Линли - отец, Томас
1733 - 1795
Назад

Томас Линли - отец (Thomas Linley - father) - английский композитор и концертный директор
- Родился 17 января 1733 г. - Бадминтон, Глостер.
- Умер 19 ноября 1795 г. - Лондон.
Его отец, Уильям, был плотником и переехал в Бат в конце 1740-х годов. В юности Линли проявил заметные музыкальные способности и учился у Томаса Чилкота, органиста Батского аббатства. Позже он учился в Лондоне у Уильяма Бойса, а также, возможно, у итальянского клавесиниста Парадиса, который жил в Англии с 1746 по 1770 год. Линли руководил концертами в Бате с середины 1750-х годов примерно до 1774 года, а также выступал в Лондоне в качестве сольного исполнителя. Его способности как учителя пения были в полной мере доказаны выдающимися способностями его собственных детей, некоторые из которых были не по годам развитыми солистами. У него было 12 детей от его жены Мэри Джонсон, на которой он женился в 1752 году и которая позже стала гардеробщицей на Друри–Лейн (1776-1800 гг.). Все его дети, кроме троих, умерли раньше него, и это, естественно, омрачило его последние годы. Помимо упомянутых ниже, трое из них были связаны с музыкальными или театральными профессиями: Сэмюэл (1760-1778), гобоист; Мария (1763-1784), исполнительница ораторий на Друри-Лейн с 1776 по 1783 год; и Джейн Нэш (1768-1806), певицу-любителя, которая вышла замуж за Чарльза Уорда, секретаря театра Друри-Лейн. Первым успехом Линли в Лондоне стала опера "Королевский купец" в 1767 году, а его растущая репутация в Бате привела к его назначению на Друри-Лейн в 1774 году, где он стал совместным директором ораторий с Джоном Стэнли до 1786 года, а затем с Сэмюэлем Арнольдом. Он поселился в Лондоне на постоянное жительство в 1776 году, когда стал одним из четырех совладельцев театра Друри-Лейн вместе со своим зятем Шериданом. С 1775 года, когда была поставлена "Дуэнья", и до своей смерти Линли аранжировал и сочинил музыку для более чем 30 пьес, пантомим и других развлекательных мероприятий. Иногда требовалась только одна-две песни; в других случаях он сочинял, оркестровал или составлял полную партитуру. Его гармонизация партитуры continuo к опере "Нищий" (1777) оказалась очень успешной. Как музыкальный руководитель, он также организовывал оратории, исполнявшиеся в театре каждую среду и пятницу во время Великого поста, и сочинил множество песен, хороводов, элегий и кантат. В целом, Линли преуспел в простой мелодии большого пафоса, например, в "Цветке, который не веет" из оперы "Селима и Азор" (1776). Его музыка звучит более свободно, чем у его сверстников, и в его творчестве, написанном после середины 1780-х годов, заметно влияние Гайдна. В последнее десятилетие он стал чаще использовать материал из своих ранних работ и произведений других композиторов, хотя из-за нехватки времени около половины музыки в "Дуэнье" (1775) также заимствовано. В 1777 году Линли был избран членом Королевского общества музыкантов. Он был похоронен в соборе Уэллса, где его сын Уильям установил ему мемориальную доску (сейчас она находится в монастыре). Статья, посвященная достижениям Линли, опубликованная в журнале Gentleman's Magazine (1795), удачно подытожила работу его жизни. Статья была опубликована анонимно, но ее автором вполне мог быть старый друг и коллега Линли, Уильям Джексон из Эксетера. В нем говорилось, что: Его работы не отличаются какими-либо яркими признаками оригинальной гениальности, но в них неизменно проявляются вкус, чувство и полное знание своего искусства. Публика обязана ему многими прекрасными песнями; он с большим мастерством гармонизировал мелодии прежних авторов; и если не в его силах было удивить возвышенными эффектами, то его композиции всегда успокаивали и очаровывали изысканностью, простотой и нежностью.
Ноты сочинений Томаса Линли - отца на сайте библиотеки IMSLP