Лампе, Иоганн Фридрих
1702 - 1751
Назад

Иоганн Фридрих Лампе (Johann Friedrich Lampe) - немецкий композитор и фаготист
- Родился зимой 1702 или 1703 г. - Брауншвейг.
- Умер 25 июля 1751 г. - Эдинбург.
Активно работал в Великобритании. Ничего не известно о его жизни до того, как он был принят в университет Гельмштедта 2 мая 1718 года, когда его назвали “Brunsvicensis” (‘из Брауншвейга"). В марте 1720 года он окончил юридический факультет, вскоре после этого переехал в Гамбург и прибыл в Лондон в 1725 или 1726 году, когда Генри Кэри, впоследствии его постоянный либреттист, описал его в стихотворении как "мою ЛАМПУ, затемненную, потому что неизвестную", которая "светит тайно (теперь) только друзьям". Ему предсказывали славу ("Зажги его, но только ярче! Дайте ему возможность блистать на публике, /Он будет не только восхищать, но и поражать"), но он не привлекал особого внимания публики до 1732-1733 годов, когда стал инициатором проекта по популяризации английской оперы в Маленьком театре на Хеймаркет. За год Лэмп написал три полнометражные серьезные оперы "на итальянский манер": "Амелия" Кэри, "Британия" Томаса Ледьяра (дипломата, который, вероятно, познакомился с Лэмпом в Гамбурге) и "Диона" по мотивам "пасторальной трагедии" Джона Гэя. Сохранились только две арии из "Амелии", хотя десять из "Британии" и восемь из "Дионы" существуют в рукописной партитуре, возможно, скопированной в рамках более позднего процесса превращения их из полнометражных опер в афтерпьесы. Хотя эти три оперы принесли Лэмпу убыточность, четвертая, "Опера из опер", или "Великий мальчик с пальчик", стала поворотным моментом для Лэмпа. Это была экранизация бурлеска Филдинга "Трагедия трагедий", где объектами насмешек стали опера и оперные певцы, а не пьесы и актеры. Ее часто путают с конкурирующей постановкой Арне на тот же текст, поставленной в Литтл-театре в октябре 1733 года в рамках конкурса с возрожденной оперой Лампе на Друри-Лейн, хотя нет никаких сомнений в том, что 16 опубликованных песен принадлежат перу Лампе. Опера из опер утвердила Лампе в театре, и вскоре он стал востребован: весной 1734 года он написал музыку к двум пьесам - маске "Свадьба Авроры" (в честь свадьбы принцессы Анны и принца Оранского) и своей второй успешной пантомиме "Купидон и Психея, или куртизанка Коломбина". Увертюра к "Купидону и Психее" является примером "увертюры-попурри", популярного жанра в начале 1730-х годов, в котором использовались фрагменты популярных мелодий, часто в контрапункте или спрятанные в нижних частях; Лампе удалось поработать с мелодиями из "Роделинды" Генделя, "Джулио Чезаре", "Адмето", "Оттоне" и других опер. Сироэ. Хотя он был одним из соперников Генделя как композитор, он был связан со своим соотечественником-саксонцем как исполнитель. Вероятно, он начал играть на фаготе для Генделя вскоре после своего приезда в Лондон, поскольку Чарльз Берни писал, что Томас Стэнсби изготовил контрабас для коронации 1727 года и что Лампе “был человеком, который намеревался играть на нем; но из-за отсутствия подходящей трости или по какой-то другой причине”, в настоящее время неизвестен, в то время им никто не пользовался". Трудности, очевидно, были преодолены к 1740 году, когда Гендель включил партию контрабаса в "Альлегро", "Пенсерозо и Модерато". Использовавшийся тогда контрабас, возможно, принадлежал кисти Томаса Стейнсби, датированной 1739 годом, и сейчас находится в Национальном музее Дублина. Ничего достоверного не известно о деятельности Лампе в период с 1734 по 1737 год. Возможно, он просто был занят преподаванием и написанием своего трактата "Чистокровный бас", хотя столь полное отсутствие в театральной жизни позволяет предположить, что он проводил это время вне Лондона. Возможно, он побывал в Париже, поскольку оба его трактата свидетельствуют о раннем знакомстве с концепцией Рамо о "фундаментальном басе". Он вернулся в Лондон с "Драконом Уэнтли", который стал сенсацией. Либретто Кэри переиздавалось 14 раз чуть более чем за год, за работу взялись другие труппы, и оно продержалось на сцене до 1782 года. Это единственная опера Лампе, сохранившаяся до наших дней в завершенном виде: концертные номера были опубликованы в полной партитуре в 1738 году, а речитативы включены в рукописную полную партитуру сокращенной версии, возможно, скопированную для гастрольной постановки, которую Чарльз Берни видел в Честере в 1741 году. Кэри высмеял итальянскую оперу в "Драконе из Уэнтли", перенеся ее искусственные условности и возвышенные чувства в приземленную английскую народную сказку, действие которой происходит в его родном Йоркшире. Легенда о Муре из Мур-Холла и драконе из Уэнтли (Уорнклифф близ Ротерхэма) была бы знакома его слушателям