Ларюетт, Жан-Луи
1731 - 1792
Назад
Laruette, Jean-Louis
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Луи Ларюетт был французским певцом-оттенористом и композитором. Впервые он стал известен как певец в Театрах Ярмарки, где дебютировал в сентябре 1752 года, вскоре после того как Монне открыл Театр Сен-Лоран. Таким образом, он был одним из первых, кто выступил в комических операх, смешанных с ариеттами, в то время когда либреттисты смешивали водевили и пародии на итальянские арии. Его самой важной ролью такого рода, вероятно, была роль Фокусника в "Дьяволе на четверых" Седена. Датировать его первые композиторские опыты сложнее, поскольку аранжировщики пастиччо и водевилей, как правило, оставались неизвестными. Однако ему приписываются такие произведения, как заключительный водевиль в опере Пармантье "Наслаждение и невинность", новая ария в опере Луи Ансома и "Бульвар" Фарена де Отмера и заключительный квартет оперы Ансома и Маркувиля "Ложная авантюристка". Характер его вклада в "Обманутых любовников" Ансома и Маркувиля и "Дьявола на четверых" Седена неясен.
Ларюетт полностью взял на себя роль композитора в "Докторе Санградо", комической опере с ариеттами и водевилями, написанной совместно с Дуни. Его первые значимые оперы "Врач любви", "Золушка" и "Исправленный пьяница" во многом обязаны своим либретто, в которых Ансом искусно сочетал водевили, ариетты и вокальные ансамбли. Последние три оперы Ларюетта, хотя и более амбициозные в музыкальном плане, имели меньший успех, чем его смешанные жанровые произведения — действительно, "Великодушная досада" и "Два собутыльника" потерпели полный провал.
Ларюетт также сделал блестящую карьеру певца. Сыграв такие молодые роли, как Альберти в опере Дуни "Влюбленный в свою модель живописец" и Азор в своей собственной "Золушке", он специализировался на зачастую несимпатичных ролях отцов и финансистов, например, месье Панса в опере Филидора "Блез-сапожник". Он и его жена Мари-Тереза были в числе пяти членов труппы "Комической оперы", которым было разрешено присоединиться к Итальянской комедии в 1762 году, и он способствовал успеху опер Филидора и Гретри. Ларюетт ушел из Итальянской комедии в марте 1778 года и с тех пор пел только в концертах и в Театре Божоле. Его высокий голос не отличался особой привлекательностью, но актерские способности и тщательность, с которой композиторы писали для него музыку, сделали его одним из самых популярных певцов своего времени. Его имя по-прежнему ассоциировалось с ролями в комической опере, которые сохранялись до конца XIX века.
Ларюетт принадлежал к первому поколению французских композиторов комической оперы в том смысле, который этот термин приобрел в 1750-х годах под влиянием интермедий, исполнявшихся в Париже труппой Буффонов. Однако он никогда не придерживался стиля итальянской оперы-буффа, хотя в его творчестве есть несколько примеров, таких как ариетта Жаклин "О медицине" в "Докторе Санградо" и трио "Глупая карга" в "Исправленном пьянице". Помимо этого, он заимствовал приемы непосредственно из лирической трагедии и оперы-балета. Его мелодическое письмо неотделимо от его часто пышных украшений, в то время как аккомпанемент демонстрирует линейную концепцию, напоминающую Рамо, хотя гармония Ларюетта менее диссонирующая, а его оркестровая текстура гораздо менее плотная. Также французским по стилю является его частое обращение к танцевальным метрам, смене темпа в речитативах и изобразительному вокальному письму, которое можно найти в дивертисментах большой оперы. Второй акт оперы "Исправленный пьяница" очень юмористичен и открывает серию пьес, в которых композиторы комической оперы пародируют серьезный стиль. "Омела дуба" больше соответствует пасторальной традиции и, что необычно, действие происходит в доримской Галлии.
Оперы