Лампуньяни, Джованни Баттиста
1708 - 1788

Назад

Lampugnani, Giovanni Battista

  • Дата рождения: ?1708
  • Место рождения: Милан
  • Дата смерти: 2 июня 1788
  • Место смерти: Милан

Биография

Лампуньяни происходил из среднего класса; его отец Вирджилио, возможно, был композитором. В 1732 году его первая опера "Candace" (Кандака) была поставлена в Театро Реджио Дукале, Милан. В последующие годы несколько его опер ставились довольно часто, особенно в Северной Италии, а в 1738 году ему заплатили за создание ряда сакральных произведений для Ospedale della Pietà в Венеции. В 1743 году он был назначен резидентным композитором в King's Theatre, Лондон; его первой постановкой там стала опера "Roxana" (Роксана) (15 ноября 1743), пастиччо, включавшее музыку Генделя. Лампуньяни написал ещё две оперы для Лондона в первые месяцы 1744 года — "Alfonso" (Альфонсо) и "Alceste" (Алцеста). В 1745–1746 годах он вернулся в Италию: его "Semiramide" (Семирамида) была исполнена в июне 1745 года в Падуе, а "Il gran Tamerlano" (Великий Тамерлан) — 20 января 1746 года в Милане.

После возвращения из Лондона он путешествовал по Италии, организуя постановки своих произведений в Милане, Венеции, Флоренции, Реджо-нелл’Эмилия, Турине, Пьяченце и Генуе. Его "Siroe, re di Persia" (Сиро, царь Персии) была исполнена в Лондоне в 1755 году, однако неизвестно, присутствовал ли он лично. В апреле 1758 года его "Il re pastore" (Царь-пастух) была поставлена в Милане, а в том же году он был назначен клавесинистом в Театро Реджио Дукале. Его первые комические оперы датируются этим временем.

Он, вероятно, познакомился с Иоганном Кристианом Бахом и Падре Мартини; Бах упоминал его в письме Мартини, написанном в 1759 году. С этого времени Лампуньяни всё больше занимался преподаванием вокала и меньше — композицией: его последняя известная опера была поставлена в Турине в 1769 году. Он также писал инструментальную музыку, включая трио-сонаты, концерты и симфонии.

Когда Моцарт находился в Милане для завершения "Mitridate, rè di Ponto" (Митридат, царь Понта) в 1770 году, Лампуньяни помогал репетировать певцов, включая приму Донну Антонию Бернаскони. В первые три постановки он играл на втором клавесине, а в последующих выступлениях сам дирижировал оркестром. Он продолжал свою деятельность как клавесинист, исполняя произведения на открытии Regio Ducale Teatro alla Scala (Театр Ла Скала) в августе 1778 года и год спустя на открытии Cannobiana; он оставался клавесинистом La Scala на постановке "Il marito disperato" (Отчаявшийся муж) Чимарозы осенью 1786 года.

Лампуньяни был женат на Виттории Висконти и имел двух детей: Леопольдо, бухгалтера (умер 29 марта 1799 года в возрасте 45 лет), и Джудитту, певицу. На момент смерти он жил в приходе S Alessandro in Zebedia, Милан.

Творчество

Несмотря на популярность у публики, музыка Лампуньяни получила лишь сдержанные отзывы критиков XVIII века. Ему приписывали чрезмерное внимание к оркестровым аккомпанементам в ариях. В частности, Артеага указывал на то, что композитор уделял им всё внимание; Ла Борд также отмечал развитие роли оркестра у Лампуньяни, но не критиковал музыку в целом. Лучшую оценку дал Чарльз Берни, который, обсуждая оперу "Alfonso" (Альфонсо), отметил большое количество браваурных арий для ведущей певицы Монтичелли, считал, что произведению недостаёт величия, но при этом писал: «Есть грациозная веселость в мелодии его быстрых песен и изысканная нежность в медленных, не похожих на работы других композиторов того времени».

Ариозо ранних героических опер Лампуньяни содержит привычные мелодические формулы эпохи. Необычным было сочетание сложного мелодического украшательства (характерного для героической оперы) с лёгкой, жизнерадостной мелодичностью, подходящей для комической оперы.

