Ланди, Стефано
1587 - 1639
Назад

Стефано Ланди (Stefano Landi) - итальянский композитор, певец и педагог
- Крещён 26 февраля 1587 г. - Рим.
- Умер 28 октября 1639 г. - Рим.
Он носил фамилию своей матери Сесилии. Его дед по материнской линии Фабио, антиквар из Падуи, поселился в Риме примерно в 1550-1557 годах. Отец Ланди, Маттео Маттеи, сапожник из Сиены, умер до того, как 8 мая 1595 года Стефано поступил в колледж Германико в Риме в качестве мальчика-сопрано. 28 октября 1599 года Стефано принял младший духовный сан, а 25 февраля 1602 года начал обучение в Римской семинарии по рекомендации Чези (кардинала Бартоломео, герцога Федерико и их матери). Лишь отдельные упоминания за десять лет после защиты диссертации по философии в 1607 году указывают на его раннюю музыкальную карьеру в зрелом возрасте: в 1610 году он играл на органе в церкви Святой Марии в Трастевере, в мае 1611 года руководил певцами в оратории дель Крочефиссо и был маэстро капеллы в церкви Святой Марии делла Утешионе (1614-1617). Его первое опубликованное сочинение, мотет на три голоса, появилось в антологии Фабио Константини в 1616 году. Три последующих венецианских издания поместили Ланди на север, где он вошел в утонченный мир камерного музыканта. В феврале 1619 года его мадригалы на пять голосов были переданы из Венеции его покровителю Марко Корнаро, епископу Падуи. Четыре месяца спустя, находясь в Падуе, он посвятил оперу "Смерть Орфея" Алессандро Маттеи, священнослужителю из семьи Павла V (Боргезе). На следующий год Ланди вернулся в Рим и 1 июня 1620 года посвятил свою первую книгу сольных арий князю Паоло Савелли, герцогу Альбано и командующему папской армией в Эмилии, которому он служил примерно до 1622 года. За исключением любви к выразительным паузам, мадригалы не отличаются изобретательностью и живостью сольных арий, 12 из которых являются строфическими вариациями; среди них потрясающий сонет к руинам древнего Рима, Superbi colli для басового соло. Том завершается витиеватым сольным мадригалом, шестью канцонетами, которые исполняются под испанскую гитару, и заключительным мадригалом для соло-баса. Однако в посвящении к книге "полифонические мадригалы" Ланди изложил художественную философию, которой он остался верен в своих более поздних работах: “Мои мадригалы рождены человеком и отражают человеческие идеи и естественные страсти, но они также являются путем и средством к ангельским концертам, которым я стремлюсь подражать. сделаю все, что в моих силах, и в других своих произведениях я постараюсь приоткрыть завесу истинной небесной музыки.” Причина и вдохновение для создания оперы "Смерть Орфея", получившей название "трагикомическая пастораль", соч.2, остаются неизвестными. Его единственной римской моделью является "Эвмелио" Агостино Агаццари, поставленный в 1606 году в Римской семинарии, когда Ланди был 19-летним студентом. Однако вместе со своим неизвестным либреттистом Ланди создал пять хорошо сконструированных музыкальных картин, представляющих события, которые привели к смерти Орфея после того, как ему не удалось вызволить Эвридику из ада. Орфей исполняет роль тенора, как и пастух, который рассказывает о своей смерти в стиле эпической декламации под мелодическую формулу. Пять соло-партий басовой лютни не появляются на сцене одновременно и, возможно, исполнялись в двойном составе. Вакх и Меркьюри, партии которых написаны альтовым ключом, вероятно, исполнялись фальцетистами. Отрывки для сопрано Каллиопы и Эвридики содержат отголоски мантуанских речитативных причитаний Монтеверди, но в целом в речитативе Ланди отсутствует мадригальская напряженность ранних монодистов. Строфические арии и арии в форме строфических вариаций служат для того, чтобы сосредоточить внимание на персонажах-одиночках (например, Вступительная сцена "Орфея" состоит только из четырехстрофной арии в вариациях), в то время как анимационные хоровые ансамбли пастухов, сатиров (оба в двойных квартетах), менад и богов включают сольные партии, дуэты и трио. Трогательно элегичны ария "Эхо" для Нисы и протяжный дактилический хор пастухов, в котором скорбит трио пастухов без сопровождения. Ланди повторил этот эффект в оплакивании трио без сопровождения в Сант-Алессио. В последнем акте Орфей снова видит Эвридику в аду, но она его больше не узнает. Совершенно одинокий, он пьет воды Леты, теряет свою смертную оболочку и превращается в небесного полубога, во многом так же, как Алексис станет святым в более поздней опере Ланди (см. иллюстрацию). Карьера Ланди в эти и последующие годы, по-видимому, была связана с кардиналами-племянниками трех сменявших друг друга пап и кардиналом-принцем Савойским. 