Либерати, Антимо
1617 - 1692

Назад

Liberati, Antimo

Портрет композитора Антимо Либерати

  • Дата рождения: 3 апреля 1617 года
  • Место рождения: Фольиньо, Италия
  • Дата смерти: 24 февраля 1692 года
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Антимо Либерати был итальянским теоретиком и композитором. Он изучал право и изящные искусства и стал нотариусом в родном городе. С 1637 по 1643 годы он находился при Венском дворе на службе у императора Фердинанда III и эрцгерцога Леопольда. 6 февраля 1644 года он принял малые церковные сана в Фольиньо.

Около 1650 года Либерати переехал в Рим, где стал учеником Грегорио Аллегри, а после смерти последнего в 1652 году — учеником Орацио Беневоли. 20 ноября 1661 года он был принят в папский хор на альтовую партию, в котором служил до самой смерти; в 1674 и 1675 годах он был избран маэстро ди капелла.

Помимо этих обязанностей, он был органистом и маэстро ди капелла в немецкой церкви в Риме Санта-Мария-дель-Анима, а также в церквях Сантиссима-Тринита-деи-Пеллегрини и Санти-Стиммате-ди-Сан-Франческо.

Творчество

Мало чего из музыки Либерати дошло до наших дней, однако его музыка часто упоминалась в более ранней литературе, а каталог собора Фольиньо перечисляет содержание двух коробок с музыкой, оставленных им в завещании. Коробки содержали восемнадцать томов латинской церковной музыки, двадцать одну ораторию на итальянские тексты, "Пролог к трагедии о святом Феличиано и Мессалине", "Диалог для их превосходительств Фердинанда и Адальайды Баварской", различные духовные кантаты и драму в музыке "Святой Евстахий".

Либерати имеет особое значение своими теоретическими трудами, в которых он однозначно заявил себя сторонником и последовательным приверженцем римской традиции. Его "Эпитом музыки", представленная папе Александру VII в 1666 году, и "Письмо" 1684 года ясно показывают, что по его мнению единственной идеальной церковной музыкой была музыка Палестрины; следовательно, любые реформы должны происходить в рамках традиции Палестрины.

Его взгляды на музыкантов своего времени особенно интересны для понимания музыкальной жизни того периода, наиболее известным примером является его защита от Джованни Паоло Колонны относительно так называемых параллельных квинт в "Скрипичной сонате, опус 2, номер 3" Арканджело Корелли. В своем "Письме" он давал исчерпывающие оценки композиторам XVII века римской школы, таким как Аллегри, Беневоли, Цифра и Нанино.

Характерно, однако, что он никогда не упоминал таких известных композиторов римской оперы и оратории, как Ланди, Мараццоли, братья Маццокки и Луиджи Росси, поскольку он не одобрял нового стиля и второй практики. Он также выступал против нового толкования музыки в Сикстинской капелле. Традиционализм и музыкальный пуризм действительно являются такими же характерными чертами его личности, как и его бескомпромиссная приверженность римской традиции в церковной музыке.

Таким образом, он был одним из инициаторов возрождения Палестрины во второй половине XVII века.

Произведения

Сценические произведения (утрачены)

  • "Святой Евстахий" ("S Eustachio")
  • "Пролог к трагедии о святом Феличиано и Мессалине" ("Prologo alla tragedia di S Feliciano e Messalina")
  • "Диалог для их превосходительств Фердинанда и Адальайды Баварской" ("Dialogo per li sererissimi Ferdinando et Adelaide di Baviera")

Оратории (утрачены)

  • Двадцать одна оратория

Духовная музыка

  • "Хвалите Господа" ("Laudate Dominum")
  • "Помогите, о боги, помогите" ("Aita, ò numi, aita") - утрачена
  • Восемнадцать томов латинской церковной музыки - утрачены
  • Духовные кантаты - утрачены

Светская музыка

  • "Любовники, так нельзя" ("Amanti non va così")
  • "Любовь, что это будет" ("Amore che cosa sarà")
  • "Любовь — это лабиринт" ("Amor è un laberinto")
  • "С мучительной мукой" ("Con atroce martire")
  • "С хриплым шёпотом" ("Con rauco mormorio")
  • "С пустынного пляжа" ("D'un' erma spiaggia")
  • "Была ночь" ("Era la notte")
  • "Радуйтесь, о мои мысли" ("Gioite o miei pensieri")
  • "Каждый любящий учится любви у меня" ("Impari ogn' amante l'amore da me")
  • "Моя жизнь — это песня" ("La mia vita è una canzone")
  • "Нет, не держите меня" ("No non mi tenete")
  • "Не могу вам это сказать" ("Non ve lo posso dire")
  • "Там, где золотые берега" ("Ove tra sponde d'oro")
  • "Как я радуюсь и смеюсь" ("Quanto godo e quanto rido")
  • "Слушайте любовь" ("Sentite l'amore")
  • "Я знаю, что он говорит" ("Sò ben io quel che dice")

Теоретические труды

  • "Письмо, написанное в ответ господину Овидию Персапеги, 15 октября 1684" ("Lettera scritta ... in risposta ad una del Sig. Ovidio Persapegi, 15 Ottobre 1684")
  • "Эпитом музыки" ("Epitome della musica")
  • "Сведения о состоянии хора певцов в папской капелле" ("Ragguaglio dello stato del coro de' cantori nella cappella pontificia")
  • "Два письма Джованни Паоло Колонне в защиту одного места из произведения "Вторая соната, третья" Арканджело Корелли" ("Due lettere a Giovanni Paolo Colonna in difesa d'un passo dell'opera Seconda Sonata terza d'Arcangelo Corelli")

Ноты сочинений Антимо Либерати на сайте библиотеки IMSLP