Эти же качества присутствуют в его последней сохранившейся опере, единственной комической — "Amor contadino" (Любовь крестьянина). В ней Лампуньяни свёл к минимуму комическую и гротескную природу персонажей, делая ставку на мелодичность. В отличие от героических опер, где предпочиталась форма да капо для арий, здесь он использовал разнообразные формы для вокальных номеров и никогда не применял точное да капо. Ансамбли, состоящие из нескольких частей с различными размерными и темповыми характеристиками, возможно, следуют примеру Галуппи, который в 1750-е годы строил ансамбли аналогично.

В опере "Il re pastore" (Царь-пастух) Лампуньяни уважал прежние драматические практики и большинство арий написал в форме да капо. Его стиль характеризуется рутинной консервативностью: повтор первой части арии слегка модифицирован, модуляции ограничены обычным переходом от тоники к доминанте и обратно, а вторая часть имеет иной (но не всегда контрастный) характер. Гармонический язык довольно ограничен, в основном используются аккорды тоники, доминанты и субдоминанты. Темы композитора больше определяются ритмом, чем мелодической формой.

Произведения

Оперы (dramma per musica / dramma giocoso)

  • "Candace" (Кандака), Милан, Teatro Regio Ducale, 26 декабря 1732
  • "Antigono" (Антигон), Милан, Teatro Regio Ducale, 26 декабря 1736
  • "Arianna e Teseo" (Ариадна и Тесей), Алессандрия, Solerio, осень 1737
  • "Ezio" (Эцио), Венеция, S Angelo, осень 1737; ревизия: Венеция, S Samuele, Вознесение 1743
  • "Demofoonte" (Демофонт), Пьяченца, Ducale, карнавал 1738
  • "Angelica" (Анжелика), Венеция, S Samuele, 11 мая 1738
  • "Didone abbandonata" (Дидона оставленная), Падуя, Obizzi, июнь 1739; ревизия: Неаполь, S Carlo, 20 января 1753
  • "Adriano in Siria" (Адриан в Сирии), Виченца, Grazie, май 1740
  • "Semiramide riconosciuta" (Семирамида признанная), Рим, Dame, карнавал 1741
  • "Arsace" (Арсак), Крема, сентябрь 1741
  • "Farasmene, re di Tracia" (Фарасмен, царь Фракии), Генуя, Falcone, карнавал 1743
  • "Alfonso" (Альфонсо), Лондон, King's Theatre, 3 января 1744
  • "Alceste" (Алцеста), Лондон, King's Theatre, 28 апреля 1744
  • "Semiramide" (Семирамида), Падуя, Obizzi, июнь 1745
  • "Il gran Tamerlano" (Великий Тамерлан), Милан, Teatro Regio Ducale, 20 января 1746
  • "Tigrane" (Тигран), Венеция, S Angelo, 10 мая 1747
  • "L'olimpiade" (Олимпиада), Флоренция, Pergola, карнавал 1748
  • "Andromaca" (Андромаха), Турин, Regio, 26 декабря 1748
  • "Artaserse" (Артасерс), Милан, Teatro Regio Ducale, 26 декабря 1749
  • "Alessandro sotto le tende di Dario" (Александр под шатрами Дария), Пьяченца, Ducale, весна 1751
  • "Vologeso, re de' Parti" (Вологез, царь Парфии), Генуя, Falcone, карнавал 1752
  • "Siroe, re di Persia" (Сиро, царь Персии), Лондон, King's Theatre, 14 января 1755
  • "Il re pastore" (Царь-пастух), Милан, Teatro Regio Ducale, апрель 1758
  • "Le cantatrici" (Певицы), Милан, Teatro Regio Ducale, осень 1758; также как "La scuola delle cantatrici" (Школа певиц), Модена, 1761; также как "La scuola di musica" (Школа музыки)
  • "Il conte Chicchera" (Граф Чиккера), Милан, Teatro Regio Ducale, осень 1759
  • "La contessina" (Маленькая графиня), Милан, Teatro Regio Ducale, осень 1759
  • "Amor contadino" (Деревенская любовь)

