Лауренци, Филиберто
1619 - 1659
Назад
Laurenzi, Filiberto

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Филиберто Лауренци был итальянским композитором первой половины XVII века. Его дата рождения определяется по надписи «aetatis ann. XXIIII» («в возрасте 24 лет») на портрете, опубликованном в его сборнике 1644 года, однако не исключено, что портрет был создан раньше.
С конца весны 1631 года до 30 сентября 1633 года Лауренци пел в качестве сопрано в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме. Вероятно, именно в Риме он начал свою карьеру оперного композитора: в рукописи либретто Оттавиано Кастелли Il favorito del principe («Фаворит принца»), поставленной в 1640 году, Лауренци указан как автор музыки (сочинение не сохранилось).
В конце 1640 года он переехал в Венецию вместе со своей ученицей, певицей Анной Ренци, с которой оставался связан, по меньшей мере, до 1644 года. Известно, что официальной должности в Венеции он не занимал, однако 20 ноября 1641 года посвятил свой сборник Concerti ed arie («Концерты и арии») Джованни да Пезаро, избранному прокуратору Сан-Марко, вероятно, рассчитывая получить покровительство.
В этот сборник вошли произведения как на тексты римских поэтов (Доменико Бениньи, Оттавиано Кастелли), так и на стихи венецианских авторов (Орацио Персиани, Джулио Строцци). Наиболее крупное сочинение — серенада Guerra non porta («Война не приносит»), написанная на текст Джулио Строцци в честь Джованни да Пезаро. Это произведение написано для различных составов от одного до пяти голосов и инструментов и открывается вступлением в genere concitato для сопрано и двух скрипок.
В сезоне карнавала 1642–1643 годов в Венеции Лауренци написал значительную часть музыки для оперы La finta savia («Мнимая мудрая»). В 1644 году он участвовал в подготовке спектакля Deidamia («Деидамия») в театре Новиссимо, где не только репетировал и исполнял музыку, но, возможно, был её автором. В 1647 году в Риме он сочинил музыку для carro musicale (музыкальной колесницы) Il trionfo della fatica («Триумф труда»). Примечательно, что финальный дуэт этого произведения совпадает с заключительным дуэтом в сохранившихся рукописях оперы Клаудио Монтеверди L'incoronazione di Poppea («Коронация Поппеи»).
Последние документальные сведения о Лауренци относятся к 1651 году, когда он участвовал в создании оперы L’esiglio d’Amore («Изгнание Любви») в Ферраре. В 1659 году в источниках упоминается некий Филиберто Лауренти, выступавший в Болонье в базилике Сан-Петронио, что, вероятно, указывает на композитора.
Творчество
Музыкальное наследие Лауренци включает как духовные, так и светские вокальные произведения. Особое значение имеют его сборники арий и концертов, а также участие в первых постановках венецианской оперы. Его стиль сочетал римские традиции с венецианской экспрессивностью и драматизмом.
Произведения
Драматические
Вокальные