Лео, Леонардо
1694 - 1744

Назад

Leo, Leonardo

Портрет композитора Леонардо Лео

  • Дата рождения: 5 августа 1694
  • Место рождения: Сан-Вито-дельи-Скьявони (ныне Сан-Вито-деи-Норманни)
  • Дата смерти: 31 октября 1744
  • Место смерти: Неаполь

Биография

Леонардо Лео был итальянским композитором и педагогом. Он был одним из ведущих неаполитанских композиторов своего времени, особенно в области театральной и церковной музыки.

Сын Коррадо де Лео и Розабетты Пинто, он отправился в Неаполь в 1709 году и стал учеником Никола Фаго в Консерватории Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини. В начале 1712 года его духовная драма "Святая Клара, или Поверженная неверность" была исполнена в консерватории; из того факта, что она была исполнена снова во дворце вице-короля 14 февраля, можно заключить, что произведение Лео вызвало необычайное внимание. Завершив учебу, он был назначен сверхштатным органистом в капелле вице-короля 8 апреля 1713 года и в то же время работал капельмейстером на службе у маркиза Стелла; также говорят, что он был капельмейстером Санта-Мария-делла-Солитария.

Уже 13 мая 1714 года была поставлена его первая опера "Писистрат". За ней последовали заказы на обработки опер, интермедии и серенады, а в 1718 году — вторая опера "Софонисба". Начиная с "Гай Гракх" (1720), список его оперных заказов продолжается без перерыва вплоть до его смерти. В 1723 году он написал свою первую оперу для Венеции, и в том же году в "Обнаруженный грех" впервые обратился к развивающемуся жанру неаполитанской музыкальной комедии; с этого времени он считался одним из ведущих композиторов комедии.

После смерти Алессандро Скарлатти в 1725 году Лео был повышен до первого органиста вице-королевской капеллы. В последующие годы он потерял главенство как композитор серьёзной оперы в Неаполе в пользу своих соперников Винчи и Хассе, и между 1726 и 1730 годами, по-видимому, не получал заказов на оперы в театре Сан-Бартоломео в Неаполе. Однако он писал серьёзные оперы для Рима и Венеции, а в Неаполе продолжал свою карьеру как композитор комических опер. После отъезда Хассе и смерти Винчи в 1730 году Лео стал доминирующей фигурой музыкальной жизни Неаполя. Он сменил Винчи на посту прорегент-капельмейстера, а после смерти Манчини в 1737 году стал вице-капельмейстером королевской капеллы. Ему неоднократно давали отпуска для выполнения заказов на оперы в других городах, а благодаря семейным связям неаполитанской королевской семьи он получил заказы от испанского двора. Еще больше, чем его репутация как оперного композитора, ценилось его мастерство как автора ораторий — особенно в постановках произведений Метастазио "Святая Елена на Голгофе" и "Смерть Авеля".

Лео также стал известным педагогом: с 1734 по 1737 год он преподавал как вице-капельмейстер в Консерватории Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини, в 1739 году сменил Фео как первого маэстро в Консерватории Сан-Онофрио, а в 1741 году также взял на себя обязанности первого маэстро в Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини, сменив своего собственного учителя Фаго. "Помилуй меня" для двойного хора в восемь голосов и органа, по-видимому, было первым из его произведений, направленных на реформу церковной музыки, что тесно было связано с его педагогической деятельностью. В обоих отношениях он соперничал с Франческо Дуранте, преподававшим в двух других консерваториях Неаполя. После смерти Доменико Сарро Лео наконец стал капельмейстером королевской капеллы. Он немедленно написал серию сочинений а капелла для использования в королевской капелле во время поста и реформировал оркестр королевской оперы, но умер спустя всего девять месяцев пребывания в должности.

Творчество

Лео был самым универсальным и технически наиболее совершенным среди неаполитанских композиторов своего времени. Но ему не хватало ни гения Перголези, ни лёгкости его соперников Винчи и Хассе. Новые версии собственных произведений занимают важное место в его творчестве.

Ранние произведения Лео сравнительно консервативны по характеру: камерные кантаты, в основном только с сопровождением бассо континуо, занимают в них важное место, и лишь постепенно он стал отдавать предпочтение либретто Метастазио для своих опер. Лео помог поднять музыкальный уровень как музыкальных комедий, так и интермедий. Его оперные увертюры, вступительные части которых принадлежат скорее к традиции марша, чем инструментального концерта, представляют собой важный этап в развитии доклассической симфонии.

Произведения Лео, даже написанные для сцены, отражали академическую сторону его подготовки в большей степени, чем у других его современников, настолько, что его церковный стиль эхом слышится даже в его комических операх. В неаполитанской школе существовало значительное соперничество между сторонниками Лео и сторонниками Франческо Дуранте: первые характеризовались "научным", почти рассудочным подходом, с акцентом на контрапункт, вторые же — более инстинктивным подходом, склонным к гармонической и мелодической простоте. В опере Лео был гораздо более консервативен и связан традицией, чем его современники Хассе, Винчи и Порпора; хоровые эпизоды "Олимпиады" и "Цир узнанный", например, ближе к стилю мотета, чем к торжественным хорам современной оперы-сериа. Его комические оперы также демонстрируют основательную композиционную технику, особенно в ансамблях в конце актов; Лео приписывают заслугу в том, что он наделил комическую оперу музыкальным достоинством, равным достоинству оперы-сериа.

Традиция утверждает, что Лео, помимо того что был учеником Скарлатти в Неаполе, учился у Оттавио Питони в Риме; несомненно, его самые ранние оперы характеризуются элементами, явно унаследованными от старого стиля, включая фигурационный бас и остинато, типичные для позднебарочной оперы, а также использование строгих контрапунктических приёмов, включая канон. Это усердное использование контрапункта обеспечило прочную основу для его мелодической структуры, и, несомненно, Лео обладал врожденным даром мелодии, с многочисленными заимствованиями из народной песни, особенно в комических операх.

