Леско, К. Франсуа
1720 - 1801

Назад

Lescot, C. François

  • Дата рождения: около 1720 года
  • Место рождения: Франция
  • Дата смерти: около 1801 года
  • Место смерти: Франция

Биография

К. Франсуа Леско — французский композитор и скрипач XVIII века. С 1747 по 1764 год он служил мэстром музыки в соборе города Ош, а затем, вероятно, с 1764 по 1768 год занимал аналогичную должность в кафедральном соборе Нанта.

В 1760-е годы в театре Оша были поставлены его первые три сценических произведения, для которых он написал как музыку, так и либретто. Его мотет “Exaltabo te” (Я возвышу Тебя) дважды прозвучал на концертах Concert Spirituel в Париже в 1764 году.

Осенью 1768 года Леско перебрался в Париж и вошёл в оркестр Комеди Итальенн, где играл в группе первых скрипок до 1774 года, а затем — в группе вторых скрипок до 1785 года. Его имя отсутствует в списках оркестра за 1786–1787 годы, однако в 1788 году он был назначен концертмейстером группы вторых скрипок и занимал этот пост до выхода на пенсию с пожизненной пенсией в 1790 году.

Творчество

Первым сценическим произведением Леско, представленным в Париже, стала комедия “La négresse, ou Le pouvoir de la reconnaissance” (Негритянка, или Сила признательности), премьера которой состоялась 15 июня 1787 года в Комеди Итальенн. Первоначально это было двухактное сочинение, но после премьеры его сократили до одного акта. Несмотря на ограниченный успех, критики отмечали изящество музыкального оформления: Mercure de France писал, что «ариозо, очень хорошо расположенные месье Леско, были выбраны с большим вкусом и умом».

Настоящим триумфом стала его следующая постановка “Les solitaires de Normandie” (Отшельники Нормандии), представленная 15 января 1788 года. Это произведение пользовалось огромной популярностью: его сыграли почти 40 раз подряд, а затем оно оставалось в репертуаре театра в течение трёх лет. Музыка, основанная на коротких выразительных мотивах, с преимущественно строфической формой и простыми гармониями, подкупала естественной простотой и соответствовала вкусам французской публики.

Леско также создавал духовные сочинения, камерные вокальные жанры (кантатильи, романсы, арьетты, дуэты), а также инструментальные ансамбли. Его стиль отличался ясностью, лёгкостью и ориентацией на бытовую музыкальность, свойственную французскому XVIII веку.

Произведения

Сценические произведения:

  • “L'amour et l'hymen” (Любовь и брак) — пролог, Ош, 1761.
  • “La fête de Thalie” (Праздник Талии) — пастораль, Ош, 1761.
  • “La fête de Thémire” (Праздник Фемиры) — пастораль с вожделями и ариеттами, Ош, 1767.
  • “La négresse, ou Le pouvoir de la reconnaissance” (Негритянка, или Сила признательности) — комедия с вожделями и дивертисментами, Париж, Комеди Итальенн, 1787.
  • “Les solitaires de Normandie” (Отшельники Нормандии) — одноактная комедия с вожделями, Париж, Комеди Итальенн, 1788.
  • “Candide marié, ou Il faut cultiver son jardin” (Женатый Кандид, или Надо возделывать свой сад) — комедия с вожделями, Париж, Комеди Итальенн, 1788.

Духовные произведения:

  • “Exaltabo te” (Я возвышу Тебя) — мотет, 1764.
  • “Requiem” (Реквием), 1766.
  • “De profundis” (Из глубины взываю к Тебе), мотет, 1766.
  • Другие мессы (утрачены).

Вокальные произведения:

  • “L'absence et le retour de Flore” (Отсутствие и возвращение Флоры), кантатилья, 1759.
  • “Iris” (Ирида), кантатилья, около 1759.
  • “L'été” (Лето), кантатилья, без даты.
  • “L'amitié” (Дружба), кантатилья с сопровождением двух скрипок и баса, 1764 (утрачена).
  • “Recueil portatif de chansons, airs, ariettes, et duo” (Портативный сборник песен, арий, ариетт и дуэтов), 1765.
  • Два сборника ариетт, дуэтов и романсов с сопровождением бассо континуо, около 1775 и около 1782.
  • “Recueil d'airs, romances, et duo” (Сборник арий, романсов и дуэтов) с сопровождением двух скрипок и бассо континуо, около 1782.
  • Другие кантатильи (утрачены).

Инструментальные произведения:

  • 6 duos, op.1 (Шесть дуэтов), для двух скрипок, около 1777.
  • 6 trios, op.2 (Шесть трио), для двух скрипок и баса, около 1781.

Ноты сочинений К. Франсуа Леско на сайте библиотеки IMSLP