Лоуз, Генри
1596 - 1662

Назад

Lawes, Henry

  • Дата рождения: крещён 5 января 1596 года
  • Место рождения: Динтон, Уилтшир, Англия
  • Дата смерти: 21 октября 1662 года
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Лоуз, возможно, был хористом собора в Солсбери, где его отец был светским певчим. Он был нанят Джоном Эгертоном, графом Бриджуотера, чтобы обучать его дочерей музыке; это могло быть уже в 1615 году или возможно после 1622 года (когда, по-видимому, Джон Атти ещё занимал эту должность). Есть некоторые свидетельства того, что он также мог находиться под покровительством Уильяма Герберта, графа Пембрука, чей дом в Уилтоне находился в нескольких милях от места рождения Лоуза.

Он был «пистолером» (pistoler) Королевской капеллы 1 января 1626 года и джентльменом (Gentleman) 3 ноября того же года. Его назначение одним из музыкантов Карла I «для лютни и голосов» датируется 6 января 1631 года.

В этом качестве он, должно быть, участвовал в различных придворных масках 1630-х годов. Возможно, он писал музыку для маски Томаса Кэру Coelum Britannicum (18 февраля 1634 года), но ничего не сохранилось. Однако он сотрудничал со своим братом Уильямом, предоставляя песни для маски Дэвенанта The Triumph of the Prince d’Amour (23 февраля 1636 года), и возможно, также участвовал в маске Орелиана Тауншенда Masque for Lady Hatton (1 марта 1636 года). Он обеспечивал обширные музыкальные эпизоды для пьес, поставленных в Оксфорде 29–30 августа 1636 года во время визита короля: The Floating Island («Плавающий остров») Уильяма Строуда и The Royal Slave («Королевский раб») Уильяма Картрайта.

Вне двора Лоуз был тесно связан с постановкой Comus («Комус») Милтона, исполненной в замке Ладлоу 29 сентября 1634 года по случаю назначения графа Бриджуотера лордом-президентом Совета Уэльса. Лоуз, по-видимому, отвечал за обращение к Милтону с просьбой написать произведение, и именно он впервые опубликовал его в 1637 году. Будучи учителем музыки детей графа, Лоуз написал песни (главным образом для себя, как для Духовного Стража и пастуха Тирсиса) и, несомненно, обучал детей их партиям, включая леди Элис Эгертон в роли Леди. Милтон и Лоуз, вероятно, также сотрудничали по Arcades («Аркады»), ещё одному семейному развлечению, возможно, в честь 75-летия бабушки детей, Элис, вдовы графини Дерби, в мае 1634 года.

В 1638 году Лоуз опубликовал обработки метрических псалмов Джорджа Сэндиса, а десять лет спустя — Choice Psalmes («Избранные псалмы»). Именно для последнего Милтон написал своё знаменитое сонетное посвящение:

[To my Friend Mr. Henry Lawes]

Гарри, чья мелодичная и точно измеренная песня

Сначала научила нашу английскую музыку сочетать

Слова с правильной нотой и акцентом, а не сканировать

С ушами Мидаса, совершая короткое и длинное.

Во время Содружества Лоуз был очень востребован как учитель «для голоса или виолы»; среди его учеников были Мэри Харви (леди Деринг) и певица Мэри Найт. В его доме устраивались модные концерты: герцогиня Ньюкасла «ходила с братом моего лорда слушать музыку в доме мистера Лоуза три или четыре раза». Его круг, по-видимому, включал аристократов и интеллектуалов, в том числе связанных с поэтессой Кэтрин Филлипс («Несравненная Оринда»), а также учеников прошлых и настоящих. Для дочерей старого графа Бриджуотера он посвятил свою первую книгу Ayres and Dialogues (1653), «большинство из которых было сочинено, когда я был нанят вашими уважаемыми родителями для сопровождения вашего музыкального образования». Предисловие к этой книге осуждает склонность соотечественников к иностранной музыке и рассказывает известную историю о его обработке списка содержимого Scherzi et arie (1614) Чифры, который был высоко оценён и назван «редкой итальянской песней». В предисловии ко Второй книге Ayres and Dialogues (1655) он вновь поднимает этот вопрос, жалуясь на бездумное восхищение, с которым итальянская музыка принималась в Англии (часто за его собственный счёт).

