Лоуз, Генри
1596 - 1662

Назад

Lawes, Henry

Портрет композитора Генри Лоуз

  • Дата рождения: крещён 5 января 1596 года
  • Место рождения: Динтон, Уилтшир, Англия
  • Дата смерти: 21 октября 1662 года
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Генри Лоуз был английским композитором. Он, возможно, был хористом собора в Солсбери, где его отец был светским певчим. Он был нанят Джоном Эгертоном, графом Бриджуотера, чтобы обучать его дочерей музыке; это могло быть уже в 1615 году или возможно после 1622 года (когда, по-видимому, Джон Атти ещё занимал эту должность). Есть некоторые свидетельства того, что он также мог находиться под покровительством Уильяма Герберта, графа Пембрука, чей дом в Уилтоне находился в нескольких милях от места рождения Лоуза.

Он был "пистолером" Королевской капеллы* 1 января 1626 года и джентльменом 3 ноября того же года. Его назначение одним из музыкантов Карла I "для лютни и голосов" датируется 6 января 1631 года.

В этом качестве он, должно быть, участвовал в различных придворных масках 1630-х годов. Возможно, он писал музыку для маски Томаса Кэру "Небесная Британия" (18 февраля 1634 года), но ничего не сохранилось. Однако он сотрудничал со своим братом Уильямом, предоставляя песни для маски Дэвенанта "Триумф принца Амура" (23 февраля 1636 года), и возможно, также участвовал в маске Орелиана Тауншенда "Маска для леди Хаттон" (1 марта 1636 года). Он обеспечивал обширные музыкальные эпизоды для пьес, поставленных в Оксфорде 29–30 августа 1636 года во время визита короля: "Плавающий остров" Уильяма Строуда и "Королевский раб" Уильяма Картрайта.

Вне двора Лоуз был тесно связан с постановкой "Комус" Милтона, исполненной в замке Ладлоу 29 сентября 1634 года по случаю назначения графа Бриджуотера лордом-президентом Совета Уэльса. Лоуз, по-видимому, отвечал за обращение к Милтону с просьбой написать произведение, и именно он впервые опубликовал его в 1637 году. Будучи учителем музыки детей графа, Лоуз написал песни (главным образом для себя, как для Духовного Стража и пастуха Тирсиса) и, несомненно, обучал детей их партиям, включая леди Элис Эгертон в роли Леди. Милтон и Лоуз, вероятно, также сотрудничали по "Аркады", ещё одному семейному развлечению, возможно, в честь 75-летия бабушки детей, Элис, вдовы графини Дерби, в мае 1634 года.

В 1638 году Лоуз опубликовал обработки метрических псалмов Джорджа Сэндиса, а десять лет спустя — "Избранные псалмы". Именно для последнего Милтон написал своё знаменитое сонетное посвящение.

Во время Содружества Лоуз был очень востребован как учитель "для голоса или виолы"; среди его учеников были Мэри Харви (леди Деринг) и певица Мэри Найт. В его доме устраивались модные концерты: герцогиня Ньюкасла "ходила с братом моего лорда слушать музыку в доме мистера Лоуза три или четыре раза". Его круг, по-видимому, включал аристократов и интеллектуалов, в том числе связанных с поэтессой Кэтрин Филлипс ("Несравненная Оринда"), а также учеников прошлых и настоящих. Для дочерей старого графа Бриджуотера он посвятил свою первую книгу "Арии и диалоги" (1653), "большинство из которых было сочинено, когда я был нанят вашими уважаемыми родителями для сопровождения вашего музыкального образования". Предисловие к этой книге осуждает склонность соотечественников к иностранной музыке и рассказывает известную историю о его обработке списка содержимого "Шерци и арии" Чифры, который был высоко оценён и назван "редкой итальянской песней". В предисловии ко Второй книге "Арии и диалоги" (1655) он вновь поднимает этот вопрос, жалуясь на бездумное восхищение, с которым итальянская музыка принималась в Англии (часто за его собственный счёт).

В 1656 году были исполнены "Первое представление в Ратленд-хаусе" Дэвенанта и "Осада Родоса". Современный отчёт о первом утверждает: "первую песню написал Генри Лоуз, другую — доктор Коулман, которые были композиторами". Для "Осады Родоса", которая была настоящей оперой "с историей, спетой в рецитативной музыке", Лоуз написал вокальную музыку для первой и последней частей, другими композиторами были Кук и Локк; вся музыка утеряна. Третья книга "Арии и диалоги" Лоуза вышла в 1658 году, а Джон Плейфорд опубликовал ещё 37 песен посмертно в 1669 году "переписанных с его оригиналов, незадолго до его смерти, и с его свободного согласия на публикацию, если представится возможность".

