Лиенас, Хуан де
1617 - 1654
Назад
Lienas, Juan de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хуан де Лиенас был мексиканским композитором. О его жизни известно немногое, и сведения поступают из двух крупных рукописных собраний: Карменского кодекса в монастыре Кармен в Вилья-Обрегон, Мехико, и Ньюберрийских хоровых книг. В нескольких источниках он упоминается с титулом "дон", что подразумевает, что Лиенас был испанским дворянином или, вероятнее всего, индейцем благородного происхождения. Некоторые упоминания носят уничижительный характер: один называет его "толстым надменным франтом", другой — "козёл Лиенас". Тот же недовольный переписчик приписывал Лиенасу композиции с насмешливыми замечаниями типа "от рогоносца Лиенаса" и "от известного рогоносца", что некоторые исследователи интерпретируют как указание на его женатый статус.
Исследователь Хесус Баль-и-Гай считал, что Карменский кодекс был из монастыря Кармен в Мехико. Шлайфер предположил, что это монастырь Богоматери Воплощения, где ранее находились Ньюберрийские хоровые книги. Однако Стивенсон указал, что Карменский кодекс включает партии для мужских голосов, которых не было в монастыре Воплощения, и что капелла там была построена только в 1639 году. Он сделал вывод, что Карменский кодекс был, вероятно, написан между 1617 и 1639 годами для монастыря Кармен, а Ньюберрийские хоровые книги — немного позднее для монастыря Воплощения. Стиль произведений в двух источниках существенно различается: Карменский кодекс выдержан в старинном стиле, тогда как Ньюберрийские хоровые книги используют полихорное звучание для двух и трёх хоров, расположенных антифонически с энергичной ритмикой. Среди лучших произведений Лиенаса — полихорный "Я поверил", основанный на кантус фирмус и объединённый повторяющимся мотивом, и месса для пяти голосов а капелла.
Музыкальный стиль Лиенаса отражает сочетание традиций испанского и мексиканского барокко с влиянием позднего Ренессанса. Его музыка часто использует полифонию, многоголосие и полихорную технику, что создаёт пространственное и ритмически динамичное звучание. В произведениях наблюдается строгая структура и умелое чередование хоровых партий, что делает их выразительными и символически насыщенными. Его творчество представляет собой уникальный пример мексиканской колониальной музыки XVII века, демонстрирующей синтез европейских музыкальных традиций с местными культурными особенностями.
Мессы
Духовная музыка