В 1656 году были исполнены Davenant’s First Dayes Entertainment at Rutland House («Первое представление в Ратленд-хаусе») и The Siege of Rhodes («Осада Родоса»). Современный отчёт о первом утверждает: «первую песню написал Ген: Лоуз, другую — доктор Коулман, которые были композиторами». Для The Siege of Rhodes, которая была настоящей оперой «с историей, спетой в рецитативной музыке», Лоуз написал вокальную музыку для первой и последней частей, другими композиторами были Кук и Локк; вся музыка утеряна. Третья книга Ayres and Dialogues Лоуза вышла в 1658 году, а Джон Плейфорд опубликовал ещё 37 песен посмертно в 1669 году «переписанных с его оригиналов, незадолго до его смерти, и с его свободного согласия на публикацию, если представится возможность».

После Реставрации Лоуз был восстановлен на обеих старых должностях в Королевской музыке и Королевской капелле, и был назначен дополнительно «Композитором в частной музыке для лютни и голосов»; его гимн Zadok the priest («Первосвященник Садок») был исполнен на коронации 23 апреля 1661 года. Позднее в том же году Пепис упомянул, что Лоуз «лежит очень больным» (30 декабря), и он умер в следующем октябре, назначив «Элианор, мою дорогую и любимую жену» исполнителем завещания.

Он умер 21 октября 1662 года и был похоронен в Вестминстерском аббатстве четыре дня спустя. Портреты Лоуза включают один, датированный 1622 годом, в Южном Кенонри собора Солсбери, другой (примерно через 20 лет) в Музыкальном факультете Оксфорда, и гравюру Фэйторна (сделанную по последнему), опубликованную в его сборнике 1653 года.

Творчество

Хотя Лоуз был главным образом автором песен, он написал значительное количество духовной музыки. Псалмы 1638 года включают 24 мелодии в различных размерах, предназначенные для метрик Джорджа Сэндиса. Мелодичные и величественные, некоторые из них, например, известные как Whitehall (Псалом VIII), Falkland (Псалом XII), Battle (Псалом XXXI), Psalm 32 и Farley Castle (Псалом LII), до сих пор используются как гимновые мелодии.

Хотя Choice Psalmes (1648) также берут свои тексты у Сэндиса, они совершенно иного стиля. Идиома — это вокальная камерная музыка с тремя голосами в псевдодекламативном имитационном стиле, поддерживаемая basso continuo. Коллекция была предназначена как памятное издание в честь брата Лоуза, Уильяма, убитого при осаде Честера в 1645 году; кроме 30 обработок Генри, там содержится равное количество его брата, несколько канонов и несколько элегий на смерть Уильяма других композиторов.

Известно около двух десятков гимнов Лоуза, хотя полностью сохранились только шесть (главным образом в GB-Lbl Add.31434). Представительным можно считать стиховой гимн My soul the great God’s praises sing («Душа моя воспевай славу Великого Бога»). В обработке метрического Псалма CIV Кэру, сольные стиховые разделы используют декламационный стиль песен Лоуза, в то время как полные разделы преимущественно гомофоничны (и выполнены несколько неопытно). Симфонии, хотя и аранжированы для органа, адаптированы из одного из пятиголосых ансамблевых аиров его брата. Включение в Select Psalmes of a new Translation, to be Sung in Verse and Chorus of Five Parts, with Symphonies of Violins, Organ, and Other Instruments, Novemb. 22. 1655 (опубликовано как текст без музыки) показывает, что по сути Лоуз предвосхитил реставрационный оркестровый гимн задолго до 1660 года; по всей видимости, рукопись, в которой оно содержится (Lbl Add.31434), датируется серединой 1640-х годов.

Известно 433 песни Лоуза. Основные печатные источники — три книги Ayres and Dialogues и сборники, опубликованные Плейфордом между 1652 и 1669 годами. Автограф песенника (GB-Lbl Add.53723, факсимиле в ES, iii, 1986), содержащий 325 песен, также очень важен. Хотя он, возможно, начал его составлять только после 1636 года, рукопись, вероятно, отражает творчество более чем за 30 лет до 1650 года, упорядоченное приблизительно в хронологическом порядке. В этой рукописи явно прослеживается постепенный переход от несовершенной торжественности и довольно жёсткого стиля ранних песен к более свободным обработкам с замечательной гибкостью декламации и большой тонкостью и разнообразием чувств. Последние — песни зрелого Лоуза, вероятно, датируются годами после назначения его музыкантом короля в 1631 году, когда он контактировал с кругом придворных поэтов. Среди них он особенно ценил утончённого Кэру: в рукописи 37 обработок его стихов (в основном между ff.95v и 121), а также 16 Валлера, 14 Херрика и некоторые из наиболее известных антологических произведений Саклинга и Лавлейса. Последняя часть рукописи посвящена обработкам малоизвестного поэта доктора Генри Хьюза, который, по-видимому, принадлежал к окружению королевы Генриетты Марии в начале 1640-х годов.

