Ланди, Стефано
1587 - 1639

Назад

Landi, Stefano

  • Дата рождения: 26 февраля 1587 (крещение)
  • Место рождения: Рим, Италия
  • Дата смерти: 28 октября 1639
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Стефано Ланди — итальянский композитор, певец и педагог. Он носил фамилию матери Сесилии. Его дед по матери, Фабио, антиквар из Падуи, который обосновался в Риме около 1550–1557 годов, был членом Римской Архиконгрегации Святого Распятия. Отец Ланди, Маттео Маттей, сапожник из Сиены, умер до того, как Стефано поступил в Немецкий колледж в Риме в качестве мальчика-сопрано 8 мая 1595 года.

Стефано принял малые церковные сана 28 октября 1599 года и начал обучение в Римском семинарии 25 февраля 1602 года по рекомендации семьи Чези (кардинал Бартоломео, герцог Федерико и их мать). Только отдельные сведения в десять лет после защиты философской диссертации в 1607 году указывают на его раннюю музыкальную карьеру: он играл на органе в Санта-Мария-ин-Трастевере в 1610 году, дирижировал певцами в Оратории Распятия в мае 1611 года и служил маэстро капеллы в Санта-Мария-делла-Консолазионе (1614–1617). Его первое опубликованное сочинение, мотет на три голоса, появилось в антологии Фабио Константини в 1616 году.

Следующие три публикации в Венеции помещают Ланди на север, где он вошёл в изысканный мир камерной музыки. Его пятиголосные мадригалы были предложены из Венеции в феврале 1619 года его покровителю Марко Корнаро, епископу Падуи. Четыре месяца спустя, из Падуи, он посвятил оперу «La morte d’Orfeo» («Смерть Орфея») Алессандро Маттеи, духовному лицу при дворе Папы Павла V (Боргезе). К следующему году Ланди вернулся в Рим, и 1 июня 1620 года посвятил свою первую книгу сольных арий князю Паоло Савелли, герцогу Альбано и губернатору папской армии в Эмилии, которому он служил до примерно 1622 года.

За исключением пристрастия к выразительным паузам, мадригалы не показывают той изобретательности и живости, которые присутствуют в сольных ариях, 12 из которых являются строфическими вариациями; среди них — выдающийся сонет «Superbi colli» («Гордые холмы») для соло баса, посвящённый руинам Древнего Рима. Том завершается пышным сольным мадригалом, шестью канцонетами для исполнения с испанской гитарой и завершающим мадригалом для сольного баса. В посвящении к книге полифонических мадригалов Ланди изложил художественную философию, которой он оставался верен в позднейших произведениях: «Мои мадригалы рождаются от человека и представляют человеческие идеи и природные страсти, но они также являются путём и средством к ангельским концертам, которые я стремлюсь имитировать как можно лучше; и в других моих произведениях я буду стремиться раскрыть тень истинной небесной музыки».

Повод и вдохновение для оперы «La morte d’Orfeo» («Смерть Орфея»), обозначенной как трагикомическая пастораль, опус 2, остаются неизвестными. Её единственным римским образцом является «Eumelio» Агостино Агадзари, поставленный в 1606 году в Римском семинарии, когда Ланди был 19-летним студентом. Вместе с неизвестным либреттистом Ланди создал пять музыкальных tableaux, представляющих события, приведшие к смерти Орфея после его неудачи вернуть Эвридику из ада.

Орфей представлен тенором, как и пастух, который рассказывает о его смерти в стиле эпического рецитационного повествования по мелодической формуле. Пять сольных партий для баса не появляются на сцене одновременно и, возможно, были дублированы. Бахус и Меркурий, чьи партии написаны в альтовом ключе, вероятно, исполнялись фальцетистами. Арии для сопрано Калиопы и Эвридики отзываются эхом монументальных рецитативных плачей Монтеверди, но в целом рецитатив Ланди избегает мадригальной интенсивности ранних монодистов.

Строфические арии и арии в форме строфических вариаций сосредоточены на сольных персонажах (например, открывающая сцена Орфея состоит только из четырёхстрофической арии в вариации), в то время как живые хоровые ансамбли пастухов, сатиров (оба в двойных квартетах), менад и богов включают сольные, дуэтные и трио-секции. Трогательно элегическим является эхо-ария для Низы (акт 3, сцена ii) и плаксивый дактический хор пастухов, в котором без сопровождения трио пастухов оплакивает утрату (4.iv). Ланди повторил этот эффект в трио-плаче без сопровождения в опере «Sant’Alessio» («Сан-Алексис»).

