Леклер (старший), Жан-Мари
1697 - 1764

Назад

Leclair (l’aîné), Jean-Marie

  • Дата рождения: 10 мая 1697
  • Место рождения: Лион, Франция
  • Дата смерти: 22 октября 1764
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан-Мари Леклер — композитор, скрипач и танцовщик. Его считают основателем французской скрипичной школы.

К 19-ти годам Леклер овладел игрой на скрипке, танцами и кружевоплетением. Затем он был зачислен в число танцоров Лионской оперы вместе с Мари-Роз Кастаньи, на которой женился 9 ноября 1716 года. Возможно, он также выступал как танцовщик и скрипач в Руане, где, по словам Гербера, его покровительницей была мадам Мезанжер (Ла Лоренси, однако, сомневался в связи с Руаном).

Леклер находился в Турине в 1722 году, куда его, возможно, привлекла работа на королевских свадебных торжествах; очевидно, он действовал там как балетмейстер, хотя официальной должности не занимал. Возможно, он получал уроки игры на скрипке у Дж. Б. Сомиса.

Отправившись в Париж в 1723 году, Леклер оказался под покровительством одного из богатейших людей Франции Жозефа Боннье, пока готовил к публикации свой op.1. Эти сонаты были признаны оригинальными, и, по словам современника, «они сначала показались своего рода алгеброй, способной отпугнуть самых смелых музыкантов». Другой писал: «Le Clair est le premier qui sans imiter rien, Créa du beau, du neuf, qu'il peut dire le sien» («Леклер — первый, кто, не подражая ничему, создал прекрасное и новое, что он может назвать своим»).

В июне 1726 года И. И. Кванц посетил Турин, где, как он отметил в своём дневнике, Леклер занимался у Сомиса. Леклер написал балеты (ныне утеряны) как постлюдии к двум операм в Teatro Regio Ducale в Турине в 1727 году. В Париже в следующем году он опубликовал вторую книгу скрипичных сонат и дебютировал с 12 выступлениями на Concert Spirituel, где его горячо аплодировали за исполнение собственных сонат и концертов. Он также путешествовал в Лондон, где Джон Уолш издал его сонаты, и в Кассель, где он выступал при дворе с Пьетро Локателли. Это выступление, возможно, стало инсценировкой борьбы между французским и итальянским стилями, что так интересовало писателей того времени. Й. В. Лустиг писал, что Леклер играл «как ангел», а Локателли — «как дьявол»; что Леклер использовал крайнюю ритмическую свободу и трогал слушателей красотой звука, в то время как Локателли поражал слушателей намеренно резким звуком и виртуозной техникой левой руки. Леклер, по-видимому, работал с Локателли в это время, возможно, вернувшись с ним в Амстердам; комментаторы XVIII века отмечали влияние Локателли в сонатах op.5. Другим его учителем в этот период был парижский композитор, клавесинист и дирижёр Андре Шерон, которому он впоследствии посвятил своё op.7.

Первая жена Леклера умерла бездетной, и 8 сентября 1730 года он женился на Луизе Руссель, которая гравировала его op.2 и все последующие произведения. Их единственный ребёнок, Луиза, также стала гравёром и вышла замуж за художника Луи Кене.

Многочисленные выступления и публикации в Париже привели к официальному признанию, когда в конце 1733 года Леклер был назначен Людовиком XV ordinaire de la musique du roi (придворным музыкантом короля). В ответ он посвятил королю свою третью книгу скрипичных сонат, из которых шестая, до минор (позже прозванная Le tombeau (Надгробие)), является его самым известным произведением. В новой должности Леклер общался с лучшими французскими музыкантами своего времени, включая своего друга, виолиста Антуана Форкере, и соперника Пьера Гиньона. Двор отдавал предпочтение старой французской музыке — Люлли для камерной музыки, Лаланду для духовной, — но Леклеру хотя бы раз позволили исполнить один из своих концертов для окружения королевы, где «его изящная и блестящая игра была встречена громкими аплодисментами». Эта служба завершилась в 1737 году, когда Леклер и Гиньон поссорились из-за руководства оркестром короля. Они договорились ежемесячно меняться, начиная с Леклера; но после первого месяца он подал в отставку и покинул Париж, не желая быть вторым после Гиньона.

