Лежбиу, Антониу Маркеш
1639 - 1709
Назад
Lésbio, António Marques
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антониу Маркес Лежбио был португальским композитором. Он прожил всю жизнь в Лиссабоне. В 1653 году, увидев одну из его юношеских композиций, Жуан Суареш Ребелу предсказал, что он станет одним из лучших португальских контрапунктистов.
В 1660 году Лежбио начал публиковать тексты вилянсико в ежегодных буклетах для церковных праздников 8 и 25 декабря и 6 января, оставаясь частым автором до 1708 года. 9 декабря 1663 года и 5 февраля 1665 года он председательствовал на седьмой и 34-й сессиях из 36 Академии дос Сингуларес, а в 1665 и 1668 годах публиковал две оратории на португальском языке и 49 испанских и португальских стихотворений в трудах академии.
10 октября 1668 года он стал мастером королевских камерных музыкантов. Являясь горячим сторонником короля Педру II, он в следующем году опубликовал 80-октавный панегирик "Звезда Португалии" по случаю рождения принцессы Изабеллы. 3 ноября 1679 года был назначен руководителем мальчиков в хоровой школе королевской капеллы; 18 июля 1670 года получил синекуру, удваивающую его предыдущую зарплату.
2 ноября 1692 года он стал куратором королевской музыкальной библиотеки, а 15 января 1698 года — королевским капельмейстером. Его последняя публикация — "Вилянсико, которые будут петься в Церкви Богоматери Назаретской непокоящимися монахинями Сан-Бернарду во время Утрени и праздника славного Сан-Гонсало" — венчает жизнь, посвящённую сочинению фестивальной поэзии с собственной музыкой.
Музыка Лежбио включает вилянсико и тональные песни для церковных и светственных праздников. До наших дней дошли только 16 испанских и португальских вилянсико. Они демонстрируют изысканность композитора и высокий художественный вкус. В четырёхголосных вилянсико (например, "Нежные мелодии", 1681, на Рождество) музыка легка и игрива, тогда как восьмиголосые произведения ("Кто видел красивого мальчика") включают арфу и орган, демонстрируя сложное полифоническое мастерство.
В композициях со сложной структурой, почти все с испанским текстом, Лежбио использует подвижные ритмы, контраст между соло и хором, неожиданные паузы и богатые гармонии с хроматическими оттенками. Аккомпанемент варьируется от скрипок до арфы и органа и всегда включает бассо континуо. В двух сохранившихся четырёхголосных светских песнях композитор передаёт смену настроений: от радостного к печальному через понижающиеся уменьшенные кварты, подчёркивающие слово "ночь".
Церковные и фестивальные вилянсико
Латинские произведения