- Дата рождения: 5 августа 1694
- Место рождения: Сан-Вито-дельи-Скьявони (ныне Сан-Вито-деи-Норманни)
- Дата смерти: 31 октября 1744
- Место смерти: Неаполь
Биография
Итальянский композитор и педагог. Он был одним из ведущих неаполитанских композиторов своего времени, особенно в области театральной и церковной музыки.
Сын Коррадо де Лео и Розабетты Пинто, он отправился в Неаполь в 1709 году и стал учеником Никола Фаго в Консерватории Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини. В начале 1712 года его "S Chiara, o L’infedeltà abbattuta" (Святая Клара, или Поверженная неверность), духовная драма, была исполнена в консерватории; из того факта, что она была исполнена снова во дворце вице-короля 14 февраля, можно заключить, что произведение Лео вызвало необычайное внимание. Завершив учебу, он был назначен сверхштатным органистом в капелле вице-короля 8 апреля 1713 года и в то же время работал капельмейстером на службе у маркиза Стелла; также говорят, что он был капельмейстером Санта-Мария-делла-Солитария.
Уже 13 мая 1714 года была поставлена его первая опера "Il Pisistrato" (Писистрат). За ней последовали заказы на обработки опер, интермедии и серенады, а в 1718 году — вторая опера "Sofonisba" (Софонисба). Начиная с "Caio Gracco" (Гай Гракх, 1720), список его оперных заказов продолжается без перерыва вплоть до его смерти. В 1723 году он написал свою первую оперу для Венеции, и в том же году в "La ’mpeca scoperta" (Обнаруженный грех) впервые обратился к развивающемуся жанру неаполитанской музыкальной комедии; с этого времени он считался одним из ведущих композиторов комедии.
После смерти Алессандро Скарлатти в 1725 году Лео был повышен до первого органиста вице-королевской капеллы. В последующие годы он потерял главенство как композитор серьёзной оперы в Неаполе в пользу своих соперников Винчи и Хассе, и между 1726 и 1730 годами, по-видимому, не получал заказов на оперы в театре Сан-Бартоломео в Неаполе. Однако он писал серьёзные оперы для Рима и Венеции, а в Неаполе продолжал свою карьеру как композитор комических опер. После отъезда Хассе и смерти Винчи в 1730 году Лео стал доминирующей фигурой музыкальной жизни Неаполя. Он сменил Винчи на посту прорегент-капельмейстера, а после смерти Манчини в 1737 году стал вице-капельмейстером королевской капеллы. Ему неоднократно давали отпуска для выполнения заказов на оперы в других городах (1737 — Болонья, 1739 — Турин, 1740 — Турин и Милан), а благодаря семейным связям неаполитанской королевской семьи он получил заказы от испанского двора. Еще больше, чем его репутация как оперного композитора, ценилось его мастерство как автора ораторий — особенно в постановках произведений Метастазио "S Elena al Calvario" (Святая Елена на Голгофе) и "La morte di Abele" (Смерть Авеля).
Лео также стал известным педагогом: с 1734 по 1737 год он преподавал как вице-капельмейстер в Консерватории Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини, в 1739 году сменил Фео как первого маэстро в Консерватории Сан-Онофрио, а в 1741 году также взял на себя обязанности первого маэстро в Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини, сменив своего собственного учителя Фаго. "Miserere" (Помилуй меня) для двойного хора в восемь голосов и органа (март 1739 года), по-видимому, было первым из его произведений, направленных на реформу церковной музыки, что тесно было связано с его педагогической деятельностью. В обоих отношениях он соперничал с Франческо Дуранте, преподававшим в двух других консерваториях Неаполя. После смерти Доменико Сарро (25 января 1744) Лео наконец стал капельмейстером королевской капеллы. Он немедленно написал серию сочинений а капелла (с континуо) для использования в королевской капелле во время поста и реформировал оркестр королевской оперы, но умер спустя всего девять месяцев пребывания в должности.
