Латилла, Гаэтано
1711 - 1788
Назад
Latilla, Gaetano
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Гаэтано Латилла был итальянским композитором, одним из представителей неаполитанской оперной школы XVIII века. В детстве он пел в хоре Барийского собора. В марте 1726 года переехал в Неаполь и поступил в Консерваторию Санта-Мария ди Лорето. Его учителями были Франческо Манчини и Джованни Венезиано, у которых он получил основное музыкальное образование. Профессиональная карьера Латиллы началась в 1732 году с постановки комической оперы "Невольные супруги" в театре Фиорентини в Неаполе. В течение следующих пяти лет он написал для этого театра ещё несколько комических опер.
С 1738 года его успехи распространились за пределы Неаполя. Он получил заказы на комические оперы для римских театров, а также на серьёзную оперу "Демофонт" для театра Сан-Джованни Гризостомо в Венеции. Оперы "Джисмондо" и "Мадам Чиана" исполнялись по всей Италии и способствовали становлению жанра полномасштабной комической оперы, выходящей за рамки неаполитанского диалектного театра. В 1738–1741 годах Латилла был помощником капельмейстера в базилике Санта-Мария Маджоре в Риме. В 1753 году он был назначен хормейстером в венецианском Оспедале делла Пьета, однако в 1766 году его контракт был прекращён. С 1762 года также занимал должность помощника капельмейстера в Сан-Марко, работая под руководством Бальдассаре Галуппи.
В 1770 году Чарльз Берни встретил Латиллу в Венеции и отметил его осведомлённость о музыкальной жизни и устройстве венецианских консерваторий, но также упомянул его бедственное материальное положение. Позднее распространился слух, что композитор попал в немилость властей и был заключён в тюрьму. Уже в 1774 году Латилла вновь жил в Неаполе, где провёл последние годы, занимаясь сочинением и преподаванием. Среди его учеников был англичанин Томас Аттвуд, впоследствии ученик Моцарта.
Официальные должности Латиллы были связаны с религиозными и благотворительными учреждениями, что предопределило его интерес к духовной музыке. Хотя значительная часть его сочинений утрачена, известно, что он писал мессы, мотеты, оратории и другие духовные произведения. Особенно примечателен его "Помилуй", созданный в Венеции для солисток Оспедале делла Пьета. Инструментальное наследие Латиллы включает шесть квартетов, опубликованных в Лондоне, трио и несколько симфоний.
В жанре оперы он написал около 30 произведений, однако до нашего времени сохранились лишь шесть трёхактных и две сокращённые оперы. Его первая значительная комическая опера "Анжелика и Орландо" появилась в один период с ранними операми Джованни Баттиста Перголези, однако музыкально ближе к стилю Леонардо Лео. В зрелые годы Латилла изменял свой стиль в соответствии с новыми вкусами публики. Его последняя сохранившаяся опера "Антигон" отличается удлинёнными мелодическими линиями и более насыщенным аккомпанементом. Таким образом композитор пытался приблизиться к стилю нового поколения неаполитанцев — Никколо Пиччинни и Антонио Саккини.
Оперы
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Гаэтано Латиллы на сайте библиотеки IMSLP