Лоуз, Уильям
1602 - 1645

Назад

Lawes, William

Портрет композитора Уильям Лоуз

  • Дата рождения: крещён 1 мая 1602 года
  • Место рождения: Солсбери, Англия
  • Дата смерти: 24 сентября 1645 года
  • Место смерти: Честер, Англия

Биография

Уильям Лоуз был английским композитором. После получения должности светского певчего в соборе Солсбери в 1602 году Томас Лоуз перевёз свою молодую семью в Сарум Клоуз. Его сын Уильям, на шесть лет младше Генри, возможно, получил своё раннее образование в бесплатной школе в Клоузе или даже пел вместе с братьями как хорист в соборе. Посмертный отчёт Томаса Фуллера, друга Генри Лоуза, сообщает, что талант Уильяма был рано замечен Эдвардом Сеймуром, графом Хартфорда, который направил его в ученики к Джону Копрарио. На владениях графа в Вилтшире, рядом с Эймсбери, Лоуз мог встретить Альфонсо Феррабоско Второго, который был почётным гостем.

Непроверенный отчёт Генри Хэтчера (1843) помещает Уильяма в частную музыкальную службу Чарльза, принца Уэльского, до достижения им 23 лет и утверждает, что это сотрудничество продолжалось после того, как Чарльз стал королём в 1625 году. Документы не подтверждают никакой придворной должности до 1635 года, когда Лоуз получил место лютниста, освободившееся после смерти Джона Лоуренса; тем не менее, такое назначение было маловероятно без случайного участия в повседневной подаче музыки, возможно, через окружение какого-либо придворного.

После 1626 года (смерть Копрарио) и до 1635 года деятельность Лоуза можно только догадываться по музыкальным источникам. "Ширли Партбукс" — это тип работы, требуемой от новичка; Лоуз выполнял её для провинциальной знати, переписывая якобитский фантазийный репертуар и добавляя новые танцы. По стопам Генри (и Джона, певчего Вестминстерского аббатства), Уильям к 1630 году начал создавать репутацию в столице как исполнитель на новом 12-струнном теорбо, что позднее отмечалось поэтами.

Ранние годы он поддерживал дружеские или влияющие отношения с музыкантами собора Святого Павла, такими как Джон Томкинс. Его положение было достаточно высоким к 1633 году, чтобы Булстрод Уайтлок выбрал его вместе с Саймоном Айвсом (позже лондонским валетом) композитором для престижной маски Джеймса Ширли, поставленной "Иннс оф Корт" для демонстрации лояльности короне, "Триумф мира" (поставлена в 1634 году).

Следующее десятилетие связано с сочинением всех блистательных камерных произведений, параллельно с участием в придворных масках и предоставлением песен для театральных трупп в театрах Блэкфрайарс и дворцах, главным образом в "Кокпит-ин-Корт" Уайтхолла.

К 1639 году придворная рутина была прервана, так как королевские власти прибегли к военным мерам, что заставило её перемещаться непредсказуемо. В какой-то момент, возможно вскоре после осени 1642 года, когда король нашёл в Оксфорде альтернативное убежище от мятежного Лондона, Лоуз поступил на службу как солдат; тогда стало ясно, что казна больше не может содержать персонал, не участвующий в военных действиях. Он, возможно, присутствовал при осаде Йорка в апреле–июне 1644 года, где был написан случайный раунд для роялистского гарнизона в Кауде (замок архиепископа Йорка).

Он погиб в 1645 году во время боевых действий вокруг осады Честера, куда король прибыл 23 сентября, возможно, с Лоузом в своём окружении. Подробный отчёт Фуллера сообщает, что чтобы уберечь его от выстрелов, Лоуз был назначен комиссаром в полку генерала Чарльза Джеррарда, базировавшемся сначала в Оксфорде, но действовавшем в Уэльсе с мая 1644 года. Обман оказался неудачным, когда он присоединился к вылазке, возглавляемой Джеррардом с северной стороны города поздним вечером 24 сентября, которая была остановлена контратакой и подверглась смертоносному перекрёстному огню. Лоуз погиб здесь или в соседних сражениях, продолжавшихся до сумерек.

Король, поглощённый потерей родственника в бою, нашёл время учредить особую траурную церемонию для Лоуза, которому он, по-видимому, присвоил титул "Отец музыки". Это дало повод роялистским поэтам для политических каламбуров, печально известный из которых принадлежит Томасу Джордану: "Уильям Лоуз был убит теми, чьи воли были законами". Похожие оценки Лоуза, варьирующие по уместности, публиковались после основных действий войны: Робертом Херриком в "Гесперидах" (1647–48), Робертом Хитом в "Кларастелле" и Джоном Татэмом в "Остелле" (оба 1650).

