Ланье, Николас
1588 - 1666
Назад

Николас Ланье (Nicholas Lanier) - английский композитор, певец, лютнист и художник французского происхождения
- Родился 10 сентября 1588 г. - Лондон.
- Умер 24 февраля 1666 г. - Гринвич, Лондон.
Брат Джона Ланье. В детстве он, без сомнения, был окружен музыкой в своей семье, но до 1607 года он был связан контрактом с графом Солсбери, и его имя фигурирует в документах семьи Сесил и поместья в Хэтфилд-хаусе как получатель различных выплат в период с 1605 по 1613 год, включая зарплату в размере 20 фунтов стерлингов в 1608 году. Он также выступал в качестве посыльного от имени правительства, доставляя письма в Париж в марте 1610 года и в Венецию в феврале 1611 года, причем последнее, возможно, было связано с поездкой в Италию Уильяма, виконта Крэнборна, который написал своему отцу, графу Солсбери, письмо, в котором просил Ланье сопровождать его “из-за желания я должен учиться игре на виоле, пока нахожусь там”. Подобные связи и обязанности, должно быть, были ценны для Ланье в начале его карьеры. Хотя он не был назначен лютнистом в королевский музыкальный театр до 1616 года, он уже успел заявить о себе при дворе, поскольку в 1613 году сочинил и исполнил песню "Унеси это священное дерево" в "Маскараде Кэмпиона" по случаю бракосочетания Роберта Карра, графа Сомерсета, и леди Фрэнсис Говард. Ланье сочинил музыку к пьесе Бена Джонсона "Любовники в масках" (1617), и в печатном тексте 1640 года Джонсон описал это как введение в Англию "stylo recitativo"; Джонсон также сообщил, что "маска" исполнялась на протяжении всего спектакля. В отсутствие музыки к этим заявлениям, сделанным спустя долгое время после исполнения произведения, следует отнестись с осторожностью. Ланье также пел в маскараде и оформлял декорации. Он написал музыку еще к трем маскарадам Джонсона: "Видение восторга" (1617), "Цыганские метаморфозы" (1621) совместно с Робертом Джонсоном и "Маска авгуров" (1622) совместно с Альфонсо Феррабоско. После восшествия на престол Карла I в 1625 году Ланье был назначен первым в истории мастером королевской музыки с окладом в 200 фунтов стерлингов (ливрея стоила 16 фунтов 2 шиллинга 6 пенсов). Он продолжал получать 40 фунтов стерлингов в год как лютнист плюс дополнительную плату за проживание. В начале нового царствования его познания в живописи, репутация знатока и, прежде всего, надежность придворного побудили Карла и герцога Бекингема отправить его в Италию за картинами. По-видимому, в период с 1625 по 1628 год он совершил три визита в Венецию, договорившись с помощью Даниэля Ниса о покупке коллекции герцога Мантуанского стоимостью более 25 000 фунтов стерлингов. Некоторые из этих картин все еще находятся в королевской коллекции в Хэмптон-Корте и других местах, но остальные были рассеяны во времена Содружества; около половины, вероятно, все еще можно идентифицировать. Кроме того, он приобрел множество рисунков мастеров; сохранились десятки с его изображением (маленькой звездочкой), 34 из них находятся в Виндзорском замке, хотя многие исчезли. 6 февраля 1629 года Ланье был арестован вместе со своим братом Джоном и дядями Андреа, Клементом и Жеромом за хулиганство на улице; это дело вызвало большой резонанс, и между городом и судом последовал гневный обмен письмами. В 1630 году он положил на музыку пастораль Херрика "Добрый день, Миртильо", посвященную рождению принца Чарльза, которая, к сожалению, утеряна. В 1646 году он был в Нидерландах – "старый, по-своему несчастный, в изгнании, лишенный не только состояния, но и всех своих музыкальных бумаг, более того, почти всего своего ума и добродетели", как он описал себя в письме Константину Гюйгенсу. Одно время он также был во Франции, поскольку Уильям Сандерсон в своей книге "Графика" (1658) писал: "Ланьер в Париже хитрым способом смягчил краски с помощью каминной сажи, отчего картина стала темноватой и казалась старинной; после этого он сворачивает ее, и она потрескивает, и ее ошибочно принимают за старую". Старый принцип, он был хорошо скопирован хорошей рукой. В 1656 году Ланье опубликовал книгу гравюр по рисункам Пармиджанино "Докажи, что Фатти и аква сильны": Ланье и "это моя джованнина ди сессанта Отто", 1656 год. Похожий набор, выполненный по рисункам Пармиджанино и Джулио Романо, называется “Маскарадный костюм Джулио Романо из коллекции”. Известно несколько его портретов (включая эскизы), один из которых работы Энтони ван Дейка хранится в Художественно-историческом музее Вены, написанный в Антверпене (или, возможно, в Генуе в прошлом году) и, как говорят, именно эта работа побудила Карла I пригласить ван Дейка в Англию. Хотя очевидно, что большая часть его творчества не сохранилась – на самом деле он намекал на это в письме, процитированном выше, – Ланье был одним из самых выдающихся английских авторов песен своего времени, особенно как новатор. "Унесите это священное дерево" (1613) - одна из самых ранних декламационных пьес, которую Генри и Уильям Лоус, Джон Уилсон, Чарльз Коулмен и сам Ланье разработали в период с 1620 по 1660 год. Аккомпанемент - аккордальный, предвосхищающий истинный стиль континуо, хотя басы не прорисованы. Создается эффект героической декламации, почти полностью лишенной мелодичности, хотя и выраженной по тону, и гармонирующей с роскошными барочными элементами декора Иниго Джонса и другими чертами якобинской маски. Его длинный речитатив "Герой и Леандр" ("Еще не пришел ты"), вероятно, был написан вскоре после его возвращения из Италии (хотя все источники датируются периодом после 1660 года), и он, несомненно, был вдохновлен итальянскими причитаниями, такими как "Сигизмондо д'Индия". Различные настроения в монологе Геро – ее агония и состояние, близкое к бреду, когда она ждет Леандра, и ее последнее горе после его смерти - выражены с удивительной силой. Стиль этой книги сильно отличается от стиля его декламационных произведений: Роджер Норт нашел в ней “страсть, надежду, страх и отчаяние, настолько сильные, насколько это возможно в словах и звуках, и, за исключением некоторых фрагментов мистера Х. Перселла, в английском языке нет ничего подобного, что можно было бы рекомендовать”. Это произведение было описано как первое использование настоящего речитатива в английской музыке. Другой итальянской формой, которую Ланье, возможно, импортировал, была строфически измененная ария с повторяющимся басом: таким образом он оформил "No more shall meads be decorated with flowers" Кэрью.
Ноты сочинений Николаса Ланье на сайте библиотеки IMSLP