Лежбиу, Антониу Маркеш
1639 - 1709

Назад

Lésbio, António Marques

  • Дата рождения: 1639
  • Место рождения: Лиссабон, Португалия
  • Дата смерти: 21 ноября 1709
  • Место смерти: Лиссабон, Португалия

Биография

Антониу Маркес добавил к своей фамилии Лежбио (в честь острова Лесбос). Он прожил всю жизнь в Лиссабоне. В 1653 году, увидев одну из его юношеских композиций, Жуану Суарешу Ребелу предсказал, что он станет одним из лучших португальских контрапунктистов.

В 1660 году Лежбио начал публиковать тексты вилянсико в ежегодных буклетах для церковных праздников 8 и 25 декабря и 6 января, оставаясь частым автором до 1708 года. 9 декабря 1663 года и 5 февраля 1665 года он председательствовал на седьмой и 34-й сессиях из 36 Академии дос Сингуларес, а в 1665 и 1668 годах публиковал две оратории на португальском языке и 49 испанских и португальских стихотворений в трудах академии.

10 октября 1668 года он стал мастером королевских камерных музыкантов. Являясь горячим сторонником короля Педру II, он в следующем году опубликовал 80-октавный панегирик Estrella de Portugal (Звезда Португалии) по случаю рождения принцессы Изабеллы. 3 ноября 1679 года был назначен руководителем мальчиков в хоровой школе королевской капеллы; 18 июля 1670 года получил синекуру, удваивающую его предыдущую зарплату.

2 ноября 1692 года он стал куратором королевской музыкальной библиотеки, а 15 января 1698 года — королевским капельмейстером. Его последняя публикация — Vilhancicos que se cantarão na Igreja de N. Senhora de Nazareth das Religiosas Descalças de S. Bernardo em as Matinas, e Festa do glorioso S. Gonçalo (Вилянсико, которые будут петься в Церкви Богоматери Назаретской непокоящимися монахинями Сан-Бернарду во время Утрени и праздника славного Сан-Гонсало, Лиссабон, 1708) — венчает жизнь, посвящённую сочинению фестивальной поэзии с собственной музыкой.

Творчество

Музыка Лежбио включает вилянсико и тональные песни для церковных и светских праздников. До наших дней дошли только 16 испанских и португальских вилянсико (в P-EVp и Ln; две издания у Стивенсона). Они демонстрируют изысканность композитора и высокий художественный вкус. В четырёхголосных вилянсико (например, Ayreçillos manços — Нежные мелодии, 1681, на Рождество) музыка легка и игрива, тогда как восьмиголосые произведения (Quem vio hum menino bello — Кто видел красивого мальчика) включают арфу и орган, демонстрируя сложное полифоническое мастерство.

В композициях с сложной структурой, почти все с испанским текстом, Лежбио использует подвижные ритмы, контраст между соло и хором, неожиданные паузы и богатые гармонии с хроматическими оттенками. Аккомпанемент варьируется от скрипок до арфы и органа и всегда включает континуо. В двух сохранившихся четырёхголосных светских песнях (tonos) композитор передаёт смену настроений: от радостного к печальному через понижающиеся уменьшенные кварты, подчёркивающие слово noche («ночь»).

Произведения

Церковные и фестивальные вилянсико

  • Ayreçillos manços (Нежные мелодии) — 4 голоса, Рождество 1681
  • Es flor del campo el infante (Цветок поля — младенец) — 8 голосов
  • Quem vio hum menino bello (Кто видел красивого мальчика) — 8 голосов, арфа и орган
  • Vilhancicos que se cantarão na Igreja de N. Senhora de Nazareth… (Вилянсико, которые будут петься в Церкви Богоматери Назаретской…) — Лиссабон, 1708

Латинские произведения

  • Victimae paschali laudes (Похвалы пасхальной жертве) — двойной хор, орган, Пасха

Все произведения демонстрируют мастерство Лежбио как композитора, умение работать с многоголосием, контрастами и эмоциональным выражением.