Ле Клерк, Шарль-Николя
1697 - 1774
Назад
Le Clerc, Charles-Nicolas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Шарль-Николя Ле Клерк был французским издателем музыкальных сочинений и скрипачом, младшим братом Жана-Панталеона Ле Клерка. Из-за схожести их деятельности и редкого упоминания имени Жана-Панталеона они часто смешивались в источниках. Имя Шарля-Николя впервые встречается в списке скрипачей Королевской академии музыки в 1729 году и в составе "24 скрипки короля" в 1732 году. Первую должность он занимал до 22 мая 1750 года, вторую — до 1761 года. Его талант как скрипача неоднократно отмечался в описаниях концертов, публиковавшихся в журнале "Меркюр де Франс".
Ле Клерк начал заниматься музыкальным издательством в 1736 году и продолжал эту деятельность до самой смерти. Первые издательские привилегии, зарегистрированные на его имя, относятся к 9 марта 1736 года и 17 ноября 1738 года. Его первый каталог, изданный в 1738 году, уже содержал впечатляющий список произведений. Его лавка находилась на улице Сент-Оноре и имела разные вывески: "В Константинополе" в 1737–1738 годах, "У образа святой Женевьевы" в 1759–1760 годах и "У святой Цецилии" в 1760–1774 годах.
То, что он специализировался исключительно на музыкальных изданиях, делает его в каком-то смысле новатором и отличает его деятельность от карьеры его брата и торговцев Боэн. Единственными произведениями, которые он продавал публике, были сочинения, заказанные им и выгравированные для печати. После 1760 года он сам стал работать как комиссионер. Ле Клерк был первым во Франции, кто додумался до идеи создания репертуара выгравированных произведений, на которые он имел исключительные права. Он издавал главным образом зарубежную музыку известных итальянских, немецких и фламандских композиторов; среди французских авторов в его каталогах встречаются Жан-Мари Леклер и Гийом Гийомен. До 1760 года он преимущественно публиковал инструментальную музыку, позднее стал издавать комические оперы, ариетты и кантатели.
После его смерти нотный запас был распродан вдовой через несколько месяцев. В декабре 1774 года часть собрания приобрёл Матон де ла Кур от имени Бюро Журналь де Мюзик, а в феврале 1775 года другую часть купил композитор Таяр-старший.
Издательская деятельность