Творчество
Лео был самым универсальным и технически наиболее совершенным среди неаполитанских композиторов своего времени. Но ему не хватало ни гения Перголези, ни лёгкости его соперников Винчи и Хассе (однажды стражу пришлось стоять у его двери, чтобы заставить его закончить оперу вовремя). Новые версии собственных произведений занимают важное место в его творчестве.
Ранние произведения Лео сравнительно консервативны по характеру: камерные кантаты, в основном только с сопровождением континуо, занимают в них важное место, и лишь постепенно он стал отдавать предпочтение либретто Метастазио для своих опер. Лео помог поднять музыкальный уровень как музыкальных комедий, так и интермедий. Его оперные увертюры, вступительные части которых принадлежат скорее к традиции марша, чем инструментального концерта, представляют собой важный этап в развитии доклассической симфонии.
Произведения Лео, даже написанные для сцены, отражали академическую сторону его подготовки в большей степени, чем у других его современников, настолько, что его церковный стиль эхом слышится даже в его опера-буффа (хотя и с пародийным намерением). В неаполитанской школе существовало значительное соперничество между «леистами», сторонниками Лео, и «дурантистами», сторонниками Франческо Дуранте: первые характеризовались «научным», почти рассудочным подходом, с акцентом на контрапункт, вторые же — более инстинктивным подходом, склонным к гармонической и мелодической простоте, свободной от контрапунктического искусства сторонников Лео. В опере Лео был гораздо более консервативен и связан традицией, чем его современники Хассе, Винчи и Порпора; хоровые эпизоды "L’olimpiade" (Олимпиада) и "Il Ciro riconosciuto" (Цир признанный), например, ближе к стилю мотета, чем к торжественным хорам современной оперы-сериа. Его комические оперы также демонстрируют основательную композиционную технику, особенно в ансамблях в конце актов; Лео приписывают заслугу в том, что он наделил комическую оперу музыкальным достоинством, равным достоинству оперы-сериа, у которой она заимствовала свои основные характеристики. Типичный пример — знаменитая ария главного персонажа Фацио Тонти "Io non so dove mi sto" (Я не знаю, где нахожусь) из "Amor vuol sofferenza" (Любовь требует страданий), сопровождаемая двумя оркестрами в диалоге; её академическая и торжественная структура, а также насмешка над всем стилем Метастазио иронически отражают церковную манеру Лео.
Традиция, недостаточно подтвержденная свидетельствами (как часто бывает в биографиях и педагогических карьерах музыкантов неаполитанской школы), утверждает, что Лео, помимо того что был учеником Скарлатти в Неаполе, учился у Оттавио Питони в Риме (особенно в 1726–1731 годах, когда "Il trionfo di Camilla" (Триумф Камиллы) и "Il Cid" (Сид) были поставлены в театре Капраника, а "Evergete" (Евергет) — в театре делле Даме); несомненно, его самые ранние оперы (по крайней мере до 1730 года) характеризуются элементами, явно унаследованными от старого стиля, включая фигурационный бас и остинато, типичные для позднебарочной оперы, а также использование строгих контрапунктических приёмов, включая канон. Это усердное использование контрапункта обеспечило прочную основу для его мелодической структуры, и, несомненно, Лео обладал врожденным даром мелодии, с многочисленными заимствованиями из народной песни, особенно в комических операх. Его буффо-произведения показывают заботу о форме и технике, о мелодической структуре и управлении ансамблями, которая до того момента была прерогативой серьёзной оперы.
Особенно интересно для истории распространения опер Лео то, что рукопись "Catone in Utica" (Катон в Утике) содержит пометки почерком Генделя и была использована для постановки пастиччо "Catone" (Катон) (Лондон, театр Кингс, 1732), которым руководил сам Гендель и куда вошла музыка Хассе, Порпоры, Вивальди и Винчи, а также Лео.