Затем Леклер принял приглашение ко двору Оранского в Нидерландах от Анны, принцессы Оранской и дочери Георга II Английского. Принцесса Анна стала выдающейся клавесинисткой под руководством Генделя; об их взаимном уважении можно судить по тому, что Леклер посвятил ей своё op.9, а она наградила его орденом Нидерландского Льва. С 1738 по 1743 годы Леклер проводил по три месяца в году при дворе. После июля 1740 года оставшиеся девять месяцев он проводил в Гааге, где стал капельмейстером у богатого горожанина Франсуа Дю Ли, содержавшего коллектив из 20 музыкантов. Это сотрудничество закончилось с банкротством Дю Ли в январе 1743 года; Леклер вернулся в Париж, чтобы опубликовать свою четвёртую и последнюю книгу скрипичных сонат. В 1744 году он провёл некоторое время в Шамбери, играя для испанского принца дона Филиппа, которому впоследствии посвятил op.10. Затем он вернулся в Париж и оставался там, за исключением случайных поездок в Лион.

Следующие несколько лет Леклер провёл в полупенсии, получая пособие от семьи Боннье де ла Моссон, преподавая игру на скрипке и сочиняя музыку. 4 октября 1746 года, в свой 50-й год, его единственная опера Scylla et Glaucus (Скилла и Главк) была впервые поставлена в Королевской академии музыки. В своём посвящении он написал: «Сегодня я начинаю новую карьеру», очевидно намекая на Рамо, который также начал оперную карьеру в 51 год. Опера Леклера, написанная в традиции Рамо, была встречена неоднозначно, получила 18 представлений за два месяца и затем была снята с репертуара.

В 1748 году Леклер поступил на службу к бывшему ученику, Антуану-Антонину, герцогу де Грамону, для частного театра которого в Пюто (ныне пригород Парижа) он стал композитором и музыкальным директором. Леклер продолжал работать на герцога и после 1751 года, когда его расточительность вынудила продать имение в Пюто и вернуться в Париж. Для герцога он сочинил ряд вокальных и инструментальных произведений, ныне утерянных, за исключением вокальной партии одной ариетты. Около 1758 года Леклер и его жена разошлись и завели раздельные дома; Леклер купил маленький дом в опасной части Парижа. Поздно вечером в 1764 году он был убит при входе в свой дом. Парижская полиция провела тщательное расследование и нашла трёх подозреваемых: садовника, обнаружившего тело; племянника Леклера Гийома-Франсуа Виаля, с которым у него был разрыв; и мадам Леклер. Убийство часто называют окутанным тайной, но доказательства (во Французском национальном архиве) столь явно указывают на племянника, который был скрипачом и автором L'arbre généalogique de l'harmonie (Генеалогическое древо гармонии, 1767), что единственной оставшейся загадкой является то, почему он так и не был привлечён к суду.

Творчество

Заслуга Леклера как композитора заключалась в его изменении стиля сонаты Корелли, чтобы приспособить его к французскому вкусу. Результатом стали goûts réunis (объединённые вкусы), предсказанные Купереном, и vermischter Geschmack (смешанный вкус), позже рекомендованный Кванцем. Он насытил итальянский стиль сонаты элементами танца Люлли и pièce французских виолистов и клавесинистов. Леклер часто умел сочетать два стиля и приходил к новому синтезу. В этом он был ребёнком своего времени, так как сопоставимые синтезы предпринимали многие его современники. Леклер был одним из самых успешных. В своих концертах он придерживался моделей Вивальди в быстрых частях, чаще вводя французский вкус в медленных.

