Лаппи, Пьетро
1575 - 1630

Назад

Lappi, Pietro

  • Дата рождения: около 1575 года
  • Место рождения: Флоренция, Италия
  • Дата смерти: 1630 год
  • Место смерти: Брешиа, Италия

Биография

Пьетро Лаппи — итальянский композитор. Он стал членом религиозного ордена Congregazione Fiesolana и провёл всю свою творческую жизнь в должности maestro di cappella (капельмейстера) в храме Мадонна делле Грацие в Брешии, где работал приблизительно с 1593 года и до самой смерти в 1630 году.

Его сочинения, как вокальные, так и инструментальные, предназначались исключительно для богослужебного употребления. Творчество Лаппи приходится на переходный период от полифонического стиля к концертирующему, хотя сам он в большей мере оставался приверженцем старой традиции. Лишь одна-две его коллекции включают мотеты для более камерного состава, характерного для нового стиля.

Работая в Брешии, он находился в контакте с представителями школы инструментальных музыкантов и мастеров музыкальных инструментов, процветавшей в этом городе. В 1616 году Лаппи издал сборник канцон, а ранее, в 1608 году, включил три свои канцоны в коллективный сборник. В своём мотетном издании 1614 года он добавил шесть симфоний.

Как и некоторые композиторы того времени, Лаппи стремился показать владение как старым, так и новым стилем в рамках одного сборника: так, его мессы 1613 года включают две, написанные без сопровождения органа, и три concertate a voci sole nell’organo («концертные мессы для отдельных голосов с органом»). В последних слышно больше движения восьмыми, аккордовое письмо и пунктирные ритмы в мелизматических соло.

Мотеты 1614 года показывают его внимание к проблемам музыкальной формы: он экспериментировал с тернарными и рондо-структурами, чередуя сольные эпизоды и тутти. В музыке для Completorium («Повечерия») для трёх и четырёх хоров (1621) он сочетал антифонное письмо с новым ripieno-принципом смешанного концерта. Однако гимны 1628 года возвращаются к практике предыдущего столетия: композитор обрабатывал лишь чередующиеся стихи, используя полифоническую технику для парафраза хорала, а последние стихи каждого гимна писал в простом аккордовом стиле в трёхдольном размере.

Творчество

Лаппи писал духовную музыку, демонстрируя умение соединять старый полифонический стиль с новыми концертными формами. Его наследие охватывает мессы, псалмы, мотеты, гимны, литании, музыку для вечерни и повечерия, а также инструментальные канцоны и симфонии.

Он был одним из тех итальянских композиторов начала XVII века, кто сохранил прочную связь с традицией, но при этом осваивал новейшие формы концертного письма.

Произведения

(Все издания, кроме антологий, опубликованы в Венеции)

  • Sacra omnium solemnitatum vespertina psalmodia cum 3 BVM canticis («Священные вечерние псалмы для всех праздников с тремя песнопениями Пресвятой Девы Марии»), 8 голосов, бассо континуо (1600).
  • Missarum, liber I («Мессы, книга I»), 8 голосов (1601; 2-е издание 1607 с бассо континуо), содержит также 2 мотета.
  • Regis Davidis psalmi ad Vesperas … regiae virginis deiparae cantica («Псалмы царя Давида к вечерне … песнопения Пресвятой Богородицы»), 5–10 голосов (1605).
  • La terza con il Te Deum e letanie della Beata Vergine et santi («Третья [книга] с "Te Deum" и литаниями Пресвятой Девы и святых»), 8 голосов (1607).
  • Missarum, liber II («Мессы, книга II»), 8–9 голосов (1608).
  • Missarum, liber I («Мессы, книга I»), 4–6 голосов, с органом (1613).
  • Sacrae melodiae, liber I («Священные мелодии, книга I»), 1–6 голосов, с симфониями и бассо континуо (1614; расширенное изд. 1621; дополненное изд. 1622).
  • Canzoni da suonare, libro I, op.9 («Канцоны для исполнения, книга I, соч.9»), 4–13 голосов (1616).
  • Salmi («Псалмы»), 8 голосов (1616).
  • Salmi a 3 e 4 chori, op.12 («Псалмы для 3 и 4 хоров»), с органом (1621; 2-е изд. 1626 как Compieta a 3 e 4 chori – «Повечерие для 3 и 4 хоров»).
  • Concerti sacri, libro II, op.13 («Священные концерты, книга II»), 1–7 голосов, с бассо континуо (1623).
  • Messe secondo libro, op.14 («Мессы, вторая книга, соч.14»), 4–6 голосов (1624).
  • Missa et responsorii, op.15 («Месса и респонсории, соч.15») (1625).
  • Letanie della Beatae Virgine, libro II, op.17 («Литании Пресвятой Девы, книга II, соч.17»), 4–8 голосов, с бассо континуо ad libitum (1627).
  • Salmi concertati, op.18 («Концертные псалмы, соч.18»), 5 голосов, с органом (1627).
  • Hymni per tutto l’anno («Гимны на весь год»), 4 голоса, с органом (1628).
  • Rosario musicale («Музыкальный розарий»): месса для 2 хоров с добавленным 3-м хором, псалмы, литании, мотеты, канцона (1629).
  • Salmi spezzati, op.22 («Разделённые псалмы, соч.22»), 4 голоса, с бассо континуо (1630).

Дополнительно:

  • 5 месс (1618, 1628).
  • 2 мотета (1612, 1623).
  • Несколько сочинений в сборнике Tripartus SS. concentuum fasciculus («Тройной сборник святых концертов», Франкфурт, 1621).
  • 3 канцоны (1608).
  • Мотеты (хранятся в библиотеках Берлина и Калуги).
  • Рукописные фрагменты (Мюнхен).

Ноты сочинений Пьетро Лаппи на сайте библиотеки IMSLP