Леклер (старший), Жан-Мари
1697 - 1764

Назад

Жан-Мари Леклер (старший) (Jean-Marie Leclair (l’aîné)) - французский композитор, скрипач и танцор

  • Родился 10 мая 1697 г. - Лион.
  • Умер 22 октября 1764 г. Париже.

Считается основателем французской скрипичной школы. 

К 19 годам Леклер освоил игру на скрипке, танцы и плетение кружев. Затем он был зачислен в число танцоров Лионской оперы вместе с Мари-Роз Кастанье, на которой женился 9 ноября 1716 года. Возможно, он также был активным танцором и скрипачом в Руане, где, по словам Гербера, его покровительницей была мадам Мезангер (Ла Лоренси, однако, сомневалась в связи с Руаном). Леклер был в Турине в 1722 году, куда его, возможно, привлекла работа на королевских свадебных торжествах; очевидно, он был там активным балетмейстером, хотя и не занимал официальной должности. Возможно, он брал уроки игры на скрипке у Дж. Б. Сомиса. Отправившись в Париж в 1723 году, Леклер попал под покровительство одного из богатейших людей Франции, Жозефа Боннье, который готовил к публикации свою первую работу. Эти сонаты были признаны за их оригинальность, и, по словам одного современника, они "поначалу казались своего рода алгеброй, способной дать отпор самым смелым музыкантам’. Другой написал: "Ле Клер - это премьер, которому никто не подражает, он самый красивый, самый новый, самый страшный человек в мире" ("Ле Клер - первый человек, который, ничему не подражая, создал красивые и новые вещи, которые он мог бы назвать своими собственными’). В июне 1726 года Дж. Дж. Кванц посетил Турин, где, как он отметил в своем дневнике, Леклер учился у Соми. Леклер поставил балеты (ныне утраченные) в качестве постлюдий к двум операм в Туринском Королевском театре в 1727 году. В следующем году в Париже он опубликовал вторую книгу скрипичных сонат и дебютировал, 12 раз выступив на концерте Spirituel, где ему бурно аплодировали при исполнении его собственных сонат и концертов. Он также побывал в Лондоне, где Джон Уолш издал книгу его сонат, и в Касселе, где выступал при дворе с Пьетро Локателли. Это выступление, возможно, было инсценировкой битвы между французским и итальянским стилями, которая так интересовала писателей того периода. Дж.В. Люстиг вспоминал, что Леклер играл "как ангел", а Локателли - "как дьявол"; что Леклер использовал исключительную ритмическую свободу и покорял слушателей красотой своего тембра, в то время как Локателли поражал своих слушателей нарочито резким тоном и левосторонней пиротехникой. Леклер, по-видимому, в то время работал с Локателли, возможно, вернувшись с ним в Амстердам; Комментаторы XVIII века отмечали влияние Локателли на сонаты соч.5. Другим его учителем в этот период был парижский композитор, клавесинист и дирижер Андре Шерон, которому он впоследствии посвятил свое соч.7. Первая жена Леклера умерла бездетной, и 8 сентября 1730 года он женился на Луизе Руссель, которая гравировала его соч.2 и все последующие работы. Их единственная дочь Луиза, также гравировщица, вышла замуж за художника Луи Кене. Многочисленные выступления и публикации в Париже привели к официальному признанию, когда в конце 1733 года Людовик XV назначил Леклера ординарием королевской музыки. В ответ он посвятил королю свою третью книгу скрипичных сонат, из которых шестая до минор (позже получившая название "Le tombeau") является его самым известным произведением. В своем новом качестве Леклер общался с некоторыми из лучших французских музыкантов того времени, включая своего друга, виолончелиста Антуана Форкерея, и своего соперника Пьера Гиньона. Двор предпочитал старую французскую музыку – Люлли для камерной музыки, Лаланд для капеллы, – но Леклеру было разрешено по крайней мере один раз исполнить один из своих концертов для приближенных королевы, когда "его тонкой и блестящей игре бурно аплодировали’. Эта работа закончилась в 1737 году, когда Леклер и Гиньон поссорились из-за должности директора королевского оркестра. Они договорились ежемесячно работать поочередно, и Леклер возглавил оркестр, но после первого месяца он подал в отставку и покинул Париж, чтобы не быть вторым после Гиньона. Затем Леклер принял приглашение ко двору Оранжа в Нидерландах от Анны, принцессы Оранской и дочери английского короля Георга II. Принцесса Анна стала искусной клавесинисткой под руководством Генделя; об их взаимном уважении можно судить по тому, что он посвятил ей свое сочинение №9, а она наградила его Львиным крестом Нерландеза. С 1738 по 1743 год Леклер ежегодно проводил при дворе по три месяца. После июля 1740 года оставшиеся девять месяцев он провел в Гааге, где стал маэстро капеллы у богатого простолюдина Франсуа Дю Лиза, который содержал заведение из 20 музыкантов. Это соглашение закончилось банкротством Дю Лиз в январе 1743 года; Леклер вернулся в Париж, чтобы опубликовать свою четвертую и последнюю книгу скрипичных сонат. В 1744 году он провел некоторое время в Шамбери, играя для испанского принца Дона Филиппа, которому впоследствии посвятил соч.10. Затем он вернулся в Париж и оставался там, за исключением редких визитов в Лион. Следующие несколько лет Леклер провел на пенсии у семьи Боннье де ла Моссон, обучая игре на скрипке и сочиняя музыку. 4 октября 1746 года, на 50-м году жизни, в Королевской академии музыки состоялась премьера его единственной оперы "Сцилла и Главк". В своем письме-посвящении он написал: "Сегодня я начинаю новую карьеру", - несомненно, намекая на Рамо, который точно так же начал оперную карьеру на 51-м году жизни. Опера Леклера, стилистически выдержанная в традициях Рамо, была встречена неоднозначно, за два месяца ее поставили 18 раз, а затем исключили из репертуара. В 1748 году Леклер был принят на службу к своему бывшему ученику Антуану-Антонину, герцогу де Грамону, для частного театра которого в Путо (ныне пригород Парижа) он стал композитором и музыкальным руководителем. Леклер продолжал работать на герцога и после 1751 года, когда финансовые неурядицы герцога вынудили его продать поместье Путо и вернуться в Париж. Для герцога он сочинил ряд вокальных и инструментальных пьес, ныне утраченных, за исключением вокальной партии одной ариетты (Сэдлер и Заслав, 1980-81). Около 1758 года Леклер и его жена расстались и стали жить раздельно, Леклер купил небольшой дом в опасном районе Парижа. В 1764 году он был убит поздним вечером, когда входил в свой дом. Парижская полиция провела тщательное расследование и выявила трех подозреваемых: садовника, обнаружившего тело; племянника Леклера, Гийома-Франсуа Виаля, с которым он поссорился; и саму мадам Леклер. Часто говорят, что это убийство окутано тайной, но улики (хранящиеся в национальных архивах Франции) настолько явно свидетельствуют против племянника, который был скрипачом и автором книги "Генеалогия гармонии" (1767), что единственной загадкой остается то, что он так и не предстал перед судом.

Ноты сочинений Жана-Мари Леклера (старшего) на сайте библиотеки IMSLP