Лебег, Николя-Антуан
1631 - 1702
Назад

Николя-Антуан Лебег (Nicolas-Antoine Lebègue) - французский композитор, органист и клавесинист
- Родился в 1631 г. - Лан.
- Умер 6 июля 1702 г. - Париж.
Он был простого происхождения. О его раннем музыкальном образовании в Лане ничего определенного не известно, хотя можно предположить, что определенную роль в этом сыграл его дядя (и тезка), мастер игры на инструменте. Неопределенность также связана с датой и обстоятельствами, при которых он переехал в Париж. Однако к 1661 году он явно пробыл там достаточно долго, чтобы завоевать свою репутацию, поскольку в записях капитула кафедрального собора Труа за этот год он назван "знаменитым органистом Парижа" (это самый ранний документ, непосредственно относящийся к Лебегу, касается оплаты его игры в соборе когда он проезжал через Труа). Хотя к этому времени он, несомненно, уже занимал какую–то должность в Париже – Дюфурк (1954) предположил, что это могло быть в церкви Матюринов на улице Сен-Жак, - известно, что единственная подобная должность, которую он занимал, была в Сен-Мерри с 18 декабря 1664 года до своей смерти. В 1678 году он также стал королевским органистом, и эту обязанность и привилегию он разделил с Ниверсом, Ж.-Д. Томелином и Ж.-Б. Бутерном, посещая королевскую капеллу в течение октябрьской четверти. Судя по количеству переизданий его клавишных произведений, Лебег пользовался значительным успехом как композитор. Не менее значимой была его репутация эксперта по органному делу: в этом качестве он консультировал церковные власти в Бурже, Блуа, Шартре, Суассоне и Труа. Кроме того, его следует считать одним из самых влиятельных педагогов последующего поколения французских органистов, среди его учеников - Гриньи, Дагенкур и Николя Жоффруа, а также, вероятно, Жиль Жюльен и Габриэль Гарнье (последний сменил его при дворе). Клавишная музыка Лебега доминирует в его творчестве. Существует пять публикаций по клавишным инструментам – две "Книги о клавесине" и три "Книги об органе" – и ряд уникальных рукописных произведений, в частности, в двух источниках, один из которых содержит семь произведений для клавесина, приписываемых Кертисом (1970) Лебегу, а другие 20 уникальных произведений для органа. Сохранились многочисленные рукописные копии органных пьес Лебега, которые намного превосходят записи любого другого французского органиста того периода и подчеркивают то уважение, с которым он относился к своим современникам. Музыка Лебега для клавесина во многом обязана музыке Шамбоньера и Луи Куперена, но есть и заметные отличия. В своих названиях Лебег избегает живописных элементов и злободневных аллюзий, и, соответственно, его музыка менее персонализирована и более формальна. Кроме того, формальность отражается в организации его сюит: соединение аллеманды и куранты становится стандартным вступлением, которому только в его первой книге предшествуют неизмеримые прелюдии. После куранты следует смесь гавотов, менуэтов, канарисов, жиг, сарабанд, чакон, балетов и бурре, часто с их двойниками. Несмотря на критику в "Пирро" (1924), высказанную по поводу первой "жизни клавесина", о том, что "прелюдии, кажется, заранее вбирают в себя всю фантазию, которая могла бы нарушить порядок этих танцев", клавесинная музыка Лебега содержит его наиболее уравновешенные и элегантно исполненные произведения для клавишных. Более того, такие произведения, как чакона в "С" (первая книга) и могила чаконы в "Г" (вторая книга), достигают уровня, полностью достойного Луи Куперена. Вклад Лебега в органный репертуар значителен и, соответственно, важен. Его первая "Органная жизнь", состоящая из восьми сюит, показывает его как новатора, отвергающего более строгий контрапунктический стиль, характерный для органной музыки Луи Куперена и Ниверса (не говоря уже о Роберде), развивающего музыку в хвосте (которую он считал самым красивым из всех жанров органной музыки) и автор "трио на двоих", "трио на двух клавирах" и "диалога между дессус и басом". Независимая педаль, необходимая в некоторых из этих жанров, знаменует собой новое направление во французской органной технике. Исключительный характер этой первой книги, требующей значительного инструмента и не менее одаренного органиста, подчеркивается характером второго сочинения Лебега "Livre d'orgue", содержащего стихотворения для мессы и Магнификата; оно гораздо скромнее по оформлению и предназначалось для органиста из только “une science mediocre”. Его третья книга, состоящая из десяти предложений, четырех симфоний, девяти ноэлей, живописного произведения под названием “Клоши”, была опубликована на пике его карьеры и является уникальной в классической французской органной литературе. Дюфурк назвал ее содержание "паралитургическим", что, возможно, характеризует светский дух, царящий в коллекции. Хотя органная музыка Лебега значительно менее интересна, чем, например, музыка Гриньи, именно ему мы обязаны эволюцией музыкального языка, который усовершенствовал его более выдающийся ученик. Масштаб дошедшей до нас вокальной музыки Лебега невелик по сравнению с клавишными произведениями; некоторые из них, судя по упоминаниям в источниках 18-го века, были утрачены. То, что сохранилось, включает в себя псевдонаучную мелодию гимна и печатный сборник мотетов для сольного голоса и непрерывного баса. Первое издание последней, опубликованное в 1687 году, приписывает музыку "мистеру Ноэлю", хотя и содержит предисловие, восхваляющее мастерство Лебега; во втором издании, опубликованном посмертно в 1708 году, Лебег назван композитором. Мистер Ноэль, вероятно, был псевдонимом, скрывавшим скрытность Лебега в отношении его первой опубликованной вокальной музыки. Согласно предисловию, мотеты были написаны для монахинь-бенедиктинок из монастыря Валь-де-Грасе и написаны мастерски. Они также новы в том, что касается роли органа, который время от времени выступает в качестве концертирующего голоса в текстуре.
Ноты сочинений Николя-Антуана Лебега на сайте библиотеки IMSLP