Ле Ру, Гаспар
ок.1660 - 1707

Назад

Гаспар Ле Ру (Gaspard Le Roux) - Французский клавесинист и композитор

Родился ок. 1660 года - умер в 1707 году, Париж. 

Самое раннее упоминание о нем относится к марту 1690 года, когда "Меркюр де Франс" опубликовал вступительный перевод гимна "Вени творец", в котором упоминается цифрованный бас, поставленный Ле Ру. О нем упоминали просто как об учителе музыки, но когда шесть лет спустя об этом заговорили, его возвели в ранг “знаменитого учителя музыки”. Он действительно значился вместе с другими выдающимися парижскими органистами и клавесинистами в издании Бленьи дю Праделя "Livre commode", "Список адресов города Парижа" (Париж, 1692), и в 1695 году он входил в самую высокую налоговую категорию для таких музыкантов. Он воспользовался привилегией издать сборник клавесинных пьес "и другой музыки своего сочинения", и в том же году вышли его "Пьесы клавесина" (Париж, 1705). Опись его имущества на момент его смерти приведена в указателе нотариуса за 17 июня 1707 года, но сам документ утерян, и неизвестно, за сколько времени до этой даты он умер.
В предисловии к своей книге "Клавесин" Ле Ру жаловался на распространявшиеся некачественные рукописные экземпляры его музыки, что в конце концов вынудило его согласиться на просьбы знатоков опубликовать их. Их стиль подтверждает предположение о том, что они были написаны по меньшей мере за десять лет до их публикации, но сохранившиеся рукописи не указывают на какое-либо широкое распространение его работ. Однако том был переиздан Роджером в Амстердаме (1707-1708), и это издание привлекло внимание И.Г. Вальтера в Германии; он переписал почти половину ее содержания и включил Ле Ру в свой музыкальный словарь 1732 года.
Книга содержит 47 произведений, 41 из которых сгруппированы в семь сюит (названия не указаны). Ле Ру был многим обязан изданной в 1689 году книге пьес для клавесина Д'Англебера, из которой он непосредственно скопировал 15 из 18 орнаментальных знаков вместе с пояснениями к ним. Четыре сюиты начинаются с безразмерных прелюдий, в которых используется традиционное обозначение недифференцированных целых нот, а не смешанные значения нот, используемые практически во всех опубликованных прелюдиях французских композиторов (исключение составляют только прелюдии из третьей книги Дандрие). Что отличает этот сборник от всей другой французской клавесинной музыки, так это наличие альтернативных версий произведений. Все танцевальные движения, кроме двух, представлены во второй версии, состоящей из двух скрипичных партий и цифрованного баса, а завершается книга вторыми партиями для клавесина для пяти пьес и одной дополнительной партитурой для двух клавесинов. В дополнение к сольному исполнению на клавесине Le Roux предлагает три варианта исполнения. Первый - самый необычный: прежде чем пытаться прочитать всю текстуру, клавесинист может пропеть мелодию (верхнюю строчку партитуры трио), сопровождая ее цифрованным басом. Второй вариант - исполнять пьесы в виде инструментальных трио (Дьепар опередил Ле Ру в этой идее, представив в 1701 году скрипично-басовые версии своих клавесинных сюит). Третья возможность заключается в создании второй партии клавесина на основе второй скрипичной партии и баса, используя в качестве моделей полностью записанные примеры композитора. В то время как внешние голоса в трио-версиях буквально заимствованы из сольных версий, вторая линия высоких частот таковой не является. Однако Ле Ру не создает контрапунктических текстур, поскольку добавленному голосу часто не хватает мелодической индивидуальности. Величайшим достижением композитора было то, что он создал такой большой объем роскошной музыки для двух клавесинов.

Ноты сочинений Гаспара Ле Ру на сайте библиотеки IMSLP