Лоуз, Уильям
1602 - 1645

Назад

Уильям Лоуз (William Lawes) - английский композитор и музыкант

  • Крещён 1 мая 1602 г. - Солсбери.
  • Умер 24 сентября 1645 г. - Честер.

Младший брат Генри Лоуза. Другой брат, Джон, тоже был музыкантом. Уильям много писал для голосов и инструментов, не уступая Генри, прославившемуся в основном вокальной музыкой, и обладая большей универсальностью. Его новаторские камерные произведения, особенно для виол или скрипок с континуо, неизменно привлекают к себе внимание. В период 1630-1645 годов он был ведущим композитором как в области танца, так и в области музыки для драмы (включая маскарад).

Получив в 1602 году должность мирянина-викария в кафедральном соборе Солсбери, Томас Лоуз перевез свою молодую семью в Сарум-Клоуз. Его сын Уильям, который был на шесть лет моложе Генри, возможно, получил начальное образование в бесплатной школе в Клоузе или даже пел вместе со своими братьями в качестве хориста в кафедральном соборе. Посмертный отчет Томаса Фуллера, друга Генри Лоуза, показывает, что талант Уильяма был рано признан Эдвардом Сеймуром, графом Хартфордом, который отдал его в ученики Джону Копрарио. В поместье графа Уилтшира неподалеку от Эймсбери Лоуз мог встретить Альфонсо Феррабоско, который был почетным гостем. В неподтвержденном отчете Генри Хэтчера (1843) говорится, что Уильям был личным музыкантом Чарльза, принца Уэльского, в возрасте до 23 лет, и утверждается, что эта связь продолжалась и после того, как Чарльз стал королем в 1625 году. Записи подтверждают, что до 1635 года Лоуз не занимал никаких придворных должностей, когда получил место лютниста, освободившееся после смерти Джона Лоуренса; тем не менее, такая встреча была бы маловероятна без случайного участия в ежедневном музыкальном сопровождении, возможно, со стороны свиты какого-нибудь придворного. После 1626 года (смерти Копрарио) и в период до 1635 года о деятельности Лоуза можно только догадываться по музыкальным источникам. Партбуки Ширли - это работа, которую требуется выполнять начинающим танцорам; Лоуз занимается этим для провинциальных дворян, копируя фантазийный репертуар времен Короля Якова и добавляя новые танцы. Следуя по стопам Генри (а также Джона, певчего в Вестминстерском аббатстве), Уильям примерно в 1630 году начал завоевывать репутацию в столице благодаря игре на новом теорбо из 12 блюд, что привело к его славе, о которой позже вспоминали поэты. С самого начала он был дружен с музыкантами собора Святого Павла, такими как Джон Томкинс, или находился под их влиянием. К 1633 году его авторитет был достаточно высок, чтобы Булстроуд Уайтлок выбрал его в партнерстве с Саймоном Айвзом (впоследствии лондонским официантом) в качестве композитора для престижного спектакля-маскарада Джеймса Ширли "Триумф мира", поставленного "Иннс оф Корт" в знак демонстрации верности короне (1634). К следующему десятилетию можно отнести сочинение всех блестящих камерных произведений, а также участие в постановках придворных маскарадов и постановку музыкальных пьес для королевских трупп в театрах Блэкфрайерз и во дворцах, в том числе в "Кокпит-ин-корт" Уайтхолла. К 1639 году придворная рутина была нарушена, поскольку обращение королевской власти к военным мерам вынудило ее беспорядочно мигрировать. В какой-то момент, возможно, вскоре после осени 1642 года, когда король нашел в Оксфорде альтернативу мятежному Лондону, Лоуз завербовался солдатом; к тому времени стало ясно, что казначейство больше не может содержать людей, необходимых для военных действий. Возможно, он присутствовал при осаде Йорка в апреле–июне 1644 года, во время случайного обхода роялистского гарнизона в Кейвуде (замке архиепископа Йоркского). Он погиб в 1645 году во время осады Честера, куда король прибыл 23 сентября, возможно, вместе с Лоузом в его окружении. Обстоятельный рассказ Фуллера показывает, что, чтобы уберечь его от расстрела, Лоуз был назначен комиссаром в пехотный полк генерала Чарльза Джеррарда, который сначала базировался в Оксфорде, но с мая 1644 года действовал в Уэльсе. Эта уловка обернулась против него, когда он присоединился к вылазке под командованием Джеррарда с севера города ближе к вечеру 24 сентября, которая была остановлена контратакой и подверглась убийственному перекрестному огню. Здесь или в соседних сражениях, которые продолжались до сумерек, Лоуз и погиб. Король, потрясенный потерей родственника, погибшего в бою, нашел время объявить особый траур по Лоузу, которого он, по-видимому, удостоил титула “Отец музыки”. Этот случай стал поводом для поэтов-роялистов набрать политические очки, что нашло отражение в каламбуре Томаса Джордана: "Уилл. Лоуз был убит теми, чья воля была законом". Аналогичные оценки Лоуза, различающиеся по степени их уместности, были опубликованы после окончания основных военных действий: Робертом Херриком в "Гесперидах" (1647-1688), Робертом Хитом в "Кларастелле" и Джоном Татхемом в "Остелле" (оба в 1650). Наибольшей отдачей стала публикация его трехчастных переложений псалмов, отредактированных его братом Генри, который дополнил их таким же количеством своих собственных. Эти избранные псалмы (1648) содержат хвалебные стихи таких литераторов, как Аурелиан Таунсенд и Джеймс Харингтон, и послужили поводом для первой публикации знаменитого сонета Джона Мильтона, восхваляющего Генри Лоуза: "Великодушный жест противника по отношению к королевским слугам в напряженной атмосфере перед казнью короля". В сборник также вошли восемь трогательных музыкальных произведений, написанных его коллегами, в том числе Саймоном Айвзом, Джоном Дженкинсом, Джоном Уилсоном и самим Генри. О семье Уильяма ничего не известно. Предполагается, что его юношеский портрет был подарен Оксфордской музыкальной школе в 18 веке профессором музыки Филипом Хейсом. В качестве изображений были предложены и другие изображения того периода, о которых имеется столь же скудная документация.

Ноты сочинений Уильяма Лоуза на сайте библиотеки IMSLP