Лоуз, Уильям
1602 - 1645

Назад

Lawes, William

  • Дата рождения: крещён 1 мая 1602 года
  • Место рождения: Солсбери, Англия
  • Дата смерти: 24 сентября 1645 года
  • Место смерти: Честер, Англия

Биография

После получения должности светского певчего (lay vicar) в соборе Солсбери в 1602 году Томас Лоуз перевёз свою молодую семью в Сарум Клоуз. Его сын Уильям, на шесть лет младше Генри, возможно, получил своё раннее образование в бесплатной школе в Клоузе или даже пел вместе с братьями как хорист в соборе. Посмертный отчёт Томаса Фуллера, друга Генри Лоуза, сообщает, что талант Уильяма был рано замечен Эдвардом Сеймуром, графом Хартфорда, который направил его в ученики к Джону Копрарио. На владениях графа в Вилтшире, рядом с Эймсбери, Лоуз мог встретить Альфонсо Феррабоско (II), который был почётным гостем.

Непроверенный отчёт Генри Хэтчера (1843) помещает Уильяма в частную музыкальную службу Чарльза, принца Уэльского, до достижения им 23 лет и утверждает, что это сотрудничество продолжалось после того, как Чарльз стал королём в 1625 году. Документы не подтверждают никакой придворной должности до 1635 года, когда Лоуз получил место лютни, освободившееся после смерти Джона Лоуренса; тем не менее, такое назначение было маловероятно без случайного участия в повседневной подаче музыки, возможно, через окружение какого-либо придворного.

После 1626 года (смерть Копрарио) и до 1635 года деятельность Лоуза можно только догадываться по музыкальным источникам. Shirley Partbooks — это тип работы, требуемой от новичка; Лоуз выполнял её для провинциальной знати, переписывая яковитский фантазийный репертуар и добавляя новые танцы. По стопам Генри (и Джона, певчего Вестминстерского аббатства), Уильям к 1630 году начал создавать репутацию в столице как исполнитель на новом 12-струнном теорбо, что позднее отмечалось поэтами.

Ранние годы он поддерживал дружеские или влияющие отношения с музыкантами собора Святого Павла, такими как Джон Томкинс. Его положение было достаточно высоким к 1633 году, чтобы Булстрод Уайтлок выбрал его вместе с Саймоном Айвсом (позже лондонским валетом) композитором для престижной маски Джеймса Ширли, поставленной Инс оф Кортс для демонстрации лояльности короне, The Triumph of Peace («Триумф мира») (поставлена в 1634 году).

Следующее десятилетие связано с сочинением всех блистательных камерных произведений, параллельно с участием в придворных масках и предоставлением песен для театральных трупп в театрах Блэкфрайарс и дворцах, главным образом в Cockpit-in-Court Уайтхолла.

К 1639 году придворная рутина была прервана, так как королевские власти прибегли к военным мерам, что заставило её перемещаться непредсказуемо. В какой-то момент, возможно вскоре после осени 1642 года, когда король нашёл в Оксфорде альтернативное убежище от мятежного Лондона, Лоуз поступил на службу как солдат; тогда стало ясно, что казна больше не может содержать персонал, не участвующий в военных действиях. Он, возможно, присутствовал при осаде Йорка в апреле–июне 1644 года, где был написан случайный раунд для роялистского гарнизона в Кауде (замок архиепископа Йорка).

Он погиб в 1645 году во время боевых действий вокруг осады Честера, куда король прибыл 23 сентября, возможно, с Лоузом в своём окружении. Подробный отчёт Фуллера сообщает, что чтобы уберечь его от выстрелов, Лоуз был назначен комиссаром в полку генерала Чарльза Джеррарда, базировавшемся сначала в Оксфорде, но действовавшем в Уэльсе с мая 1644 года. Обман оказался неудачным, когда он присоединился к вылазке, возглавляемой Джеррардом с северной стороны города поздним вечером 24 сентября, которая была остановлена контратакой и подверглась смертоносному перекрёстному огню. Лоуз погиб здесь или в соседних сражениях, продолжавшихся до сумерек.

