Лампуньяни, Джованни Баттиста
1708 - 1788
Назад

Джованни Баттиста Лампуньяни (Giovanni Battista Lampugnani) - итальянский композитор
- Родился в 1708 г. - Милан.
- Умер 2 июня 1788 г. - Милан.
Он происходил из среднего класса; его отец Вирджилио, возможно, был композитором. В 1732 году его первая опера "Кэндеция" была поставлена в Миланском Королевском театре. В последующие годы несколько его опер часто исполнялись, особенно в северной Италии, а в 1738 году ему заплатили за написание ряда духовных произведений для Оспедале делла Пьета в Венеции. В 1743 году он был назначен постоянным композитором Королевского театра в Лондоне; там он поставил свою первую оперную постановку "Роксана" (15 ноября 1743 года), пастиччо на музыку Генделя. В первые месяцы 1744 года Лампуньяни написал еще две оперы для Лондона - "Альфонсо" и "Альцест". Он вернулся в Италию в 1745-1746 годах; его "Семирамида" была поставлена в июне 1745 года в Падуе, а "Великий Тамерлан" - 20 января 1746 года в Милане. В первые годы после своего возвращения из Лондона он путешествовал по всей Италии, организовывая показы своих произведений в Милане, Венеции, Флоренции, Реджо-Эмилии, Турине, Пьяченце и Генуе. Его "Сирое, царствующее в Персии" было исполнено в Лондоне в 1755 году, но нет уверенности, что он присутствовал при этом. В апреле 1758 года его "Пастор" был поставлен в Милане, и в том же году он был назначен клавесинистом в тамошний Королевский театр. К этому времени относятся его первые комические оперы. Он также, должно быть, познакомился с И.С. Бахом и падре Мартини; Бах упомянул его в письме к Мартини, написанном в 1759 году. С тех пор он все активнее выступал как преподаватель пения и все меньше как композитор: его последняя известная опера была поставлена в Турине в 1769 году. Он также писал инструментальную музыку, в том числе трио-сонаты, концерты и симфонии. Когда в 1770 году Моцарт был в Милане, чтобы закончить оперу "Митридат, царь Понтийский", Лампуньяни помогал репетировать певцам, в том числе примадонне Антонии Бернаскони. Во время первых трех выступлений он играл на втором клавесине, а в последующих сам руководил оркестром. Он продолжил свою деятельность в качестве клавесиниста, выступая на открытии королевского театра ла Скала в августе 1778 года, а год спустя - в Каннобиане; осенью 1786 года он все еще был клавесинистом в "Ла Скала" во время исполнения оперы Чимарозы "Марито расходящийся". Лампуньяни был женат на Виттории Висконти и имел двоих детей: Леопольдо, бухгалтера (умер 29 марта 1799 года, 45 лет), и Джудитту, певицу. Когда он умер, он жил в приходе Святого Алессандро в Зебедии, Милан. Несмотря на всеобщее одобрение, музыка Лампуньяни получила весьма сдержанное признание критиков XVIII века. Он приобрел репутацию исполнителя, который сопровождал свои арии чрезмерно энергичным оркестровым сопровождением. Артеага, в частности, обвинил его в том, что он уделяет им все свое внимание; Ла Борде также подчеркнул роль Лампуньяни в развитии оркестра, хотя и не стал критиковать музыку в штыки. Наиболее взвешенное суждение было вынесено Берни. В своей статье об Альфонсо Берни отметил большое количество бравуры в ариях ведущего певца Монтичелли, посчитал, что произведению не хватает достоинства, но, тем не менее, признал, что “в мелодии его быстрых песен есть изящная веселость, а в медленных - элегантная нежность, которые не похожи ни на одно произведение другого композитора того времени”. На самом деле арии ранних героических опер Лампуньяни содержат много обычных мелодических формул того периода. Однако не столь обычным является любопытное сочетание в нескольких ариях сложных мелодических украшений, обычных для героической оперы, с одной стороны, и запоминающейся мелодичности и легкого жизнерадостного стиля, подходящего для комической оперы, – с другой. Веселые и элегантные черты, которые Берни заметил в Альфонсо, присутствуют в последней дошедшей до нас опере Лампуньяни и, кстати, в его единственной сохранившейся комической опере "Любовь Контадино". В этой работе Лампуньяни свел к минимуму комическую, гротескную природу персонажей и сделал ставку на мелодичность, чтобы добиться эффекта. В отличие от своих ранних героических опер, в которых для арий предпочиталась форма да капо, здесь он использовал множество различных форм для своих вокальных партий и никогда не использовал точное да капо. Ансамбли, состоящие из нескольких секций с разными временными рамками и скоростями, возможно, в чем-то обязаны примеру Галуппи, который в 1750-х годах строил ансамбли аналогичным образом. В "Il re pastore" Лампуньяни придерживался более ранних драматических традиций и переложил большинство арий в форме капо. Рутинные, консервативные аспекты его стиля проявляются в измененном повторении первой части арии, в отсутствии модуляций, выходящих за рамки обычного перехода от тоники к доминанте и обратно, а также в ином (хотя и не всегда контрастирующем) характере второй части. Композитор также демонстрирует довольно ограниченный гармонический словарь, полагаясь в основном на тонические, доминантные и субдоминантные аккорды. В то же время его темы не являются классическими по стилю, но характеризуются скорее ритмами, чем какой-либо четко определенной мелодической формой.
Ноты сочинений Джованни Баттиста Лампуньяни на сайте библиотеки IMSLP