Лэниер, Николас
1588 - 1666

Назад

Lanier, Nicholas

Портрет композитора Николас Лэниер

  • Дата рождения: Лондон, крещён 10 сентября 1588 года
  • Место рождения: Лондон, Англия
  • Дата смерти: 24 февраля 1666 года
  • Место смерти: Гринвич, Лондон, Англия

Биография

Николас Лэниер был английским композитором, певцом, лютнистом и художником, братом Джона Лэниера. С детства он, без сомнения, рос в музыкальной семье, но был отдан в обучение графу Солсбери до 1607 года. Его имя упоминается в бумагах семьи и поместья Сесил в Хэтфилде как получателя различных выплат в период с 1605 по 1613 год, включая жалование в 20 фунтов в год с 1608 года.

Он также выполнял поручения правительства, доставляя письма в Париж в марте 1610 года и в Венецию в феврале 1611 года, возможно, в сопровождении визита в Италию с Уильямом, виконтом Кранборном, который просил своего отца, графа Солсбери, чтобы Лэниер сопровождал его "в связи с желанием учиться игре на виоле во время поездки". Такие связи и обязанности были ценными для начала его карьеры.

Хотя Лэниер был назначен лютнистом в Королевскую музыку лишь в 1616 году, он уже зарекомендовал себя при дворе: в 1613 году он сочинил и исполнил песню "Унеси это священное дерево" для маскарада Кампиона по случаю свадьбы Роберта Карра, графа Сомерсета, и леди Фрэнсис Ховард.

Он сочинил музыку к маскараду Бена Джонсона "Влюбленные стали мужчинами" (1617), при этом Джонсон в издании 1640 года отметил, что Лэниер ввел "стиль речитатива" в Англию; Джонсон также писал, что маскарад исполнялся полностью с пением. Лэниер принимал участие в исполнении маскарада и занимался декорациями. Он написал музыку еще для трех маскарадов Джонсона: "Видение удовольствия" (1617), "Цыгане преображены" (1621) совместно с Робертом Джонсоном и "Маска аугуров" (1622) совместно с Альфонсо Феррабоско Вторым.

После восшествия на престол Карла I в 1625 году Лэниер был назначен первым в истории Мастером Королевской музыки с жалованием в 200 фунтов (плюс 16 фунтов 2 шиллинга 6 пенсов на содержание). Он продолжал получать 40 фунтов в год как лютнист, а также дополнительное содержание.

Благодаря знаниям в живописи, репутации знатока и надежности при дворе Карл и герцог Бекингем отправляли его в Италию для покупки картин. Он, по-видимому, совершил три поездки в период с 1625 по 1628 годы, с помощью Даниеля Найса в Венеции приобретая коллекцию герцога Мантуи стоимостью более 25 000 фунтов. Часть этих картин до сих пор находится в королевской коллекции в Хэмптон-Корте, остальное было рассеяно в период Содружества; около половины возможно идентифицировать.

6 февраля 1629 года Лэниер был арестован вместе с братом Джоном и дядьями Андреа, Клементом и Джероми за нарушение порядка на улице; инцидент вызвал переписку между городом и двором. В 1630 году он написал музыку на пастораль "Пастораль к рождению принца Чарльза" (текст Г. Херрика, "Добрый день, Миртилло"), которая, к сожалению, утрачена.

В 1646 году Лэниер находился в Нидерландах, "старый, несчастный, почти в изгнании, лишенный не только состояния, но и всех музыкальных бумаг, почти разума и добродетели", как писал он Константину Хюйгенсу. Он также находился во Франции, где Уильям Сандерсон в "Графике" (1658) описывал его метод живописи. В 1656 году Лэниер опубликовал книгу офортов по рисункам Пармиджанино "Первые пробы, сделанные аквафортом Н. Лэниером в его юном возрасте шестидесяти восьми лет 1656"; похожий набор по Пармиджанино и Джулио Романо назывался "Маски, нарисованные Джулио Романо из коллекции Н. Лэниера".

Несколько портретов Лэниера известны, включая один работы Энтони ван Дейка в Музее истории искусств, Вена. Лэниер был одним из самых значительных английских авторов песен своего времени, особенно как новатор. Песня "Унеси это священное дерево" (1613) считается одной из первых декламационных ариоз, предвосхищавших бассо континуо сопровождение и развитие английского речитативного стиля.

Творчество

Николас Лэниер сочинял музыку для маскарадов, камерные и вокальные произведения. Он внес влияние итальянских форм в английскую музыку, включая речитатив и вариации арий на повторяющемся басе. Его стилистическая новаторская деятельность охватывает период с 1613 по 1660 год. Среди его достижений - ранние декламационные ариозы, развитие английского речитатива и импорт итальянских музыкальных форм.

Произведения

Сценические произведения

  • "Маскарад к свадьбе графа Сомерсета" ("Maske … at the Marriage of … the Earle of Somerset") совместно с Дж. Копрарио
  • "Влюбленные стали мужчинами" ("Lovers Made Men")
  • "Видение удовольствия" ("The Vision of Delight")
  • "Цыгане преображены" ("The Gypsies Metamorphos'd") совместно с Р. Джонсоном
  • "Маска аугуров" ("The Masque of Augurs") совместно с А. Феррабоско Вторым

Вокальные произведения

  • "Унеси это священное дерево" ("Bring away this sacred tree")
  • "Колин, скажи, почему ты так сидишь" ("Colin say why sit'st thou so")
  • "Приди, славный объект моего взора" ("Come, thou glorious object of my sight")
  • "Не ожидай услышать о всех твоих добродетелях" ("Do not expect to hear of all thy good")
  • "Огонь, вот я пылаю" ("Fire, lo here I burn")
  • "Прошу, охраняй моих овец" ("I prithee keep my sheep for me")
  • "Я не был устал, когда лежал" ("I was not wearier when I lay")
  • "Я не желаю, чтобы ты больше любил меня" ("I wish no more thou should'st love me")
  • "В виновную ночь" ("In guilty night")
  • "Как бедный отшельник" ("Like hermit poor")
  • "Любовь и я недавно расстались" ("Love and I of late did part")
  • "Смотри, как румяное утро" ("Mark how the blushful morn")
  • "Ни вздохов, ни слез, ни скорби" ("Neither sighs, nor tears, nor mourning")
  • "Больше не будут луга украшены цветами" ("No more shall meads")
  • "Ты еще не пришел" ("Nor com'st thou yet")
  • "Амороза парголетта" ("Amorosa pargoletta")
  • "Несчастная пастушка" ("Miser pastorella")
  • "Какой благородный музыкант" ("Qual musico gentil")
  • "О любящий Господь" ("O amantissime Domine") - мотет для одного голоса

Инструментальные произведения

  • "Две симфонии для трех голосов" ("2 symphonies a 3")
  • "Альман и сарабанда для корнеттов" ("Alman and saraband for cornetts")

Ноты сочинений Николаса Лэниера на сайте библиотеки IMSLP