Лиенас, Хуан де
1617 - 1654

Назад

Lienas, Juan de

Портрет композитора Хуан де Лиенас

  • Дата рождения: около 1617 года
  • Место рождения: Мексика
  • Дата смерти: около 1654 года
  • Место смерти: Мексика

Биография

Хуан де Лиенас был мексиканским композитором. О его жизни известно немногое, и сведения поступают из двух крупных рукописных собраний: Карменского кодекса в монастыре Кармен в Вилья-Обрегон, Мехико, и Ньюберрийских хоровых книг. В нескольких источниках он упоминается с титулом "дон", что подразумевает, что Лиенас был испанским дворянином или, вероятнее всего, индейцем благородного происхождения. Некоторые упоминания носят уничижительный характер: один называет его "толстым надменным франтом", другой — "козёл Лиенас". Тот же недовольный переписчик приписывал Лиенасу композиции с насмешливыми замечаниями типа "от рогоносца Лиенаса" и "от известного рогоносца", что некоторые исследователи интерпретируют как указание на его женатый статус.

Исследователь Хесус Баль-и-Гай считал, что Карменский кодекс был из монастыря Кармен в Мехико. Шлайфер предположил, что это монастырь Богоматери Воплощения, где ранее находились Ньюберрийские хоровые книги. Однако Стивенсон указал, что Карменский кодекс включает партии для мужских голосов, которых не было в монастыре Воплощения, и что капелла там была построена только в 1639 году. Он сделал вывод, что Карменский кодекс был, вероятно, написан между 1617 и 1639 годами для монастыря Кармен, а Ньюберрийские хоровые книги — немного позднее для монастыря Воплощения. Стиль произведений в двух источниках существенно различается: Карменский кодекс выдержан в старинном стиле, тогда как Ньюберрийские хоровые книги используют полихорное звучание для двух и трёх хоров, расположенных антифонически с энергичной ритмикой. Среди лучших произведений Лиенаса — полихорный "Я поверил", основанный на кантус фирмус и объединённый повторяющимся мотивом, и месса для пяти голосов а капелла.

Творчество

Музыкальный стиль Лиенаса отражает сочетание традиций испанского и мексиканского барокко с влиянием позднего Ренессанса. Его музыка часто использует полифонию, многоголосие и полихорную технику, что создаёт пространственное и ритмически динамичное звучание. В произведениях наблюдается строгая структура и умелое чередование хоровых партий, что делает их выразительными и символически насыщенными. Его творчество представляет собой уникальный пример мексиканской колониальной музыки XVII века, демонстрирующей синтез европейских музыкальных традиций с местными культурными особенностями.

Произведения

Мессы

  • "Месса на основе гексахорда" ("Misa super fa re ut fa sol la")

Духовная музыка

  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") для десяти голосов
  • "Песнь Богородицы первого тона" ("Magnificat primi toni") для восьми голосов
  • "Песнь Богородицы третьего тона" ("Magnificat tertii toni") для пяти голосов
  • "Реквием" ("Requiem") для пяти голосов
  • Два "Плачевных песнопения" ("Lamentations") для четырёх и пяти голосов
  • "Когда они ели" ("Coenantibus autem") для четырёх голосов
  • "Я поверил" ("Credidi propter") для восьми голосов
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus") для четырёх и восьми голосов
  • "Господи, на помощь" ("Domine ad adiuvandum") для восьми голосов
  • "Гимн в день Рождества" ("Himnus in die Nativitatis") для шести голосов
  • "В руки твои" ("In manus tuas") для четырёх голосов
  • "Хвалите, дети" ("Laudate pueri") для восьми голосов
  • "Помилуй меня, Господи" ("Miserere mihi Domine") для трёх и восьми голосов
  • "Теперь отпускаешь" ("Nunc dimittis") для восьми голосов
  • "Спаси нас, Господи" ("Salve nos Domine") для четырёх голосов
  • "Приветствуй, Царица" ("Salve regina") для четырёх и восьми голосов
  • "Перед концом дня" ("Te lucis ante terminum") для пяти голосов
  • "Печальна душа моя" ("Tristis est anima mea") для восьми голосов