vocal Works of Mr. Linley and Mr. T. Linley" ("Посмертные вокальные сочинения мистера Линли и мистера Т. Линли", ок. 1798)
  • Отдельные песни, гли, кантаты, клавесинные пьесы

Ноты сочинений Томаса Линли - отца на сайте библиотеки IMSLP