Лехлер, Бенедикт
1594 - 1659
Назад
Lechler, Benedikt

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Бенедикт Лехлер — немецкий композитор, лютнист и музыкальный переписчик, большую часть своей жизни связанный с Австрией. Первоначально он носил имя Иоганнес. С 1607 по 1615 годы обучался в Императорской коллегии австрийского дворянства в Вене. После окончания учебы занял должность директора школы при монастыре Адмонт в Штирии, где одновременно возглавлял и музыкальную деятельность.
В 1617 году он поступил в бенедиктинский монастырь Кремсмюнстера, где прожил всю оставшуюся жизнь. Первоначально Лехлер служил лютнистом и административным чиновником. В 1628 году, приняв полное монашеское посвящение и изменив имя с Иоганнес на Бенедикт, он был назначен ответственным за духовную музыку. Придворной музыкой в монастыре заведовал Алессандро Тадеи, однако после его ухода в мае 1629 года руководство перешло к Лехлеру.
Стремясь обеспечить монастырскую капеллу, школу и театр новыми сочинениями, Лехлер в 1632–1633 годах предпринял путешествие в Италию, где посетил Рим и познакомился с Джакомо Кариссими. Его деятельность в качестве музыкального руководителя постепенно сокращалась, и к 1651 году он был освобожден от большинства обязанностей, вероятно, из-за ухудшения здоровья.
Творчество
Наибольшее значение Лехлер имел как музыкальный переписчик, собиратель и составитель антологий. В 1633–1650 годах он создал четыре обширных собрания партитур, главным образом духовной вокальной музыки, а также несколько меньших сборников. Эти коллекции, хранящиеся в монастыре Кремсмюнстера, содержат произведения ведущих итальянских мастеров своего времени — Джакомо Кариссими, Игнацио Дона́ти, Алессандро Гранди, Тараквинио Мерулы и Клаудио Монтеверди, а также сочинения австрийских и южно-немецких композиторов, таких как император Фердинанд III, Михаэль Краф, Генрих Фенднер, Иоганн Штадльмайр, Кристоф Штраус и Джованни Валентини.
Рукописи Лехлера имеют большое значение как источник сведений об использовании инструментов в масштабных вокальных сочинениях. В некоторых его транскрипциях встречаются детальные указания по инструментовке, которых нет в печатных изданиях.
Собственные сочинения Лехлера включают три мессы (две из них — пародийные), реквием, гимны, мотеты и обработку Magnificat (Величит душа моя Господа). Большинство этих произведений — крупные композиции для голосов и инструментов, в которых используются эффекты эха, чередование сольных и tutti-эпизодов, а также самостоятельные инструментальные сонаты. Вокальное письмо строится на противопоставлении малых групп внутри ансамбля друг другу или всему составу, что сближает его музыку с более ранней полихоральной традицией, а не с современным концертным стилем. Лехлер редко прибегал к речитативу или арии, предпочитая гомофонную фактуру и антифонные противопоставления верхних и нижних голосов.
Кроме духовных вокальных сочинений, сохранились две полихоральные инструментальные Canzonas (Канцоны), театральная музыка и произведения для сольной лютни.
Произведения
Ноты сочинений Бенедикта Лехлера на сайте библиотеки IMSLP