Ланцетти, Сальваторе
1710 - 1780

Назад

Lanzetti, Salvatore

Портрет композитора Сальваторе Ланцетти

  • Дата рождения: около 1710 года
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: около 1780 года
  • Место смерти: Турин, Италия

Биография

Сальваторе Ланцетти был итальянским виолончелистом и композитором. Учился в неаполитанской консерватории Санта-Мария ди Лорето. Недолгое время служил в капелле при дворе в Лукке, а в 1727 году поступил на службу к королю Виктору Амедею II в Турине. Несмотря на многочисленные гастроли по Северной Европе, он сохранял эту должность. Во второй половине 1730-х годов Ланцетти оказался сначала в Париже, затем в Лондоне, где, по-видимому, жил до 1754 года. Там он имел большой успех и, по свидетельству Чарльза Бёрни, способствовал формированию вкуса к виолончели в Англии. В мае 1751 года выступал во Франкфурте. Около 1760 года вернулся в Италию и вновь поступил на службу в королевскую капеллу Турина, где, вероятно, оставался до самой смерти.

Творчество

Ланцетти был одним из самых новаторских виолончелистов XVIII века и внёс большой вклад в развитие техники игры на инструменте. Его виртуозность проявляется в сольных сочинениях, где он использовал сложные штрихи, резкие динамические контрасты и расширенный диапазон. В сонатах опус 1 тесситура виолончели достигает звука си-дубль-бемоль. Особое значение имела его работа с приёмами смычковой техники: современник Мишель Корретт писал, что именно Ланцетти ввёл в виолончельную практику штрих стаккато легато. Его упражнения с точно прописанными аппликатурами показывают систему, близкую к описаниям Корретта. Ланцетти пользовался диатоническими аппликатурами на половинной, первой и второй позициях, но в третьей и четвёртой позициях сжимал интервалы, чтобы удобнее охватывать "переход через гриф". Использование позиции большого пальца у него было свободным, причём он часто привлекал и четвёртый палец, что стало характерной особенностью его стиля. Существует вероятность родства Сальваторе Ланцетти с виолончелистом и композитором Доменико Ланцетти, от которого сохранились сонаты и концерты для виолончели.

Произведения

Инструментальная музыка

  • "12 сонат для виолончели и бассо континуо" ("12 Sonate per violoncello e basso continuo"), опус 1
  • "6 соло для двух виолончелей и бассо континуо" ("6 Solos for two cellos and basso continuo")
  • "6 соло для двух виолончелей или флейты и баса" ("6 Solos for two cellos or flute and basso"), опус 2
  • "6 соло в легком и элегантном вкусе для виолончели и бассо континуо" ("6 Solos after an Easy & Elegant Taste, for cello and basso continuo")
  • "Соната под названием Порто Маоне" ("Sonata intitolata Porto Maone") для виолончели, альта, скрипки и баса, опус 5
  • "Сонаты для виолончели и бассо континуо" ("Sonates pour violoncelle et basse continue"), опус 5
  • "Сонаты для виолончели и бассо континуо" ("Sonates pour violoncelle et basse continue"), опус 7
  • Другие сонаты

Педагогические труды

  • "Принципы применения виолончели во всех тональностях" ("Principes ou l'application de violoncelle par tous les tons")

Ноты сочинений Сальваторе Ланцетти на сайте библиотеки IMSLP