В последнем акте Орфей вновь видит Эвридику в аду, но она его не узнаёт. Совершенно отчаявшись, он пьёт воды Леты, теряет смертную оболочку и превращается в небесного полубога, подобно тому, как Алексис станет святым в позднейшей опере Ланди.

Творчество

Карьера Ланди в последующие годы была связана с кардиналами-племянниками трёх последовательных пап и кардиналом-принцем Савойским. 19 декабря 1619 года он отправил «compositione allegra» («весёлое сочинение») для трёх голосов из Анконы кардиналу Сципионе Боргезе. Как архипресвитер Сан-Пьетро, Боргезе рекомендовал Ланди пожизненное служение.

Когда оно было предоставлено 27 октября 1622 года папой Григорием XV (Лудовизи), Ланди был отмечен как «servitore» («служитель») кардинала Лодовико Лудовизи. При Урбане VIII (Барберини) Ланди стал клириком с доходным назначением в базилике (1624–1639) и «ректором и вечным капелланом» её капеллы Святого Процессуса и Мартияна.

Помимо клириковских обязанностей в Сан-Пьетро, Ланди служил маэстро капеллы в Санта-Мария-ай-Монти с конца 1624 года. Его кузен Фабио учился у него и стал арфистом при дворе Медичи. Его ученик Анджело Ферротти присоединился к римскому двору кардинала Маурицио Савойского, которому Ланди посвятил свои вечерние псалмы и «Magnificat» 1624 года; он отправил Ферротти в Турин, чтобы исполнить вторую книгу сольных арий (1627) для посвящённой лица — сестры Маурицио.

Большинство арий — приятные строфические песни; все, даже сонеты, имели альфабето-табулатуру для гитарного сопровождения, кроме обычной басовой партии для континуо. Питони цитировал два дополнительных тома камерной музыки того периода: «Poesie diverse» (1628) и четвёртую книгу сольных арий (1629); оба утраченны.

После рукоположения в субдьяконы (5 марта 1629 года) Ланди вступил в Сикстинскую капеллу как контральто 29 ноября 1629 года и вошёл во внутренние круги Барберини, хотя сохранял связь с Маурицио до 1636 года. Ферротти стал «кастрато» кардинала Франческо, а Ланди начал обучать Джироламо Зампетти для Барберини, наряду с другими учениками.

Учётные книги Барберини показывают выплаты Ланди за обучение мальчиков и другие музыкальные услуги. Подробная хроника последних десяти лет жизни Ланди показывает, какие требования предъявлялись к музыканту с клириковскими обязанностями и музыкальными обязанностями в церкви и при дворе.

Помимо литургических и нелитургических обязанностей в Сикстинской капелле, Ланди организовывал, дирижировал и часто сочинял музыку для праздничных выступлений в титулярных церквях кардиналов Франческо и Антонио Барберини. Следы этой музыки сохранились только в мессе на свадьбу Таддео и Анны Барберини в 1627 году, ещё одна — в архиве Санта-Мария-ин-Трастевере, а также утраченная книга месс.

Ланди пытался пересмотреть plainchant респонсории для Тенебре 1631 года (формально отклонены певцами Сикстинской капеллы в 1633 году) и входил в комитет для пересмотра гимнов Палинестры 1634 года, вероятно, версия, опубликованная в Антверпене в 1644 году. Большой портрет Палестрины висел в его доме, а две сохранившиеся мессы выполнены в stile antico, резко контрастирующем с более современным стилем его ранних псалмов.

Ланди вернулся к стилю произведений 1624 года в хорах к опере «Sant’Alessio» («Сан-Алексис»).

Франческо Барберини, по-видимому, впервые задумал и поставил музыкальную версию жизни раннего христианского святого Алексия в 1631 году. Ранее он посещал две оперы на священные темы во Флоренции в 1624 и 1625 годах: одну о жизни святой Урсулы, другую — о Иудифь и Олоферне (тексты Андреа Сальвадори, музыка Марко да Гальяно). В Риме кардинал Маурицио Савойский регулярно устраивал драматические музыкальные представления, в которых, по всей вероятности, пел Ферротти; одно из них могло быть утраченной оперой «Сан Эустахио» (1625).

На карнавал 1632 года Барберини предложили два музыкальных драмы прелата Джулио Роспильози. Князь Таддео Барберини поставил библейскую историю царицы Эсфирь в своём Палаццо ай Джуббонари, а кардинал Франческо представил в новом Палаццо Барберини алле Кваттро Фонтане постановку Ланди «Сан-Алексис».

