Леклер (старший), Жан-Мари
1697 - 1764

Назад

Leclair (l’aîné), Jean-Marie

Портрет композитора Жан-Мари Леклер (старший)

  • Дата рождения: 10 мая 1697
  • Место рождения: Лион, Франция
  • Дата смерти: 22 октября 1764
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан-Мари Леклер был композитором, скрипачом и танцовщиком. Его считают основателем французской скрипичной школы.

К 19-ти годам Леклер овладел игрой на скрипке, танцами и кружевоплетением. Затем он был зачислен в число танцоров Лионской оперы вместе с Мари-Роз Кастаньи, на которой женился 9 ноября 1716 года. Возможно, он также выступал как танцовщик и скрипач в Руане.

Леклер находился в Турине в 1722 году, куда его, возможно, привлекла работа на королевских свадебных торжествах; очевидно, он действовал там как балетмейстер, хотя официальной должности не занимал. Возможно, он получал уроки игры на скрипке у Дж. Б. Сомиса.

Отправившись в Париж в 1723 году, Леклер оказался под покровительством одного из богатейших людей Франции Жозефа Боннье, пока готовил к публикации свое сочинение 1. Эти сонаты были признаны оригинальными, и, по словам современника, "они сначала показались своего рода алгеброй, способной отпугнуть самых смелых музыкантов". Другой писал: "Леклер - первый, кто, не подражая ничему, создал прекрасное и новое, что он может назвать своим".

В июне 1726 года И. И. Кванц посетил Турин, где, как он отметил в своём дневнике, Леклер занимался у Сомиса. Леклер написал балеты как постлюдии к двум операм в Театро Реджо Дукале в Турине в 1727 году. В Париже в следующем году он опубликовал вторую книгу скрипичных сонат и дебютировал с 12 выступлениями на "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel), где его горячо аплодировали за исполнение собственных сонат и концертов. Он также путешествовал в Лондон, где Джон Уолш издал его сонаты, и в Кассель, где он выступал при дворе с Пьетро Локателли. Это выступление, возможно, стало инсценировкой борьбы между французским и итальянским стилями. Й. В. Лустиг писал, что Леклер играл "как ангел", а Локателли - "как дьявол"; что Леклер использовал крайнюю ритмическую свободу и трогал слушателей красотой звука, в то время как Локателли поражал слушателей намеренно резким звуком и виртуозной техникой левой руки. Леклер, по-видимому, работал с Локателли в это время, возможно, вернувшись с ним в Амстердам; комментаторы XVIII века отмечали влияние Локателли в сонатах сочинения 5. Другим его учителем в этот период был парижский композитор, клавесинист и дирижёр Андре Шерон, которому он впоследствии посвятил своё сочинение 7.

Первая жена Леклера умерла бездетной, и 8 сентября 1730 года он женился на Луизе Руссель, которая гравировала его сочинение 2 и все последующие произведения. Их единственный ребёнок, Луиза, также стала гравёром и вышла замуж за художника Луи Кене.

Многочисленные выступления и публикации в Париже привели к официальному признанию, когда в конце 1733 года Леклер был назначен Людовиком XV придворным музыкантом короля. В ответ он посвятил королю свою третью книгу скрипичных сонат, из которых шестая, до минор, является его самым известным произведением. В новой должности Леклер общался с лучшими французскими музыкантами своего времени, включая своего друга, виолиста Антуана Форкере, и соперника Пьера Гиньона. Двор отдавал предпочтение старой французской музыке, но Леклеру хотя бы раз позволили исполнить один из своих концертов для окружения королевы, где "его изящная и блестящая игра была встречена громкими аплодисментами". Эта служба завершилась в 1737 году, когда Леклер и Гиньон поссорились из-за руководства оркестром короля.

Затем Леклер принял приглашение ко двору Оранского в Нидерландах от Анны, принцессы Оранской и дочери Георга II Английского. Принцесса Анна стала выдающейся клавесинисткой под руководством Генделя; об их взаимном уважении можно судить по тому, что Леклер посвятил ей своё сочинение 9, а она наградила его орденом Нидерландского Льва. С 1738 по 1743 годы Леклер проводил по три месяца в году при дворе. После июля 1740 года оставшиеся девять месяцев он проводил в Гааге, где стал капельмейстером у богатого горожанина Франсуа Дю Ли, содержавшего коллектив из 20 музыкантов. Это сотрудничество закончилось с банкротством Дю Ли в январе 1743 года; Леклер вернулся в Париж, чтобы опубликовать свою четвёртую и последнюю книгу скрипичных сонат. В 1744 году он провёл некоторое время в Шамбери, играя для испанского принца дона Филиппа, которому впоследствии посвятил сочинение 10. Затем он вернулся в Париж и оставался там, за исключением случайных поездок в Лион.

Следующие несколько лет Леклер провёл в полупенсии, получая пособие от семьи Боннье де ла Моссон, преподавая игру на скрипке и сочиняя музыку. 4 октября 1746 года, в свой 50-й год, его единственная опера "Скилла и Главк" была впервые поставлена в Королевской академии музыки. В своём посвящении он написал: "Сегодня я начинаю новую карьеру", очевидно намекая на Рамо, который также начал оперную карьеру в 51 год. Опера Леклера, написанная в традиции Рамо, была встречена неоднозначно, получила 18 представлений за два месяца и затем была снята с репертуара.

