Лиенас, Хуан де
1617 - 1654
Назад
Lienas, Juan de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хуан де Лиенас был мексиканским композитором. О его жизни известно немногое, и сведения поступают из двух крупных рукописных собраний: Carmen Codex в монастыре Кармен в Вилья-Обрегон, Мехико, и Newberry Choirbooks (США). В нескольких источниках он упоминается с титулом «Дон», что подразумевает, что Лиенас был испанским дворянином или, вероятнее всего, индейцем-благородного происхождения. Некоторые упоминания носят уничижительный характер: один называет его «толстым надменным франтом», другой — «козёл Лиенас». Тот же недовольный переписчик приписывал Лиенасу композиции с насмешливыми замечаниями типа «от рогоносца Лиенаса» и «от известного рогоносца», что некоторые исследователи интерпретируют как указание на его женатый статус.
Исследователь Хесус Баль-и-Гай считал, что Carmen Codex был из монастыря Кармен в Мехико. Шлайфер (1973) предположил, что это монастырь Богоматери Воплощения (Convento de Nuestra Señora de la Encarnación), где ранее находились Newberry Choirbooks. Однако Стивенсон (1974) указал, что Carmen Codex включает партии для мужских голосов, которых не было в монастыре Воплощения, и что капелла там была построена только в 1639 году. Он сделал вывод, что Carmen Codex был, вероятно, написан между 1617 и 1639 годами для монастыря Кармен, а Newberry Choirbooks — немного позднее (около 1639–1654) для монастыря Воплощения. Стиль произведений в двух источниках существенно различается: Carmen Codex выдержан в стиле антико, тогда как Newberry Choirbooks используют полихорное звучание для двух и трёх хоров, расположенных антифонически с энергичной ритмикой. Среди лучших произведений Лиенаса — полихорный Credidi, основанный на кантус фирмус и объединённый повторяющимся мотивом, и месса для пяти голосов a cappella.
Музыкальный стиль Лиенаса отражает сочетание традиций испанского и мексиканского барокко с влиянием позднего ренессанса. Его музыка часто использует полифонию, многоголосие и полихорную технику, что создаёт пространственное и ритмически динамичное звучание. В произведениях наблюдается строгая структура и умелое чередование хоровых партий, что делает их выразительными и символически насыщенными.