Король, поглощённый потерей родственника в бою, нашёл время учредить особую траурную церемонию для Лоуза, которому он, по-видимому, присвоил титул «Отец музыки» (Father of Musick). Это дало повод роялистским поэтам для политических каламбуров, печально известный из которых принадлежит Томасу Джордану: «Will. Lawes был убит теми, чьи воли были законами». Похожие оценки Лоуза, варьирующие по уместности, публиковались после основных действий войны: Робертом Херриком в Hesperides (1647–48), Робертом Хитом в Clarastella и Джоном Татэмом в Ostella (оба 1650).

Величайшая дань отдана публикацией его трёхголосых обработок псалмов, отредактированных его братом Генри, который сопоставил их с равным количеством своих. Эти Choice Psalmes (1648) содержат похвальные стихи литераторов, включая Орелиана Тауншенда и Джеймса Харингтона, и вызвали первое опубликование знаменитого сонета Джона Милтона, восхваляющего Генри Лоуза: великодушный жест от оппонента, адресованный королевским служителям, в напряжённой атмосфере перед казнью короля. Том же том включал восемь трогательных музыкальных даней от коллег, включая Саймона Айвса, Джона Дженкинса, Джона Уилсона и самого Генри.

Уильям не оставил известной семьи. Примерный портрет юного Лоуза, предположительно его, был передан в Музыкальную школу Оксфорда в XVIII веке Филипом Хэйсом, профессором музыки. Другие изображения того периода с равной скудной документацией также предполагались как его портреты.

Произведения: введение и источники

Обширное творчество Лоуза распространялось исключительно в рукописях при его жизни. Choice Psalmes («Избранные псалмы») стало первой публикацией какой-либо части его творчества и состоит из 30 трёхголосных сакральных вокальных обработок с сопровождением фугированного баса, одной элегии и десяти сакральных канонов. Лоуз занимал высокое место среди композиторов, отобранных Джоном Плейфордом для публикации популярных песен после 1651 года; однако среди многих подлинных двухголосных танцев там более простые версии движений из эзотерических камерных произведений могли искажать его достижения для последующего поколения. Хорошая подборка его светской вокальной музыки, включая популярные обработки в форме глиссов (glees) из оригинальных отдельных песен, также дошла до печати с того времени до 1678 года. Произведение, принесшее ему наибольшую известность при жизни, The Royall Consort («Королевский консорт»), распространялось в точных рукописных копиях до 1680 года, когда оно окончательно уступило решающему изменению моды в сторону итальянского высокого барокко. Его другие крупные сборники сохранились хуже и, вероятно, были забыты к времени реставрации монархии в 1660 году. Оценка его значительного наследия для каролинского двора 1630-х годов в значительной степени зависит от автографов, которые сохранились главным образом в коллекции Оксфордской музыкальной школы (ныне в Бодлеанской библиотеке), возможно, переданных или завещанных с предвидением Генри Лоузом.

Главными из них являются два голографических партитурных автографа, GB-Ob Mus.Sch.B.2 и B.3, оба в коричневой коже с тиснением герба Карла I, по образцу подарочных изданий для придворных музыкантов. (Рабочая партитура Мэтью Лока, GB-Lbl Add.17801, имеет идентичное клеймо; то же самое касается раннего комплекта книг с репертуаром яковитского духового ансамбля, ныне Cfm Mu 734, и органной партии для скрипичных произведений Копрарио, Lbl R.M.24.k.3). Первый том содержит инициалы W.L., второй — H.L. В них Лоуз обработал сюиты фантазий и танцев для виол в четырёх–шести партиях. Первый том также содержит наброски случайной музыки для придворных масок, раунды и каноны, сюиты для двух басовых виол с органом, фантазию для скрипки в ре мажоре и сюиту для двух лютен; второй том — паваны и фантазии для Harpe Consorts («Консорты арф») и первые шесть сюит из десяти, составляющих The Royall Consort, в «новой версии», переработанной для двух скрипок, двух басовых виол и двух теорбо.

