Ланди, Стефано
1587 - 1639
Назад
Landi, Stefano
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Стефано Ланди был итальянским композитором, певцом и педагогом. Он носил фамилию матери Сесилии. Его дед по матери, Фабио, антиквар из Падуи, был членом Римской Архиконгрегации Святого Распятия. Отец Ланди, Маттео Маттей, сапожник из Сиены, умер до того, как Стефано поступил в Немецкий колледж в Риме в качестве мальчика-сопрано 8 мая 1595 года. Стефано принял малые церковные сана 28 октября 1599 года и начал обучение в Римском семинарии 25 февраля 1602 года по рекомендации семьи Чези. Только отдельные сведения в десять лет после защиты философской диссертации в 1607 году указывают на его раннюю музыкальную карьеру: он играл на органе в Санта-Мария-ин-Трастевере в 1610 году, дирижировал певцами в Оратории Распятия в мае 1611 года и служил маэстро капеллы в Санта-Мария-делла-Консолационе с 1614 по 1617 год. Его первое опубликованное сочинение, мотет на три голоса, появилось в антологии Фабио Константини в 1616 году.
Следующие три публикации в Венеции помещают Ланди на север, где он вошёл в изысканный мир камерной музыки. Его пятиголосные мадригалы были предложены из Венеции в феврале 1619 года его покровителю Марко Корнаро, епископу Падуи. Четыре месяца спустя, из Падуи, он посвятил оперу "Смерть Орфея" Алессандро Маттеи, духовному лицу при дворе Папы Павла V. К следующему году Ланди вернулся в Рим, и 1 июня 1620 года посвятил свою первую книгу сольных арий князю Паоло Савелли, герцогу Альбано и губернатору папской армии в Эмилии, которому он служил до примерно 1622 года.
Карьера Ланди в последующие годы была связана с кардиналами-племянниками трёх последовательных пап и кардиналом-принцем Савойским. 19 декабря 1619 года он отправил "весёлое сочинение" для трёх голосов из Анконы кардиналу Сципионе Боргезе. Когда оно было предоставлено 27 октября 1622 года папой Григорием XV, Ланди был отмечен как "служитель" кардинала Лодовико Лудовизи. При Урбане VIII Ланди стал клириком с доходным назначением в базилике с 1624 по 1639 год и "ректором и вечным капелланом" её капеллы Святого Процессуса и Мартияна.
Помимо клириковских обязанностей в Сан-Пьетро, Ланди служил маэстро капеллы в Санта-Мария-ай-Монти с конца 1624 года. Его кузен Фабио учился у него и стал арфистом при дворе Медичи. Его ученик Анджело Ферротти присоединился к римскому двору кардинала Маурицио Савойского, которому Ланди посвятил свои вечерние псалмы и "Песнь Богородицы" 1624 года; он отправил Ферротти в Турин, чтобы исполнить вторую книгу сольных арий для посвящённой лица — сестры Маурицио.
После рукоположения в субдьяконы 5 марта 1629 года Ланди вступил в Сикстинскую капеллу как контральто 29 ноября 1629 года и вошёл во внутренние круги Барберини, хотя сохранял связь с Маурицио до 1636 года. Ферротти стал "кастрато" кардинала Франческо, а Ланди начал обучать Джироламо Зампетти для Барберини, наряду с другими учениками. Учётные книги Барберини показывают выплаты Ланди за обучение мальчиков и другие музыкальные услуги.
В 1635 году здоровье Ланди, вероятно, стало ухудшаться; Вирджилио Маццокки, маэстро Капеллы Джулия, заменил его как учителя мальчиков Франческо и организатора особой музыки Франческо. Ланди, по-видимому, занимался сбором своих разрозненных сочинений, издав пятый том сольных арий в ноябре 1637 года, шестой — в мае 1638, седьмой — через 12 месяцев, и восьмой том для двух голосов — в августе 1639, а также первую книгу месс а капелла. Он составил завещание 26 октября 1639 года, за два дня до смерти. Он был первым, кто был похоронен в общей могиле певцов Сикстинской капеллы в церкви Ораториев Кьеза Нуова.
За исключением пристрастия к выразительным паузам, мадригалы Ланди не показывают той изобретательности и живости, которые присутствуют в сольных ариях, 12 из которых являются строфическими вариациями; среди них — выдающийся сонет "Гордые холмы" для соло баса, посвящённый руинам Древнего Рима. В посвящении к книге полифонических мадригалов Ланди изложил художественную философию, которой он оставался верен в позднейших произведениях: "Мои мадригалы рождаются от человека и представляют человеческие идеи и природные страсти, но они также являются путём и средством к ангельским концертам, которые я стремлюсь имитировать как можно лучше; и в других моих произведениях я буду стремиться раскрыть тень истинной небесной музыки".
Повод и вдохновение для оперы "Смерть Орфея", обозначенной как трагикомическая пастораль, остаются неизвестными. Орфей представлен тенором, как и пастух, который рассказывает о его смерти в стиле эпического рецитационного повествования по мелодической формуле. Арии для сопрано Калиопы и Эвридики отзываются эхом монументальных рецитативных плачей Монтеверди, но в целом рецитатив Ланди избегает мадригальной интенсивности ранних монодистов. Строфические арии и арии в форме строфических вариаций сосредоточены на сольных персонажах, в то время как живые хоровые ансамбли пастухов, сатиров, менад и богов включают сольные, дуэтные и трио-секции.
В опере "Сан-Алексис" Ланди исполнил интенсивные диалоги прозрачным рецитативом, который подчёркивает проникновенность, а не пафос. Психологическое напряжение рассеивается в расширенных хоровых финалах с метрическим ритмом и чередованием сольных ансамблей с тутти. Ариетки редки и коротки; похвала кастратам, исполнявшим роли Алексия и его жены, относилась к их выразительным способностям во всех аспектах нового музыкального средства.
Оперы
Духовная музыка
Светская музыка
Утраченные произведения
Сомнительные произведения
Ноты сочинений Стефано Ланди на сайте библиотеки IMSLP