Либерати, Антимо
1617 - 1692

Назад

Liberati, Antimo

Антимо Либерати (Antimo Liberati)

Дата рождения: 3 апреля 1617 года

Место рождения: Фольиньо, Италия

Дата смерти: 24 февраля 1692 года

Место смерти: Рим, Италия

Биография

Антимо Либерати — итальянский теоретик и композитор. Он изучал право и изящные искусства и стал нотариусом в родном городе. С 1637 по 1643 годы он находился при Венском дворе на службе у императора Фердинанда III и эрцгерцога Леопольда. 6 февраля 1644 года он принял малые церковные сана в Фольиньо.

Около 1650 года Либерати переехал в Рим, где стал учеником Грегорио Аллегри, а после смерти последнего в 1652 году — учеником Орацио Беневоли. 20 ноября 1661 года он был принят в папский хор на альтовую партию, в котором служил до самой смерти; в 1674 и 1675 годах он был избран маэстро ди капелла.

Помимо этих обязанностей, он был органистом и маэстро ди капелла в немецкой церкви в Риме С. Мария делл’Анима, а также в церквях SS Trinità dei Pellegrini и SS Stimmate di S Francesco.

Творчество

Мало чего из музыки Либерати дошло до наших дней (в основном отдельные арии в рукописях современников), однако его музыка часто упоминалась в более ранней литературе, а каталог собора Фольиньо перечисляет содержание двух коробок с музыкой, оставленных им в завещании. Коробки содержали 18 томов латинской церковной музыки, 21 ораторию на итальянские тексты, Prologo alla tragedia di S Feliciano e Messalina (Пролог к трагедии о святом Феличиано и Мессалине), Dialogo per li sererissimi Ferdinando et Adelaide di Baviera (Диалог для их превосходительств Фердинанда и Адальайды Баварской), различные духовные кантаты и драмму в музыке S Eustachio (Святой Евстахий).

Либерати имеет особое значение своими теоретическими трудами, в которых он однозначно заявил себя сторонником и последовательным приверженцем римской традиции. Его Epitome della musica (Эпитом музыки), представленная папе Александру VII в 1666 году, и Lettera 1684 года ясно показывают, что по его мнению единственной идеальной церковной музыкой была музыка Палестрины; следовательно, любые реформы должны происходить в рамках традиции Палестрины.

Его взгляды на музыкантов своего времени особенно интересны для понимания музыкальной жизни того периода, наиболее известным примером является его защита от G.P. Колонна относительно так называемых параллельных квинт в Violin Sonata op.2 no.3 (Скрипичная соната, опус 2, №3) Арканджело Корелли. В своей Lettera он давал исчерпывающие оценки композиторам XVII века римской школы, таким как Аллегри, Беневоли, Цифра и Нанино.

Характерно, однако, что он никогда не упоминал таких известных композиторов римской оперы и оратории, как Ланди, Мараццоли, братья Маццокки и Луиджи Росси, поскольку он не одобрял stile nuovo и seconda pratica. Он также выступал против нового толкования музыки в Сикстинской капелле. Традиционализм и музыкальный пуризм действительно являются такими же характерными чертами его личности, как и его бескомпромиссная приверженность римской традиции в церковной музыке.

Таким образом, он был одним из инициаторов возрождения Палестрины во второй половине XVII века.

Произведения

Сценическая музыка

Все утрачено, упомянуто в каталоге собора Фольиньо:

  • S Eustachio (Святой Евстахий, драма в музыке)
  • Prol to S Feliciano e Messalina (Пролог к трагедии о святом Феличиано и Мессалине)
  • Dialogo for Ferdinando and Adelaide of Bavaria (Диалог для их превосходительств Фердинанда и Адальайды Баварской)

Оратории

21 произведение, в основном духовные:

Духовные

  • Laudate Dominum (Хвалите Господа), 4 голоса, basso continuo, 1683
  • Aita, ò numi, aita (Помогите, о боги, помогите, оратория), 5 голосов, скрипки; утрачена
  • 18 томов латинской церковной музыки; духовные кантаты: утрачены

Светская музыка

  • Amanti non va così (Любовники, так нельзя)
  • Amore che cosa sarà (Любовь, что это будет)
  • Amor è un laberinto (Любовь — это лабиринт)
  • Con atroce martire (С мучительной мукой)
  • Con rauco mormorio (С хриплым шёпотом)
  • D’un’ erma spiaggia (С пустынного пляжа)
  • Era la notte (Была ночь)
  • Gioite o miei pensieri (Радуйтесь, о мои мысли)
  • Impari ogn’ amante l’amore da me (Каждый любящий учится любви у меня)
  • La mia vita è una canzone (Моя жизнь — это песня)
  • No non mi tenete (Нет, не держите меня)
  • Non ve lo posso dire (Не могу вам это сказать)
  • Ove tra sponde d’oro (Там, где золотые берега)
  • Quanto godo e quanto rido (Как я радуюсь и смеюсь)
  • Sentite l’amore (Слушайте любовь)
  • Sò ben io quel che dice (Я знаю, что он говорит)

Труды

  • Lettera scritta … in risposta ad una del Sig. Ovidio Persapegi, 15 Ottobre 1684 (Письмо, написанное в ответ господину Овидию Персапеги, 15 октября 1684, Рим, 1685)
  • Epitome della musica (Эпитом музыки, ок. 1666)
  • Ragguaglio dello stato del coro de’ cantori nella cappella pontificia (Сведения о состоянии хора певцов в папской капелле)
  • Due lettere a Giovanni Paolo Colonna in difesa d’un passo dell’opera Seconda Sonata terza d’Arcangelo Corelli (Два письма Джованни Паоло Колонне в защиту одного места из произведения “Вторая соната, третья” Арканджело Корелли)

Ноты сочинений Антимо Либерати на сайте библиотеки IMSLP