Лампуньяни, Джованни Баттиста
1708 - 1788

Назад

Lampugnani, Giovanni Battista

Портрет композитора Джованни Баттиста Лампуньяни

  • Дата рождения: ?1708
  • Место рождения: Милан
  • Дата смерти: 2 июня 1788
  • Место смерти: Милан

Биография

Джованни Баттиста Лампуньяни был итальянским композитором. Он происходил из среднего класса; его отец Вирджилио, возможно, был композитором. В 1732 году его первая опера "Кандака" была поставлена в Театро Реджио Дукале в Милане. В последующие годы несколько его опер ставились довольно часто, особенно в Северной Италии, а в 1738 году ему заплатили за создание ряда сакральных произведений для Оспедале делла Пьета в Венеции. В 1743 году он был назначен резидентным композитором в Кингс-театре в Лондоне; его первой постановкой там стала опера "Роксана", пастиччо, включавшее музыку Генделя. Лампуньяни написал ещё две оперы для Лондона в первые месяцы 1744 года — "Альфонсо" и "Алцеста". В 1745–1746 годах он вернулся в Италию: его "Семирамида" была исполнена в июне 1745 года в Падуе, а "Великий Тамерлан" — 20 января 1746 года в Милане.

После возвращения из Лондона он путешествовал по Италии, организуя постановки своих произведений в Милане, Венеции, Флоренции, Реджо-нелл'Эмилия, Турине, Пьяченце и Генуе. Его "Сиро, царь Персии" была исполнена в Лондоне в 1755 году, однако неизвестно, присутствовал ли он лично. В апреле 1758 года его "Царь-пастух" была поставлена в Милане, а в том же году он был назначен клавесинистом в Театро Реджио Дукале. Его первые комические оперы датируются этим временем. Он, вероятно, познакомился с Иоганном Кристианом Бахом и Падре Мартини; Бах упоминал его в письме Мартини, написанном в 1759 году. С этого времени Лампуньяни всё больше занимался преподаванием вокала и меньше — композицией: его последняя известная опера была поставлена в Турине в 1769 году. Он также писал инструментальную музыку, включая трио-сонаты, концерты и симфонии.

Когда Моцарт находился в Милане для завершения "Митридат, царь Понта" в 1770 году, Лампуньяни помогал репетировать певцов, включая приму Донну Антонию Бернаскони. В первые три постановки он играл на втором клавесине, а в последующих выступлениях сам дирижировал оркестром. Он продолжал свою деятельность как клавесинист, исполняя произведения на открытии Театра Ла Скала в августе 1778 года и год спустя на открытии Каннобианы; он оставался клавесинистом Ла Скала на постановке "Отчаявшийся муж" Чимарозы осенью 1786 года. Лампуньяни был женат на Виттории Висконти и имел двух детей: Леопольдо, бухгалтера, и Джудитту, певицу. На момент смерти он жил в приходе Сант-Алессандро ин Зебедия в Милане.

Творчество

Несмотря на популярность у публики, музыка Лампуньяни получила лишь сдержанные отзывы критиков XVIII века. Ему приписывали чрезмерное внимание к оркестровым аккомпанементам в ариях. В частности, Артеага указывал на то, что композитор уделял им всё внимание; Ла Борд также отмечал развитие роли оркестра у Лампуньяни, но не критиковал музыку в целом. Лучшую оценку дал Чарльз Берни, который, обсуждая оперу "Альфонсо", отметил большое количество браваурных арий для ведущей певицы Монтичелли, считал, что произведению недостаёт величия, но при этом писал: "Есть грациозная веселость в мелодии его быстрых песен и изысканная нежность в медленных, не похожих на работы других композиторов того времени".

Ариозо ранних героических опер Лампуньяни содержит привычные мелодические формулы эпохи. Необычным было сочетание сложного мелодического украшательства с лёгкой, жизнерадостной мелодичностью, подходящей для комической оперы. Эти же качества присутствуют в его последней сохранившейся опере, единственной комической — "Любовь крестьянина". В ней Лампуньяни свёл к минимуму комическую и гротескную природу персонажей, делая ставку на мелодичность. В отличие от героических опер, где предпочиталась форма да капо для арий, здесь он использовал разнообразные формы для вокальных номеров и никогда не применял точное да капо. В опере "Царь-пастух" Лампуньяни уважал прежние драматические практики и большинство арий написал в форме да капо. Его стиль характеризуется рутинной консервативностью: повтор первой части арии слегка модифицирован, модуляции ограничены обычным переходом от тоники к доминанте и обратно, а вторая часть имеет иной характер. Гармонический язык довольно ограничен, в основном используются аккорды тоники, доминанты и субдоминанты. Темы композитора больше определяются ритмом, чем мелодической формой.

Произведения

Оперы

  • "Кандака" ("Candace")
  • "Антигон" ("Antigono")
  • "Ариадна и Тесей" ("Arianna e Teseo")
  • "Эцио" ("Ezio")
  • "Демофонт" ("Demofoonte")
  • "Анжелика" ("Angelica")
  • "Дидона оставленная" ("Didone abbandonata")
  • "Адриан в Сирии" ("Adriano in Siria")
  • "Семирамида признанная" ("Semiramide riconosciuta")
  • "Арсак" ("Arsace")
  • "Фарасмен, царь Фракии" ("Farasmene, re di Tracia")
  • "Альфонсо" ("Alfonso")
  • "Алцеста" ("Alceste")
  • "Семирамида" ("Semiramide")
  • "Великий Тамерлан" ("Il gran Tamerlano")
  • "Тигран" ("Tigrane")
  • "Олимпиада" ("L'olimpiade")
  • "Андромаха" ("Andromaca")
  • "Артасерс" ("Artaserse")
  • "Александр под шатрами Дария" ("Alessandro sotto le tende di Dario")
  • "Вологез, царь Парфии" ("Vologeso, re de' Parti")
  • "Сиро, царь Персии" ("Siroe, re di Persia")
  • "Царь-пастух" ("Il re pastore")
  • "Певицы" ("Le cantatrici")
  • "Граф Чиккера" ("Il conte Chicchera")
  • "Маленькая графиня" ("La contessina")
  • "Деревенская любовь" ("Amor contadino")

Другие вокальные произведения

  • "Переезд через Феррару Святейшей Королевской Величества Марии Амалии" ("Il passaggio per Ferrara della Sacra Reale Maestà di Maria Amalia"), серената
  • "Серената в честь самого счастливого дня рождения Императорской Королевской Величества Марии Терезии Австрийской" ("Serenata per lo felicisissimo giorno natalizio dell'Imperiale Real Maestà di Maria Teresa d'Austria"), серената
  • 1 ария в "Венецианские баллады"
  • 17 арий и песен
  • Мотивы: "Здравствуй, Отец Спасителя" ("Salve Pater Salvatoris"), "Что тревожит тебя, судьба?" ("Quid te angis fata"), "Грозная жестокая буря" ("Minax crudelis tempestas")
  • Множество арий, театральных пьес и других вокальных произведений

Инструментальная музыка

  • 10 симфоний
  • 3 концерта
  • 6 сонат для 2 скрипок и бассо континуо
  • 3 сонаты для 2 скрипок и бассо континуо
  • Различные другие сонаты и инструментальные произведения

Ноты сочинений Джованни Баттиста Лампуньяни на сайте библиотеки IMSLP