по балладе, напечатанной в книге Томаса Д'Юрфи "Таблетки от меланхолии". Музыка Лэмпе придала комедии дополнительное измерение, превратив бессмысленные реплики Кэри в сложную и, казалось бы, серьезную музыку. С таким успехом Кэри и Лэмпи неизбежно должны были снять продолжение. Как и большинство сиквелов, "Марджери, или Чума похуже драконьей" была менее эффективной и менее успешной. Но теперь Лампе был одним из самых выдающихся театральных музыкантов Лондона, и это положение он упрочил, женившись в декабре 1738 года на своей исполнительнице главной роли Изабелле Янг, став, таким образом, шурином Томаса Арна (в 1737 году Арне женился на сестре Изабеллы Сесилии). Более того, пантомима "Орфей и Эвридика", впервые поставленная в Ковент-Гардене в феврале 1740 года, только за этот сезон была представлена на 46 сценах, хотя зрителей, вероятно, больше привлекала 17-футовая заводная змея, пожиравшая Эвридику (она двигалась с "невероятной скоростью"), чем музыка Лампе. Однако в 1741 году аудитория музыкантов в Лондоне сократилась, поскольку внимание публики привлекла революция в шекспировской постановке, инициированная Чарльзом Маклином и Дэвидом Гарриком. "Иллюзионист" Лампе, "Комическая маска из разговоров, пения и танцев", провалилась после трех выступлений в Ковент-Гардене в апреле, хотя музыка к ней (включая "большой концерт" для гобоев, валторн, струнных и континуо) была опубликована в полном виде. В результате его труппа попытала счастья в провинции, и он ничего не написал для лондонских театров, за исключением двух пьес, поставленных в Маленьком театре на Хеймаркет весной 1744 года, одна из которых была названа "опереттой", что, по-видимому, является самым ранним использованием этого термина. Последняя опера Лампе "Пирам и Фисба" была поставлена в Ковент-Гардене в январе 1745 года. Текст, частично заимствованный из одной из постановок Ричарда Левериджа в 1716 году, представляет собой оригинальную адаптацию пьесы в пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь". Как и в "Опере из опер", объектом насмешек являются итальянская опера и оперные певцы, а не пьесы или актеры. Музыка снова остается невозмутимой, хотя клише генделевского стиля пародируются в типичных номерах "ярость и месть". "Пирам и Фисба" были приняты провинциальными труппами, хотя это не привело к дальнейшим возможностям в Лондоне, за исключением нескольких постановок. Примерно в это же время Лампе был вовлечен в круг общения Джона и Чарльза Уэсли, возможно, под влиянием Присциллы Рич, жены владельца "Ковент-Гардена". Джон Уэсли записал в своем дневнике 29 ноября 1745 года, что он “провел час с мистером Лэмпом, который много лет был деистом, пока Богу не было угодно, чтобы он убедил его (памфлет Джона Уэсли 1743 года) образумиться”. Непосредственным результатом его обращения стали "Гимны на великие праздники и по другим поводам" (1746), прекрасно изданный сборник из 24 гимнов Чарльза Уэсли и его брата Сэмюэля, написанный Лэмпом в витиеватом стиле для голоса и континуо. Большая часть его религиозной музыки, вероятно, сохранилась анонимно в других сборниках, выпущенных членами кружка Уэсли, таких как Harmonia sacra Томаса Баттса (Лондон, 1767). В сентябре 1748 года Лампе со своей труппой отправился в Дублин на два сезона в театр "Смок-Элли", где он написал "Утраченную серенаду" "Деймон" и "Аната", а также музыку к возрождениям двух старых трагедий "Оруноко" и "Феодосий". По-видимому, летом 1750 года он посетил Белфаст и Эдинбург, а затем ненадолго вернулся в Дублин в октябре, а затем поселился в Эдинбурге на сезон в его новом театре; но 25 июля 1751 года он умер там от лихорадки и был похоронен на церковном кладбище Канонгейт. Чарльз Уэсли почтил память погибшего гимном "Свершилось! Воля правительства исполнена. Как композитор, Лэмп продемонстрировал высокие технические возможности, недоступные многим его коллегам, работающим в лондонских театрах, и даже в своих ранних произведениях он продемонстрировал мастерство владения английским языком. Его неизбежно сравнивают с Генделем, который, как говорят, восхищался "Драконом из Уэнтли". Однако сохранившиеся его оперы по стилю ближе к Арну, чем к Генделю, возможно, потому, что это комедии. Помимо тех случаев, когда он пародировал генделевский стиль для комического эффекта, он, как правило, следовал примеру своего шурина, вводя в свои арии элементы британской популярной песни, в том числе шотландские отрывки, которые часто звучат в "Пираме" и "Фисбе". Немногие сохранившиеся фрагменты его серьезных опер, особенно арии из "Британии" и "Дионы", свидетельствуют о том, что он был способен и на более глубокие вещи.
Ноты сочинений Иоганна Фридриха Лампе на сайте библиотеки IMSLP