Лаппи, Пьетро
1575 - 1630
Назад
Lappi, Pietro
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Лаппи был итальянским композитором. Он стал членом религиозного ордена Конгрегации Фьезолана и провёл всю свою творческую жизнь в должности капельмейстера в храме Мадонна делле Грацие в Брешии, где работал приблизительно с 1593 года и до самой смерти в 1630 году. Его сочинения, как вокальные, так и инструментальные, предназначались исключительно для богослужебного употребления. Творчество Лаппи приходится на переходный период от полифонического стиля к концертирующему, хотя сам он в большей мере оставался приверженцем старой традиции. Лишь одна-две его коллекции включают мотеты для более камерного состава, характерного для нового стиля. Работая в Брешии, он находился в контакте с представителями школы инструментальных музыкантов и мастеров музыкальных инструментов, процветавшей в этом городе. В 1616 году Лаппи издал сборник канцон, а ранее, в 1608 году, включил три свои канцоны в коллективный сборник. В своём мотетном издании 1614 года он добавил шесть симфоний.
Как и некоторые композиторы того времени, Лаппи стремился показать владение как старым, так и новым стилем в рамках одного сборника: так, его мессы 1613 года включают две, написанные без сопровождения органа, и три концертные мессы для отдельных голосов с органом. В последних слышно больше движения восьмыми, аккордовое письмо и пунктирные ритмы в мелизматических соло. Мотеты 1614 года показывают его внимание к проблемам музыкальной формы: он экспериментировал с тернарными и рондо-структурами, чередуя сольные эпизоды и тутти. В музыке для "Повечерия" для трёх и четырёх хоров он сочетал антифонное письмо с новым рипьено-принципом смешанного концерта. Однако гимны 1628 года возвращаются к практике предыдущего столетия: композитор обрабатывал лишь чередующиеся стихи, используя полифоническую технику для парафраза хорала, а последние стихи каждого гимна писал в простом аккордовом стиле в трёхдольном размере.
Лаппи писал духовную музыку, демонстрируя умение соединять старый полифонический стиль с новыми концертными формами. Его наследие охватывает мессы, псалмы, мотеты, гимны, литании, музыку для вечерни и повечерия, а также инструментальные канцоны и симфонии. Он был одним из тех итальянских композиторов начала XVII века, кто сохранил прочную связь с традицией, но при этом осваивал новейшие формы концертного письма.
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Дополнительные произведения
Ноты сочинений Пьетро Лаппи на сайте библиотеки IMSLP