Лео, Леонардо
1694 - 1744
Назад

Леонардо Лео (Leonardo Leo) - итальянский композитор и педагог
- Родился 5 августа 1694 г. - Сан-Вито-дельи-Скьявони (ныне Сан-Вито-деи-Норманни).
- Умер 31 октября 1744 г. - Неаполь.
Он был одним из ведущих неаполитанских композиторов своего времени, особенно в области театральной и церковной музыки.
Сын Коррадо де Лео и Розабетты Пинто, он в 1709 году отправился в Неаполь и стал учеником Николы Фаго в консерватории Святой Марии делла Пьета деи Турчини. В начале 1712 года в консерватории была поставлена его священная драма "Кьяра, или инфедельта аббатута"; судя по тому, что 14 февраля она была вновь исполнена во дворце вице-короля, работа Лео привлекла к себе необычайное внимание. По окончании учебы 8 апреля 1713 года он был назначен внештатным органистом в капеллу вице-короля и одновременно работал маэстро капеллы при маркизе Стелле; говорят, что он также был маэстро капеллы Святой Марии делла Солитария. Уже 13 мая 1714 года была поставлена его первая опера "Писистрат". Затем последовали заказы на аранжировки опер, интермеццо и серенад, а в 1718 году - вторая опера "Софонисба". Начиная с "Кайо Гракко" (1720), список его оперных заказов непрерывно продолжается вплоть до его смерти. В 1723 году он написал свою первую оперу для Венеции и в том же году с оперой "Мпека скоперта" впервые обратился к развивающемуся жанру неаполитанской музыкальной комедии; с тех пор он считался одним из ведущих композиторов комедии. После смерти Алессандро Скарлатти в 1725 году Лео был назначен первым органистом вице-королевской капеллы. В последующие годы он уступил свое превосходство как композитор серьезной оперы в Неаполе своим соперникам Винчи и Хассе, и между 1726 и 1730 годами он, по-видимому, не получал заказов на оперу в театре Святого Бартоломео в Неаполе. Однако он писал серьезные оперы для Рима и Венеции, а в Неаполе продолжил карьеру композитора комических опер. После ухода Хассе и смерти Винчи в 1730 году Лео стал доминирующей фигурой в неаполитанской музыкальной жизни. Он сменил Винчи на посту проректора, а после смерти Манчини в 1737 году стал проректором королевской капеллы. Ему неоднократно давали разрешение на выполнение заказов для опер в других странах (в 1737 году в Болонье, в 1739 году в Турине, в 1740 году в Турине и Милане), и благодаря семейным связям неаполитанской королевской семьи он получал заказы от испанского двора. Еще большим, чем его репутация оперного композитора, было уважение, которое он приобрел как автор ораторий, благодаря своим постановкам "Елены аль Кальварио" и "Смерти Абеля" Метастазио. Лео также прославился как педагог: с 1734 по 1737 год он преподавал в качестве вице-маэстро в консерватории Марии делла Пьета деи Турчини, в 1739 году сменил Фео на посту первого маэстро в консерватории Онофрио, а в 1741 году он также взял на себя обязанности первого маэстро в консерватории Марии делла Пьета деи Турчини в Париже. преемник своего собственного учителя, Фаго. "Мизерере" для двойного хора в восьми частях и органа (март 1739), по-видимому, является первым из его произведений, направленных на реформу церковной музыки, тесно связанным с его педагогической деятельностью. В обоих отношениях он соперничал с Франческо Дуранте, преподававшим в двух других консерваториях Неаполя. После смерти Доменико Сарро (25 января 1744 года) Лео, наконец, стал маэстро королевской капеллы. Он немедленно сочинил серию произведений а капелла (с продолжением) для королевской капеллы во время великого поста и реформировал оркестр королевской оперы, но умер, пробыв на этом посту всего девять месяцев.
Ноты сочинений Леонардо Лео на сайте библиотеки IMSLP