Леопольд I, Император Священной Римской Империи
1640 - 1705
Назад
Leopold I, Holy Roman Emperor

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Австрийский композитор и покровитель музыки. Второй сын императора Фердинанда III. Член дома Габсбургов, получил широкое гуманитарное образование под руководством иезуита Нейдхарда, предназначенное для интеллектуальной и духовной деятельности, а не для наследования трона.
Обучение включало обширное обучение игре на различных инструментах (особенно на клавесине, скрипке и блокфлейте) и композиции, вероятно, у Антонио Бертали и Маркуса и Вольфганга Эбнеров. Последний сохранил коллекцию его ранних произведений Spartitura compositionum sacrae regiae maiestatis Hungariae, Leopoldi I, написанных и переписанных между 1655 и 1657 годами.
После смерти первого сына и выбранного преемника Фердинанда III Леопольд унаследовал королевские троны Венгрии (1655) и Богемии (1656), а после смерти отца был коронован императором Священной Римской империи 18–19 июля 1658 года. Для обеспечения наследования трона он вступил в три брака: в 1667 году с Маргаритой Терезой Испанской (1651–1673), в 1673 году с Клаудией Фелицитас Тирольской (1653–1676) и в 1676 году с Элеонорой Магдаленой Терезией Пфальцской (1655–1720), которая родила его преемников Иосифа I и Карла VI.
Современники подчёркивали следующие черты его характера и привычек: глубокая религиозность, проявлявшаяся в неукоснительной защите Римско-католической церкви и пронизывавшая всю жизнь двора; любовь к занятиям на свежем воздухе, таким как охота и различные развлечения на открытом воздухе; знание как минимум четырёх языков и мастерство в итальянской поэзии; любовь к музыке и музыкальные способности. В качестве политика он полагался на советы своих советников и находился под сильным влиянием придворного духовенства.
Леопольд I значим как крупный покровитель музыки и как композитор. Несмотря на серьёзные внутренние и внешние политические проблемы его правления (включая осаду Вены турецкими войсками в 1683 году и последующие кампании для ослабления турецкой угрозы, попытки обеспечить западные границы империи против французских вторжений, искусственно продлённую Контрреформацию и великую чуму 1679–1680 годов), наблюдался беспрецедентный культурный рост при дворе Габсбургов и в сердце империи в целом.
Опираясь на достижения своих предшественников (особенно Фердинанда III), Леопольд значительно расширил придворное музыкальное учреждение – Императорскую капеллу – продолжая нанимать итальянских музыкантов, включая композиторов Антонио Бертали, Дж.Ф. Санчеса, Антонио Драгхи, Джованни Бонончини, М.А. Циани и Франческо Конти, а также привлекая местные таланты, включая композиторов И.Г. Шмельцера, И.К. Керля, Ф.Т. Рихтера и И.Й. Фукса.
Хотя он не пренебрегал церковной музыкой и самостоятельной инструментальной музыкой, основное внимание уделял драматической музыке. За пределами двора это проявлялось в поощрении иезуитской драмы, вероятно, как по религиозным, так и по художественным причинам. При дворе процветала светская и священная драматическая музыка. Щедрая финансовая поддержка постановок опер, включая расходы около 300 000 флоринов на исполнение оперы Антонио Чести Il pomo d’oro (Золотое яблоко) (в то время как средние расходы на одну оперу составляли около 20 000 флоринов, а средняя годовая зарплата капельмейстера – 2000 флоринов); разумный выбор либреттистов, композиторов и сценографов, среди которых доминировали Николо Минато, Драгхи, Шмельцер и Л.О. Бурнацини; участие членов императорской семьи в представлениях; личный интерес и поддержка императора – всё это привело к театральной жизни при дворе, не имевшей аналогов при других дворах в эпоху его правления. Между 1658 и 1705 годами там было представлено более 400 драматических произведений: оперы и короткие светские драматические произведения во время карнавала, на дни рождения и именины членов императорской семьи и на другие важные придворные события; оратории и сеполькри в основном в период Великого поста, особенно для воспоминания о Страстях в Великий четверг и Страстную пятницу.
В качестве композитора Леопольд I внёс значительный вклад в репертуар придворной музыки. Его стиль следует венецианской традиции, особенно в творчестве композиторов, действующих в Вене, таких как Бертали и Драгхи. Священные и светские итальянские драматические произведения демонстрируют внимательное отношение к тексту, мастерство в речитативе и арьозо, предпочтение простой и глубоко эмоциональной мелодии. Балетная музыка и вклады в немецкоязычную комедию – в основном короткие песни и арии – лёгкие, крайне простые и используют народные музыкальные идиомы; они явно под влиянием Шмельцера. Наибольший успех имели его литургические произведения. В них он сочетал полихоровые техники, стиль концертато и эффективную мелодическую писанину, используя характеристики монодии, создавая крупные произведения – особенно Missa angeli custodis (Месса Ангела-Хранителя), реквием для первой жены и три чтения для погребения второй жены, – которые демонстрируют его как талантливого и успешного композитора, а не просто как аристократического дилетанта. В 1669 году он также дирижировал частным исполнением Драгхи Chi più sa manco l’intende (Кто больше знает, меньше понимает) с клавесина.
Оперы
Инциденциальная музыка
Оратории и сеполькри
Священная вокальная музыка
Светская музыка
Утраченные произведения
Включая 2 мессы, Dies irae (День гнева), Stabat mater (Стояла матерь), комплины, 2 Magnificat (Величит душа моя Господа), 11 антифон, литургии, 2 Miserere (Помилуй меня), 20 мотетов
Ноты сочинений Императора Священной Римской Империи Леопольда I на сайте библиотеки IMSLP