После Реставрации Лоуз был восстановлен на обеих старых должностях в Королевской музыке и Королевской капелле, и был назначен дополнительно "Композитором в частной музыке для лютни и голосов"; его гимн "Первосвященник Садок" был исполнен на коронации 23 апреля 1661 года. Позднее в том же году Пепис упомянул, что Лоуз "лежит очень больным" (30 декабря), и он умер в следующем октябре, назначив "Элианор, мою дорогую и любимую жену" исполнителем завещания.

Он умер 21 октября 1662 года и был похоронен в Вестминстерском аббатстве четыре дня спустя. Портреты Лоуза включают один, датированный 1622 годом, в Южном Кенонри собора Солсбери, другой (примерно через 20 лет) в Музыкальном факультете Оксфорда, и гравюру Фэйторна (сделанную по последнему), опубликованную в его сборнике 1653 года.

Творчество

Хотя Лоуз был главным образом автором песен, он написал значительное количество духовной музыки. Псалмы 1638 года включают 24 мелодии в различных размерах, предназначенные для метрик Джорджа Сэндиса. Мелодичные и величественные, некоторые из них, например, известные как "Уайтхолл" (Псалом VIII), "Фолкленд" (Псалом XII), "Битва" (Псалом XXXI), "Псалом 32" и "Фарли Касл" (Псалом LII), до сих пор используются как гимновые мелодии.

Хотя "Избранные псалмы" (1648) также берут свои тексты у Сэндиса, они совершенно иного стиля. Идиома — это вокальная камерная музыка с тремя голосами в псевдодекламативном имитационном стиле, поддерживаемая бассо континуо. Коллекция была предназначена как памятное издание в честь брата Лоуза, Уильяма, убитого при осаде Честера в 1645 году; кроме 30 обработок Генри, там содержится равное количество его брата, несколько канонов и несколько элегий на смерть Уильяма других композиторов.

Известно около двух десятков гимнов Лоуза, хотя полностью сохранились только шесть. Представительным можно считать стиховой гимн "Душа моя воспевай славу Великого Бога". В обработке метрического Псалма CIV Кэру, сольные стиховые разделы используют декламационный стиль песен Лоуза, в то время как полные разделы преимущественно гомофоничны. Симфонии, хотя и аранжированы для органа, адаптированы из одного из пятиголосых ансамблевых аиров его брата.

Известно 433 песни Лоуза. Основные печатные источники — три книги "Арии и диалоги" и сборники, опубликованные Плейфордом между 1652 и 1669 годами. Автограф песенника, содержащий 325 песен, также очень важен. Хотя он, возможно, начал его составлять только после 1636 года, рукопись, вероятно, отражает творчество более чем за 30 лет до 1650 года, упорядоченное приблизительно в хронологическом порядке. В этой рукописи явно прослеживается постепенный переход от несовершенной торжественности и довольно жёсткого стиля ранних песен к более свободным обработкам с замечательной гибкостью декламации и большой тонкостью и разнообразием чувств. Последние — песни зрелого Лоуза, вероятно, датируются годами после назначения его музыкантом короля в 1631 году, когда он контактировал с кругом придворных поэтов. Среди них он особенно ценил утончённого Кэру: в рукописи 37 обработок его стихов (в основном между ff.95v и 121), а также 16 Валлера, 14 Херрика и некоторые из наиболее известных антологических произведений Саклинга и Лавлейса. Последняя часть рукописи посвящена обработкам малоизвестного поэта доктора Генри Хьюза, который, по-видимому, принадлежал к окружению королевы Генриетты Марии в начале 1640-х годов.

Произведения

Духовные произведения

  • "Переложение псалмов Давида для частного богослужения, 1 голос, бассо континуо" ("A Paraphrase upon the Psalmes of David: by G[eorge] S[andys]: set to New Tunes for Private Devotion")
  • "Избранные псалмы, положенные на музыку, 3 голоса, бассо континуо" ("Choice Psalmes put into Musick")
  • "25 гимнов" ("25 anthems")
  • "Первосвященник Садок" ("Zadok the priest")

Светские произведения

  • "Арии и диалоги для одного голоса" ("Ayres and Dialogues for One Voice")
  • "Вторая книга арий и диалогов" ("The Second Book of Ayres, and Dialogues")
  • "Третья книга арий и диалогов" ("Ayres and Dialogues ... Third Booke")
  • "433 песни и диалога для 1-3 голосов" ("433 Songs and Dialogues for 1-3 Voices")

----------

*Он был "пистолером" (pistoler) Королевской капеллы.

Пояснение перевода:

Термин "pistoler" (от французского pistole — золотая монета) в контексте английской придворной музыки XVII века обозначал младшего члена королевской музыкальной капеллы, который получал жалованье в размере одной пистоли (золотой монеты) в день.

Ноты сочинений Генри Лоуза на сайте библиотеки IMSLP