Ле Клерк, Шарль-Николя
1697 - 1774

Назад

Le Clerc, Charles-Nicolas

  • Дата рождения: 20 октября 1697
  • Место рождения: Сезанн-ан-Бри, Франция
  • Дата смерти: 20 октября 1774
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Шарль-Николя Леклер — французский издатель музыкальных сочинений и скрипач, младший брат Жана-Панталеона Леклера. Из-за схожести их деятельности и редкого упоминания имени Жана-Панталеона они часто смешивались в источниках.

Имя Шарля-Николя впервые встречается в списке скрипачей Королевской академии музыки в 1729 году и в составе 24 Violons du Roi (24 скрипача короля) в 1732 году. Первую должность он занимал до 22 мая 1750 года, вторую — до 1761 года. Его талант как скрипача неоднократно отмечался в описаниях концертов, публиковавшихся в журнале Mercure de France.

Творчество

Леклер начал заниматься музыкальным издательством в 1736 году и продолжал эту деятельность до самой смерти. Первые издательские привилегии, зарегистрированные на его имя, относятся к 9 марта 1736 года и 17 ноября 1738 года. Его первый каталог, изданный в 1738 году, уже содержал впечатляющий список произведений.

Его лавка находилась на улице Сент-Оноре и имела разные вывески: «A la Ville de Constantinople» (В Константинополе) в 1737–1738 годах, «A l’Image Ste Geneviève» (У образа святой Женевьевы) в 1759–1760 годах и «A Ste Cécile» (У святой Цецилии) в 1760–1774 годах.

То, что он специализировался исключительно на музыкальных изданиях, делает его в каком-то смысле новатором и отличает его деятельность от карьеры его брата и торговцев Боэн (которые в основном работали как комиссионеры). Единственными произведениями, которые он продавал публике, были сочинения, заказанные им и выгравированные для печати. После 1760 года он сам стал работать как комиссионер.

Леклер был первым во Франции, кто додумался до идеи создания репертуара выгравированных произведений, на которые он имел исключительные права, следуя принципу, который издатели Баллар применяли поколениями в отношении печатной музыки. Он издавал главным образом зарубежную музыку известных итальянских, немецких и фламандских композиторов; среди французских авторов в его каталогах встречаются Жан-Мари Леклер и Гийом Гийомен. До 1760 года он преимущественно публиковал инструментальную музыку, позднее стал издавать opéras comiques (комические оперы), ariettes (ариетты) и cantatilles (кантательи).

После его смерти нотный запас был распродан вдовой через несколько месяцев. В декабре 1774 года часть собрания приобрёл Матон де ла Кур от имени Bureau du Journal de Musique, а в феврале 1775 года другую часть купил композитор Таяр-старший.