Другие автографы музыкальной школы включают партбуки D.238–240, содержащие струнные партии для скрипичных фантазий-сюит, консортов арф и дуэтов басовых виол; D.229 — партии арфы и органа для этих произведений и для сетов для виол в пяти и шести партиях. Британская библиотека хранит три отдельные автографа: единственный сохранившийся басовый партбук для консортных произведений для виол; личную песенник; и Shirley Partbooks, переписанные около 1626 года и позднее для семьи Ширли, баронетов (позднее графов Феррерс) из Стантон Харролд, Лестершир: соответственно GB-Lbl Add.17798, 31432, 40657–61. Комплект из трёх голографических партбуков для консортов лирных виол (Och 725–727) содержит произведения Лоуза, Саймона Айвса и Роберта Тейлора. Содержание этих партбуков частично дублируется в одном последнем известном автографе партбука из ныне неполного комплекта, также для трёх лирных виол: US-CA, Houghton Library MS Mus.70. Для The Royall Consort существует множество неавтографных партбуков в различной степени полноты и точности, а в меньшей степени это относится и к другим крупным камерным произведениям.

Инструментальная музыка

  • Royal Consort Set 1 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №1
  • Royal Consort Set 2 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №2
  • Royal Consort Set 3 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №3
  • Royal Consort Set 4 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №4
  • Royal Consort Set 5 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №5
  • Royal Consort Set 6 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №6
  • Royal Consort Set 7 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №7
  • Royal Consort Set 8 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №8
  • Royal Consort Set 9 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №9
  • Royal Consort Set 10 — 4 виолы, континуо — Королевский консорт №10
  • Set a 5 in C major — 5 инструментов — Сет на 5 в до мажоре
  • Set a 5 in G minor — 5 инструментов — Сет на 5 в соль миноре
  • Set a 6 in C major — 6 инструментов — Сет на 6 в до мажоре
  • Set a 6 in F major — 6 инструментов — Сет на 6 в фа мажоре
  • Suite No.1 for 2 Viols and Organ — 2 виолы, орган — Сюита №1 для 2 виол и органа
  • Suite No.1 for 3 Viols and Organ — 3 виолы, орган — Сюита №1 для 3 виол и органа
  • Suite No.2 for 2 Viols and Organ — 2 виолы, орган — Сюита №2 для 2 виол и органа
  • Suite No.2 for 3 Viols and Organ — 3 виолы, орган — Сюита №2 для 3 виол и органа
  • Suite No.3 for 2 Viols and Organ — 2 виолы, орган — Сюита №3 для 2 виол и органа
  • Suite No.3 for 3 Viols and Organ — 3 виолы, орган — Сюита №3 для 3 виол и органа
  • Suite No.4 for 2 Viols and Organ — 2 виолы, орган — Сюита №4 для 2 виол и органа
  • Suite No.4 for 3 Viols and Organ — 3 виолы, орган — Сюита №4 для 3 виол и органа
  • Suite No.5 for 2 Viols and Organ — 2 виолы, орган — Сюита №5 для 2 виол и органа
  • Suite No.5 for 3 Viols and Organ — 3 виолы, орган — Сюита №5 для 3 виол и органа
  • Suite No.6 for 2 Viols and Organ — 2 виолы, орган — Сюита №6 для 2 виол и органа
  • Suite No.6 for 3 Viols and Organ — 3 виолы, орган — Сюита №6 для 3 виол и органа
  • Suite No.7 for 2 Viols and Organ — 2 виолы, орган — Сюита №7 для 2 виол и органа
  • Suite No.7 for 3 Viols and Organ — 3 виолы, орган — Сюита №7 для 3 виол и органа
  • Suite No.8 for 2 Viols and Organ — 2 виолы, орган — Сюита №8 для 2 виол и органа
  • Suite No.8 for 3 Viols and Organ — 3 виолы, орган — Сюита №8 для 3 виол и органа

