Ле Ру, Гаспар
1660 - 1707
Назад
Le Roux, Gaspard

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Французский клавесинист и композитор. Первое упоминание о нём относится к марту 1690 года, когда в Mercure de France была опубликована часть перевода гимна Veni creator, сопровождавшаяся басом с цифрами, предоставленным Лё Ру. Тогда он упоминался просто как учитель музыки, а шесть лет спустя уже как «знаменитый учитель музыки». Лё Ру фигурирует вместе с другими выдающимися парижскими органистами и клавесинистами в книге Бленье дю Прадель Livre commode, contenant les adresses de la ville de Paris (Париж, 1692). В 1695 году он находился в самой высокой налоговой категории для музыкантов. Композитор получил привилегию на издание книги клавесинных пьес «и другой своей музыки», и Pièces de clavessin была опубликована в том же году (Париж, 1705). Опись его имущества на момент смерти упомянута в нотариальном индексе 17 июня 1707 года, но документ утрачен, поэтому точная дата смерти неизвестна.
В предисловии к своей книге Лё Ру жаловался на распространение неверных рукописных копий своих произведений, что вынудило его наконец согласиться на публикацию. Стиль произведений указывает на то, что они были сочинены как минимум за десятилетие до публикации, но сохранившиеся рукописи не свидетельствуют о широком обращении его музыки. Книга была переиздана Роже в Амстердаме (1707/8) и привлекла внимание Й. Г. Вальтера в Германии; он переписал почти половину содержимого и включил Лё Ру в Musicalisches Lexicon 1732 года.
Сборник включает 47 пьес, из которых 41 объединены в семь сюит (не называемых так). Лё Ру в значительной степени пользовался книгой клавесинных пьес Д’Англебера (1689), откуда он заимствовал 15 из 18 знаков украшений с объяснениями. Четыре сюиты начинаются немереным прелюдиями, использующими традиционную нотацию недифференцированных целых нот вместо смешанных длительностей, как у большинства французских композиторов того времени. Отличительной особенностью этого сборника является наличие альтернативных версий пьес: все движения, кроме двух, представлены в версии для двух верхних голосов и баса с цифрами, а книга заканчивается вторыми клавесинными партиями для пяти пьес и одной дополнительной жиги для двух клавесинов. Лё Ру предлагает три варианта исполнения:
Хотя внешние голоса трио заимствованы буквально из сольных версий, второй голос не обладает индивидуальной мелодической линией, и контрапунктических текстур не создаётся. Главным достижением композитора является создание большого корпуса богатой музыки для двух клавесинов.
Ноты сочинений Гаспара Ле Ру на сайте библиотеки IMSLP