Лео, Леонардо
1694 - 1744
Назад
Leo, Leonardo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Леонардо Лео был итальянским композитором и педагогом. Он был одним из ведущих неаполитанских композиторов своего времени, особенно в области театральной и церковной музыки.
Сын Коррадо де Лео и Розабетты Пинто, он отправился в Неаполь в 1709 году и стал учеником Никола Фаго в Консерватории Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини. В начале 1712 года его духовная драма "Святая Клара, или Поверженная неверность" была исполнена в консерватории; из того факта, что она была исполнена снова во дворце вице-короля 14 февраля, можно заключить, что произведение Лео вызвало необычайное внимание. Завершив учебу, он был назначен сверхштатным органистом в капелле вице-короля 8 апреля 1713 года и в то же время работал капельмейстером на службе у маркиза Стелла; также говорят, что он был капельмейстером Санта-Мария-делла-Солитария.
Уже 13 мая 1714 года была поставлена его первая опера "Писистрат". За ней последовали заказы на обработки опер, интермедии и серенады, а в 1718 году — вторая опера "Софонисба". Начиная с "Гай Гракх" (1720), список его оперных заказов продолжается без перерыва вплоть до его смерти. В 1723 году он написал свою первую оперу для Венеции, и в том же году в "Обнаруженный грех" впервые обратился к развивающемуся жанру неаполитанской музыкальной комедии; с этого времени он считался одним из ведущих композиторов комедии.
После смерти Алессандро Скарлатти в 1725 году Лео был повышен до первого органиста вице-королевской капеллы. В последующие годы он потерял главенство как композитор серьёзной оперы в Неаполе в пользу своих соперников Винчи и Хассе, и между 1726 и 1730 годами, по-видимому, не получал заказов на оперы в театре Сан-Бартоломео в Неаполе. Однако он писал серьёзные оперы для Рима и Венеции, а в Неаполе продолжал свою карьеру как композитор комических опер. После отъезда Хассе и смерти Винчи в 1730 году Лео стал доминирующей фигурой музыкальной жизни Неаполя. Он сменил Винчи на посту прорегент-капельмейстера, а после смерти Манчини в 1737 году стал вице-капельмейстером королевской капеллы. Ему неоднократно давали отпуска для выполнения заказов на оперы в других городах, а благодаря семейным связям неаполитанской королевской семьи он получил заказы от испанского двора. Еще больше, чем его репутация как оперного композитора, ценилось его мастерство как автора ораторий — особенно в постановках произведений Метастазио "Святая Елена на Голгофе" и "Смерть Авеля".
Лео также стал известным педагогом: с 1734 по 1737 год он преподавал как вице-капельмейстер в Консерватории Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини, в 1739 году сменил Фео как первого маэстро в Консерватории Сан-Онофрио, а в 1741 году также взял на себя обязанности первого маэстро в Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини, сменив своего собственного учителя Фаго. "Помилуй меня" для двойного хора в восемь голосов и органа, по-видимому, было первым из его произведений, направленных на реформу церковной музыки, что тесно было связано с его педагогической деятельностью. В обоих отношениях он соперничал с Франческо Дуранте, преподававшим в двух других консерваториях Неаполя. После смерти Доменико Сарро Лео наконец стал капельмейстером королевской капеллы. Он немедленно написал серию сочинений а капелла для использования в королевской капелле во время поста и реформировал оркестр королевской оперы, но умер спустя всего девять месяцев пребывания в должности.
Лео был самым универсальным и технически наиболее совершенным среди неаполитанских композиторов своего времени. Но ему не хватало ни гения Перголези, ни лёгкости его соперников Винчи и Хассе. Новые версии собственных произведений занимают важное место в его творчестве.
Ранние произведения Лео сравнительно консервативны по характеру: камерные кантаты, в основном только с сопровождением бассо континуо, занимают в них важное место, и лишь постепенно он стал отдавать предпочтение либретто Метастазио для своих опер. Лео помог поднять музыкальный уровень как музыкальных комедий, так и интермедий. Его оперные увертюры, вступительные части которых принадлежат скорее к традиции марша, чем инструментального концерта, представляют собой важный этап в развитии доклассической симфонии.
Произведения Лео, даже написанные для сцены, отражали академическую сторону его подготовки в большей степени, чем у других его современников, настолько, что его церковный стиль эхом слышится даже в его комических операх. В неаполитанской школе существовало значительное соперничество между сторонниками Лео и сторонниками Франческо Дуранте: первые характеризовались "научным", почти рассудочным подходом, с акцентом на контрапункт, вторые же — более инстинктивным подходом, склонным к гармонической и мелодической простоте. В опере Лео был гораздо более консервативен и связан традицией, чем его современники Хассе, Винчи и Порпора; хоровые эпизоды "Олимпиады" и "Цир узнанный", например, ближе к стилю мотета, чем к торжественным хорам современной оперы-сериа. Его комические оперы также демонстрируют основательную композиционную технику, особенно в ансамблях в конце актов; Лео приписывают заслугу в том, что он наделил комическую оперу музыкальным достоинством, равным достоинству оперы-сериа.
Традиция утверждает, что Лео, помимо того что был учеником Скарлатти в Неаполе, учился у Оттавио Питони в Риме; несомненно, его самые ранние оперы характеризуются элементами, явно унаследованными от старого стиля, включая фигурационный бас и остинато, типичные для позднебарочной оперы, а также использование строгих контрапунктических приёмов, включая канон. Это усердное использование контрапункта обеспечило прочную основу для его мелодической структуры, и, несомненно, Лео обладал врожденным даром мелодии, с многочисленными заимствованиями из народной песни, особенно в комических операх.
Реформаторская деятельность Лео в области духовной музыки в его последние годы проявляется как в сочинении произведений а капелла для времени церковного покаяния, так и в использовании хоральных кантус фирмусов и учёных контрапунктических техник в церковной музыке с оркестровым сопровождением. Очевидно, что его "Учение или правила контрапункта" и "Уроки пения канта фермо" также были созданы в последние годы. Среди его наиболее важных учеников были Пиччинни, Кафаро и Йоммелли. К концу XVIII века его "Помилуй меня" сыграло важную роль в возрождении интереса к "церковной музыке старых итальянцев" и широко оценивалось как сопоставимое с произведениями Палестрины.
Оперы
Серенаты и праздничные произведения
Оратории и духовные драмы
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Педагогические труды
Ноты сочинений Леонардо Лео на сайте библиотеки IMSLP