Лайсринг, Фолькмар
1588 - 1637

Назад

Leisring, Volckmar

Портрет композитора Фолькмар Лайсринг

  • Дата рождения: 1588
  • Место рождения: Гебштедт, Тюрингия, Германия
  • Дата смерти: 1637
  • Место смерти: Бухфарта, близ Веймара, Германия

Биография

Фолькмар Лайстринг был немецким композитором и теоретиком музыки. С 1605 по 1611 год он изучал теологию в Йене. В 1611 году он стал ректором, кантором и городским писцом в Шкёлене, недалеко от Наумбурга. В 1618 году он был назначен пастором в Нохре, рядом с Эрфуртом.

В предисловии ко второму изданию своей работы "Давидова цимбала" Лайстринг сообщает, что, следуя божественному призванию к священству, он решил оставить композиторскую деятельность. Поэтому большая часть его музыки была создана до 1618 года. Немногие публикации после 1618 года либо были написаны ранее в Йене, либо представляли собой новые издания ранее созданных произведений.

С 1626 года до своей смерти он служил пастором в Бухфарте и близлежащей деревне Фольхардсрода. Лайстринг был консервативным композитором. Большинство его произведений характеризуется гомофонной полифонией для двух хоров. Из 35 мотетов, включённых в "Давидову цимбалу", 14 предназначены для восьмиголосного двуххорового состава, а даже те, что написаны для пяти или шести голосов, часто демонстрируют деление на высокие и низкие партии.

Его трактат "Корона музыки" является панегириком о происхождении, природе и влиянии музыки. "Сокращённое руководство по искусству музыки", схожий по структуре с "Компендиумом музыки" Генриха Фабера, содержит, как и многие другие учебные пособия того времени, главы о музыкальных модусах, ключах, голосах, интервалах, модуляции, такте и других основах музыки.

Творчество

Музыка Лайстринга характеризуется строгой консервативной структурой и преимущественным использованием двух хоров. Его сочинения демонстрируют мастерство работы с гомофоническими текстурами, часто с чётким разделением на высокие и низкие голоса. Основной вклад композитора заключался в мотетах и духовной вокальной музыке, где он объединял религиозную строгость с полифоническим искусством позднего Ренессанса и раннего барокко.

Произведения

Духовная музыка

  • "Величественная и благоразумнейшая песнь" ("Cantio magnificus et prudentissimi"), для 6 голосов
  • "Поздравительная песнь в честь Фауста" ("Canticum gratulatorium in Faustum")
  • "Давидова цимбала" ("Cymbalum Davidicum"), для 5-6, 8 голосов
  • "Стренофония, или новогодний дар" ("Strenophonia oder ein new Jahr Geschenck"), для 4-6, 8 голосов
  • "Свадебные факелы в 16 изящных свадебных песнях" ("Taedae nuptiales in 16 anmutigen Hochzeitgesängen"), для 4-8 голосов
  • 2 духовные песни в "Духовном песеннике", том I; 1 песнь в том II
  • "Прочь, дьявол!" ("Trotz sei dem Teufel"), для 8 голосов
  • "О, сыны и счастливый царь" ("O filii et felice rex"), для 8 голосов
  • 2 мотета для 5 голосов
  • Несколько других рукописных композиций

Теоретические труды

  • "Корона музыки, собранная из избранных и прекраснейших цветков сада муз и чар" ("Corona musices quam ex lectissimus et suavissimis, a ex musarum charitumque viridario decerptis flosculis")
  • "Сокращённое руководство по искусству музыки, или краткая и простая музыкальная книжка для юных мальчиков" ("Breviarium artis musices, oder ein kurtzes unnd einfeltiges Musikbüchlein für die junge Knaben")

Ноты сочинений Фолькмара Лайсринга на сайте библиотеки IMSLP