Латилла, Гаэтано
1711 - 1788
Назад

Гаэтано Латилла (Gaetano Latilla) - итальянский композитор
- Родился 12 января 1711 г. - Бари.
- Умер 15 января 1788 г. - Неаполь.
Мальчиком он пел в хоре кафедрального собора Бари. Затем он переехал в Неаполь, где в марте 1726 года поступил студентом в консерваторию Святой Марии Лорето. Главными музыкальными мастерами там были Франческо Манчини и Джованни Венециано, один из которых, должно быть, отвечал за обучение Латиллы в период его поздней юности. Латилла начал свою профессиональную карьеру в 1732 году, написав комическую оперу "Ли марите в силе" для неаполитанского театра Фиорентини, и в течение следующих пяти лет он написал для этого театра другие комические оперы. Его первые успехи за пределами Неаполя пришлись на 1738 год, когда он получил заказы на постановку комических опер в нескольких римских театрах и серьезной оперы "Демофунте" в театре Святого Джованни Гризостомо в Венеции. "Джисмондо" (в роли "Последней камеристки") и "Мадам Чиана" были поставлены в оперных театрах по всей Италии, что помогло утвердить представление о полнометражной комической опере за пределами ее неаполитанского диалектного происхождения. Эти произведения положили начало его популярности, и с тех пор примерно до 1755 года он был постоянно востребован как оперный композитор. Он был ассистентом маэстро в римской базилике Санта Мария Маджоре, где работал с 31 декабря 1738 по апрель 1741 года. В либретто "Сироэ" он назван "виртуозом" герцога Йоркского. 14 декабря 1753 года он был принят на должность маэстро ди коро в венецианскую Оспедале делла Пьета; по причинам, не указанным в документах, это назначение было прекращено 14 марта 1766 года. В марте 1762 года он также стал ассистентом маэстро в Сан Марко под руководством Галуппи; он все еще занимал этот пост в 1770 году, когда Чарльз Берни встретился с ним в Венеции и получил от него много полезной информации об истории и устройстве венецианских консерваторий. Берни заметил, что он казался "очень бедным", и на самом деле его популярность среди оперной публики к тому времени пошла на убыль. Позже Берни сообщил о слухах, что Латилла в конце концов вступил в конфликт с венецианскими властями и был брошен в тюрьму. Он покинул Венецию и к 1774 году снова оказался в Неаполе, где провел последние годы своей жизни, написав несколько сочинений и преподавая. Одним из его учеников по композиции в этот период был Томас Эттвуд, который позже брал уроки у Моцарта в Вене. Поскольку все официальные посты Латиллы были связаны с религиозными или благотворительными фондами, вполне вероятно, что он сочинял много церковной музыки. Таких произведений сохранилось немного. Он сочинил немного религиозной музыки, когда служил в "Пьете", где среди учениц было несколько одаренных певиц-солисток; сохранившийся "Мизерере" Латиллы, хотя и неаполитанский по многим своим особенностям, содержит в себе очень сложный вокальный стиль, который особенно подходил этим певицам. Никто до сих пор не установил, какую музыку он написал для "Марии Маджоре" или "Марко". Его основные инструментальные произведения, дошедшие до нас, - это шесть квартетов, изданных в Лондоне. Сохранились только шесть его трехактных опер и две короткие оперы (обе - экранизации более крупных произведений). Самая ранняя из них, комическая опера "Анжелика и Орландо" 1735 года, относится к тому же периоду, что и оперы его почти ровесника Перголези, хотя ее музыка меньше похожа на музыку Перголези, чем на музыку другого неаполитанца, Леонардо Лео. В последующие десятилетия Латилла значительно изменил свой стиль в соответствии с новыми вкусами. Лирические элементы его героической оперы "Антигона" 1775 года, последнего из дошедших до нас сочинений, отличаются более длинными мелодическими линиями и более тяжелым сопровождением, чем в его ранних произведениях, а более резкий и менее ритмичный стиль, который он избрал, по-видимому, был попыткой примириться с новейшей музыкой современности. Никколо Пиччинни, Антонио Саккини и другие принадлежат к новому поколению неаполитанских композиторов.
Ноты сочинений Гаэтано Латиллы на сайте библиотеки IMSLP