Лауренци, Филиберто
1619 - 1659

Назад

Laurenzi, Filiberto

  • Дата рождения: около 1619 или 1620
  • Место рождения: Бертиноро, близ Форли, Италия
  • Дата смерти: после 1659 года (точная дата неизвестна)
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Филиберто Лауренци был итальянским композитором первой половины XVII века. Его дата рождения определяется по надписи «aetatis ann. XXIIII» («в возрасте 24 лет») на портрете, опубликованном в его сборнике 1644 года, однако не исключено, что портрет был создан раньше.

С конца весны 1631 года до 30 сентября 1633 года Лауренци пел в качестве сопрано в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме. Вероятно, именно в Риме он начал свою карьеру оперного композитора: в рукописи либретто Оттавиано Кастелли Il favorito del principe («Фаворит принца»), поставленной в 1640 году, Лауренци указан как автор музыки (сочинение не сохранилось).

В конце 1640 года он переехал в Венецию вместе со своей ученицей, певицей Анной Ренци, с которой оставался связан, по меньшей мере, до 1644 года. Известно, что официальной должности в Венеции он не занимал, однако 20 ноября 1641 года посвятил свой сборник Concerti ed arie («Концерты и арии») Джованни да Пезаро, избранному прокуратору Сан-Марко, вероятно, рассчитывая получить покровительство.

В этот сборник вошли произведения как на тексты римских поэтов (Доменико Бениньи, Оттавиано Кастелли), так и на стихи венецианских авторов (Орацио Персиани, Джулио Строцци). Наиболее крупное сочинение — серенада Guerra non porta («Война не приносит»), написанная на текст Джулио Строцци в честь Джованни да Пезаро. Это произведение написано для различных составов от одного до пяти голосов и инструментов и открывается вступлением в genere concitato для сопрано и двух скрипок.

В сезоне карнавала 1642–1643 годов в Венеции Лауренци написал значительную часть музыки для оперы La finta savia («Мнимая мудрая»). В 1644 году он участвовал в подготовке спектакля Deidamia («Деидамия») в театре Новиссимо, где не только репетировал и исполнял музыку, но, возможно, был её автором. В 1647 году в Риме он сочинил музыку для carro musicale (музыкальной колесницы) Il trionfo della fatica («Триумф труда»). Примечательно, что финальный дуэт этого произведения совпадает с заключительным дуэтом в сохранившихся рукописях оперы Клаудио Монтеверди L'incoronazione di Poppea («Коронация Поппеи»).

Последние документальные сведения о Лауренци относятся к 1651 году, когда он участвовал в создании оперы L’esiglio d’Amore («Изгнание Любви») в Ферраре. В 1659 году в источниках упоминается некий Филиберто Лауренти, выступавший в Болонье в базилике Сан-Петронио, что, вероятно, указывает на композитора.

Творчество

Музыкальное наследие Лауренци включает как духовные, так и светские вокальные произведения. Особое значение имеют его сборники арий и концертов, а также участие в первых постановках венецианской оперы. Его стиль сочетал римские традиции с венецианской экспрессивностью и драматизмом.

Произведения

Драматические

  • Il favorito del principe («Фаворит принца»), опера на либретто Оттавиано Кастелли, Рим, дворец французского посла, 1640 (музыка утрачена)
  • La finta savia («Мнимая мудрая»), опера на либретто Джулио Строцци, Венеция, театр Санти-Джованни-э-Паоло, карнавал 1642–1643; изданы арии в сборнике Arie … raccolte da G.B. Verdizotti nel dramma della Finta savia («Арии, собранные Дж. Б. Вердицотти из драмы "Мнимая мудрая"»), Венеция, 1643
  • Il trionfo della fatica («Триумф труда»), музыкальная колесница (carro musicale), Рим, карнавал 1647
  • L’esiglio d’Amore («Изгнание Любви»), опера на либретто Ф. Берни, Феррара, Grande di Corte, 1651 (в соавторстве с А. Маттиоли)

Вокальные

  • Concerti ed arie, con una serenata Guerra non porta («Концерты и арии, с серенадой "Война не приносит"»), для 1–3 голосов, с серенадой для 5 голосов, 2 скрипок и гитары, op.1, Венеция, 1641
  • Spiritualium cantionum, liber primus («Первая книга духовных песнопений»), для одного голоса, op.3, Венеция, 1644
  • Arie siciliane («Сицилийские арии»), для одного голоса, сочинение утеряно, известно по упоминаниям в каталогах