В его мелодике Леклер варьировался от стиля détaché (отдельных штрихов) танцев Люлли и французских виолистов до cantabile (певучих) мелодий итальянских скрипачей с умеренным количеством украшений, полностью прописанных. Его мелодический стиль показывает предпочтение к накоплению коротких фраз по сравнению с непрерывным Fortspinnung (развитием) Баха; если убрать налёт рокайльных украшений, его мелодические линии показывают основную структуру и стиль, близкие таким образцам, как Корелли и Люлли. Его гармония разнообразна и красочна, включает смелые приёмы, такие как энгармонические модуляции и насыщенные хроматические ходы. О «раннем» или «позднем» стиле в музыке Леклера говорить нельзя. Его удивительно последовательный стиль был столь же современен в 1723 году, как устарел в 1753-м. Хотя ни одно из его произведений нельзя датировать иначе как по первому изданию, есть некоторые данные, что Леклер, подобно Корелли, сочинил большую часть своей музыки рано и публиковал её постепенно; увеличение гармонической сложности, найденное Престоном в четырёх книгах скрипичных сонат, возможно, объясняется тем, что Леклер предпочитал публиковать сначала менее сложные сочинения. Он мастерски владел излюбленными формами эпохи, хотя и не вносил инноваций и не предвосхищал развитие «сонатной формы» раннего классицизма.

С технической точки зрения Леклер предъявлял значительные требования. Для левой руки — переходы в высокие позиции, аккорды (практически целыми частями), двойные трели и тремоло левой рукой. Смычковая техника требовала овладения связанным стаккато, быстрыми переходами между струнами и разнообразными тонкими артикуляциями. В своё время Леклер был знаменит блестящим и точным исполнением аккордов. Поскольку он выписывал украшения и иногда требовал применения notes inégales (неравных длительностей), Леклер выступал во французской традиции. Но в большинстве аспектов скрипичной техники, включая использование более длинного «смычка Тартини», его манера исполнения была итальянской. Отзыв 1738 года восхвалял его способность одинаково хорошо играть в обоих стилях.

Учениками Леклера — помимо ряда знатных дилетантов — были Л’Аббе ле Фис, Элизабет де Отетерр, Пети, Жоффруа, Гийом-Пьер Дюпон, Жан-Жозеф Рудольф и, возможно, Гавинье и Шевалье де Сен-Жорж (но не, как ошибочно утверждалось, Довернь или Махони, прозванный Ле Бретон). Леклер по праву считается первой великой фигурой французской скрипичной школы, и его влияние на французских скрипачей сохранялось до конца XVIII века.

Произведения

(все опубликованы в Париже)

op.

  1. Premier livre de sonates (Первый сборник сонат, 1723/R)
  2. Second livre de sonates (Второй сборник сонат, около 1728/R)
  3. Sonates (Сонаты, 1730/R)
  4. Sonates en trio (Трио-сонаты, около 1731–1733)
  5. Troisième livre de sonates (Третий сборник сонат, 1734/R)
  6. Première recréation de musique d’une exécution facile (Первое развлечение музыки лёгкого исполнения, 1736/R)
  7. 6 Concertos (6 Концертов, 1737)
  8. Deuxième recréation de musique d’une exécution facile (Второе развлечение музыки лёгкого исполнения, около 1737)
  9. Quatrième livre de sonates (Четвёртый сборник сонат, 1743/R)
  10. 6 Concertos (6 Концертов, 1745)
  11. Scylla et Glaucus (Скилла и Главк, трагедия-опера, 1746)
  12. Second livre de sonates (Второй сборник сонат для двух скрипок или виол, около 1747–1749/R)
  13. Ouvertures et sonates en trio (Увертюры и трио-сонаты, 1753/R)
  14. Trio (Трио, 1766, посмертно)
  15. Sonate (Соната, 1767, посмертно)
  16. — 2 менуэта для скрипки и бассо континуо (1740-е годы)

Другие произведения Леклера, опубликованные в антологиях XVIII века, являются переизданиями частей из опубликованных сочинений с опусными номерами.

Утрачено: балетная музыка для Semiramide Дж. М. Орландини (Турин, 1722), для Didone abbandonata Д. Сарро (Турин, 1727), для Antigona Орландини (Турин, 1727); кантата Près des bois enchantés (У зачарованных лесов, 1736); divertissement для комедии Le danger des épreuves (Опасность испытаний, 1749); Apollon et Climène (Аполлон и Климэна, 1750); арии и танцы для нескольких французских пьес, исполнявшихся в Париже (1751–1764); Tablature idéale du violon jugée par feu M. le Clair l’aîné être la seule véritable (Идеальная табулатура скрипки, признанная покойным господином Леклером-старшим единственно истинной, Париж, 1766).

Ноты сочинений Жана-Мари Леклера (старшего) на сайте библиотеки IMSLP