Лампуньяни, Джованни Баттиста
1708 - 1788
Назад
Lampugnani, Giovanni Battista
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джованни Баттиста Лампуньяни был итальянским композитором. Он происходил из среднего класса; его отец Вирджилио, возможно, был композитором. В 1732 году его первая опера "Кандака" была поставлена в Театро Реджио Дукале в Милане. В последующие годы несколько его опер ставились довольно часто, особенно в Северной Италии, а в 1738 году ему заплатили за создание ряда сакральных произведений для Оспедале делла Пьета в Венеции. В 1743 году он был назначен резидентным композитором в Кингс-театре в Лондоне; его первой постановкой там стала опера "Роксана", пастиччо, включавшее музыку Генделя. Лампуньяни написал ещё две оперы для Лондона в первые месяцы 1744 года — "Альфонсо" и "Алцеста". В 1745–1746 годах он вернулся в Италию: его "Семирамида" была исполнена в июне 1745 года в Падуе, а "Великий Тамерлан" — 20 января 1746 года в Милане.
После возвращения из Лондона он путешествовал по Италии, организуя постановки своих произведений в Милане, Венеции, Флоренции, Реджо-нелл'Эмилия, Турине, Пьяченце и Генуе. Его "Сиро, царь Персии" была исполнена в Лондоне в 1755 году, однако неизвестно, присутствовал ли он лично. В апреле 1758 года его "Царь-пастух" была поставлена в Милане, а в том же году он был назначен клавесинистом в Театро Реджио Дукале. Его первые комические оперы датируются этим временем. Он, вероятно, познакомился с Иоганном Кристианом Бахом и Падре Мартини; Бах упоминал его в письме Мартини, написанном в 1759 году. С этого времени Лампуньяни всё больше занимался преподаванием вокала и меньше — композицией: его последняя известная опера была поставлена в Турине в 1769 году. Он также писал инструментальную музыку, включая трио-сонаты, концерты и симфонии.
Когда Моцарт находился в Милане для завершения "Митридат, царь Понта" в 1770 году, Лампуньяни помогал репетировать певцов, включая приму Донну Антонию Бернаскони. В первые три постановки он играл на втором клавесине, а в последующих выступлениях сам дирижировал оркестром. Он продолжал свою деятельность как клавесинист, исполняя произведения на открытии Театра Ла Скала в августе 1778 года и год спустя на открытии Каннобианы; он оставался клавесинистом Ла Скала на постановке "Отчаявшийся муж" Чимарозы осенью 1786 года. Лампуньяни был женат на Виттории Висконти и имел двух детей: Леопольдо, бухгалтера, и Джудитту, певицу. На момент смерти он жил в приходе Сант-Алессандро ин Зебедия в Милане.
Несмотря на популярность у публики, музыка Лампуньяни получила лишь сдержанные отзывы критиков XVIII века. Ему приписывали чрезмерное внимание к оркестровым аккомпанементам в ариях. В частности, Артеага указывал на то, что композитор уделял им всё внимание; Ла Борд также отмечал развитие роли оркестра у Лампуньяни, но не критиковал музыку в целом. Лучшую оценку дал Чарльз Берни, который, обсуждая оперу "Альфонсо", отметил большое количество браваурных арий для ведущей певицы Монтичелли, считал, что произведению недостаёт величия, но при этом писал: "Есть грациозная веселость в мелодии его быстрых песен и изысканная нежность в медленных, не похожих на работы других композиторов того времени".
Ариозо ранних героических опер Лампуньяни содержит привычные мелодические формулы эпохи. Необычным было сочетание сложного мелодического украшательства с лёгкой, жизнерадостной мелодичностью, подходящей для комической оперы. Эти же качества присутствуют в его последней сохранившейся опере, единственной комической — "Любовь крестьянина". В ней Лампуньяни свёл к минимуму комическую и гротескную природу персонажей, делая ставку на мелодичность. В отличие от героических опер, где предпочиталась форма да капо для арий, здесь он использовал разнообразные формы для вокальных номеров и никогда не применял точное да капо. В опере "Царь-пастух" Лампуньяни уважал прежние драматические практики и большинство арий написал в форме да капо. Его стиль характеризуется рутинной консервативностью: повтор первой части арии слегка модифицирован, модуляции ограничены обычным переходом от тоники к доминанте и обратно, а вторая часть имеет иной характер. Гармонический язык довольно ограничен, в основном используются аккорды тоники, доминанты и субдоминанты. Темы композитора больше определяются ритмом, чем мелодической формой.
Оперы
Другие вокальные произведения
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Джованни Баттиста Лампуньяни на сайте библиотеки IMSLP