Ланцетти, Сальваторе
1710 - 1780

Назад

Lanzetti, Salvatore

  • Дата рождения: около 1710 года
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: около 1780 года
  • Место смерти: Турин, Италия

Биография

Сальваторе Ланцетти — итальянский виолончелист и композитор. Учился в неаполитанской консерватории Santa Maria di Loreto. Недолгое время служил в капелле при дворе в Лукке, а в 1727 году поступил на службу к королю Виктору Амедею II в Турине. Несмотря на многочисленные гастроли по Северной Европе, он сохранял эту должность.

Во второй половине 1730-х годов Ланцетти оказался сначала в Париже, затем в Лондоне, где, по-видимому, жил до 1754 года. Там он имел большой успех и, по свидетельству Чарльза Бёрни, способствовал формированию вкуса к виолончели в Англии. В мае 1751 года выступал во Франкфурте. Около 1760 года вернулся в Италию и вновь поступил на службу в королевскую капеллу Турина, где, вероятно, оставался до самой смерти.

Творчество

Ланцетти был одним из самых новаторских виолончелистов XVIII века и внёс большой вклад в развитие техники игры на инструменте. Его виртуозность проявляется в сольных сочинениях, где он использовал сложные штрихи, резкие динамические контрасты и расширенный диапазон. В сонатах ор.1 тесситура виолончели достигает звука си-дубль-бемоль (b'').

Особое значение имела его работа с приёмами смычковой техники: современник Мишель Корретт писал, что именно Ланцетти ввёл в виолончельную практику штрих staccato legato (связное стаккато). Его упражнения с точно прописанными аппликатурами показывают систему, близкую к описаниям Корретта. Ланцетти пользовался диатоническими аппликатурами на половинной, первой и второй позициях, но в третьей и четвёртой позициях сжимал интервалы, чтобы удобнее охватывать «переход через гриф». Использование позиции большого пальца у него было свободным, причём он часто привлекал и четвёртый палец, что стало характерной особенностью его стиля.

Существует вероятность родства Сальваторе Ланцетти с виолончелистом и композитором Доменико Ланцетти, от которого сохранились сонаты и концерты для виолончели.

Произведения

Инструментальные:

  • 12 Sonate per violoncello e basso continuo, op.1 (12 сонат для виолончели и бассо континуо, Амстердам, 1736)
  • 6 Solos for two cellos and basso continuo (harpsichord) (6 соло для двух виолончелей и бассо континуо, Лондон, 1740; ок. 1745 в переработке — 6 Solos for two cellos or flute and basso, op.2)
  • 6 Solos for two cellos or flute and basso (Лондон, ок. 1745, иное содержание при том же титульном листе, что и у ор.2)
  • 6 Solos after an Easy & Elegant Taste, for cello and basso continuo (harpsichord) (Лондон, ок. 1760)
  • Sonata intitolata Porto Maone для виолончели, альта, скрипки и бассо, op.5 (Турин, рукопись, неполная)
  • Sonates pour violoncelle et basse continue, op.5 (Париж, без даты)
  • Sonates pour violoncelle et basse continue, op.7 (Париж, без даты, неполные)
  • Другие сонаты, упоминаемые в источниках XIX века

Педагогические труды:

  • Principes ou l’application de violoncelle par tous les tons (Принципы применения виолончели во всех тональностях, Амстердам, до 1770)

Ноты сочинений Сальваторе Ланцетти на сайте библиотеки IMSLP