Легренци, Джованни
1626 - 1690

Назад

Джованни Легренци (Giovanni Legrenzi) - итальянский композитор и органист

  • Крещён 12 августа 1626 г. - Клюзон., Северный Бергамо.
  • Умер 27 мая 1690 г. - Венеция.

Он был одним из самых одаренных и влиятельных композиторов второй половины XVII века. Будучи активным в большинстве областей композиторской деятельности, он сыграл важную роль в развитии стиля позднего барокко в Северной Италии.

Легренци был сыном Джованни Марии Легренци, скрипача из приходской церкви в Клузоне и второстепенного композитора. Утверждение Каффи о том, что он учился в Венеции у Джованни Роветты и Карло Паллавичино, не подтверждается ни документальными свидетельствами, ни тем, что известно о его ранних годах. 30 июля 1645 года, недавно прибывший из Клузоне, он стал органистом церкви Святой Марии Маджоре в Бергамо, а 2 мая 1651 года был избран там постоянным капелланом, получив рукоположение ранее в том же году. 6 сентября 1653 года он добился звания первого органиста и получил его. 30 декабря 1654 года по неустановленной причине он не был вновь утвержден в должности органиста. После нескольких безрезультатных голосований руководящего совета он был восстановлен в должности 23 февраля 1655 года, но 31 декабря того же года ушел по собственному желанию. Однако в апреле 1656 года он все еще служил там в той или иной должности. Его опубликованные работы этого периода состоят в основном из церковной музыки. Годы, проведенные Легренци в церкви Святой Марии Маджоре в Бергамо, совпали с завершающим периодом ее музыкальной славы. Три маэстро капеллы, у которых он служил, Дж.Б. Кривелли, Филиппо Витали и, прежде всего, Маурицио Каццати, получали щедрую поддержку в своих начинаниях, о чем свидетельствуют огромные суммы, ежегодно расходуемые на музыкальное сопровождение самого важного праздника - Успения Пресвятой Девы Марии. Но, безусловно, самые большие траты пришлись на 1665 и 1666 годы, когда Легренци вернулся в качестве приглашенного маэстро. Музыканты были собраны из таких отдаленных мест, как Венеция, Феррара, Мантуя и Лукка, и в 1665 году их общая численность составляла 43 музыканта, только 11 из которых были прикреплены к базилике. Среди других занятий Легренци в Бергамо было членство в Академии искусств. Позже, в 1656 году, вероятно, при содействии Каццати, он стал маэстро капеллы Академии Святого духа в Ферраре, учебного заведения, посвященного, подобно Большой Скуоле в Венеции, исполнению духовной музыки и ораторий. Феррара была более важным музыкальным центром, чем Бергамо, и давала ему как стимул, так и возможность писать оперы и оратории. Его первая опера "Нино и Джусто" датируется 1662 годом. Феррара также обеспечила его незаменимыми аристократическими связями, которые он усердно развивал. Самый важный из них был связан с Ипполито Бентивольо, который активно участвовал в делах академии, поддерживал оперу, был либреттистом по крайней мере двух драматических произведений Легренци и его давним покровителем и другом, который, по-видимому, помог ему добиться первых постановок в Венеции в 1664 году и Вене в 1665 году. За исключением трех опер, одной оратории и нескольких сонат для камеры и танцев, творчество Легренци в эти годы по-прежнему было посвящено церковной музыке. Судя по всему, он покинул Феррару в июне 1665 года после завершения своей третьей оперы "Зенобия и Радамисто". Но прочные связи с Феррарой продолжались, о чем свидетельствуют его многочисленные письма к Бентивольо вплоть до 1685 года и исполнение там пяти ораторий в период с 1677 по 1678 год. С его уходом начался почти пятилетний период, в течение которого нет достоверной информации о его должностях, за исключением тех, на которые он безуспешно претендовал или от которых отказался. К ним относятся многие из наиболее важных должностей в северной Италии и несколько за ее пределами. В течение этих лет он публиковал только церковную музыку. Из письма от 14 апреля 1665 года явствует, что ему предложили должность в Модене, вероятно, в качестве преемника Марко Уччеллини на посту маэстро капеллы кафедрального собора. Он отказался от этого, а также от предложения, которое, как он утверждал в том же письме, он получил от церкви Святой Марии Маджоре в Бергамо, вернуться в качестве маэстро капеллы в качестве преемника Дж. Б. Педерцуоли. Письмо от 17 июля 1665 года свидетельствует о том, что Легренци заручился помощью Карло II Гонзаги, герцога Мантуанского, в осуществлении смелого плана по получению должности капельмейстера при дворе Габсбургов в Вене. Его попытка оказалась безуспешной; этот пост занимал Антонио Бертали до 1669 года. По его собственным словам, впоследствии он был назначен музыкальным руководителем при дворе Людовика XIV, но не смог занять эту должность из-за тяжелой болезни, которая на год вывела его из строя. Должность, на которую он был назначен, вероятно, была должностью помощника мэра королевской капеллы, которая с 1663 года была разделена между четырьмя мужчинами: Анри дю Монтом, Пьером Робером, Томасом Гобером и Габриэлем Экспилли. Это назначение, вероятно, датировалось 1668 годом, когда Гобер вышел в отставку. В следующий раз Легренци упоминается в 1669 году, когда он боролся за пост маэстро капеллы Миланского собора в качестве преемника Микеланджело Гранчини, но был избран Г.