Реформаторская деятельность Лео в области духовной музыки в его последние годы проявляется как в сочинении произведений а капелла (с органом) для времени церковного покаяния (которые, однако, совсем не написаны в «старом стиле»), так и в использовании хоральных cantus firmi и учёных контрапунктических техник в церковной музыке с оркестровым сопровождением. Очевидно, что его "Istituzioni o regole del contrappunto" (Основы или правила контрапункта) и "Lezioni di canto fermo" (Уроки пения канта фермо) также были созданы в последние годы. Среди его наиболее важных учеников были Пиччинни, Кафаро и Йоммелли. К концу XVIII века его "Miserere" (Помилуй меня) сыграло важную роль в возрождении интереса к «церковной музыке старых итальянцев» и широко оценивалось как сопоставимое с произведениями Палестрины.
Произведения
Оперы
- "Il Pisistrato" (Писистрат) — dramma per musica, 3 акта, либретто Д. Лалли; Неаполь, театр Сан-Бартоломео, 13 мая 1714
- "Eumene" (Эвмен) — dramma per musica, 3 акта, либретто А. Цено; Реджо-нель’Эмилия, театр Публико, майская ярмарка 1714, совместно с Ф. Гаспарини и др.
- "Sofonisba" (Софонисба) — dramma per musica, 3 акта, либретто Ф. Сильвани; Неаполь, Королевский дворец, 22 января 1718; повтор — Неаполь, театр Сан-Бартоломео, карнавал 1718
- "Caio Gracco" (Гай Гракх) — dramma per musica, 3 акта, либретто С. Стампилья; Неаполь, Королевский дворец, 19 апреля 1720; переработка — Неаполь, театр Сан-Бартоломео, 18 ноября 1720
- "Arianna e Teseo" (Ариадна и Тесей) — dramma per musica, 3 акта, либретто П. Парияти; Неаполь, театр Сан-Бартоломео, 26 ноября 1721; новая постановка — Неаполь, театр Паче, карнавал 1729
- "Bajazete, imperador de’ Turchi" (Баязет, император турок) — dramma tragico, 3 акта, либретто Б. Саддумене по А. Пьовене; Неаполь, Королевский дворец, 28 августа 1722
- "Timocrate" (Тимократ) — dramma per musica, 3 акта, либретто Д. Лалли; Венеция, театр Сант’Анджело, карнавал 1723
- "La ’mpeca scoperta" (Открытая греховность) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф. Олива; Неаполь, театр деи Фиорентини, 11 ноября 1723
- "L’ammore fedele" (Верная любовь) — favola sarvateca, 3 акта, либретто Ф. Олива; Неаполь, театр деи Фиорентини, 18 апреля 1724
- "Lo pazzo apposta" (Сумасшедший нарочно) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф. Олива; Неаполь, театр деи Фиорентини, осень 1724
- "Turno Aricino" (Турн Арицинский) — dramma per musica, 3 акта, либретто С. Стампилья; Неаполь, театр Сан-Бартоломео, 3 декабря 1724
- "Le fente zingare" (Лживые цыганки) — commedia, 3 акта, либретто Ф.А. Туллио; Неаполь, театр деи Фиорентини, зима 1724
- "Zenobia in Palmira" (Зенобия в Пальмире) — dramma per musica, 3 акта, либретто П. Цено и П. Парияти; Неаполь, театр Сан-Бартоломео, 13 мая 1725
- "Il trionfo di Camilla, regina de’ Volsci" (Триумф Камиллы, царицы вольсков) — dramma per musica, 3 акта, либретто С. Стампилья; Рим, театр Капраника, 8 января 1726
- "Orismene, ovvero Dalli sdegni l’amore" (Оризмена, или Любовь из презрения) — dramma per musica, 3 акта, либретто К. де Пальма; Неаполь, Новый театр, карнавал 1726
- "La donna violante" (Женщина-насильница) — commedia, 3 акта, либретто Ф.А. Туллио; Неаполь, театр деи Фиорентини, осень 1726