Реформаторская деятельность Лео в области духовной музыки в его последние годы проявляется как в сочинении произведений а капелла для времени церковного покаяния, так и в использовании хоральных кантус фирмусов и учёных контрапунктических техник в церковной музыке с оркестровым сопровождением. Очевидно, что его "Учение или правила контрапункта" и "Уроки пения канта фермо" также были созданы в последние годы. Среди его наиболее важных учеников были Пиччинни, Кафаро и Йоммелли. К концу XVIII века его "Помилуй меня" сыграло важную роль в возрождении интереса к "церковной музыке старых итальянцев" и широко оценивалось как сопоставимое с произведениями Палестрины.

Произведения

Оперы

  • "Писистрат" ("Il Pisistrato")
  • "Софонисба" ("Sofonisba")
  • "Гай Гракх" ("Caio Gracco")
  • "Ариадна и Тесей" ("Arianna e Teseo")
  • "Баязет, император турок" ("Bajazete, imperador de' Turchi")
  • "Тимократ" ("Timocrate")
  • "Открытая греховность" ("La 'mpeca scoperta")
  • "Верная любовь" ("L'ammore fedele")
  • "Сумасшедший нарочно" ("Lo pazzo apposta")
  • "Турн Арицинский" ("Turno Aricino")
  • "Лживые цыганки" ("Le fente zingare")
  • "Зенобия в Пальмире" ("Zenobia in Palmira")
  • "Триумф Камиллы, царицы вольсков" ("Il trionfo di Camilla, regina de' Volsci")
  • "Оризмена, или Любовь из презрения" ("Orismene, ovvero Dalli sdegni l'amore")
  • "Женщина-насильница" ("La donna violante")
  • "Сходство того, кто её создал" ("La semmeglianza de chi l'ha fatta")
  • "Сид" ("Il Cid")
  • "Тайный брак" ("Lo matrimonio annascuso")
  • "Аргене" ("Argene")
  • "Цир узнанный" ("Il Ciro riconosciuto")
  • "Деметрий" ("Demetrio")
  • "Александр в Персии" ("Alessandro in Persia")
  • "Милосердие Тита" ("La clemenza di Tito")
  • "Катон в Утике" ("Catone in Utica")
  • "Мнимая фраскатанка" ("La finta Frascatana")
  • "Любовь требует страдания" ("Amor vuol sofferenza")
  • "Олимпиада" ("L'Olimpiade")
  • "Демофонт" ("Demofoonte")
  • "Ахилл на Скиросе" ("Achille in Sciro")
  • "Брак по заслугам" ("Lo matremmonio pe' mmerite")
  • "Новый Фигаро" ("Il nuovo Figaro")
  • "Крестьянка" ("La contadina")
  • "Побеждённый обман" ("Lo 'nganno abbattuto")
  • "Сражающаяся пастушка" ("La pastorella commattuta")
  • "Игрок" ("Il giocatore")
  • "Мнимая горничная" ("La finta cameriera")
  • "Учительница" ("La maestra")
  • "Любопытный к собственному вреду" ("Il curioso del suo proprio danno")
  • "Одухотворённая деревенская девушка" ("La villanella ingentilita")
  • "Алидоро" ("L'Alidoro")
  • "Анджелика" ("L'Angelica")
  • "Учитель музыки" ("Il maestro di musica")

Серенаты и праздничные произведения

  • "Великий день Аркадии" ("Il gran giorno d'Arcadia")
  • "Влюблённая Диана" ("Diana amante")
  • "Танцующая свадьба" ("Le nozze in danza")
  • "Честь и добродетель" ("Onore e Virtù")
  • "Свадьба Психеи и Амура" ("Le nozze di Psiche con Amore")
  • "Децебал" ("Decebalo")
  • "Состязание Любви и Добродетели" ("La contesa dell'Amore e della Virtù")
  • "Пелоро" ("Peloro")
  • "Свадьба Иолы и Геракла" ("Le nozze di Jole ed Ercole")
  • "Флавий и Домиция" ("Flavio e Domizia")

Оратории и духовные драмы

  • "Святая Клара, или Поражение неверности" ("S Chiara, o L'infedeltà abbattuta")
  • "Триумф целомудрия святого Алексия" ("Il trionfo della castità di S Alessio")
  • "От смерти к жизни святой Марии Магдалины" ("Dalla morte alla vita di S Maria Maddalena")
  • "Оратория для Пресвятой Девы Розария" ("Oratorio per la SS Vergine del Rosario")
  • "Святая Елена на Голгофе" ("S Elena al Calvario")
  • "Смерть Авеля" ("La morte di Abele")
  • "Святой Франциск ди Паола в пустыне" ("S Francesco di Paola nel deserto")
  • "Вечное Слово и религия" ("Il verbo eterno e la religione")
  • "Оратория для Святого Рождества" ("Oratorio ... per il S Natale")
  • "Святая Женевьева" ("Santa Geneviefa")

Духовная музыка

  • Мессы
  • Мотеты
  • "Помилуй меня" ("Miserere")
  • "Радуйся, Царица" ("Salve Regina")
  • Псалмы
  • Гимны

Инструментальная музыка

  • Увертюры
  • Симфонии
  • Концерты для виолончели
  • Токкаты для клавесина

Педагогические труды

  • "Учение или правила контрапункта" ("Istituzioni o regole del contrappunto")
  • "Уроки строгого пения" ("Lezioni di canto fermo")
  • Сольфеджио и партименто

Ноты сочинений Леонардо Лео на сайте библиотеки IMSLP