Леопольд I, Император Священной Римской Империи
1640 - 1705

Назад

Leopold I, Holy Roman Emperor

  • Дата рождения: 9 июня 1640 года
  • Место рождения: Вена, Австрия
  • Дата смерти: 5 мая 1705 года
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Австрийский композитор и покровитель музыки. Второй сын императора Фердинанда III. Член дома Габсбургов, получил широкое гуманитарное образование под руководством иезуита Нейдхарда, предназначенное для интеллектуальной и духовной деятельности, а не для наследования трона.

Обучение включало обширное обучение игре на различных инструментах (особенно на клавесине, скрипке и блокфлейте) и композиции, вероятно, у Антонио Бертали и Маркуса и Вольфганга Эбнеров. Последний сохранил коллекцию его ранних произведений Spartitura compositionum sacrae regiae maiestatis Hungariae, Leopoldi I, написанных и переписанных между 1655 и 1657 годами.

После смерти первого сына и выбранного преемника Фердинанда III Леопольд унаследовал королевские троны Венгрии (1655) и Богемии (1656), а после смерти отца был коронован императором Священной Римской империи 18–19 июля 1658 года. Для обеспечения наследования трона он вступил в три брака: в 1667 году с Маргаритой Терезой Испанской (1651–1673), в 1673 году с Клаудией Фелицитас Тирольской (1653–1676) и в 1676 году с Элеонорой Магдаленой Терезией Пфальцской (1655–1720), которая родила его преемников Иосифа I и Карла VI.

Современники подчёркивали следующие черты его характера и привычек: глубокая религиозность, проявлявшаяся в неукоснительной защите Римско-католической церкви и пронизывавшая всю жизнь двора; любовь к занятиям на свежем воздухе, таким как охота и различные развлечения на открытом воздухе; знание как минимум четырёх языков и мастерство в итальянской поэзии; любовь к музыке и музыкальные способности. В качестве политика он полагался на советы своих советников и находился под сильным влиянием придворного духовенства.

Творчество

Леопольд I значим как крупный покровитель музыки и как композитор. Несмотря на серьёзные внутренние и внешние политические проблемы его правления (включая осаду Вены турецкими войсками в 1683 году и последующие кампании для ослабления турецкой угрозы, попытки обеспечить западные границы империи против французских вторжений, искусственно продлённую Контрреформацию и великую чуму 1679–1680 годов), наблюдался беспрецедентный культурный рост при дворе Габсбургов и в сердце империи в целом.

Опираясь на достижения своих предшественников (особенно Фердинанда III), Леопольд значительно расширил придворное музыкальное учреждение – Императорскую капеллу – продолжая нанимать итальянских музыкантов, включая композиторов Антонио Бертали, Дж.Ф. Санчеса, Антонио Драгхи, Джованни Бонончини, М.А. Циани и Франческо Конти, а также привлекая местные таланты, включая композиторов И.Г. Шмельцера, И.К. Керля, Ф.Т. Рихтера и И.Й. Фукса.

Хотя он не пренебрегал церковной музыкой и самостоятельной инструментальной музыкой, основное внимание уделял драматической музыке. За пределами двора это проявлялось в поощрении иезуитской драмы, вероятно, как по религиозным, так и по художественным причинам. При дворе процветала светская и священная драматическая музыка. Щедрая финансовая поддержка постановок опер, включая расходы около 300 000 флоринов на исполнение оперы Антонио Чести Il pomo d’oro (Золотое яблоко) (в то время как средние расходы на одну оперу составляли около 20 000 флоринов, а средняя годовая зарплата капельмейстера – 2000 флоринов); разумный выбор либреттистов, композиторов и сценографов, среди которых доминировали Николо Минато, Драгхи, Шмельцер и Л.О. Бурнацини; участие членов императорской семьи в представлениях; личный интерес и поддержка императора – всё это привело к театральной жизни при дворе, не имевшей аналогов при других дворах в эпоху его правления. Между 1658 и 1705 годами там было представлено более 400 драматических произведений: оперы и короткие светские драматические произведения во время карнавала, на дни рождения и именины членов императорской семьи и на другие важные придворные события; оратории и сеполькри в основном в период Великого поста, особенно для воспоминания о Страстях в Великий четверг и Страстную пятницу.

В качестве композитора Леопольд I внёс значительный вклад в репертуар придворной музыки. Его стиль следует венецианской традиции, особенно в творчестве композиторов, действующих в Вене, таких как Бертали и Драгхи. Священные и светские итальянские драматические произведения демонстрируют внимательное отношение к тексту, мастерство в речитативе и арьозо, предпочтение простой и глубоко эмоциональной мелодии. Балетная музыка и вклады в немецкоязычную комедию – в основном короткие песни и арии – лёгкие, крайне простые и используют народные музыкальные идиомы; они явно под влиянием Шмельцера. Наибольший успех имели его литургические произведения. В них он сочетал полихоровые техники, стиль концертато и эффективную мелодическую писанину, используя характеристики монодии, создавая крупные произведения – особенно Missa angeli custodis (Месса Ангела-Хранителя), реквием для первой жены и три чтения для погребения второй жены, – которые демонстрируют его как талантливого и успешного композитора, а не просто как аристократического дилетанта. В 1669 году он также дирижировал частным исполнением Драгхи Chi più sa manco l’intende (Кто больше знает, меньше понимает) с клавесина.

