Либерати, Антимо
1617 - 1692
Назад
Liberati, Antimo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антимо Либерати был итальянским теоретиком и композитором. Он изучал право и изящные искусства и стал нотариусом в родном городе. С 1637 по 1643 годы он находился при Венском дворе на службе у императора Фердинанда III и эрцгерцога Леопольда. 6 февраля 1644 года он принял малые церковные сана в Фольиньо.
Около 1650 года Либерати переехал в Рим, где стал учеником Грегорио Аллегри, а после смерти последнего в 1652 году — учеником Орацио Беневоли. 20 ноября 1661 года он был принят в папский хор на альтовую партию, в котором служил до самой смерти; в 1674 и 1675 годах он был избран маэстро ди капелла.
Помимо этих обязанностей, он был органистом и маэстро ди капелла в немецкой церкви в Риме Санта-Мария-дель-Анима, а также в церквях Сантиссима-Тринита-деи-Пеллегрини и Санти-Стиммате-ди-Сан-Франческо.
Мало чего из музыки Либерати дошло до наших дней, однако его музыка часто упоминалась в более ранней литературе, а каталог собора Фольиньо перечисляет содержание двух коробок с музыкой, оставленных им в завещании. Коробки содержали восемнадцать томов латинской церковной музыки, двадцать одну ораторию на итальянские тексты, "Пролог к трагедии о святом Феличиано и Мессалине", "Диалог для их превосходительств Фердинанда и Адальайды Баварской", различные духовные кантаты и драму в музыке "Святой Евстахий".
Либерати имеет особое значение своими теоретическими трудами, в которых он однозначно заявил себя сторонником и последовательным приверженцем римской традиции. Его "Эпитом музыки", представленная папе Александру VII в 1666 году, и "Письмо" 1684 года ясно показывают, что по его мнению единственной идеальной церковной музыкой была музыка Палестрины; следовательно, любые реформы должны происходить в рамках традиции Палестрины.
Его взгляды на музыкантов своего времени особенно интересны для понимания музыкальной жизни того периода, наиболее известным примером является его защита от Джованни Паоло Колонны относительно так называемых параллельных квинт в "Скрипичной сонате, опус 2, номер 3" Арканджело Корелли. В своем "Письме" он давал исчерпывающие оценки композиторам XVII века римской школы, таким как Аллегри, Беневоли, Цифра и Нанино.
Характерно, однако, что он никогда не упоминал таких известных композиторов римской оперы и оратории, как Ланди, Мараццоли, братья Маццокки и Луиджи Росси, поскольку он не одобрял нового стиля и второй практики. Он также выступал против нового толкования музыки в Сикстинской капелле. Традиционализм и музыкальный пуризм действительно являются такими же характерными чертами его личности, как и его бескомпромиссная приверженность римской традиции в церковной музыке.
Таким образом, он был одним из инициаторов возрождения Палестрины во второй половине XVII века.
Сценические произведения (утрачены)
Оратории (утрачены)
Духовная музыка
Светская музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Антимо Либерати на сайте библиотеки IMSLP