Линли - отец, Томас
1733 - 1795
Назад
Linley - father, Thomas

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Томас Линли — английский композитор и концертный дирижёр. Его отец, Уильям, был плотником и в конце 1740-х годов переехал в Бат. С юных лет Томас проявил выдающиеся музыкальные способности и начал обучение у Томаса Чилкота, органиста аббатства Бат. Позднее он продолжил занятия в Лондоне у Уильяма Бойса, а также, возможно, у итальянского клавесиниста Парадизи, проживавшего в Англии с 1746 по 1770 год.
С середины 1750-х годов Линли руководил концертами в Бате (до около 1774 года) и выступал в Лондоне как солист. Его педагогический дар особенно проявился в воспитании собственных детей, многие из которых стали одарёнными музыкантами и певцами. В 1752 году он женился на Мэри Джонсон, с которой имел 12 детей. Трое из них дожили до взрослого возраста, остальные умерли раньше, что сильно омрачило последние годы композитора.
Несколько детей Линли были связаны с музыкой и театром:
Первая крупная лондонская удача Линли — опера "The Royal Merchant" ("Королевский купец", 1767). В 1774 году его пригласили в театр Друри-Лейн, где он стал со-директором ораториальных концертов сначала с Джоном Стэнли (до 1786 года), а затем с Самуэлем Арнольдом. С 1776 года он окончательно поселился в Лондоне, став одним из четырёх совладельцев театра Друри-Лейн вместе с зятем Ричардом Бринсли Шериданом.
С 1775 года, начиная с постановки "The Duenna, or The Double Elopement" ("Дуэнья, или Двойное бегство"), до конца жизни Линли создавал, аранжировал и компилировал музыку более чем к 30 пьесам, пантомимам и другим театральным постановкам. Иногда он писал лишь отдельные песни, а иногда создавал полные партитуры. Его гармонизация генерал-баса "The Beggar’s Opera" ("Опера нищего", 1777) имела большой успех.
Как музыкальный директор, он также занимался постановкой ораторий, исполнявшихся в театре каждую среду и пятницу во время Великого поста. Среди его сочинений — многочисленные песни, гли, элегии и кантаты. Его музыка отличалась простотой и выразительностью мелодий, нередко трогательных по настроению, как в арии "No flower that blows" ("Нет цветка, что распускается") из оперы "Selima and Azor" ("Селима и Азор", 1776).
Начиная с середины 1780-х годов в музыке Линли ощущается влияние Гайдна. В последние годы жизни он чаще использовал переработку собственных и чужих тем.
В 1777 году Линли был избран членом Королевского общества музыкантов. После смерти его похоронили в соборе города Уэллс, где сын Уильям установил памятную плиту (ныне находится в клуатре собора).
В некрологе в The Gentleman’s Magazine (1795, с. 973) отмечалось:
«Его произведения не отличаются яркими признаками гениальности, но неизменно свидетельствуют о вкусе, чувстве и полном знании искусства. Публика обязана ему множеством прекрасных арий; он с большим умением гармонизировал мелодии прежних авторов; и если ему не было дано поражать возвышенными эффектами, его сочинения всегда умиротворяют и очаровывают своей деликатностью, простотой и нежностью».
Томас Линли был не только композитором, но и дирижёром, организатором концертов и педагогом. Его главная область деятельности — музыка для театра: оперы, пантомимы, музыкальные интермедии, а также аранжировки чужих сочинений.
Его творчество объединяет традиции английской театральной музыки XVIII века и новые тенденции, принесённые Гайдном и другими европейскими композиторами. Линли умел создавать простые, но выразительные мелодии, которые пользовались успехом у публики.
Сценические
Прочие сочинения
Ноты сочинений Томаса Линли - отца на сайте библиотеки IMSLP