Лэниер, Николас
1588 - 1666

Назад

Lanier, Nicholas

  • Дата рождения: Лондон, крещён 10 сентября 1588 года
  • Место рождения: Лондон, Англия
  • Дата смерти: 24 февраля 1666 года
  • Место смерти: Гринвич, Лондон, Англия

Биография

Николас Лэниер (II) — английский композитор, певец, лютнист и художник, брат Джона Лэниера (III). С детства он, без сомнения, рос в музыкальной семье, но был отдан в обучение графу Солсбери до 1607 года. Его имя упоминается в бумагах семьи и поместья Сесил в Хэтфилде как получателя различных выплат в период с 1605 по 1613 год, включая жалование в 20 фунтов в год с 1608 года.

Он также выполнял поручения правительства, доставляя письма в Париж в марте 1610 года и в Венецию в феврале 1611 года, возможно, в сопровождении визита в Италию с Уильямом, виконтом Кранборном, который просил своего отца, графа Солсбери, чтобы Лэниер сопровождал его «в связи с желанием учиться игре на виоле во время поездки». Такие связи и обязанности были ценными для начала его карьеры.

Хотя Лэниер был назначен лютнистом в Королевскую музыку лишь в 1616 году, он уже зарекомендовал себя при дворе: в 1613 году он сочинил и исполнил песню Bring away this sacred tree (Унеси это священное дерево) для маскарада Кампиона по случаю свадьбы Роберта Карра, графа Сомерсета, и леди Фрэнсис Ховард.

Он сочинил музыку к маскараду Бена Джонсона Lovers Made Men (Влюблённые стали мужчинами, 1617), при этом Джонсон в издании 1640 года отметил, что Лэниер ввёл «стиль речитатива» в Англию; Джонсон также писал, что маскарад исполнялся полностью с пением. Лэниер принимал участие в исполнении маскарада и занимался декорациями. Он написал музыку ещё для трёх маскарадов Джонсона: The Vision of Delight (Видение удовольствия, 1617), The Gypsies Metamorphos’d (Цыгане преображены, 1621) совместно с Робертом Джонсоном и The Masque of Augurs (Маска аугуров, 1622) совместно с Альфонсо Феррабоско (II).

После восшествия на престол Карла I в 1625 году Лэниер был назначен первым в истории Мастером Королевской музыки с жалованием в 200 фунтов (плюс 16 фунтов 2 шиллинга 6 пенсов на содержание). Он продолжал получать 40 фунтов в год как лютнист, а также дополнительное содержание.

Благодаря знаниям в живописи, репутации знатока и надежности при дворе Карл и герцог Бекингем отправляли его в Италию для покупки картин. Он, по-видимому, совершил три поездки в период с 1625 по 1628 годы, с помощью Даниеля Найса в Венеции приобретая коллекцию герцога Мантуи стоимостью более 25 000 фунтов. Часть этих картин до сих пор находится в королевской коллекции в Хэмптон-Корте, остальное было рассеяно в период Содружества; около половины возможно идентифицировать.

6 февраля 1629 года Лэниер был арестован вместе с братом Джоном и дядьями Андреа, Клементом и Джероми за нарушение порядка на улице; инцидент вызвал переписку между городом и двором. В 1630 году он написал музыку на пастораль A Pastorall upon the birth of Prince Charles (Пастораль к рождению принца Чарльза, текст Г. Херрика, «Добрый день, Миртилло»), которая, к сожалению, утрачена.

В 1646 году Лэниер находился в Нидерландах, «старый, несчастный, почти в изгнании, лишённый не только состояния, но и всех музыкальных бумаг, почти разума и добродетели», как писал он Константину Хюйгенсу. Он также находился во Франции, где Уильям Сандерсон в Graphice (1658) описывал его метод живописи. В 1656 году Лэниер опубликовал книгу офортов по рисункам Пармиджанино Prove prime fatti a l’aqua forte da N: Lanier a l’età sua giovanile di sessanta otto Anni 1656; похожий набор по Пармиджанино и Джулио Романо назывался Maschere delineato di Julio Romano ex Collne N. Lanier.

Несколько портретов Лэниера известны, включая один работы Энтони ван Дейка в Kunsthistorisches Museum, Вена. Лэниер был одним из самых значительных английских авторов песен своего времени, особенно как новатор. Песня Bring away this sacred tree (1613) считается одной из первых декламационных ариоз, предвосхищавших continuo сопровождение и развитие английского речитативного стиля.

Творчество

Николас Лэниер сочинял музыку для маскарадов, камерные и вокальные произведения. Он внёс влияние итальянских форм в английскую музыку, включая речитатив и вариации арий на повторяющемся басе. Его стилистическая новаторская деятельность охватывает период с 1613 по 1660 год. Среди его достижений — ранние декламационные ариозы, развитие английского речитатива и импорт итальянских музыкальных форм.

Произведения

Сценические произведения:

  • Маскарад к свадьбе графа Сомерсета (Maske … at the Marriage of … the Earle of Somerset, 1613, совместно с G. Coprario)
  • Lovers Made Men (Влюблённые стали мужчинами, Б. Джонсон, Лондон, 1617)
  • The Vision of Delight (Видение удовольствия, Джонсон, Лондон, 1617)
  • The Gypsies Metamorphos’d (Цыгане преображены, Джонсон, 1621, совместно с Р. Джонсоном)
  • The Masque of Augurs (Маска аугуров, Джонсон, Лондон, 1622, совместно с А. Феррабоско II)

Вокальные произведения:

  • Bring away this sacred tree (Унеси это священное дерево, Т. Кампион)
  • Colin say why sit’st thou so (Колин, скажи, почему ты так сидишь)
  • Come, thou glorious object of my sight (Приди, славный объект моего взора, Т. Киллигрю)
  • Do not expect to hear of all thy good (Не ожидай услышать о всех твоих добродетелях, Б. Джонсон)
  • Fire, lo here I burn (Огонь, вот я пылаю, Кампион)
  • I prithee keep my sheep for me (Прошу, охраняй моих овец, Б. Йонг)
  • I was not wearier when I lay (Я не был устал, когда лежал, Джонсон)
  • I wish no more thou should’st love me (Я не желаю, чтобы ты больше любил меня)
  • In guilty night (В виновную ночь)
  • Like hermit poor (Как бедный отшельник)
  • Love and I of late did part (Любовь и я недавно расстались)
  • Mark how the blushful morn (Смотри, как румяное утро)
  • Neither sighs, nor tears, nor mourning (Ни вздохов, ни слёз, ни скорби)
  • No more shall meads (Больше не будут луга украшены цветами)
  • Nor com’st thou yet (Ты ещё не пришёл)
  • И другие песни, включая Amorosa pargoletta, Miser pastorella, Qual musico gentil, O amantissime Domine (мотет, 1 голос)

Инструментальные произведения:

  • 2 симфонии a 3
  • Альман и сарабанда для корнеттов

Ноты сочинений Николаса Лэниера на сайте библиотеки IMSLP