Произведения

Оперы

  • "La simpatia nell’odio overo Le amazoni amanti" (Симпатия в ненависти, или Амазонки-любовницы), трагикомическая опера, 3 действия, только одна ария сохранилась, предположительно 18 ноября 1664 года
  • "Apollo deluso" (Обманутый Аполлон), драма на музыку, 3 действия, 13 июня 1669 года; сотрудничество с Дж.Ф. Санчесом, отрывки сохранились
  • "Creso" (Крез), драма на музыку, либретто Н. Минато, 9 и 10 января 1678 года

Инциденциальная музыка

  • "Fineza contra fineza" (Изысканность против изысканности), П. Кальдерон, 22 декабря 1671 года
  • "Die vermeinte Brüder- und Schwesterliebe" (Мнимая любовь братьев и сестёр), К. Шлегель, Линц, 19 ноября 1680 года
  • "Der thoreichte Schäffer" (Глупый пастух), 1 марта 1683 года
  • "Die Ergetzungstund der Sclavinnen aus Samien" (Час развлечения рабынь с Самоса), 1685 год
  • [Комедия], 1686 год
  • [Праздник], 1695 год
  • [Комедия], 19 февраля 1697 года

Оратории и сеполькри

  • "Il sacrifizio d’Abramo" (Жертвоприношение Авраама), 26 марта 1660 года
  • "Il lutto dell’universo" (Скорбь Вселенной), Ф. Сбарра, Винер-Нойштадт, 29 марта 1668 года
  • "Il figlio prodigo" (Блудный сын), Г.П. Монезио, между 1674 и 1685 годами
  • "L’ingratitudine rimproverata" (Осуждение неблагодарности), Н. Минато, 12 апреля 1675 года, музыка утрачена
  • "L’amor della redentione, oratorio delli sette maggiori dolori della vergine" (Любовь искупления, оратория о семи великих скорбях Девы), Н. Минато, 9 апреля 1677 года
  • "Die Erlösung dess menschlichen Geschlechts" (Искупление человеческого рода), И.А. Рюэдольф, 30 марта 1679 года
  • "Il transito di Giuseppe" (Смерть Иосифа), Н. Минато, Прага, 1680 год
  • "Sig des Leydens Christi über die Sinnligkeit" (Страдания Христа над чувственностью), И.А. Рюэдольф, 26 марта 1682 года
  • "S Antonio di Padova" (Святой Антоний Падуанский), Линц, 1684 год

Священная вокальная музыка

  • "Missa angeli custodis" (Месса Ангела-Хранителя), 4 голоса, инструменты
  • "Missa pro defunctis" (Реквием), 5 голосов, инструменты, 1673 год
  • 3 чтения для погребения второй жены, 5 голосов, инструменты, 1676 год
  • 2 оффициума, 4–6 голосов, инструменты, 1662 год
  • "Magnificat" (Величит душа моя Господа), 5 голосов, инструменты
  • "Dies irae" (День гнева), 4 голоса, инструменты, 1673 год
  • "Stabat mater" (Стояла матерь), 4 голоса, инструменты
  • 5 Марианских антифон, 1–5 голосов, инструменты
  • 1 антифон, 5 голосов, орган
  • 3 литургии, 4–6 голосов, инструменты
  • 6 мотетов, 1–5 голосов, инструменты
  • 5 псалмов, 1–4 голоса, инструменты
  • 12 гимнов, 2–6 голосов, инструменты

Светская музыка

  • "Giudizio d’amore" (Суд любви), музыкальный диалог
  • "Del silenzio profondo" (О глубокой тишине), серената
  • "Rimbomba mia tromba" (Звучит моя труба), серената
  • 4 канцонетты, 1–3 голоса, инструменты, 1655–1657
  • Мадригал, 3 голоса, басовый континуо
  • Соната, 4 голоса, басовый континуо, 1656 год
  • Риторнелло (только бас сохранился)
  • 102 танца (включая 16 сюит), мелодия и басовый континуо сохранились, 28 танцев

Утраченные произведения

Включая 2 мессы, Dies irae (День гнева), Stabat mater (Стояла матерь), комплины, 2 Magnificat (Величит душа моя Господа), 11 антифон, литургии, 2 Miserere (Помилуй меня), 20 мотетов

Ноты сочинений Императора Священной Римской Империи Леопольда I на сайте библиотеки IMSLP