Большое количество сопрановых партий (семь из одиннадцати) отражает доступ Барберини к Сикстинскому хору и ученикам Ланди, как настоящим, так и бывшим. Спустя годы после того, как Алексис оставил свою новую невесту и патрицианскую семью, он возвращается в Рим как христианский аскет. Дьявол искушает его вернуться к жизни римского аристократа, но Алексис выбирает умереть нищим под лестницей в доме отца. Действие минимально; главные сцены сосредоточены на надежде семьи найти потерянного сына и мужа, а также на борьбе Алексия с решением раскрыть свою личность или продолжать самоотверженную жизнь в христианской бедности.

В последнем акте семья обнаруживает его лишь после смерти и находит утешение в его святости. Ланди исполнил интенсивные диалоги прозрачным рецитативом, который подчёркивает проникновенность, а не пафос. Психологическое напряжение рассеивается в расширенных хоровых финалах с метрическим ритмом и чередованием сольных ансамблей с tutti. Ариетки редки и коротки; похвала кастратам, исполнявшим роли Алексия и его жены (вероятно, Анджело Ферротти в титульной роли и Маркантонио Паскуалини), относилась к их выразительным способностям во всех аспектах нового музыкального средства.

Барберини устроили это частное представление в честь дипломата из Габсбургской империи, Ганса Ульриха, принца Эггенберга, находившегося в Риме с сыном. Через шесть лет Ланди посвятил свою шестую книгу арий младшему Эггенбергу (к тому времени герцогу Крумау), в ожидании его возвращения в Рим в ноябре 1638 года.

Позднее, в 1632 году, Франческо сменил кардинала Лудовизи на посту вице-канцлера церкви, событие, которое он отметил в титулярной церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, заказав сложное оформление «Сорок часов» на Великий пост 1633 года, где Ланди руководил музыкальной частью. Сложное архитектурное оформление для евхаристии было разработано Пьетро да Кортоной, который также создавал декорации для «Сан-Алексис».

В 1633 году кардинал Франческо сменил Сципионе Боргезе на посту архипресвитера Сан-Пьетро, а Ланди стал дьяконом.

«Сан-Алексис» был возрождён для карнавала 1634 года, посвящён польскому принцу Александру Карлу из королевского дома Ваза. Были добавлены малые роли и новые сцены, использующие декорации оперы Таддео Барберини «Эрминия у Иордана» (музыка Микеланджело Росси, 1633). Добавлен второй паж (что предполагает, что беззаботный дуэт детей «Poca voglio di far bene» был ново создан), а также комическая сцена, в которой дьявол превращается в медведя, чтобы напугать пажа.

Поскольку династия Ваза была разделена на протестантскую ветвь в Швеции и католическую в Польше, были введены отсылки к силе польского католицизма. Шесть новых слуг в прологе хвалили Александра и были освобождены фигурой Рима. Во 2 акте новая фигура Религии исполняет рецитатив и арию в ритме галльярда, повторяющуюся в хоровом финале 3 акта. Хотя появление Религии обозначает решение Алексия «следовать солнцу» (эмблема Барберини), а не тени, обещанной силами тьмы, 3 акт предлагает яркие эмоциональные контрасты. В сцене i разгневанный дьявол и демоны побеждены, когда пол сцены внезапно открывается, поглощая их огнём. В сцене iii жена, мать и отец Алексия переживают глубокую скорбь, выраженную трио без сопровождения, три части которого разделены рецитативным диалогом.

В ре миноре трио никогда не каденцируется в тонике, которая появляется только когда хор утешающих ангелов призывает прекратить плач в начале следующей сцены. Это лишь один пример многочисленных тонких приёмов Ланди при построении сцен. В финале три скрипки, лютни, теорбы и арфы соединяются с ангелами в небесном облаке, а танцующие добродетели и финальный полихоровой ансамбль провозглашают Рим счастливым, видя, как небеса принимают своего нового святого.

Партитура Ланди, первая из трёх опер Барберини, предназначенных для публикации, была издана в том же году с восьмью сценографическими пластинами. Примечание Ланди читателю о транспозиции ролей, инструментальном удвоении и украшениях показывает, что он предвидел будущие исполнения. Сохранились либретто из Реджо-нель-Эмилия (1645) и Болоньи (1647).