А. Гросси. В августе 1670 года он заручился поддержкой кардинала Джироламо Буонвизи, своего покровителя со времен Феррары, в получении аналогичного поста у Рануччо II Фарнезе, герцога Пармского; но вакансий не было, и занимавший этот пост Марко Уччеллини остался на своем посту. В эти же годы в Венеции были поставлены две его оперы: "Ашиль в Сиро" в 1664 году и "Зенобия и радомиста" (с переработанным либретто и названием "Тотила") в 1665 году. Самое позднее к 1670 году Легренци жил в Венеции, где начал занимать посты в многочисленных религиозных учреждениях, всегда, похоже, рассчитывая получить должность в одной из крупнейших церквей северной Италии. В 1670 году он был назначен маэстро музыки Оспедале деи Дерелетти. В сентябре 1671 года он был кандидатом на должность маэстро капеллы Сан-Петронио в Болонье, сменив Каццати. В ходе длительных обсуждений, которые включали в себя четыре голосования по кандидатурам, его перспективы то повышались, то понижались, и в какой-то момент они оказались лучше, чем у окончательного победителя в 1674 году Г.П. Колонны. Где-то в 1671 году Легренци также был назначен маэстро ди коро в Конгрегации Филиппини в Санта-Мария-делла-Фава, от этой должности он, по-видимому, отказался в 1680 году. В 1676 году он оставил свою должность в Оспедале деи Дерелитти в пользу должности маэстро ди коро Оспедале деи Мендиканти, на которую он был избран 7 июня. В письме, в котором Легренци просил освободить его из-под стражи, предположительно датированном 1676 годом, Легренци перечислил произведения, которые он написал, служа в этом учреждении: четыре мессы, более 70 псалмов и 80 мотетов, пять вечерних служб, гимны, сонаты для струнных и клавишных инструментов. Неизвестно, сохранилось ли какое-либо из этих произведений, хотя вполне возможно, что некоторые из мотетов были опубликованы в его сочинениях №10 (1670) и № 15 (1689), а некоторые сонаты появились в его втором сочинении №10 (1673). 30 апреля 1676 года Легренци предпринял свою первую попытку стать маэстро капеллы Сан-Марко в качестве преемника Кавалли. Он проиграл с перевесом в один голос Натале Монферрато, долгое время занимавшему пост вице-президента и начальника Легренци в Мендиканти. Учитывая близость результатов голосования, странно, что две недели спустя он не участвовал в конкурсе на вакантный пост вице-президента, поскольку именно этого поста он добивался и получил 5 января 1681 года, сменив Антонио Сарторио; он был единственным кандидатом и был избран единогласно. В первые годы своего пребывания на посту вице-маэстро Легренци сохранял свой пост в Мендиканти, сменив Монферрато на посту маэстро 26 января 1683 года и покинув этот пост 16 августа 1683 года. После его назначения в S Marco число нанятых певцов и инструменталистов заметно увеличилось. Рост продолжался до его избрания маэстро 16 апреля 1685 года, после смерти Монферрато, и тогда, по-видимому, встревоженные прокураторы Сан-Марко предприняли меры, чтобы ограничить дальнейшую экспансию. Фактически, за годы работы Легренци в Сан-Марко и капелла, и концерт достигли своего самого большого за всю историю записи объема. 23 апреля 1686 года прокураторы разрешили создать хор из 36 голосов, по девять в каждой партии, но во времена Легренци этот баланс так и не был достигнут: в 1687 году хор состоял из шести сопрано, семи альтов, тринадцати теноров и десяти басов. 21 мая 1685 года они решили сократить число музыкантов до 34: восемь скрипок, одиннадцать виолончелей, две виолы браччо, три виолончели, четыре теорбо, два корнета, один фагот и три тромбона. Но прокураторы были чрезвычайно довольны его службой, поскольку единогласно назначили ему самое высокое жалованье как вице-мэру, так и маэстро: его жалованье как маэстро с 1687 года составляло 470 дукатов "лично, а не по должности’. Годы, проведенные Легренци в качестве вице-президента, были последними и самыми плодотворными на оперном поприще: с 1681 по 1684 год он дважды выступал в Венеции в год. Став маэстро, он снова обратился к сочинению духовной музыки, написав респонсории для Страстной недели, сборник мотетов (соч.15) и мессу, посвященную Мадонне из Лорето, но, по-видимому, ничего из музыки, написанной им для капеллы Сан-Марко, не сохранилось. Он также принимал участие в специальных мероприятиях, проведенных в 1687 году в честь последних побед венецианцев в их дорогостоящих войнах с турками. В последние годы его жизни дом напротив Лио, где он жил со своей сестрой Джованной, был центром музыкальной жизни. На одном из концертов, состоявшихся там в начале 1688 года, три сестры-француженки исполнили дуэты и трио Люлли, а также некоторые из его собственных инструментальных произведений. С 1687 года он также был движущей силой создания "соввеньо" (общества взаимопомощи) музыкантов в Венеции. После 1687 года его деятельность в Сан-Марко была прекращена из-за болезни, которая впоследствии оказалась смертельной. Он был похоронен в Санта-Мария-делла-Фава. Из всех учеников, которых он, как считается, обучал, есть определенная информация только об одном, его племяннике Джованни Варискино, которому он завещал свои неопубликованные работы: Варискино впоследствии опубликовал по крайней мере два сборника и, возможно, опубликовал третий, копии которого отсутствуют, сохранившийся до наших дней.

Ноты сочинений Джованни Легренци на сайте библиотеки IMSLP