Клавирная музыка

  • Suite (based on O. Gibbons) — клавесин — Сюита (на основе О. Гиббонса)
  • Symphony, Saraband — клавесин — Симфония, сарбанда
  • ‘The Golden Grove’ alman and suite — клавесин — Альман и сюита «Золотая роща»
  • Saraband — клавесин — Сарбанда
  • Country Dance — клавесин — Деревенский танец
  • ‘Mr Laws flat tune’ — клавесин, виола — Мелодия мистера Лоуза
  • Alman, Corant — клавесин — Альман и корант
  • Jig — клавесин — Джиг

Щипковая музыка

  • Suite: alman (R. Mesangeau) — 2 лютни, 2 коранта — Сюита: альман, 2 коранта, 2 лютни
  • Alman, 2 corantos — цитра — Альман и 2 коранта

Секулярная вокальная музыка

  • A hall, a hall, to welcome our freind — 3 голоса — Зал, зал, чтобы приветствовать друга
  • Ah cruell love — 1 голос — Ах, жестокая любовь
  • A health to the northerne lasse — 3 голоса — Тост за северную девушку
  • A knot of good fellows — кэтч, 3 голоса — Компания добрых ребят
  • All these lye howling — гли, 2 голоса — Все они воют
  • Amarilis, teare thy haire — 1 голос — Амарилис, рви свои волосы
  • And may your language be of force — мадригал, 3 голоса — Да будет сила твоих слов
  • A pox on our gaoler — кэтч, 4 голоса — Чума на нашего тюремщика
  • A round, a round, boys — кэтч, 3 голоса — Раунд, раунд, мальчики
  • Be not proud, pretty one — 1 голос — Не гордись, красавица
  • Bess black as a charcole — кэтч, 3 голоса — Бесс черная, как уголь
  • Come, Amarillis, now let us be merry — кэтч, 4 голоса — Давай, Амариллис, пора веселиться
  • Come, my Daphne, come away — диалог, 2 голоса — Иди, моя Дафна, иди прочь
  • Clorinda, when I goe away — 1 голос — Клоринда, когда я ухожу
  • Cloris, I wish that Envye were as just — 1 голос — Клориc, хотелось бы, чтобы зависть была справедливой
  • Come, lovely Cloris — 3 голоса — Иди, прекрасная Клориc
  • Deerest, all faire is in your browne — 1 голос — Дорогая, вся красота в твоих бровях
  • Dost see how unregarded now — 1 голос — Видишь, как теперь меня игнорируют
  • Gather ye rosebuds while ye may — 1–3 голоса — Срывай розы, пока можешь
  • I burne, and beg of you to quench or cool me — 1 голос — Я горю, умоляю тебя потушить меня
  • Love, I obey, shoot home thy dart — 1 голос — Любовь, я повинуясь, метни свой дротик
  • May our three gods so long conjoyne — 4 голоса — Да соединятся наши три бога надолго
  • O my Clarissa, thou cruel faire — 1–3 голоса — О, моя Кларисса, ты жестока и прекрасна
  • Orpheus, O Orpheus, gently touch thy Lesbian lyre — 3 голоса — Орфей, о Орфей, нежно коснись лиреской лиры

Сакральная вокальная музыка

  • All people that on earth doe dwell — 3 голоса — Все люди, живущие на земле
  • All yee that feare him, praise the Lord — 3 голоса — Все, кто боится Его, славьте Господа
  • Gloria Patri et Filio — 3 голоса — Слава Отцу и Сыну
  • Have mercy on us, Lord — 3 голоса — Помилуй нас, Господи
  • O God, my God, wherefore doest thou forsake me — 3 голоса — Боже мой, почему Ты оставил меня?
  • To thee, O God, my God — 3 голоса — Тебе, Боже мой
  • Gloria in excelsis Deo — 3 голоса, канон — Слава в вышних Богу
  • Happy sons of Israel — 3 голоса, канон — Счастливые сыны Израиля
  • Jesus is harmonious — 3 голоса, канон — Иисус в гармонии
  • Lord, thou hast been favourable — 3 голоса, канон — Господи, Ты был благосклонен

Ноты сочинений Уильяма Лоуза на сайте библиотеки IMSLP