Лебёг, Николя
1631 - 1702
Назад
Lebègue, Nicolas

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Французский композитор, органист и клавесинист. Происходил из скромной семьи. О его раннем музыкальном образовании в Лаоне ничего определённого не известно, хотя можно предположить, что его дядя (однофамилец), мастер игры на инструментах, сыграл определённую роль в его обучении.
Неясны также дата и обстоятельства переезда в Париж. К 1661 году он, однако, явно находился там достаточно долго, чтобы заслужить репутацию: в регистрах кафедрального собора Труа за этот год он упоминается как «fameux organiste de Paris» («знаменитый органист Парижа»), что связано с оплатой его игры в соборе во время прохождения через Труа.
Хотя к этому времени он, несомненно, занимал какую-то парижскую должность — Дюфурк (1954) предположил, что это могла быть церковь Матрюранов на улице Сент-Жак — единственное достоверное место работы известно: церковь Сен-Мерри с 18 декабря 1664 года до его смерти. В 1678 году он также стал organiste du Roi («органист короля»), обязанность и привилегию которой он разделял с Нивером, Ж.-Д. Томелином и Ж.-Б. Бютерном, посещая королевскую капеллу в октябрьский квартал.
Творчество
Основу творчества Лебега составила клавирная музыка. Существует пять публикаций для клавишных — два тома клавесина и три тома для органа — а также ряд уникальных рукописных произведений, особенно в двух источниках (US-BEm), один из которых содержит семь клавесинных пьес, приписанных Лебегу, а другой — 20 уникальных органных пьес. Многочисленные рукописные копии органных произведений Лебега сохранились, что подчеркивает его высокий статус среди современников.
Клавесинная музыка Лебега во многом опирается на творчество Шамбоньерса и Луи Куперена, однако присутствуют заметные отличия. В названиях произведений Лебег избегал живописных элементов и топических аллюзий, и музыка соответственно менее персонализирована, более формальна. Формальность проявляется также в организации сюит: пара аллеманда–куранта становится стандартным началом, за исключением первого тома, где предшествуют немеренные прелюдии. После куранты следуют смеси гавот, менуэтов, канари, жиг, сарабанд, шакон и бурре, часто с их дублями. Несмотря на критику Пирро (1924) относительно первого livre de clavecin, что «прелюдии заранее поглощают всю фантазию, которая могла бы нарушить установленный порядок этих танцев», клавесинная музыка Лебега содержит его наиболее уравновешенные и элегантно выстроенные произведения. Пьесы, такие как Chaconne in C (первый том) и Chaconne grave in G (второй том), полностью достойны Луи Куперена.
Вклад Лебега в органный репертуар значителен и важен. Его первый livre d’orgue, включающий восемь сюит, демонстрирует новаторство: он отвергает строгий контрапунтальный стиль Луи Куперена и Нивера, развивает récit en taille (который считал самым красивым из всех жанров органной музыки) и вводит trio à deux dessus, trio à deux claviers et pédale и диалоги между верхом и басом. Независимая педаль, требуемая в некоторых жанрах, отмечает новый этап в технике французской игры на органе. Исключительный характер первого тома, требующий инструмента с большим потенциалом и органиста с высоким мастерством, особенно проявляется на фоне второго тома, более скромного, предназначенного для органистов со «средними знаниями». Третий том содержит десять оферториев, четыре симфонии, девять колядок, живописное произведение Les cloches («Колокола») и восемь élévations — уникальный сборник в классической французской органной литературе. Дюфурк охарактеризовал его содержание как «паралитургическое», что отражает светский дух коллекции. Хотя органная музыка Лебега менее интересна, чем, например, у Гриньи, именно ему мы обязаны эволюцией музыкального языка, которую позже совершенствовал его более знаменитый ученик.
Объём сохранившейся вокальной музыки Лебега невелик по сравнению с клавирной; часть, вероятно, утрачена, судя по ссылкам в источниках XVIII века. Сохранившиеся произведения включают псевдоплэйнчантовый гимн и напечатанный том мотетов для соло и basso continuo. Первое издание последнего, опубликованное в 1687 году, приписывало музыку «господину Ноэлю», хотя в предисловии восхвалялись навыки Лебега; второе издание, опубликованное посмертно в 1708 году, указывает Лебега как композитора. Мотеты, согласно предисловию, были сочинены для бенедиктинских монахинь монастыря Валь-де-Грас и написаны мастерски, при этом орган иногда выступает как концертирующий голос.
Произведения
Инструментальные
Вокальные
Ноты сочинений Николя Лебёга на сайте библиотеки IMSLP