Ларуетт, Жан-Луи
1731 - 1792

Назад

Жан-Луи Ларуетт (Jean-Louis Laruette) - французский художник и композитор

  • Родился 7 марта 1731 г. - Париж.
  • Умер 10 января 1792 г. - Париж. 

Впервые он стал известен как певец в “Théâtres de la Foire”, где дебютировал в сентябре 1752 года, вскоре после того, как Монне открыл театр Сен-Лорана. Таким образом, он был одним из первых, кто выступил в комических операх "Схватки Ариеттес" в то время, когда либреттисты смешивали водевили и пародии на итальянские арии; его самой важной ролью такого рода, вероятно, была роль фокусника в "Четвертом дьяволе" Седена (1756). Датировать его первые композиторские опыты сложнее, поскольку авторы аранжировок пастиччо и водевилей, как правило, оставались неизвестными; однако ему приписываются такие произведения, как заключительный водевиль в опере Парментье "Наслаждение и невинность" (14 августа 1753 года), новая постановка в опере Луи Ансома и "Бульвар" Фарина де Отемера (24 августа 1753 года). 1753) и заключительный квартет оперы Ансома и П.А.Л. де Маркувиля "Фауст-авантюрист" (22 марта 1757). Характер его вклада в "Любовные романы" Ансома и Маркувиля (1756) и "Четвертый дьявол" Седена неясен. Ларуэтт полностью взял на себя роль композитора в "Лекаре Санградо", комической опере с ариетами и водевилями, написанными совместно с Дюни. Его первые значимые оперы "Врач любви", "Сандрильон" и "Ивронская коррига" во многом обязаны своим либретто, в которых Ансом искусно сочетал водевили, ариетки и вокальные ансамбли. Последние три оперы Ларуэтта, хотя и более амбициозные в музыкальном плане (в них вообще нет водевилей), имели меньший успех, чем его смешанные жанровые произведения - действительно, "Сын генерала" и "Двое артистов" потерпели полный провал. Ларуэтт также сделал блестящую карьеру певца; сыграв таких молодых исполнителей, как Альберти в опере Дюни "Любовь сына к модели" (1757) и Азора в своем собственном "Сандрильоне", он специализировался на зачастую несимпатичных ролях отцов и финансистов, например, месье Пинса в опере Филидора "Блез спаситель" (1759). Он и его жена Мария-Тереза (урожденная Виллетт) (1744-1837) были в числе пяти членов труппы "Опера-Комик", которым было разрешено присоединиться к Итальянской комедии в 1762 году, и он способствовал успеху опер Филидора (он пел Блайфила в "Томе Джонсе") и Гретри (Кассандра в Le tableau parlant). Ларуэтт ушел из Итальянской комедии в марте 1778 года и с тех пор пел только в концертах и в Театре Божоле, что было отражено в печатной версии оперы Анфосси и Камбини "Аварский наставник" (1787). Его высокий голос не отличался особой привлекательностью, но актерские способности и тщательность, с которой композиторы писали для него музыку, сделали его одним из самых популярных певцов своего времени. Его имя по-прежнему ассоциировалось с ролями в оперных комедиях, которые сохранялись до конца 19-го века. Ларуэтт принадлежал к первому поколению французских композиторов комической оперы в том смысле, который этот термин приобрел в 1750-х годах под влиянием интермедий, исполнявшихся в Париже труппой Буффонов. Однако он никогда не придерживался стиля итальянской оперы-буффа, хотя в его творчестве есть несколько примеров, таких как ариетта Жаклин "Врач" в "Санградском докторе" и трио "Сотте карони" в "Иврони корриге". Помимо этого, он заимствовал приемы непосредственно из лирической трагедии и оперы-балета. Его мелодическое письмо неотделимо от его часто пышных украшений, в то время как аккомпанемент демонстрирует линейную концепцию, напоминающую Рамо, хотя гармония Ларуэтта менее диссонирующая, а его оркестровая текстура гораздо менее плотная. Также французским по стилю является его частое обращение к танцевальным метрам, смене времени в речитативах и иллюстративному вокальному исполнению, которое можно найти в дивертисментах гранд-оперы. Второй акт оперы "Ивронь корриге" очень юмористичен и открывает серию пьес, в которых композиторы комической оперы пародируют серьезный стиль. "Ле ги де Шен" больше соответствует пасторальным традициям и, что необычно, разворачивается в доримской Галлии.