- "La semmeglianza de chi l’ha fatta" (Сходство того, кто её создал) — commedia per musica, 3 акта, либретто Д. Сениальбо; Неаполь, театр деи Фиорентини, осень 1726
- "Il Cid" (Сид) — dramma per musica, 3 акта, либретто Г.Г. Альборгетти; Рим, театр Капраника, 10 февраля 1727
- "Lo matrimonio annascuso" (Тайный брак) — commedia per musica, 3 акта, либретто С. де Мальтрано; Неаполь, театр деи Фиорентини, весна 1727
- "Argene" (Аргене) — dramma per musica, 3 акта, либретто Д. Лалли; Венеция, театр Сан-Джованни Гризостомо, 17 января 1728; новая постановка — Неаполь, театр Сан-Бартоломео, 28 августа 1731
- "Il Ciro riconosciuto" (Цир узнанный) — dramma per musica, 3 акта, либретто М. Кольтеллини по П. Метастазио; Неаполь, театр Сан-Бартоломео, 20 января 1739
- "Demetrio" (Деметрий) — dramma per musica, 3 акта, либретто П. Метастазио; Турин, театр Реджио, 26 декабря 1739
- "Alessandro in Persia" (Александр в Персии) — dramma per musica, 3 акта, либретто П. Метастазио; Милан, театр Реджио Дуколе, 29 мая 1740
- "La clemenza di Tito" (Милосердие Тита) — dramma per musica, 3 акта, либретто П. Метастазио; Турин, театр Реджио, 26 декабря 1740
- "Catone in Utica" (Катон в Утике) — dramma per musica, 3 акта, либретто П. Метастазио; Неаполь, театр Сан-Карло, 19 ноября 1728
- "La finta Frascatana" (Мнимая фраскатанка) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф. Федини; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1731
- "Amor vuol sofferenza" (Любовь требует страдания) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф.А. Туллио; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1739 (известна также как "La Finta Frascatana")
- "L’Olimpiade" (Олимпиада) — dramma per musica, 3 акта, либретто П. Метастазио; Рим, театр делле Даме, 1737
- "Demofoonte" (Демофонт) — dramma per musica, 3 акта, либретто П. Метастазио; Неаполь, театр Сан-Карло, 1741
- "Achille in Sciro" (Ахилл на Скиросе) — dramma per musica, 3 акта, либретто П. Метастазио; Неаполь, театр Сан-Карло, 4 ноября 1744
- "Lo matremmonio pe’ mmerite" (Брак по заслугам) — commedia per musica, 3 акта, либретто С. де Мальтрано; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1728
- "Il nuovo Figaro" (Новый Фигаро) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф. Олива; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1729
- "La contadina" (Крестьянка) — commedia per musica, 3 акта, либретто Д. Сениальбо; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1730
- "Lo ’nganno abbattuto" (Побеждённый обман) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф.А. Туллио; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1732
- "La pastorella commattuta" (Сражающаяся пастушка) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф. Олива; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1733
- "Il giocatore" (Игрок) — commedia per musica, 3 акта, либретто А. Паллавичино; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1734
- "La finta cameriera" (Мнимая горничная) — commedia per musica, 3 акта, либретто Д. Сениальбо; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1735
- "La maestra" (Учительница) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф.А. Туллио; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1737