В 1748 году Леклер поступил на службу к бывшему ученику, Антуану-Антонину, герцогу де Грамону, для частного театра которого в Пюто он стал композитором и музыкальным директором. Леклер продолжал работать на герцога и после 1751 года, когда его расточительность вынудила продать имение в Пюто и вернуться в Париж. Для герцога он сочинил ряд вокальных и инструментальных произведений. Около 1758 года Леклер и его жена разошлись и завели раздельные дома; Леклер купил маленький дом в опасной части Парижа. Поздно вечером в 1764 году он был убит при входе в свой дом. Парижская полиция провела тщательное расследование и нашла трёх подозреваемых: садовника, обнаружившего тело; племянника Леклера Гийома-Франсуа Виаля, с которым у него был разрыв; и мадам Леклер. Убийство часто называют окутанным тайной, но доказательства столь явно указывают на племянника, что единственной оставшейся загадкой является то, почему он так и не был привлечён к суду.

Творчество

Заслуга Леклера как композитора заключалась в его изменении стиля сонаты Корелли, чтобы приспособить его к французскому вкусу. Результатом стали объединённые вкусы, предсказанные Купереном, и смешанный вкус, позже рекомендованный Кванцем. Он насытил итальянский стиль сонаты элементами танца Люлли и пьес французских виолистов и клавесинистов. Леклер часто умел сочетать два стиля и приходил к новому синтезу. В этом он был ребёнком своего времени, так как сопоставимые синтезы предпринимали многие его современники. Леклер был одним из самых успешных. В своих концертах он придерживался моделей Вивальди в быстрых частях, чаще вводя французский вкус в медленных.

В его мелодике Леклер варьировался от стиля отдельных штрихов танцев Люлли и французских виолистов до певучих мелодий итальянских скрипачей с умеренным количеством украшений, полностью прописанных. Его мелодический стиль показывает предпочтение к накоплению коротких фраз по сравнению с непрерывным развитием Баха; если убрать налёт рокайльных украшений, его мелодические линии показывают основную структуру и стиль, близкие таким образцам, как Корелли и Люлли. Его гармония разнообразна и красочна, включает смелые приёмы, такие как энгармонические модуляции и насыщенные хроматические ходы. О "раннем" или "позднем" стиле в музыке Леклера говорить нельзя. Его удивительно последовательный стиль был столь же современен в 1723 году, как устарел в 1753-м. Хотя ни одно из его произведений нельзя датировать иначе как по первому изданию, есть некоторые данные, что Леклер, подобно Корелли, сочинил большую часть своей музыки рано и публиковал её постепенно.

С технической точки зрения Леклер предъявлял значительные требования. Для левой руки - переходы в высокие позиции, аккорды, двойные трели и тремоло левой рукой. Смычковая техника требовала овладения связанным стаккато, быстрыми переходами между струнами и разнообразными тонкими артикуляциями. В своё время Леклер был знаменит блестящим и точным исполнением аккордов. Поскольку он выписывал украшения и иногда требовал применения неравных длительностей, Леклер выступал во французской традиции. Но в большинстве аспектов скрипичной техники его манера исполнения была итальянской. Отзыв 1738 года восхвалял его способность одинаково хорошо играть в обоих стилях.

Учениками Леклера были Л'Аббе ле Фис, Элизабет де Отетерр, Пети, Жоффруа, Гийом-Пьер Дюпон, Жан-Жозеф Рудольф и, возможно, Гавинье и Шевалье де Сен-Жорж. Леклер по праву считается первой великой фигурой французской скрипичной школы, и его влияние на французских скрипачей сохранялось до конца XVIII века.

Произведения

Скрипичные сонаты

  • "Первый сборник сонат" ("Premier livre de sonates"), соч. 1
  • "Второй сборник сонат" ("Second livre de sonates"), соч. 2
  • "Сонаты" ("Sonates"), соч. 3
  • "Третий сборник сонат" ("Troisième livre de sonates"), соч. 4
  • "Четвёртый сборник сонат" ("Quatrième livre de sonates"), соч. 5

Трио-сонаты

  • "Трио-сонаты" ("Sonates en trio"), соч. 6
  • "Увертюры и трио-сонаты" ("Ouvertures et sonates en trio"), соч. 13
  • "Трио" ("Trio"), соч. 14

Концерты

  • "Шесть концертов" ("6 Concertos"), соч. 7
  • "Шесть концертов" ("6 Concertos"), соч. 10

Оперы

  • "Скилла и Главк" ("Scylla et Glaucus"), трагедия-опера

Камерная музыка

  • "Первое развлечение музыки лёгкого исполнения" ("Première recréation de musique d'une exécution facile")
  • "Второе развлечение музыки лёгкого исполнения" ("Deuxième recréation de musique d'une exécution facile")
  • "Второй сборник сонат для двух скрипок или виол" ("Second livre de sonates pour deux violons ou violes")

Утраченные произведения

  • Балетная музыка для "Семирамиды" Дж. М. Орландини
  • Балетная музыка для "Покинутой Дидоны" Д. Сарро
  • Балетная музыка для "Антигоны" Орландини
  • Кантата "У зачарованных лесов" ("Près des bois enchantés")
  • Дивертисмент для комедии "Опасность испытаний" ("Le danger des épreuves")
  • "Аполлон и Климэна" ("Apollon et Climène")
  • Арии и танцы для нескольких французских пьес
  • "Идеальная табулатура скрипки" ("Tablature idéale du violon")

Ноты сочинений Жана-Мари Леклера (старшего) на сайте библиотеки IMSLP