Композитор оперы Барберини 1635–1636 годов «I Santi Didimo e Theodora» неизвестен. Ланди считается причастным к постановке наряду с другими певцами Сикстинской капеллы, хотя в неизвестной роли. Он также был музыкальным руководителем неизвестной драмы, поставленной Пьетро делла Валле в том же году. Весной 1635 года Ланди сотрудничал с Оттавиано Кастелли, создавая хоровую музыку для майского праздника в летней резиденции папы в Кастель Гандольфо. Существующий текст «I pregi di primavera» может представлять собой не единое произведение, а побочную музыку для более продолжительного праздника.

В 1635 году здоровье Ланди, вероятно, стало ухудшаться; Вирджилио Маццокки, маэстро Капеллы Джулия, заменил его как учителя мальчиков Франческо и организатора особой музыки Франческо, с заказами как светской, так и духовной музыки с апреля 1635 года. Маццокки был одним из композиторов для оперы Барберини 1637 года «Chi soffre speri». Сикстинские дневники 1637 года фиксируют отсутствие Ланди на занятиях из-за принятия очистительных процедур для лечения «mal di testa» («головной боли»).

Он, по-видимому, занимался сбором своих разрозненных сочинений, издав пятый том сольных арий в ноябре 1637 года, шестой — в мае 1638, седьмой — через 12 месяцев, и восьмой том (для двух голосов) — в августе 1639, а также первую книгу месс a cappella (1638–1639). Том 7 и 8 арий утрачены, но некоторые рукописные дуэты в Biblioteca Universitaria Alessandrina могли первоначально появиться в его последней публикации.

Его болезнь придаёт личный оттенок латинскому стихотворению о восстановлении здоровья Урбана VIII, которое широко упоминалось на карнавальных мероприятиях 1638 года. Ланди составил завещание 26 октября 1639 года, за два дня до смерти. Он был первым, кто был похоронен в общей могиле певцов Сикстинской капеллы в церкви Орaториев Chiesa Nuova. В инвентаре его имущества, кроме множества использованных музыкальных инструментов, перечислялось большое количество рукописной и печатной музыки.

Произведения

Драматические

  • «La morte d’Orfeo» оп.2 (трагикомедия-пастораль, 5 действий), Венеция, 1619; изд. в Herzog, 1996; либретто изд. в A. Solerti: Gli albori del melodramma, iii (Милан, 1904), 293–339
  • «Il Sant’Alessio» (музыкальная драма, 3 действия, Г. Роспильози), Рим, Palazzo Barberini ai Giubbonari, 2 марта 1631 или 18 февраля 1632; Palazzo Barberini alle Quattro Fontane, 1634; либретто изд. в A. della Corte: Drammi per musica dal Rinuccini allo Zeno, i (Турин, 1958), 195–265

Священные

  • «Psalmi integri» (Полные псалмы), 4 голоса, bc (Рим, 1624)
  • «Missa in benedictione nuptiarum» (Месса в благословение брака), 6 голосов (Рим, 1628)
  • «Messa» (Месса), 5 голосов, bc
  • Мотеты 1616, 1621, 1625

Светские

  • «Madrigali … libro primo» (Мадригалы, книга первая), 5 голосов, bc (Венеция, 1619)
  • «Arie» (Арии), 1 голос, bc (Венеция, 1620)
  • «Il secondo libro d’arie musicali» (Вторая книга музыкальных арий), 1 голос, bc (Рим, 1627)
  • «Il quinto libro d’arie» (Пятая книга арий), 1 голос, bc (Венеция, 1637)
  • «Il sesto libro d’arie» (Шестая книга арий), 1 голос, bc (Венеция, 1638)
  • Арии, дуэты, диалоги 1621–1629

Утраченные произведения

  • «Poesie diverse in musica» (Разные стихотворения в музыке), Рим, 1628
  • «Il quarto libro di arie» (Четвёртая книга арий), Рим, 1629
  • «Il primo libro delle messe» (Первая книга месс), Рим, 1638
  • «Il settimo libro dell’arie» (Седьмая книга арий), Рим, 1639
  • «Il libro ottavo d’arie» (Восьмая книга арий), Рим, 1639
  • Респонсории для Тенебре (1630–1631)
  • «I pregi di primavera» (Достоинства весны, О. Кастелли), текст

Сомнительные произведения

  • «Il primo libro di madrigali» (Первая книга мадригалов), 4 голоса, Венеция, 1619
  • Мадригалы, 5 голосов, Рим, 1625
  • «La vittoria del Principe Ladislao in Vallachia» (Победа принца Ладислава в Валахии), музыка утрачена, Рим, 1625
  • «I Santi Didimo e Theodora» (Святые Дидим и Феодора), музыка утрачена, Рим, 1635

Ноты сочинений Стефано Ланди на сайте библиотеки IMSLP