- "Il curioso del suo proprio danno" (Любопытный к собственному вреду) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф. Олива; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1738
- "La villanella ingentilita" (Одухотворённая деревенская девушка) — commedia per musica, 3 акта, либретто С. де Мальтрано; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1741
- "L’Alidoro" (Алидоро) — commedia per musica, 3 акта, либретто Г. Федини; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1742
- "L’Angelica" (Анджелика) — commedia per musica, 3 акта, либретто Л. Сантакроче; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1743
- "Il maestro di musica" (Учитель музыки) — commedia per musica, 3 акта, либретто Ф.А. Туллио; Неаполь, театр деи Фиорентини, 1744
Серенаты, прологи и праздничные театральные произведения
- "Il gran giorno d’Arcadia" (Великий день Аркадии) — серената, Неаполь, Королевский дворец, 1716
- "Diana amante" (Влюблённая Диана) — серената, Неаполь, Королевский дворец, 4 декабря 1717
- "Le nozze in danza" (Танцующая свадьба) — серената, Неаполь, дворец князя Сан-Никандро, 1718
- Серената, заказанная Никколо Гримальди в честь его адмирала и офицеров, Неаполь, дворец Гримальди, январь 1719
- "Onore e Virtù" (Честь и добродетель) — пролог к опере "Baiazete, imperador dei Turchi" (Баязет, император турок), Неаполь, театр Сан-Бартоломео, 1722
- Серената с персонажами Надежда, Аполлон, Дора и Лакон, посвящённая дню рождения императрицы Елизаветы, Рим, дворец посла, 19 ноября 1733
- "Le nozze di Psiche con Amore" (Свадьба Психеи и Амура) — праздничное театральное представление, либретто Дж. Бальдассаре, для свадьбы Карлоса III Неаполитанского и Марии Амалии Саксонской, Неаполь, театр Сан-Карло, 23 июня 1738
- Праздничное театральное представление для свадьбы принца Филиппа, Мадрид, 1739
- "Decebalo" (Децебал) — праздничное театральное представление, вероятно по случаю рождения принцессы Марии Елизаветы, 1743
- "Serenata del felice parto della regina di Napoli" (Серената по случаю счастливых родов королевы Неаполя) — совместно с Г. Манна и Н. Логросчино, 1743, не исполнена
- "La contesa dell’Amore e della Virtù" (Состязание Любви и Добродетели) — пролог, август 1774
- "Peloro" (Пелоро) — дата неизвестна
- "Le nozze di Jole ed Ercole" (Свадьба Иолы и Геракла) — дата неизвестна
- "Flavio e Domizia" (Флавий и Домиция) — пасторальное произведение, дата неизвестна
Оратории и духовные драмы
- "S Chiara, o L’infedeltà abbattuta" (Святая Клара, или Поражение неверности) — Неаполь, Консерватория Санта-Мария делла Пьета деи Турчини, карнавал 1712; повтор — Королевский дворец, 16 февраля 1712
- "Il trionfo della castità di S Alessio" (Триумф целомудрия святого Алексия) — Неаполь, Санта-Мария делла Пьета деи Турчини, 4 января 1713
- "Dalla morte alla vita di S Maria Maddalena" (От смерти к жизни святой Марии Магдалины) — Атрани, рядом с Амальфи, 22 июля 1722
- "Oratorio per la SS Vergine del Rosario" (Оратория для Пресвятой Девы Розария) — Неаполь, клуатры Санта-Катерина а Формьелло, 1 октября 1730
- "S Elena al Calvario" (Святая Елена на Голгофе) — Болонья, 1734 (возможно Неаполь, 1732)
- "La morte di Abele" (Смерть Авеля) — Болонья, 1738 (возможно Неаполь, 1732)
- "S Francesco di Paola nel deserto" (Святой Франциск ди Паола в пустыне) — Лечче, Санта-Мария дельи Анджели, 1738