Величайшая дань отдана публикацией его трёхголосых обработок псалмов, отредактированных его братом Генри, который сопоставил их с равным количеством своих. Эти "Избранные псалмы" (1648) содержат похвальные стихи литераторов, включая Орелиана Тауншенда и Джеймса Харингтона, и вызвали первое опубликование знаменитого сонета Джона Милтона, восхваляющего Генри Лоуза: великодушный жест от оппонента, адресованный королевским служителям, в напряжённой атмосфере перед казнью короля. Том же том включал восемь трогательных музыкальных даней от коллег, включая Саймона Айвса, Джона Дженкинса, Джона Уилсона и самого Генри.

Уильям не оставил известной семьи. Примерный портрет юного Лоуза, предположительно его, был передан в Музыкальную школу Оксфорда в XVIII веке Филипом Хэйсом, профессором музыки. Другие изображения того периода с равной скудной документацией также предполагались как его портреты.

Творчество

Обширное творчество Лоуза распространялось исключительно в рукописях при его жизни. "Избранные псалмы" стало первой публикацией какой-либо части его творчества и состоит из 30 трёхголосых сакральных вокальных обработок с сопровождением фугированного баса, одной элегии и десяти сакральных канонов. Лоуз занимал высокое место среди композиторов, отобранных Джоном Плейфордом для публикации популярных песен после 1651 года. Хорошая подборка его светской вокальной музыки, включая популярные обработки в форме глиссов* из оригинальных отдельных песен, также дошла до печати с того времени до 1678 года. Произведение, принесшее ему наибольшую известность при жизни, "Королевский консорт", распространялось в точных рукописных копиях до 1680 года, когда оно окончательно уступило решающему изменению моды в сторону итальянского высокого барокко. Его другие крупные сборники сохранились хуже и, вероятно, были забыты к времени реставрации монархии в 1660 году.

Произведения

Инструментальная музыка

  • "Королевский консорт №1 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 1")
  • "Королевский консорт №2 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 2")
  • "Королевский консорт №3 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 3")
  • "Королевский консорт №4 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 4")
  • "Королевский консорт №5 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 5")
  • "Королевский консорт №6 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 6")
  • "Королевский консорт №7 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 7")
  • "Королевский консорт №8 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 8")
  • "Королевский консорт №9 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 9")
  • "Королевский консорт №10 для 4 виол и континуо" ("Royal Consort Set 10")
  • "Сет на 5 в до мажоре" ("Set a 5 in C major")
  • "Сет на 5 в соль миноре" ("Set a 5 in G minor")
  • "Сет на 6 в до мажоре" ("Set a 6 in C major")
  • "Сет на 6 в фа мажоре" ("Set a 6 in F major")
  • "Сюита №1 для 2 виол и органа" ("Suite No.1 for 2 Viols and Organ")
  • "Сюита №1 для 3 виол и органа" ("Suite No.1 for 3 Viols and Organ")
  • "Сюита №2 для 2 виол и органа" ("Suite No.2 for 2 Viols and Organ")
  • "Сюита №2 для 3 виол и органа" ("Suite No.2 for 3 Viols and Organ")
  • "Сюита №3 для 2 виол и органа" ("Suite No.3 for 2 Viols and Organ")
  • "Сюита №3 для 3 виол и органа" ("Suite No.3 for 3 Viols and Organ")
  • "Сюита №4 для 2 виол и органа" ("Suite No.4 for 2 Viols and Organ")
  • "Сюита №4 для 3 виол и органа" ("Suite No.4 for 3 Viols and Organ")
  • "Сюита №5 для 2 виол и органа" ("Suite No.5 for 2 Viols and Organ")
  • "Сюита №5 для 3 виол и органа" ("Suite No.5 for 3 Viols and Organ")
  • "Сюита №6 для 2 виол и органа" ("Suite No.6 for 2 Viols and Organ")
  • "Сюита №6 для 3 виол и органа" ("Suite No.6 for 3 Viols and Organ")
  • "Сюита №7 для 2 виол и органа" ("Suite No.7 for 2 Viols and Organ")
  • "Сюита №7 для 3 виол и органа" ("Suite No.7 for 3 Viols and Organ")
  • "Сюита №8 для 2 виол и органа" ("Suite No.8 for 2 Viols and Organ")
  • "Сюита №8 для 3 виол и органа" ("Suite No.8 for 3 Viols and Organ")

