Леопольд I, Император Священной Римской Империи
1640 - 1705

Назад

Leopold I, Holy Roman Emperor

Портрет композитора Император Священной Римской Империи Леопольд I

  • Дата рождения: 9 июня 1640 года
  • Место рождения: Вена, Австрия
  • Дата смерти: 5 мая 1705 года
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Леопольд I Габсбург был австрийским композитором и покровителем музыки. Второй сын императора Фердинанда III. Член дома Габсбургов, получил широкое гуманитарное образование под руководством иезуита Нейдхарда, предназначенное для интеллектуальной и духовной деятельности, а не для наследования трона.

Обучение включало обширное обучение игре на различных инструментах и композиции, вероятно, у Антонио Бертали и Маркуса и Вольфганга Эбнеров. Последний сохранил коллекцию его ранних произведений, написанных и переписанных между 1655 и 1657 годами.

После смерти первого сына и выбранного преемника Фердинанда III Леопольд унаследовал королевские троны Венгрии и Богемии, а после смерти отца был коронован императором Священной Римской империи 18-19 июля 1658 года. Для обеспечения наследования трона он вступил в три брака: в 1667 году с Маргаритой Терезой Испанской, в 1673 году с Клаудией Фелицитас Тирольской и в 1676 году с Элеонорой Магдаленой Терезией Пфальцской, которая родила его преемников Иосифа I и Карла VI.

Современники подчёркивали следующие черты его характера и привычек: глубокая религиозность, любовь к занятиям на свежем воздухе, знание как минимум четырёх языков и мастерство в итальянской поэзии; любовь к музыке и музыкальные способности. В качестве политика он полагался на советы своих советников и находился под сильным влиянием придворного духовенства.

Творчество

Леопольд I значим как крупный покровитель музыки и как композитор. Несмотря на серьёзные внутренние и внешние политические проблемы его правления, наблюдался беспрецедентный культурный рост при дворе Габсбургов и в сердце империи в целом.

Опираясь на достижения своих предшественников, Леопольд значительно расширил придворное музыкальное учреждение - Императорскую капеллу - продолжая нанимать итальянских музыкантов, включая композиторов Антонио Бертали, Дж.Ф. Санчеса, Антонио Драгхи, Джованни Бонончини, М.А. Циани и Франческо Конти, а также привлекая местные таланты, включая композиторов И.Г. Шмельцера, И.К. Керля, Ф.Т. Рихтера и И.Й. Фукса.

Хотя он не пренебрегал церковной музыкой и самостоятельной инструментальной музыкой, основное внимание уделял драматической музыке. За пределами двора это проявлялось в поощрении иезуитской драмы. При дворе процветала светская и священная драматическая музыка. Щедрая финансовая поддержка постановок опер, разумный выбор либреттистов, композиторов и сценографов, участие членов императорской семьи в представлениях; личный интерес и поддержка императора - всё это привело к театральной жизни при дворе, не имевшей аналогов при других дворах в эпоху его правления. Между 1658 и 1705 годами там было представлено более 400 драматических произведений.

В качестве композитора Леопольд I внёс значительный вклад в репертуар придворной музыки. Его стиль следует венецианской традиции. Священные и светские итальянские драматические произведения демонстрируют внимательное отношение к тексту, мастерство в речитативе и ариозо, предпочтение простой и глубоко эмоциональной мелодии. Балетная музыка и вклады в немецкоязычную комедию - в основном короткие песни и арии - лёгкие, крайне простые и используют народные музыкальные идиомы. Наибольший успех имели его литургические произведения. В них он сочетал полихоровые техники, стиль концертато и эффективную мелодическую писанину, используя характеристики монодии, создавая крупные произведения, которые демонстрируют его как талантливого и успешного композитора, а не просто как аристократического дилетанта.

Произведения

Оперы

  • "Симпатия в ненависти, или Амазонки-любовницы" ("La simpatia nell'odio overo Le amazoni amanti")
  • "Обманутый Аполлон" ("Apollo deluso")
  • "Крез" ("Creso")

Театральная музыка

  • "Изысканность против изысканности" ("Fineza contra fineza")
  • "Мнимая любовь братьев и сестёр" ("Die vermeinte Brüder- und Schwesterliebe")
  • "Глупый пастух" ("Der thoreichte Schäffer")
  • "Час развлечения рабынь с Самоса" ("Die Ergetzungstund der Sclavinnen aus Samien")

Оратории

  • "Жертвоприношение Авраама" ("Il sacrifizio d'Abramo")
  • "Скорбь Вселенной" ("Il lutto dell'universo")
  • "Блудный сын" ("Il figlio prodigo")
  • "Осуждение неблагодарности" ("L'ingratitudine rimproverata")
  • "Любовь искупления, оратория о семи великих скорбях Девы" ("L'amor della redentione, oratorio delli sette maggiori dolori della vergine")
  • "Искупление человеческого рода" ("Die Erlösung dess menschlichen Geschlechts")
  • "Смерть Иосифа" ("Il transito di Giuseppe")
  • "Страдания Христа над чувственностью" ("Sig des Leydens Christi über die Sinnligkeit")
  • "Святой Антоний Падуанский" ("S Antonio di Padova")

Духовная музыка

  • "Месса Ангела-Хранителя" ("Missa angeli custodis")
  • "Реквием" ("Missa pro defunctis")
  • Три чтения для погребения второй жены
  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat")
  • "День гнева" ("Dies irae")
  • "Стояла Мать Скорбящая" ("Stabat Mater")
  • Марианские антифоны
  • Мотеты
  • Псалмы
  • Гимны

Светская музыка

  • "Суд любви" ("Giudizio d'amore")
  • "О глубокой тишине" ("Del silenzio profondo")
  • "Звучит моя труба" ("Rimbomba mia tromba")
  • Канцонетты
  • Мадригалы
  • Сонаты
  • Танцы и сюиты

Ноты сочинений Императора Священной Римской Империи Леопольда I на сайте библиотеки IMSLP