Леопольд I, Император Священной Римской Империи
1640 - 1705

Назад

Император Священной Римской Империи Леопольд I (Holy Roman Emperor Leopold I) - австрийский композитор и меценат

  • Родился 9 июня 1640 г. - Вена.
  • Умер 5 мая 1705 г. - Вена.

Он был вторым сыном императора Фердинанда III. Будучи членом дома Габсбургов, он получил широкое гуманистическое образование под руководством иезуита Найдхарда, которое должно было подготовить его скорее к интеллектуальным и духовным занятиям, чем к наследованию престола. Его обучение включало в себя обширные уроки игры на различных инструментах (в частности, на клавесине, скрипке и магнитофоне) и композиции, вероятно, у Антонио Бертали, Маркуса и Вольфганга Эбнеров, последний из которых сохранил коллекцию его ранних работ, "Spartitura compositionum sacrae regiae maiestatis Hungariae", составленную и скопированную Леопольди I. между 1655 и 1657 годами. Однако, когда умер первый сын и избранный преемник Фердинанда III, Леопольд унаследовал королевские троны Венгрии (1655) и Богемии (1656), а после смерти своего отца был коронован императором Священной Римской империи 18-19 июля 1658 года. Чтобы обеспечить преемственность, он вступил в три брака: в 1667 году с Маргаритой Терезой Испанской (1651-1673), в 1673 году с Клаудией Фелиситас Тирольской (1653-1676) и в 1676 году с Элеонорой Магдаленой Терезией Пфальцской (1655-1720), которая родила ему наследников, Иосифа I и Карла VI. В рассказах современников о Леопольде I подчеркиваются следующие аспекты его личности и привычек: его глубокая религиозность, проявляющаяся в упорной защите Римско-католической церкви и пронизывающая всю придворную жизнь; его любовь к активному отдыху на природе, например, к охоте и различного рода развлечениям на свежем воздухе; его знание, по крайней мере, четыре языка и мастерство в итальянской поэзии, а также его любовь к музыке и совершенство в ней. Как политик, он в значительной степени полагался на советы своих советников и находился под сильным влиянием придворного духовенства. Канн, сравнивая его с Людовиком XIV, характеризовал его как нерешительного в действиях, но упорного в защите статус-кво, ограниченного и в то же время обладающего художественным складом ума, бедного и любящего роскошь, невзрачного, негероического и неженственного, он действительно был полной противоположностью своему более блестящему оппоненту и кузену. Для истории музыки Леопольд I важен и как крупный меценат, и как композитор. Учитывая серьезные внутренние и внешние политические проблемы во время его правления (включая осаду Вены османскими войсками в 1683 году и последующие кампании по устранению турецкой угрозы, попытки обезопасить западные границы империи от французских вторжений, искусственно затянувшуюся контрреформацию и великую чуму 1679-80 годов). Поэтому удивительно наблюдать беспрецедентный культурный рост при дворе Габсбургов и в самом сердце империи в целом. Опираясь на фундамент, заложенный его предшественниками (особенно Фердинандом III), Леопольд значительно расширил придворную музыкальную школу – императорскую хофкапелле, – продолжая нанимать итальянских музыкантов, среди которых композиторы Антонио Бертали, Г.Ф. Сансес, Антонио Драги, Джованни Бонончини, М.А. Зиани и Франческо Конти, а также опираясь на местные таланты, в том числе на композиторов Й.Х. Шмельцера, Й.К. Керлла, Ф.Т. Рихтера и Дж.Дж. Фукса. Хотя он не пренебрегал церковной музыкой или независимой инструментальной музыкой, его главным интересом была драматическая музыка. За пределами двора этот интерес проявлялся в том, что он поощрял иезуитскую драматургию, вероятно, как по религиозным, так и по художественным соображениям. При дворе процветала светская и духовная драматическая музыка. Щедрая финансовая поддержка оперных постановок, включая экстравагантные расходы в размере около 300 000 флоринов на постановку оперы Антонио Кести "Помо д'Оро" (в отличие от средней суммы в 20 000 флоринов на оперную постановку и средней годовой зарплаты капельмейстера в 2000 флоринов).; грамотный наем либреттистов, композиторов и сценографов, среди которых были выдающиеся сотрудники Николо Минато, Драги, Шмельцер и Л.О. Бурначини; участие в спектаклях членов императорской семьи; личная заинтересованность и поддержка императора - все это привело к тому, что театральная жизнь при дворе стала такой, какой не было ни при каком другом дворе. во время его правления. Так, в период с 1658 по 1705 год здесь было представлено более 400 драматических произведений: оперы и более короткие светские драматические произведения во время карнавала, празднования дней рождения и именин членов императорской семьи, а также по другим важным событиям при дворе; оратории и септимии, главным образом, во время Великого поста, в частности, в память о Страстях Господних. в Великий четверг и Страстную пятницу. Как композитор, Леопольд I внес значительный вклад в репертуар, исполняемый при дворе. По стилю они следуют венецианским традициям, которые особенно ярко проявляются у композиторов, работавших в Вене, таких как Бертали и Драги. Его духовные и светские итальянские драматические произведения отличаются пристальным вниманием к тексту, умелым использованием речитативных и ариозных фрагментов и предпочтением простого и глубоко прочувствованного мелодического стиля. В отличие от этого, его балетная музыка и его вклад в развитие немецкоязычной комедии - в основном короткие песни и арии – легки и предельно просты, в них используются народные музыкальные обороты; на них явно оказал влияние Шмельцер. Наиболее успешные композиции Леопольда, несомненно, являются его литургическими произведениями. В них он сочетал полихоральные техники, стиль концертато и эффектное мелодическое письмо под влиянием особенностей монодии, создавая значительные произведения – особенно "Послание к ангелам–хранителям", "реквием по своей первой жене" и "три речи на погребение своей второй жены", - которые провозглашают его не просто аристократическим дилетантом, но как талантливый и успешный композитор. В 1669 году он также дирижировал частным исполнением оперы Драги "Как манко повелевает" на клавесине.

Ноты сочинений Императора Священной Римской Империи Леопольда I на сайте библиотеки IMSLP