19 декабря 1619 года он отправил "композицию аллегры" для трех голосов из Анконы кардиналу Сципионе Боргезе. Как протоиерей собора Святого Петра, Боргезе рекомендовал бы Ланди пожизненно служить там. Когда 27 октября 1622 года он был пожалован Григорием XV (Людовизи), Ланди был отмечен как "слуга" кардинала Людовико Людовизи (Тальян, 280). При Урбане VIII (Барберини) Ланди стал клириком-бенефициарием базилики (1624-1639) и "настоятелем и бессменным капелланом" ее часовни святых Процессия и Марциана. С конца 1624 года к своим обязанностям священника в соборе Пьетро Ланди он добавил службу в качестве маэстро капеллы в соборе Марии и Монти в Риме. Его двоюродный брат Фабио учился у него и стал арфистом при дворе Медичи. Его ученик Анджело Ферротти присоединился к римской семье кардинала Маурицио Савойского, которому Ланди посвятил свои вечерние псалмы и Магнификат 1624 года; он отправил Ферротти в Турин, чтобы тот спел его вторую книгу сольных арий (1627) для ее посвящения невестке Маурицио. Большинство его арий - приятные строфические песни; все они, даже сонеты, содержат табулатуру алфавитного алфавита для гитарного сопровождения в дополнение к обычной басовой партии continuo. Питони упоминал еще два тома камерной музыки этого периода - "Разнообразная поэзия" (1628) и четвертую книгу сольных арий (1629); оба они утрачены. После рукоположения в сан иподиакона (5 марта 1629 года) Ланди 29 ноября 1629 года поступил в капеллу Систина в качестве контральто и вошел в круг приближенных Барберини, хотя поддерживал связь с Маурицио до 1636 года. Ферротти стал "кастратом" кардинала Франческо, а Ланди начал обучать Джироламо Дзампетти для Барберини вместе с другими его воспитанниками. В бухгалтерских книгах Барберини указаны выплаты Ланди за обучение различных мальчиков и за другие музыкальные услуги. Подробная хроника последних десяти лет жизни Ланди раскрыла бы требования, предъявляемые к музыканту в связи с его духовными обязанностями и музыкальными обязанностями в церкви и камерном зале. В дополнение к литургическим и нелитургическим обязанностям, связанным с Сестринской капеллой, Ланди организовывал, срежиссировал и часто сочинял музыку для праздничных представлений в титулярных церквях кардиналов Франческо и Антонио Барберини. Следы этой музыки сохранились только в мессе по случаю бракосочетания Таддео и Анны Барберини в 1627 году, еще одной в архиве церкви Святой Марии в Трастевере и в утраченной книге месс. В 1631 году Ланди предпринял попытку пересмотра "ответных песнопений для Тенебры" (официально отвергнутых сикстинскими певчими в 1633 году), а в 1634 году был членом Сикстинского комитета по пересмотру палестринских вариантов служебных гимнов, предположительно, пересмотра, опубликованного в Антверпене в 1644 году. В его доме висел большой портрет Палестрины, а две сохранившиеся мессы выполнены в античном стиле, что заметно контрастирует с более современным стилем его ранних псалмов. Однако Ланди вернулся к стилю произведений 1624 года в хорах к опере "Сант-Алессио". Франческо Барберини, по-видимому, впервые задумал и поставил музыкальную версию жития раннехристианского святого Алексея в 1631 году. В 1624 и 1625 годах он посетил две оперы на священные темы во Флоренции: одну о жизни святой Урсулы и другую о Юдифи и Олоферне (тексты Андреа Сальвадори, музыка Марко да Гальяно). В Риме кардинал Маурицио Савойский регулярно устраивал музыкальные представления, в которых, должно быть, пел Ферротти; возможно, одним из них была "Потерянная пьеса Евстахия" (1625). На карнавал 1632 года Барберини поставил две музыкальные драмы прелата Джулио Роспильози. Принц Таддео Барберини поставил ветхозаветную историю о царице Эсфири в своем палаццо ай Джуббонари, а в новом палаццо Барберини на аллее Четырех фонтанов кардинал Франческо представил постановку Ланди "Святой Алессио". Большое количество партий сопрано в нем (семь из 11) отражает доступ Барберини к Сикстинскому хору и к ученикам Ланди, как в прошлом, так и в настоящем. Спустя годы после того, как Алексис покинул свою молодую жену и родителей-патрициев, он возвращается в Рим как христианский аскет. Дьявол искушает его вернуться к жизни римского аристократа, но Алексис предпочитает умереть нищим под лестницей во дворце своего отца. Действия почти нет; скорее, главные сцены сосредоточены на надежде семьи найти своих давно потерянных сына и мужа, а также на борьбе Алексиса с решением либо раскрыть свою личность, либо продолжать свою самоотверженную жизнь в христианской бедности. В последнем акте его семья скорбит, узнав о его смерти, и находит утешение в его святости. Ланди передал напряженные диалоги в прозрачном речитативном стиле, который подчеркивает остроту, а не пафос. Психологическое напряжение снимается в расширенных хоровых финалах с их метрическими ритмами и чередованием сольных ансамблей с партиями тутти. Ариетты немногочисленны и кратки; те, кто хвалил кастратов, сыгравших Алексиса и его жену (вероятно, Анджело Ферротти в главной роли и Марк'Антонио Паскуалини), отмечали их выразительные способности во всех аспектах новой среды. Барберини устроили этот частный прием в честь дипломата из империи Габсбургов Ганса Ульриха, принца Эггенбергского, который находился в Риме со своим сыном. Шесть лет спустя Ланди посвятил свою шестую книгу арий младшему Эггенбергу (к тому времени герцогу Крумаускому) в преддверии его возвращения в Рим в ноябре 1638 года.
Ноты сочинений Стефано Ланди на сайте библиотеки IMSLP