Лиенас, Хуан де
1617 - 1654

Назад

Хуан де Лиенас (Juan de Lienas) - мексиканский композитор

  • Родился около 1617 года.
  • Умер около 1654 года. 

То немногое, что известно о его жизни, можно почерпнуть из кратких описаний и заявлений, содержащихся в двух больших рукописных собраниях: "Кодексе Кармен" (в монастыре дель Кармен в Вилья-Обрегоне, Мехико), и “Хоровом сборнике Ньюберри”. В нескольких рукописях он упоминается как дон, подразумевая, что Лиенас был испанским дворянином или, что более вероятно, касиком из числа коренных американцев благородного происхождения. Некоторые упоминания носят уничижительный характер. В одном из них его называют "galán tieso rollizo" (круглолицый, заносчивый щеголь), в другом - "chiabato Lienas" (что Шлейфер перевел как “козлиный лиенас”). Тот же недовольный переписчик приписал Лиенасу сочинения с такими легкомысленными замечаниями, как "del cornudo Lienas" и "del famoso cornudo", которые некоторые ученые восприняли как указание на то, что Лиенас был женат. Хесус Баль-и-Гей предположил, что “Кодекс Кармен” был взят из монастыря дель Кармен в Мехико. Шлейфер (1973) предложил вместо этого создать монастырь Нуэстра Сеньора де ла Инкарнасьон, учреждение, в котором когда-то хранился “Хоровой сборник Ньюберри”. Стивенсон (1974), однако, указал, что в "Кодекс Кармен" есть партии для мужских голосов (отсутствующие в монастыре Энкарнасьон) и что часовня Энкарнасьон была построена только в 1639 году. Он приходит к выводу, что "Кодекс Кармен", вероятно, был написан между 1617 и 1639 годами для монастыря дель Кармен, а “Хоровой сборник Ньюберри” – в несколько более поздний период (1639-1654) для монастыря Энкарнасьон. Произведения Лиенас в двух источниках значительно отличаются по стилю. "Кодекс Кармен" выдержан в стиле антико, в то время как “Хоровой сборник Ньюберри” исследуют полихоральные звучания для двух или даже трех хоров, антифонически развернутые с подчёркнутой ритмической энергией. Среди лучших сочинений Лиенаса - полихоральное "Кредиди", свободно основанное на песне и объединенное повторяющимся мотивом, и месса для пяти голосов а капелла.