Клавирная музыка

  • "Сюита на основе О. Гиббонса" ("Suite (based on O. Gibbons)")
  • "Симфония, сарбанда" ("Symphony, Saraband")
  • "Альман и сюита Золотая роща" ("The Golden Grove alman and suite")
  • "Сарбанда" ("Saraband")
  • "Деревенский танец" ("Country Dance")
  • "Мелодия мистера Лоуза" ("Mr Laws flat tune")
  • "Альман и корант" ("Alman, Corant")
  • "Джиг" ("Jig")

Щипковая музыка

  • "Сюита: альман, 2 коранта, 2 лютни" ("Suite: alman (R. Mesangeau)")
  • "Альман и 2 коранта для цитры" ("Alman, 2 corantos")

Светская вокальная музыка

  • "Зал, зал, чтобы приветствовать друга, 3 голоса" ("A hall, a hall, to welcome our freind")
  • "Ах, жестокая любовь, 1 голос" ("Ah cruell love")
  • "Тост за северную девушку, 3 голоса" ("A health to the northerne lasse")
  • "Компания добрых ребят, кэтч, 3 голоса" ("A knot of good fellows")
  • "Все они воют, гли, 2 голоса" ("All these lye howling")
  • "Амарилис, рви свои волосы, 1 голос" ("Amarilis, teare thy haire")
  • "Да будет сила твоих слов, мадригал, 3 голоса" ("And may your language be of force")
  • "Чума на нашего тюремщика, кэтч, 4 голоса" ("A pox on our gaoler")
  • "Раунд, раунд, мальчики, кэтч, 3 голоса" ("A round, a round, boys")
  • "Не гордись, красавица, 1 голос" ("Be not proud, pretty one")
  • "Бесс черная, как уголь, кэтч, 3 голоса" ("Bess black as a charcole")
  • "Давай, Амариллис, пора веселиться, кэтч, 4 голоса" ("Come, Amarillis, now let us be merry")
  • "Иди, моя Дафна, иди прочь, диалог, 2 голоса" ("Come, my Daphne, come away")
  • "Клоринда, когда я ухожу, 1 голос" ("Clorinda, when I goe away")
  • "Клорис, хотелось бы, чтобы зависть была справедливой, 1 голос" ("Cloris, I wish that Envye were as just")
  • "Иди, прекрасная Клорис, 3 голоса" ("Come, lovely Cloris")
  • "Дорогая, вся красота в твоих бровях, 1 голос" ("Deerest, all faire is in your browne")
  • "Видишь, как теперь меня игнорируют, 1 голос" ("Dost see how unregarded now")
  • "Срывай розы, пока можешь, 1-3 голоса" ("Gather ye rosebuds while ye may")
  • "Я горю, умоляю тебя потушить меня, 1 голос" ("I burne, and beg of you to quench or cool me")
  • "Любовь, я повинуясь, метни свой дротик, 1 голос" ("Love, I obey, shoot home thy dart")
  • "Да соединятся наши три бога надолго, 4 голоса" ("May our three gods so long conjoyne")
  • "О, моя Кларисса, ты жестока и прекрасна, 1-3 голоса" ("O my Clarissa, thou cruel faire")
  • "Орфей, о Орфей, нежно коснись лиреской лиры, 3 голоса" ("Orpheus, O Orpheus, gently touch thy Lesbian lyre")

Духовная вокальная музыка

  • "Все люди, живущие на земле, 3 голоса" ("All people that on earth doe dwell")
  • "Все, кто боится Его, славьте Господа, 3 голоса" ("All yee that feare him, praise the Lord")
  • "Слава Отцу и Сыну, 3 голоса" ("Gloria Patri et Filio")
  • "Помилуй нас, Господи, 3 голоса" ("Have mercy on us, Lord")
  • "Боже мой, почему Ты оставил меня?, 3 голоса" ("O God, my God, wherefore doest thou forsake me")
  • "Тебе, Боже мой, 3 голоса" ("To thee, O God, my God")
  • "Слава в вышних Богу, канон, 3 голоса" ("Gloria in excelsis Deo")
  • "Счастливые сыны Израиля, канон, 3 голоса" ("Happy sons of Israel")
  • "Иисус в гармонии, канон, 3 голоса" ("Jesus is harmonious")
  • "Господи, Ты был благосклонен, канон, 3 голоса" ("Lord, thou hast been favourable")

----------

*"Популярные обработки в форме глиссов"

Пояснение перевода:

Глиссы (glees) — это специфический жанр английской вокальной музыки, обычно для трёх или более сольных мужских голосов без сопровождения, популярный в XVIII-XIX веках. Термин не имеет точного эквивалента в русском языке.


Ноты сочинений Уильяма Лоуза на сайте библиотеки IMSLP