Линдеманн, Иоганнес
1550 - 1633
Назад
Lindemann, Johannes

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганнес Линдеманн — немецкий композитор, музыкальный редактор и педагог, происходивший из семьи, связанной с Мартином Лютером. Он получил образование в известных латинских школах Шульпфорта и Готы, а в 1568 году поступил в Йенский университет.
На протяжении многих лет Линдеманн занимал должность кантора в Готе. В документе от 1 января 1598 года он упоминает, что находится на 27-м году службы у герцога Иоганна Казимира Саксонского, что позволяет установить дату его вступления на службу — 1572 год. В этом же году управление Готой перешло к дому Саксен-Кобург.
Линдеманн принимал активное участие в музыкальной жизни города и поддерживал контакты с рядом музыкантов своего времени, среди которых Филипп Авенариус, Мельхиор Франк и Бартоломэус Хельдер. Даже в 1634 году он значился членом городского совета. Его педагогическая и музыкальная деятельность способствовала повышению престижа музыки в регионе, что оказало положительное влияние на развитие многих молодых музыкантов, в частности Михаэля Альтенбурга.
Сохранились сведения о его интересе к современной итальянской музыке. Возможно, он учился в Италии, где имел контакты, в том числе с Джованни Джакомо Гастольди.
Наиболее важным трудом Линдеманна стала антология Amorum filii Dei decades duae … Zwantzig Weyhenachten Gesenglein … zum Theil unter … Madrigalia und Balletti («Две декады песнопений о любви Сына Божия… Двадцать рождественских песнопений… Частично в форме мадригалов и баллетто», Эрфурт, 1594, 1596, 1598). Сборник, изданный в трёх томах, представляет собой антологию контрафактов итальянских пятиголосных светских произведений. Восемь сочинений принадлежат перу Гастольди. Латинское название коллекции, вероятно, отсылает к мадригалам Гастольди Amor, tu che congiungi («Любовь, ты, что соединяешь») и Filli vezzosa e lieta («Филли прелестная и радостная»).
Особое значение Линдеманна заключается в том, что он одним из первых соединил итальянский мадригал с традицией хорала в Центральной Германии и Тюрингии. Примером такого синтеза стал его хорал In dir ist Freude («В Тебе — радость»), являющийся контрафактом на мадригал Гастольди L’innamorate («Влюблённая»). Этот хорал впоследствии стал одним из самых известных протестантских духовных песнопений.
К сожалению, почти все сочинения Линдеманна утеряны, однако отдельные гимны сохранились в сборнике Cantionale sacrum («Священный песенник», Гота, 1646–1648) и в других тюрингских коллекциях.
Ноты сочинений Иоганнеса Линдеманна на сайте библиотеки IMSLP