Лейтон, Сэр Уильям
1565 - 1622
Назад
Leighton, Sir William
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Сэр Уильям Лейтон был английским любителем-поэтом, редактором и композитором. Он, вероятно, родился в имении Плэш-холл недалеко от Кардингтона, Шропшир, около 1565 года. В 1578 году он поступил в школу Шрусбери. Примерно в 1590 году Лейтон женился на Винифред, дочери сэра Саймона Харкорта. У них был один сын Харкорд, который сражался при Нэйсби, и две дочери.
В 1590-е годы Лейтон активно участвовал в жизни землевладельцев, сближаясь с двором и общественной жизнью Лондона, занимаясь арендами и ипотекой. Ричард Топклифф в письме к сэру Роберту Сесилу указал, что Лейтон "когда-то был приближён к графу Эссексу", с которым он был отдалённо связан родством. В 1601 году он стал членом парламента от Мач-Уэнлока, а 11 декабря 1602 года был принят в Почётный корпус пэнсионеров-джентльменов. Лейтон был посвящён в рыцари на коронации Якова I, в честь которого в 1603 году написал 221 строфу под названием "Триумф добродетели, или Живое описание четырёх кардинальных добродетелей".
Первое известное упоминание о его деятельности связано с иском в канцлерии 27 июня 1594 года к Ральфу Марстону о взыскании долга, возникшего в 1589 году. В ноябре 1596 года он вновь обращался в канцлерию, требуя возвращения документов на недвижимость в Уолтоне, Сандоне и Хай-Оффли в Стаффордшире от трёх ответчиков. Сохранились различные государственные документы о судебных процессах, договорах, штрафах и других юридических действиях, связанных с имуществом в Шропшире, Стаффордшире и Дербишире, включая длительное и острое дело в Звёздной палате, связанное с Лейтоном, Топклиффом, Эдвардом Беллингемом, епископом Ковентри и Личфилда, Томасом Фицгербертом и другими по вопросу земель Фицгербертов в Дербишире.
С около 1604 года финансовое положение Лейтона ухудшилось. Против него начали выдвигаться всё новые и новые иски по долгам, и записывались бесконечные признания задолженности. В 1608 году он был объявлен вне закона патентным письмом, а между 1606 и 1609 годами, по-видимому, покинул Почётный корпус пэнсионеров, вероятно, из-за статуса вне закона или тюремного заключения. В 1609 году Суд короля неоднократно приказывал ему явиться в тюрьму Маршалси; некоторое время он не подчинялся, но к 1612 году оказался в заключении.
В 1612 году Лейтон написал сборник полурелигиозных стихотворений под названием "Слёзы или Плач скорбной души", чтобы показать "малую часть моей искренней и истинной покаянности". Сборник был зарегистрирован в Стационерс-холл 25 января 1612 года и напечатан Ральфом Блоуэром. В следующем году, как и обещал, Лейтон опубликовал через Уильяма Стэнсби коллекцию из 55 музыкальных обработок многих этих стихотворений 21 английским композитором. Лейтон написал первые восемь из 18 консортных песен, все для четырёх голосов и "разорванного консорта". Далее следуют 12 четырёхголосных и 25 пятиголосных пьес без сопровождения. Качество варьируется от среднего до высокого. В каждом случае первая строфа подставлена под ноты, а исполнителям рекомендовалось петь остальные строфы из сборника стихов. Том выполнен в формате двойного фолио, партии расположены в таблицах, подобно современным лютневым песням Дауленда и других. Инструментальное сопровождение номеров 1–18 соответствует использованному Морли и Россетером в их консортных уроках: лютня, бандора, циттерн, бас-виола, флейта и верхняя виола. В использовании "разорванного консорта" для богослужебной поэзии эта коллекция близка к "Псалмам Давида в метре" Ричарда Эллисона, для которого Лейтон написал рекомендательное стихотворение, и "Священным гимнам" Роберта Тейлора. Среди четырёхголосных пьес без сопровождения, например, "Всемогущий и всезнающий Бог" Уилкса демонстрирует влияние консортной песни, с ведущей партией в альтусе.
К 1615 году Лейтон покинул тюрьму. 11 января 1615 года его жена была похоронена в церкви Святого Дунстана на Уэсте, где семья проживала с 1613 года или раньше. Их другим известным местом жительства было Молестранд Оарс Рентс, Саутуорк, между 1605 и 1607 годами. После этого о нём известно только то, что в 1623 году в отчёте канцлерии упоминается урегулирование признания долга перед Рэндольфом Грумом. Это объясняет отсутствие завещания и запись в регистрах похорон Святой Бриги на Флит-стрит 31 июля 1622 года: "Уильям Лейтон: пенсионер".
Лейтон занимался написанием стихов и музыкальных обработок стихотворений для голоса с сопровождением и без сопровождения, преимущественно в формате консортных песен. Его творчество сочетало художественную выразительность поэзии и мастерство многоголосной музыки, характерное для английской музыки начала XVII века. Он сыграл важную роль в развитии английской вокальной музыки, объединяя поэтическое и музыкальное искусство в единое целое.
Вокальные произведения
Литературные труды