Лаппи, Пьетро
1575 - 1630

Назад

Lappi, Pietro

Портрет композитора Пьетро Лаппи

  • Дата рождения: около 1575 года
  • Место рождения: Флоренция, Италия
  • Дата смерти: 1630 год
  • Место смерти: Брешиа, Италия

Биография

Пьетро Лаппи был итальянским композитором. Он стал членом религиозного ордена Конгрегации Фьезолана и провёл всю свою творческую жизнь в должности капельмейстера в храме Мадонна делле Грацие в Брешии, где работал приблизительно с 1593 года и до самой смерти в 1630 году. Его сочинения, как вокальные, так и инструментальные, предназначались исключительно для богослужебного употребления. Творчество Лаппи приходится на переходный период от полифонического стиля к концертирующему, хотя сам он в большей мере оставался приверженцем старой традиции. Лишь одна-две его коллекции включают мотеты для более камерного состава, характерного для нового стиля. Работая в Брешии, он находился в контакте с представителями школы инструментальных музыкантов и мастеров музыкальных инструментов, процветавшей в этом городе. В 1616 году Лаппи издал сборник канцон, а ранее, в 1608 году, включил три свои канцоны в коллективный сборник. В своём мотетном издании 1614 года он добавил шесть симфоний.

Как и некоторые композиторы того времени, Лаппи стремился показать владение как старым, так и новым стилем в рамках одного сборника: так, его мессы 1613 года включают две, написанные без сопровождения органа, и три концертные мессы для отдельных голосов с органом. В последних слышно больше движения восьмыми, аккордовое письмо и пунктирные ритмы в мелизматических соло. Мотеты 1614 года показывают его внимание к проблемам музыкальной формы: он экспериментировал с тернарными и рондо-структурами, чередуя сольные эпизоды и тутти. В музыке для "Повечерия" для трёх и четырёх хоров он сочетал антифонное письмо с новым рипьено-принципом смешанного концерта. Однако гимны 1628 года возвращаются к практике предыдущего столетия: композитор обрабатывал лишь чередующиеся стихи, используя полифоническую технику для парафраза хорала, а последние стихи каждого гимна писал в простом аккордовом стиле в трёхдольном размере.

Творчество

Лаппи писал духовную музыку, демонстрируя умение соединять старый полифонический стиль с новыми концертными формами. Его наследие охватывает мессы, псалмы, мотеты, гимны, литании, музыку для вечерни и повечерия, а также инструментальные канцоны и симфонии. Он был одним из тех итальянских композиторов начала XVII века, кто сохранил прочную связь с традицией, но при этом осваивал новейшие формы концертного письма.

Произведения

Духовная музыка

  • "Священные вечерние псалмы для всех праздников с тремя песнопениями Пресвятой Девы Марии" ("Sacra omnium solemnitatum vespertina psalmodia cum 3 BVM canticis"), для 8 голосов, бассо континуо
  • "Мессы, книга I" ("Missarum, liber I"), для 8 голосов
  • "Псалмы царя Давида к вечерне ... песнопения Пресвятой Богородицы" ("Regis Davidis psalmi ad Vesperas ... regiae virginis deiparae cantica"), для 5-10 голосов
  • "Третья книга с "Те Деум" и литаниями Пресвятой Девы и святых" ("La terza con il Te Deum e letanie della Beata Vergine et santi"), для 8 голосов
  • "Мессы, книга II" ("Missarum, liber II"), для 8-9 голосов
  • "Мессы, книга I" ("Missarum, liber I"), для 4-6 голосов, с органом
  • "Священные мелодии, книга I" ("Sacrae melodiae, liber I"), для 1-6 голосов, с симфониями и бассо континуо
  • "Псалмы" ("Salmi"), для 8 голосов
  • "Псалмы для 3 и 4 хоров" ("Salmi a 3 e 4 chori"), с органом
  • "Священные концерты, книга II" ("Concerti sacri, libro II"), для 1-7 голосов, с бассо континуо
  • "Мессы, вторая книга" ("Messe secondo libro"), для 4-6 голосов
  • "Месса и респонсории" ("Missa et responsorii")
  • "Литании Пресвятой Девы, книга II" ("Letanie della Beatae Virgine, libro II"), для 4-8 голосов, с бассо континуо по желанию
  • "Концертные псалмы" ("Salmi concertati"), для 5 голосов, с органом
  • "Гимны на весь год" ("Hymni per tutto l'anno"), для 4 голосов, с органом
  • "Музыкальный розарий" ("Rosario musicale")
  • "Разделённые псалмы" ("Salmi spezzati"), для 4 голосов, с бассо континуо

Инструментальная музыка

  • "Канцоны для исполнения, книга I" ("Canzoni da suonare, libro I"), для 4-13 голосов
  • 3 канцоны

Дополнительные произведения

  • 5 месс
  • 2 мотета
  • Несколько сочинений в сборнике "Тройной сборник святых концертов"
  • Мотеты
  • Рукописные фрагменты

Ноты сочинений Пьетро Лаппи на сайте библиотеки IMSLP