Другие вокальные произведения

  • "Il passaggio per Ferrara della Sacra Reale Maestà di Maria Amalia" (Переезд через Феррару Святейшей Королевской Величества Марии Амалии) (серената, 2 исполнителя, G. Melani), Феррара, Scroffa, 5 июня 1738
  • "Serenata per lo felicisissimo giorno natalizio dell'Imperiale Real Maestà di Maria Teresa d'Austria" (Серената в честь самого счастливого дня рождения Императорской Королевской Величества Марии Терезии Австрийской) (серената, 1 исполнитель, C. Frugoni), Реджо-нелл’Эмилия, май 1748
  • 1 ария в "Venetian Ballad's compos'd by Sig. Hasse and all the Celebrated Italian Masters" (Венецианские баллады, сочинённые г-ном Гассе и всеми знаменитыми итальянскими мастерами), 1742
  • 17 арий/песен, аранжированных в "Farinelli's Celebrated Songs collected from Sig Hasse, Porpora, Vinci and Veracini's Operas" (Знаменитые песни Фаринелли, собранные из опер Гассе, Порпоры, Винчи и Верачини), флейта/скрипка/клавесин, 1736–1755
  • Произведения в "A Collection of Marches and Airs" (Сборник маршей и песен), скрипки/флейты/гобои/виолончель/клавесин, Эдинбург, 1761
  • Мотивы:
  • "Salve Pater Salvatoris" (Здравствуй, Отец Спасителя), сопрано, струнные, басовый континуо
  • "Quid te angis fata" (Что тревожит тебя, судьба?), сопрано, струнные, басовый континуо
  • "Minax crudelis tempestas" (Грозная жестокая буря), бас, 2 трубы, литавры, струнные, басовый континуо
  • Множество арий, театральных пьес и других вокальных произведений, большинство из опер, в различных европейских библиотеках

Симфонии и концерты

(Все со струнными и басовым континуо)

  • 10 симфоний: (D) около 1750, I-Vlevi; (D) 2 рожка, около 1750, D-DS; (D) 2 рожка, около 1750, CH-Zz; (D) 2 рожка, литавры, до 1763, Bu (приписано Галимерти), F-AG, Pn; (D) 2 рожка, утрачен; (D) 2 гобоя, 2 трубы/рожка, утрачен; (D) 2 рожка, утрачен; (G) около 1760, D-HR (приписано Лампуньяни); (A) утрачен; (B) около 1760, S-HÄ, L (2 копии), Skma (3 копии, 1 приписана Грауну)
  • 3 другие симфонии (D, G, A), сомнительные
  • 2 концерта: (D) 2 флейты, D-KA; (G) 2 флейты, 2 рожка, KA
  • 3 концерта: (C, F, B), клавесин, утрачен

Другие инструментальные произведения

  • 6 сонат "…compos'd by Sigr Giov. Battista Lampugnani and St. Martini of Milan" (Сочинено г-ном Джованни Баттиста Лампуньяни и С. Мартини из Милана), 2 скрипки, басовый континуо, оп.1 (1744), н.1 в F-Pn, GB-Ob, S-Skma, Uu; н.2 в L, Skma, SK; н.5 в GB-Ob, S-Skma, L; н.6 в L
  • Сонаты №2, 4, 6 (G, C, D) в 6 сонатах, оп.2 (Walsh, 1745); №6 аранжирована для клавесина в GB-Lbl, приписано «Lanpongniar»
  • 6 сонат (G, A, B, A, D, A), 2 скрипки, басовый континуо, оп.1 (Simpson, около 1745); №1–4 совпадают с №6, 3, 2, 1 оп.1 (Walsh)
  • 3 сонаты (E, A, F), 2 скрипки, басовый континуо, GB-Ob; соната (D), 2 скрипки, басовый континуо, F-Pn; соната a 3 (D), GB-Lbl; соната (G), 2 флейты, бас, CH-Bu; 2 сонаты (E, A), утрачены

Ноты сочинений Джованни Баттиста Лампуньяни на сайте библиотеки IMSLP