- "Il verbo eterno e la religione" (Вечное Слово и религия) — Флоренция, 1741
- "Oratorio … per il S Natale" (Оратория для Святого Рождества) — Неаполь, дата неизвестна
- "Santa Geneviefa" (Святая Женевьева) — Неаполь, дата неизвестна
- "Saul et Gionata" (Царь Саул и Ионатан) — около 1774, сомнительно
- Хоры для "Sofronia" (Святая Софрония) — христианская трагедия, Неаполь, 1729
Духовная вокальная музыка
- Мессы: 6 неаполитанских месс (различные составы голосов и инструментов), включая 4 для SSATB, 1 для SATB с инструментами, 1 для SATB a cappella; а также отдельные части мессы: 5 песней «Crs», 3 «Cr–San–Ag»
- Интроиты, включая "Introit pel Dì delle Ceneri" (Входной гимн для Дня Пепла), 1744, SATB с басом и органом; другие для Святой недели
- Градуалы, включая "Laudate Dominum" (Хвалите Господа), SATB с инструментами; "Benedicta et Venerabilis es, Virgo Maria" (Благословенна и Достойна, Дева Мария), 2 голоса, хор, инструменты; "Laudate pueri" (Хвалите, дети), двойной хор; другие для Святой недели
- Оффертории и коммуны для Святой недели: 2 мая, 1 для SATB с инструментами, 1 для SSATB с инструментами
- Te Deum, SATB с инструментами
- Антемы около 22, включая "Alleluja" 4 голоса, 4 "Christus factus est" (Христос стал) для соло и инструментов, 7 "Dixit Dominus" (Господь сказал) для 4–10 голосов с инструментами, 2 Gloria (Слава), 2 голоса с инструментами
- "Haec regina virginum" (Эта королева дев) — сопрано, оркестр
- 4 Miserere, 4–8 голосов с инструментами или органом; Miserere, 1739, двойной хор с органом
- "Salve Regina" (Радуйся, Царица) — сопрано с инструментами
- Вечерние псалмы, включая "Confitebor tibi, Domine" (Буду славить Тебя, Господи, Псалом 109), 5 голосов
- 5 уроков, 1 ответ на Святой неделе
- Литургическая музыка для 4 голосов, с виолой и басом
- Примерно 10 мотетов, включая 2 "Heu nos miseros" (О, мы несчастные), 1 для двойного хора, "Praebe virgo" (Даруй, дева), сопрано с органом
- 2 гимна: "Pange lingua" (Расстели язык), двойной хор; "A solis ortus" (От восхода солнца), 3 голоса с басом
- "Cantata per il miracolo di S Gennaro" (Кантата по чуду святого Дженнаро), 5 голосов
- 5 фуг, включая "Tu es sacerdos" (Ты священник), SATB с басом и органом
Инструментальная музыка
- "Ouverture a più stromenti" (Увертюра для нескольких инструментов) — сборник из 6 увертюр, различные авторы, оп.5, Париж, около 1759
- "Sinfonia a 6" (Симфония на 6 инструментов) — 2 скрипки, 2 гобоя, 2 рожка, клавесин, Париж, около 1760
- "Sinfonia concertata" (Концертная симфония) — для скрипки и виолончели
- 6 концертов для виолончели и струнного оркестра с басом, 1737–1738
- Концерт, ре мажор, 4 скрипки, бас
- Дуэт в сборнике "Scielta di 6 duetti" (Выбор из 6 дуэтов) — 2 флейты/скрипки/контрабаса
- Трио из сборника "6 Trios" — флейта, скрипка, контрабас/виолончель
- 14 токкат для клавесина, изд. в Лондоне 1708, переиздания в Милане
- "Aria con variazioni" (Ария с вариациями) — клавесин
Педагогические работы
- "Solfeggi, Partimenti" (Сольфеджио, партименто)
- "Esercizi sulle mutazioni" (Упражнения на модуляции)
- Фуги на 4, 6, 8 голосов
- "Istituzioni o regole del contrappunto" (Учение или правила контрапункта), 1739
- "Istituzioni del contrappunto" (Учение о контрапункте), 1792
- "Lezioni di canto fermo" (Уроки строгого пения)
Ноты сочинений Леонардо Лео на сайте библиотеки IMSLP