Лоуз, Генри
1596 - 1662

Назад

Генри Лоуз (Henry Lawes) - английский композитор и певец

  • Родился 5 января 1596 г. - Динтон, Уилтс.
  • Умер 21 октября 1662 г. - Лондон.

Старший брат Уильяма Лоуза. Он был ведущим английским автором песен середины 17-го века. Лоуз, возможно, был певчим в кафедральном соборе Солсбери, где его отец был мирянином-викарием. Он был нанят Джоном Эгертоном, графом Бриджуотерским, для обучения его дочерей музыке; возможно, это было еще в 1615 году или, возможно, после 1622 года (когда Джон Этти, по-видимому, все еще занимал эту должность). Есть некоторые свидетельства того, что ему, возможно, также покровительствовал Уильям Герберт, граф Пембрук, чей дом в Уилтоне находился в нескольких милях от того места, где родился Лоуз. 1 января 1626 года он стал "пистолером" Королевской капеллы, а 3 ноября того же года - джентльменом. Его назначение одним из музыкантов Карла I "для игры на лютнях и вокале" датировалось 6 января 1631 года. В этом качестве он, должно быть, принимал участие в различных придворных маскарадах 1630-х годов. Возможно, он написал музыку к опере Томаса Кэрью "Коэлум Британикум" (18 февраля 1634 года), но ни одна из них не сохранилась. Однако он сотрудничал со своим братом Уильямом в создании песен для спектакля-маски Давенанта "Триумф принца Любви" (23 февраля 1636 года), а также, возможно, участвовал в постановке Аурелиана Тауншенда "Маска для леди Хаттон" (1 марта 1636 года). Он подготовил обширные музыкальные эпизоды для пьес, поставленных в Оксфорде 29-30 августа 1636 года по случаю визита короля: "Плавучий остров" Уильяма Строуда и "Королевский раб" Уильяма Картрайта. Помимо придворной деятельности, Лоуз принимал активное участие в постановке "Комуса" Мильтона, поставленного в замке Ладлоу 29 сентября 1634 года по случаю назначения графа Бриджуотера лордом-президентом Совета Уэльса. Лоуз, по-видимому, был ответственен за то, что обратился к Мильтону с просьбой написать эту пьесу, и именно он впервые опубликовал ее в 1637 году. Будучи учителем музыки для детей графа, Лоуз писал песни (в основном для себя, в роли Духа-хранителя и пастуха Тирсиса) и, без сомнения, тренировал своих подопечных в их исполнении, в том числе леди Элис Эгертон в роли Леди. Милтон и Лоуз, вероятно, также сотрудничали в создании Аркад, еще одного семейного развлечения, возможно, в честь празднования 75-летия бабушки детей, Элис, вдовствующей графини Дерби, в мае 1634 года. В 1638 году Лоуз опубликовал переложения "метрических псалмов" Джорджа Сэндиса, а десять лет спустя - "Избранные псалмы". Именно для последнего Мильтон написал свой знаменитый сонет: (Моему другу мистеру Генри Лоузу) Гарри, чья мелодичная и хорошо отмеренная песня Впервые научила нашу английскую музыку разбирать слова на интервалы Используя только ноты и ударение, а не сканирование С помощью Midas eares, выделяя короткие и длинные слова. Во времена Британского Содружества Лоуз был очень востребованным преподавателем "игры на флейте"; среди его учениц были Мэри Харви (леди Деринг) и певица Мэри Найт. В его доме устраивались модные концерты: герцогиня Ньюкаслская “три или четыре раза ходила с братом милорда послушать музыку в доме некоего мистера Лоуза”. В его круг, по-видимому, входили аристократы и интеллектуалы, в том числе те, кто был связан с поэтессой Кэтрин Филипс ("Несравненная Оринда"), а также ученики в прошлом и настоящем. Дочерям старого графа Бриджуотера он посвятил свою первую книгу стихов и диалогов (1653), “большинство из которых были написаны, когда я был нанят Вашими высокочтимыми родителями для обучения вашей светлости музыке”. В предисловии к этой книге осуждается пристрастие его соотечественников к зарубежной музыке и рассказывается знаменитая история о том, как он составил оглавление "Скерциев и ариев" (1614) Сифры, которая получила широкую известность и была названа “редкой итальянской песней”. В предисловии к своей второй книге "Эйрс и диалоги" (1655) он снова сел на конька, жалуясь на бездумное восхищение, с которым итальянская музыка была принята в Англии (по его мнению, за его счет). В 1656 году были исполнены "Первые представления Давенанта в Ратленд-хаусе" и "Осада Родоса". В одном из современных отчетов о первом из них говорится, что "первая песня была написана Хэном Лоузом, а вторая - доктором Коулманом, которые были композиторами". Для "Осады Родоса", которая была настоящей оперой, "история которой исполнялась музыкальным речитативом", Лоуз написал вокальную музыку к первому и последнему актам, другими композиторами были Кук и Локк; вся музыка утрачена. Третья книга Эйров и диалогов Лоуза вышла в 1658 году, а Джон Плейфорд опубликовал еще 37 песен посмертно в 1669 году, “переписанных с его оригиналов незадолго до его смерти и с его добровольного согласия на то, чтобы я опубликовал их, если представится случай”. Во время реставрации Лоуз был восстановлен на обеих своих прежних должностях и, кроме того, стал "композитором частной музыки для лютен и голосов"; его гимн "Священник Садок" был исполнен на коронации 23 апреля 1661 года. Позже в том же году Пепис упомянул, что Лоуз "очень болен" (30 декабря), а в октябре следующего года он скончался, назвав "Элианор, мою дорогую и любящую жену" в качестве душеприказчицы. Он умер 21 октября 1662 года и был похоронен в Вестминстерском аббатстве четыре дня спустя. Среди его портретов - один, датированный 1622 годом, в Южном каноническом зале собора Солсбери, другой (примерно 20 лет спустя) на музыкальном факультете Оксфорда и гравюра Фейторна (сделанная с последнего), опубликованная в его коллекции в 1653 году.

Ноты сочинений Генри Лоуза на сайте библиотеки IMSLP