Леверидж, Ричард
1670 - 1758
Назад
Leveridge, Richard

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Ричард Леверидж — английский бас и композитор. Более полувека Леверидж был ведущим певцом на лондонской сцене и популярным композитором песен.
Он проявил себя как солист в апреле 1695 года, когда разделение одной лондонской театральной компании оставило его ведущим басом в труппе, с которой Генри Пёрселл работал до своей смерти в ноябре. Леверидж исполнял роль мага Исмерона в “The Indian Queen” (Индийская королева), где он пел впечатляющую арию “Ye twice ten hundred deities” (Вы двести богов), а первая опубликованная песня, как сообщалось, была исполнена им — “Take not a woman’s anger ill” (Не принимай женский гнев враждебно) Пёрселла.
После смерти Пёрселла композиторами компании стали Даниель Пёрселл, Джеремайя Кларк и сам Леверидж. В 1698 году все трое написали музыку к “The Island Princess” (Островная принцесса), где исполнение Левериджем его собственной Enthusiastic Song (Энтузиастическая песня) пользовалось огромной популярностью. Регулярные повторные постановки с его участием рекламировались до 1739 года.
Два красивых сборника его песен были изданы в 1697 и 1699 годах, что начало его долгие отношения с фирмой Джона Уолша, а его популярные театральные песни также публиковались отдельными листами.
В 1699 году он переехал в театр в Дублине; одно из писем Ванбруха гласит: «Ливеридж в Ирландии, он должен так много денег, что не решается приехать, поэтому из-за его отсутствия у нас этой зимой не было ни одной оперы». Он вернулся в 1702 году для возобновления The Island Princess и новой постановки Macbeth (Макбет) с музыкой «вокальной и инструментальной, полностью сочинённой мистером Левериджем». Он должен был исполнять роль Гекаты в этой версии почти 50 лет, и музыка оставалась на сцене более века после его смерти. Она была издана в 1770 году, но к тому времени её приписывали Мэттью Локу. Берни писал, что «ее грубое и дикое совершенство не может быть превзойдено».
Леверидж продолжал петь как песни, так и драматические оперы, но с появлением опер в итальянском стиле появился новый элемент. С 1705 по 1708 годы он был ведущим басом, обычно в комических ролях, в Arsinoe, Camilla, Rosamond, Thomyris и Love’s Triumph (Триумф любви). Сначала оперы исполнялись на английском, но вскоре итальянские певцы и итальянский язык стали доминировать.
После неудачного периода Леверидж пел в английской опере Calypso and Telemachus (Калипсо и Телемах, 1712), а затем провёл сезон с труппой Генделя. Он участвовал в первых постановках Il pastor fido (Верный пастух) и Teseo (Тесей) и исполнял Арганта в возрождении Rinaldo (Ринальдо). Он больше никогда не пел для Генделя, но в 1731 году он был Полифемом в первой публичной постановке Acis and Galatea (Асис и Галатея), а несколько итальянских ари Генделя были опубликованы с английскими словами Левериджа.
В 1714 году он перешёл в новый театр Lincoln’s Inn Fields, которым управлял Джон Рич, и с ним он работал до конца своей карьеры. Он вернулся к английскому репертуару и новому жанру — музыкальным послеоперам. Эти лёгкие произведения часто были комическими, и для своего бенефиса в 1716 году Леверидж поставил собственную послеоперу Pyramus and Thisbe (Пирам и Фисба). Это забавная и добродушная пародия на итальянскую оперу, Леверидж написал музыку, адаптировал либретто Шекспира и исполнил Пирама вместе с Фисбой тенора Джорджа Пэка. Его музыка утрачена, но либретто было опубликовано, и Лампе переработал её в 1745 году.
К 1720 году Lincoln’s Inn Fields испытывал финансовые трудности, и Леверидж ушёл со сцены в кофейню на Tavistock Street в Ковент-Гарден, которую он открыл, возможно, уже в 1714 году.
Он вернулся на сцену в 1723 году и следующие 28 лет был ведущим басом в Lincoln’s Inn Fields, а позже в Covent Garden. Его репертуар расширился, включив роли в чрезвычайно успешной серии пантомим и музыкальных послеопера Джона Рича. Семь из этих произведений, от The Necromancer (Некромант, 1723) до Orpheus and Eurydice (Орфей и Эвридика, 1740), исполнялись от 60 до 90 раз за сезон. Леверидж обычно пел впечатляющие роли богов и магов; его голос, хотя и не такой гибкий, как когда Пёрселл писал для него, оставался крепким и мощным.
Он редко выступал в балладных операх, но его мелодии с ритмической живостью и запоминающимися оборотами часто использовались для ари балладных опер. Он написал более 150 песен, от пьянских песен и вульгарных баллад до песен о романтической любви и философии. Его литературные вкусы были широки: он положил на музыку Шекспира, Джона Донна, Бена Джонсона, Абрахама Коули, Томаса Д’Юрфея, Уильяма Конгриве, Джорджа Фаркуара, Джона Гэя и преподобного Сэмюэля Уэсли, а также часто писал собственные слова.
Он был любим публикой, которая обожала такие песни, как “The Roast Beef of Old England” (Жареная говядина старой Англии), и его очень индивидуальные ежегодные бенефисы щедро поддерживались. Он пользовался исключительно хорошим здоровьем и сократил свои выступления лишь в последние несколько сезонов. В 1751 году он был вынужден покинуть сцену из-за «недугов, связанных с преклонным возрастом», и в его отставке друзья организовали подписку для «честного Дика Левериджа, Отца английской сцены».
Факсимиле
Сборники песен
Сценическая музыка
Отдельные песни
Песни, исполнявшиеся на сцене как дополнительные развлечения; самые часто исполнявшиеся:
Песни Левериджа публиковались отдельно, в его собственных сборниках, а также в периодических изданиях и различных сборниках, особенно:
Ноты сочинений Ричарда Левериджа на сайте библиотеки IMSLP