Лиенас, Хуан де
1617 - 1654

Назад

Lienas, Juan de

  • Дата рождения: около 1617 года
  • Место рождения: Мексика
  • Дата смерти: около 1654 года
  • Место смерти: Мексика

Биография

Хуан де Лиенас был мексиканским композитором. О его жизни известно немногое, и сведения поступают из двух крупных рукописных собраний: Carmen Codex в монастыре Кармен в Вилья-Обрегон, Мехико, и Newberry Choirbooks (США). В нескольких источниках он упоминается с титулом «Дон», что подразумевает, что Лиенас был испанским дворянином или, вероятнее всего, индейцем-благородного происхождения. Некоторые упоминания носят уничижительный характер: один называет его «толстым надменным франтом», другой — «козёл Лиенас». Тот же недовольный переписчик приписывал Лиенасу композиции с насмешливыми замечаниями типа «от рогоносца Лиенаса» и «от известного рогоносца», что некоторые исследователи интерпретируют как указание на его женатый статус.

Исследователь Хесус Баль-и-Гай считал, что Carmen Codex был из монастыря Кармен в Мехико. Шлайфер (1973) предположил, что это монастырь Богоматери Воплощения (Convento de Nuestra Señora de la Encarnación), где ранее находились Newberry Choirbooks. Однако Стивенсон (1974) указал, что Carmen Codex включает партии для мужских голосов, которых не было в монастыре Воплощения, и что капелла там была построена только в 1639 году. Он сделал вывод, что Carmen Codex был, вероятно, написан между 1617 и 1639 годами для монастыря Кармен, а Newberry Choirbooks — немного позднее (около 1639–1654) для монастыря Воплощения. Стиль произведений в двух источниках существенно различается: Carmen Codex выдержан в стиле антико, тогда как Newberry Choirbooks используют полихорное звучание для двух и трёх хоров, расположенных антифонически с энергичной ритмикой. Среди лучших произведений Лиенаса — полихорный Credidi, основанный на кантус фирмус и объединённый повторяющимся мотивом, и месса для пяти голосов a cappella.

Творчество

Музыкальный стиль Лиенаса отражает сочетание традиций испанского и мексиканского барокко с влиянием позднего ренессанса. Его музыка часто использует полифонию, многоголосие и полихорную технику, что создаёт пространственное и ритмически динамичное звучание. В произведениях наблюдается строгая структура и умелое чередование хоровых партий, что делает их выразительными и символически насыщенными.

Произведения

  • Misa super fa re ut fa sol la (Месса на основе гексахорда)
  • Magnificat, 10vv (Магнификат, 10 голосов)
  • Magnificat primi toni, 8vv (Магнификат первого тона, 8 голосов)
  • Magnificat tertii toni, 5vv (Магнификат третьего тона, 5 голосов)
  • Requiem, 5vv (Реквием, 5 голосов)
  • 2 Lamentations, 4vv / 5vv (2 Плачевных песнопения, 4 / 5 голосов)
  • Coenantibus autem, 4vv (Когда они ели, 4 голоса)
  • Credidi propter, 8vv (Я поверил, 8 голосов)
  • Dixit Dominus, 4vv / 8vv (Сказал Господь, 4 / 8 голосов)
  • Domine ad adiuvandum, 8vv (Господи, на помощь, 8 голосов)
  • Himnus in die Nativitatis, 6vv (Гимн в день Рождества, 6 голосов)
  • In manus tuas, 4vv (В руки твои, 4 голоса)
  • Laudate pueri, 8vv (Хвалите, дети, 8 голосов)
  • Miserere mihi Domine, 3vv / 8vv (Помилуй меня, Господи, 3 / 8 голосов)
  • Nunc dimittis, 8vv (Теперь отпускаешь, 8 голосов)
  • Salve nos Domine, 4vv (Спаси нас, Господи, 4 голоса)
  • Salve regina, 4vv / 8vv (Приветствую, царица, 4 / 8 голосов)
  • Te lucis ante terminum, 5vv (Перед концом дня, 5 голосов)
  • Tristis est anima mea, 8vv (Печальна душа моя, 8 голосов)