Либерати, Антимо
1617 - 1692
Назад
Liberati, Antimo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антимо Либерати (Antimo Liberati)
Дата рождения: 3 апреля 1617 года
Место рождения: Фольиньо, Италия
Дата смерти: 24 февраля 1692 года
Место смерти: Рим, Италия
Антимо Либерати — итальянский теоретик и композитор. Он изучал право и изящные искусства и стал нотариусом в родном городе. С 1637 по 1643 годы он находился при Венском дворе на службе у императора Фердинанда III и эрцгерцога Леопольда. 6 февраля 1644 года он принял малые церковные сана в Фольиньо.
Около 1650 года Либерати переехал в Рим, где стал учеником Грегорио Аллегри, а после смерти последнего в 1652 году — учеником Орацио Беневоли. 20 ноября 1661 года он был принят в папский хор на альтовую партию, в котором служил до самой смерти; в 1674 и 1675 годах он был избран маэстро ди капелла.
Помимо этих обязанностей, он был органистом и маэстро ди капелла в немецкой церкви в Риме С. Мария делл’Анима, а также в церквях SS Trinità dei Pellegrini и SS Stimmate di S Francesco.
Мало чего из музыки Либерати дошло до наших дней (в основном отдельные арии в рукописях современников), однако его музыка часто упоминалась в более ранней литературе, а каталог собора Фольиньо перечисляет содержание двух коробок с музыкой, оставленных им в завещании. Коробки содержали 18 томов латинской церковной музыки, 21 ораторию на итальянские тексты, Prologo alla tragedia di S Feliciano e Messalina (Пролог к трагедии о святом Феличиано и Мессалине), Dialogo per li sererissimi Ferdinando et Adelaide di Baviera (Диалог для их превосходительств Фердинанда и Адальайды Баварской), различные духовные кантаты и драмму в музыке S Eustachio (Святой Евстахий).
Либерати имеет особое значение своими теоретическими трудами, в которых он однозначно заявил себя сторонником и последовательным приверженцем римской традиции. Его Epitome della musica (Эпитом музыки), представленная папе Александру VII в 1666 году, и Lettera 1684 года ясно показывают, что по его мнению единственной идеальной церковной музыкой была музыка Палестрины; следовательно, любые реформы должны происходить в рамках традиции Палестрины.
Его взгляды на музыкантов своего времени особенно интересны для понимания музыкальной жизни того периода, наиболее известным примером является его защита от G.P. Колонна относительно так называемых параллельных квинт в Violin Sonata op.2 no.3 (Скрипичная соната, опус 2, №3) Арканджело Корелли. В своей Lettera он давал исчерпывающие оценки композиторам XVII века римской школы, таким как Аллегри, Беневоли, Цифра и Нанино.
Характерно, однако, что он никогда не упоминал таких известных композиторов римской оперы и оратории, как Ланди, Мараццоли, братья Маццокки и Луиджи Росси, поскольку он не одобрял stile nuovo и seconda pratica. Он также выступал против нового толкования музыки в Сикстинской капелле. Традиционализм и музыкальный пуризм действительно являются такими же характерными чертами его личности, как и его бескомпромиссная приверженность римской традиции в церковной музыке.
Таким образом, он был одним из инициаторов возрождения Палестрины во второй половине XVII века.
Сценическая музыка
Все утрачено, упомянуто в каталоге собора Фольиньо:
Оратории
21 произведение, в основном духовные:
Духовные
Светская музыка
Труды
Ноты сочинений Антимо Либерати на сайте библиотеки IMSLP