Некоторые обработки Лоуза, такие как Bid me but live Херрика (MB, xxxiii), представляют собой простые строфические песни в трёхдольном размере, оживлённые синкопами и ритмами гемииолы. С другой стороны, No, no, fair heretic Саклинга (MB, xxxiii), хотя и строфическая, написана в декламационном стиле. Музыка точно следует аргументированному характеру стихов, требуя изменения деталей во второй строфе под другую фразировку, но финальная эпиграмматическая пара каждой строфы в мелодичном трёхдольном размере, что придаёт форме и смысл всей песне. Существенно риторический характер декламации Лоуза хорошо иллюстрирует сквозная обработка When thou, poor excommunicate Кэру (MB, xxxiii). Контур голоса, ритм, пунктуация, фразировка и каденции идеально адаптированы к самодраматичному манеру такого типа поэзии. Лоуз лишь изредка использует настоящий речитатив. Каждая его опубликованная песенник начинается с одного, но ни один не столь эффективен, как Hero and Leander Ланьера. Его обработка Ariadne’s Lament Картрайта («Theseus! O Theseus, hark! but yet in vain»; в Ayres and Dialogues, 1653, и в автографе Лоуза) поддаётся сравнению, но гораздо менее драматична. Следов влияния Монтеверди нет, хотя оно, возможно, послужило источником вдохновения.

Ранние издания Кэру (1640), Валлера (1645), Мильтона (1645), Саклинга (1646) и Картрайта (1651) указывали, что Лоуз обработал их песни, как и заголовки отдельных стихов Херрика и Лавлейса. Берни полагал, что такая похвала поэтов для композитора может означать лишь недостатки музыки, и он действительно нашёл повод для критики. Даже в вопросе «правильной ноты и акцента» он указал на определённые ошибки, хотя более внимательный анализ конкретных случаев показывает, что он был поспешен и несочувственен в своих суждениях. Несомненно, для подхода к песням Лоуза требуется симпатия, потому что опыт показывает, что детали, кажущиеся жёсткими и неловкими на бумаге, оживают при правильном исполнении. Снижение его репутации с тех времён можно объяснить тем, что его песни стали объектом изучения и анализа, а не исполнения. Любое критическое восстановление потребует учёта стиля исполнения; есть признаки того, что при этом некоторые прежние критические суждения придётся пересмотреть.

Произведения

Издания:

  • Henry Lawes: 10 Ayres for Contralto (or Baritone) and Keyboard, ред. Т. Дарт, English Songs, i (Лондон, 1956)
  • English Songs 1625–1660, ред. И. Спинк, MB, xxxiii (1971)

Все опубликованы в Лондоне.

Духовная вокальная музыка:

  • A Paraphrase upon the Psalmes of David: by G[eorge] S[andys]: set to New Tunes for Private Devotion, 1 голос, basso continuo (1638)
  • Choice Psalmes put into Musick, 3 голоса, basso continuo (1648), 4-е изд. C. Дирнли, The Treasury of English Church Music, iii (Лондон, 1965)
  • 25 гимнов (все, кроме 6 полных), 4-е изд. C. Бартлетт, Three Psalms and a Carol (Wyton, Cambs., 1989)

Светская музыка:

Для деталей песен см. Day и Murrie, Bickford Jorgens и Spink (в работе).

433 песни и диалога, 1–3 голоса;

  • Ayres and Dialogues … First Booke (1653), 2-е изд.
  • The Second Book of Ayres, and Dialogues (1655), 4-е изд.
  • Ayres and Dialogues … Third Booke (1658), 4-е изд.

Основные рукописные источники: F-Pn, GB-Eu, Lbl (факсимиле в ES, iii, 1986), Ob, US-NYp; 27 в S

Ноты сочинений Генри Лоуза на сайте библиотеки IMSLP