Леопольд I, Император Священной Римской Империи
1640 - 1705
Назад
Leopold I, Holy Roman Emperor
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Леопольд I Габсбург был австрийским композитором и покровителем музыки. Второй сын императора Фердинанда III. Член дома Габсбургов, получил широкое гуманитарное образование под руководством иезуита Нейдхарда, предназначенное для интеллектуальной и духовной деятельности, а не для наследования трона.
Обучение включало обширное обучение игре на различных инструментах и композиции, вероятно, у Антонио Бертали и Маркуса и Вольфганга Эбнеров. Последний сохранил коллекцию его ранних произведений, написанных и переписанных между 1655 и 1657 годами.
После смерти первого сына и выбранного преемника Фердинанда III Леопольд унаследовал королевские троны Венгрии и Богемии, а после смерти отца был коронован императором Священной Римской империи 18-19 июля 1658 года. Для обеспечения наследования трона он вступил в три брака: в 1667 году с Маргаритой Терезой Испанской, в 1673 году с Клаудией Фелицитас Тирольской и в 1676 году с Элеонорой Магдаленой Терезией Пфальцской, которая родила его преемников Иосифа I и Карла VI.
Современники подчёркивали следующие черты его характера и привычек: глубокая религиозность, любовь к занятиям на свежем воздухе, знание как минимум четырёх языков и мастерство в итальянской поэзии; любовь к музыке и музыкальные способности. В качестве политика он полагался на советы своих советников и находился под сильным влиянием придворного духовенства.
Леопольд I значим как крупный покровитель музыки и как композитор. Несмотря на серьёзные внутренние и внешние политические проблемы его правления, наблюдался беспрецедентный культурный рост при дворе Габсбургов и в сердце империи в целом.
Опираясь на достижения своих предшественников, Леопольд значительно расширил придворное музыкальное учреждение - Императорскую капеллу - продолжая нанимать итальянских музыкантов, включая композиторов Антонио Бертали, Дж.Ф. Санчеса, Антонио Драгхи, Джованни Бонончини, М.А. Циани и Франческо Конти, а также привлекая местные таланты, включая композиторов И.Г. Шмельцера, И.К. Керля, Ф.Т. Рихтера и И.Й. Фукса.
Хотя он не пренебрегал церковной музыкой и самостоятельной инструментальной музыкой, основное внимание уделял драматической музыке. За пределами двора это проявлялось в поощрении иезуитской драмы. При дворе процветала светская и священная драматическая музыка. Щедрая финансовая поддержка постановок опер, разумный выбор либреттистов, композиторов и сценографов, участие членов императорской семьи в представлениях; личный интерес и поддержка императора - всё это привело к театральной жизни при дворе, не имевшей аналогов при других дворах в эпоху его правления. Между 1658 и 1705 годами там было представлено более 400 драматических произведений.
В качестве композитора Леопольд I внёс значительный вклад в репертуар придворной музыки. Его стиль следует венецианской традиции. Священные и светские итальянские драматические произведения демонстрируют внимательное отношение к тексту, мастерство в речитативе и ариозо, предпочтение простой и глубоко эмоциональной мелодии. Балетная музыка и вклады в немецкоязычную комедию - в основном короткие песни и арии - лёгкие, крайне простые и используют народные музыкальные идиомы. Наибольший успех имели его литургические произведения. В них он сочетал полихоровые техники, стиль концертато и эффективную мелодическую писанину, используя характеристики монодии, создавая крупные произведения, которые демонстрируют его как талантливого и успешного композитора, а не просто как аристократического дилетанта.
Оперы
Театральная музыка
Оратории
Духовная музыка
Светская музыка
Ноты сочинений Императора Священной Римской Империи Леопольда I на сайте библиотеки IMSLP