Лоуз, Уильям
1602 - 1645
Назад
Lawes, William
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Уильям Лоуз был английским композитором. После получения должности светского певчего в соборе Солсбери в 1602 году Томас Лоуз перевёз свою молодую семью в Сарум Клоуз. Его сын Уильям, на шесть лет младше Генри, возможно, получил своё раннее образование в бесплатной школе в Клоузе или даже пел вместе с братьями как хорист в соборе. Посмертный отчёт Томаса Фуллера, друга Генри Лоуза, сообщает, что талант Уильяма был рано замечен Эдвардом Сеймуром, графом Хартфорда, который направил его в ученики к Джону Копрарио. На владениях графа в Вилтшире, рядом с Эймсбери, Лоуз мог встретить Альфонсо Феррабоско Второго, который был почётным гостем.
Непроверенный отчёт Генри Хэтчера (1843) помещает Уильяма в частную музыкальную службу Чарльза, принца Уэльского, до достижения им 23 лет и утверждает, что это сотрудничество продолжалось после того, как Чарльз стал королём в 1625 году. Документы не подтверждают никакой придворной должности до 1635 года, когда Лоуз получил место лютниста, освободившееся после смерти Джона Лоуренса; тем не менее, такое назначение было маловероятно без случайного участия в повседневной подаче музыки, возможно, через окружение какого-либо придворного.
После 1626 года (смерть Копрарио) и до 1635 года деятельность Лоуза можно только догадываться по музыкальным источникам. "Ширли Партбукс" — это тип работы, требуемой от новичка; Лоуз выполнял её для провинциальной знати, переписывая якобитский фантазийный репертуар и добавляя новые танцы. По стопам Генри (и Джона, певчего Вестминстерского аббатства), Уильям к 1630 году начал создавать репутацию в столице как исполнитель на новом 12-струнном теорбо, что позднее отмечалось поэтами.
Ранние годы он поддерживал дружеские или влияющие отношения с музыкантами собора Святого Павла, такими как Джон Томкинс. Его положение было достаточно высоким к 1633 году, чтобы Булстрод Уайтлок выбрал его вместе с Саймоном Айвсом (позже лондонским валетом) композитором для престижной маски Джеймса Ширли, поставленной "Иннс оф Корт" для демонстрации лояльности короне, "Триумф мира" (поставлена в 1634 году).
Следующее десятилетие связано с сочинением всех блистательных камерных произведений, параллельно с участием в придворных масках и предоставлением песен для театральных трупп в театрах Блэкфрайарс и дворцах, главным образом в "Кокпит-ин-Корт" Уайтхолла.
К 1639 году придворная рутина была прервана, так как королевские власти прибегли к военным мерам, что заставило её перемещаться непредсказуемо. В какой-то момент, возможно вскоре после осени 1642 года, когда король нашёл в Оксфорде альтернативное убежище от мятежного Лондона, Лоуз поступил на службу как солдат; тогда стало ясно, что казна больше не может содержать персонал, не участвующий в военных действиях. Он, возможно, присутствовал при осаде Йорка в апреле–июне 1644 года, где был написан случайный раунд для роялистского гарнизона в Кауде (замок архиепископа Йорка).
Он погиб в 1645 году во время боевых действий вокруг осады Честера, куда король прибыл 23 сентября, возможно, с Лоузом в своём окружении. Подробный отчёт Фуллера сообщает, что чтобы уберечь его от выстрелов, Лоуз был назначен комиссаром в полку генерала Чарльза Джеррарда, базировавшемся сначала в Оксфорде, но действовавшем в Уэльсе с мая 1644 года. Обман оказался неудачным, когда он присоединился к вылазке, возглавляемой Джеррардом с северной стороны города поздним вечером 24 сентября, которая была остановлена контратакой и подверглась смертоносному перекрёстному огню. Лоуз погиб здесь или в соседних сражениях, продолжавшихся до сумерек.
Король, поглощённый потерей родственника в бою, нашёл время учредить особую траурную церемонию для Лоуза, которому он, по-видимому, присвоил титул "Отец музыки". Это дало повод роялистским поэтам для политических каламбуров, печально известный из которых принадлежит Томасу Джордану: "Уильям Лоуз был убит теми, чьи воли были законами". Похожие оценки Лоуза, варьирующие по уместности, публиковались после основных действий войны: Робертом Херриком в "Гесперидах" (1647–48), Робертом Хитом в "Кларастелле" и Джоном Татэмом в "Остелле" (оба 1650).
Величайшая дань отдана публикацией его трёхголосых обработок псалмов, отредактированных его братом Генри, который сопоставил их с равным количеством своих. Эти "Избранные псалмы" (1648) содержат похвальные стихи литераторов, включая Орелиана Тауншенда и Джеймса Харингтона, и вызвали первое опубликование знаменитого сонета Джона Милтона, восхваляющего Генри Лоуза: великодушный жест от оппонента, адресованный королевским служителям, в напряжённой атмосфере перед казнью короля. Том же том включал восемь трогательных музыкальных даней от коллег, включая Саймона Айвса, Джона Дженкинса, Джона Уилсона и самого Генри.
Уильям не оставил известной семьи. Примерный портрет юного Лоуза, предположительно его, был передан в Музыкальную школу Оксфорда в XVIII веке Филипом Хэйсом, профессором музыки. Другие изображения того периода с равной скудной документацией также предполагались как его портреты.
Обширное творчество Лоуза распространялось исключительно в рукописях при его жизни. "Избранные псалмы" стало первой публикацией какой-либо части его творчества и состоит из 30 трёхголосых сакральных вокальных обработок с сопровождением фугированного баса, одной элегии и десяти сакральных канонов. Лоуз занимал высокое место среди композиторов, отобранных Джоном Плейфордом для публикации популярных песен после 1651 года. Хорошая подборка его светской вокальной музыки, включая популярные обработки в форме глиссов* из оригинальных отдельных песен, также дошла до печати с того времени до 1678 года. Произведение, принесшее ему наибольшую известность при жизни, "Королевский консорт", распространялось в точных рукописных копиях до 1680 года, когда оно окончательно уступило решающему изменению моды в сторону итальянского высокого барокко. Его другие крупные сборники сохранились хуже и, вероятно, были забыты к времени реставрации монархии в 1660 году.
Инструментальная музыка
Клавирная музыка
Щипковая музыка
Светская вокальная музыка
Духовная вокальная музыка
----------
*"Популярные обработки в форме глиссов"
Пояснение перевода:
Глиссы (glees) — это специфический жанр английской вокальной музыки, обычно для трёх или более сольных мужских голосов без сопровождения, популярный в XVIII-XIX веках. Термин не имеет точного эквивалента в русском языке.
Ноты сочинений Уильяма Лоуза на сайте библиотеки IMSLP