Лайсринг, Фолькмар
1588 - 1637

Назад

Leisring, Volckmar

  • Дата рождения: 1588
  • Место рождения: Гебштедт, Тюрингия, Германия
  • Дата смерти: 1637
  • Место смерти: Бухфарта, близ Веймара, Германия

Биография

Фолькмар Лайстринг — немецкий композитор и теоретик музыки. С 1605 по 1611 год он изучал теологию в Йене. В 1611 году он стал ректором, кантором и городским писцом в Шкёлене, недалеко от Наумбурга. В 1618 году он был назначен пастором в Нохре, рядом с Эрфуртом.

В предисловии ко второму изданию своей работы Cymbalum Davidicum (1619) Лайстринг сообщает, что, следуя божественному призванию к священству, он решил оставить композиторскую деятельность. Поэтому большая часть его музыки была создана до 1618 года. Немногие публикации после 1618 года либо были написаны ранее в Йене (Taedae nuptiales), либо представляли собой новые издания ранее созданных произведений.

С 1626 года до своей смерти он служил пастором в Бухфарте и близлежащей деревне Фольхардсрода. Лайстринг был консервативным композитором. Большинство его произведений характеризуется гомофонной полифонией для двух хоров. Из 35 мотетов, включённых в Cymbalum Davidicum, 14 предназначены для восьмиголосного двуххорового состава, а даже те, что написаны для пяти или шести голосов, часто демонстрируют деление на высокие и низкие партии.

Его трактат Corona musices является панегириком о происхождении, природе и влиянии музыки. Breviarium artis musices, схожий по структуре с Compendiolum musicae Генриха Фабера (1548; множество последующих изданий), содержит, как и многие другие учебные пособия того времени, главы о музыкальных модусах, ключах, голосах, интервалах, модуляции, такте и других основах музыки.


Творчество

Музыка Лайстринга характеризуется строгой консервативной структурой и преимущественным использованием двух хоров. Его сочинения демонстрируют мастерство работы с гомофоническими текстурами, часто с чётким разделением на высокие и низкие голоса. Основной вклад композитора заключался в мотетах и духовной вокальной музыке, где он объединял религиозную строгость с полифоническим искусством позднего Ренессанса и раннего барокко.


Произведения

  • Brautlied aus dem XXVI. Capitel Syrachs (Йена, 1609), утрачено (Свадебная песнь из XXVI главы Сираха)
  • Cantio magnificus et prudentissimi, 6vv (Йена, 1609) (Величественная и благоразумнейшая песнь)
  • Canticum gratulatorium in Faustum (Йена, 1610) (Поздравительная песнь в честь Фауста)
  • Cymbalum Davidicum, 5–6, 8vv (Йена, 1611) (Давидова цимбала)
  • Strenophonia oder ein new Jahr Geschenck, 4–6, 8vv (Йена, 1615) (Стренофония, или новогодний дар)
  • Taedae nuptiales in 16 anmutigen Hochzeitgesängen, 4–8vv (Эрфурт, 1624) (Свадебные факелы в 16 изящных свадебных песнях)
  • 2 духовные песни в Cantionale sacrum, том I (Гота, 1646); 1 песнь в том II (Гота, 1655)
  • Trotz sei dem Teufel, 8vv, D-Mbs (Прочь, дьявол!)
  • O filii et felice rex, 8vv, D-Dmb (О, сыны и счастливый царь)
  • 2 мотета, 5vv, D-LEm
  • Несколько других рукописных композиций, указанных в каталоге Эйтнера

Труды

  • Corona musices quam ex lectissimus et suavissimis, a ex musarum charitumque viridario decerptis flosculis (Йена, 1611) (Корона музыки, собранная из избранных и прекраснейших цветков сада муз и чар)
  • Breviarium artis musices, oder ein kurtzes unnd einfeltiges Musikbüchlein für die junge Knaben (Йена, 1615) (Сокращённое руководство по искусству музыки, или краткая и простая музыкальная книжка для юных мальчиков)

Ноты сочинений Фолькмара Лайсринга на сайте библиотеки IMSLP