Лампе, Иоганн Фридрих
1702 - 1751

Назад

Lampe, Lampe

  • Дата рождения: зима 1702–1703 годов
  • Место рождения: Брауншвейг, Германия
  • Дата смерти: 25 июля 1751 года
  • Место смерти: Эдинбург, Шотландия

Биография

Иоганн Фридрих Лампе — немецкий композитор и фаготист, большую часть своей жизни работавший в Великобритании.

О его ранних годах ничего не известно. Первое упоминание о нём относится к 2 мая 1718 года, когда он был зачислен в университет Хельмштедта как «brunsvicensis» («из Брауншвейга»). В марте 1720 года он получил степень по праву, вскоре перебрался в Гамбург, а в 1725 или 1726 году оказался в Лондоне. Поэт и либреттист Генри Кэри, ставший впоследствии его постоянным соавтором, упомянул Лампе в стихотворении как «мой ЛАМП, пока ещё неведомый, сияющий лишь для друзей». Уже тогда современники предсказывали ему славу, однако заметного успеха он добился лишь в 1732–1733 годах, став инициатором проекта по развитию английской оперы в Литтл-театре на Хэймаркет.

В течение одного года он написал три большие серьёзные оперы «в итальянском стиле»: «Amelia» («Амелия») Генри Кэри, «Britannia» («Британия») Томаса Ледиарда и «Dione» («Диона»), созданную по мотивам «пасторальной трагедии» Джона Гея. От этих сочинений сохранились лишь отдельные арии. Несмотря на коммерческую неудачу, именно четвёртая опера — «The Opera of Operas, or Tom Thumb the Great» («Опера опер, или Великий Том Тумб») — принесла Лампе известность. В ней пародировались не пьесы и актёры, а сами оперы и певцы. Это сочинение закрепило за ним репутацию театрального композитора. Вскоре он создал музыку к маске «Aurora’s Nuptials» («Бракосочетание Авроры») и пантомиме «Cupid and Psyche, or Columbine Courtezan» («Купидон и Психея, или Куртизанка Коломбина»), пользовавшейся большим успехом.

Хотя Лампе был конкурентом Генделя в качестве композитора, он сотрудничал с ним как музыкант-исполнитель. По свидетельству Чарльза Бёрни, именно для Лампе в 1727 году мастер Томас Стейнсби сделал первый контрафагот для коронации, хотя он тогда и не был использован. В дальнейшем Лампе действительно исполнял партии на этом редком инструменте в сочинениях Генделя.

В 1737 году он представил оперу «The Dragon of Wantley» («Дракон из Уонтли») на либретто Кэри — пародию на итальянскую оперу, перенесённую на английскую народную почву. Произведение имело оглушительный успех, выдержало множество постановок и оставалось в репертуаре до 1782 года. Популярность «Дракона» привела к созданию продолжения — «Margery, or A Worse Plague than the Dragon» («Марджери, или Чума похуже дракона»), менее удачного, но закрепившего за Лампе статус одного из ведущих театральных музыкантов Лондона.

В декабре 1738 года он женился на певице Изабелле Янг, сестре супруги Томаса Арне, став таким образом его шурином. Среди его наиболее заметных работ 1740-х годов — пантомима «Orpheus and Euridice» («Орфей и Эвридика») и опера-пародия «Pyramus and Thisbe» («Пирам и Фисба», 1745).

В середине 1740-х годов Лампе сблизился с кругом братьев Джона и Чарльза Уэсли, став автором духовных гимнов на их тексты. Его сборник «Hymns on the Great Festivals and Other Occasions» («Гимны к великим праздникам и другим случаям», 1746) стал значительным вкладом в английскую духовную музыку.

В 1748 году он со своей труппой отправился в Дублин, где работал в театре Смок-Аллей. Там он написал ныне утраченную серенату «Damon and Anathe» («Дамон и Анат»). Затем он посетил Белфаст и Эдинбург, где в 1751 году скончался от горячки. Он был похоронен на кладбище Канонгейт. Его смерть оплакал Чарльз Уэсли в гимне «Tis done! The sov’reign will’s obey’d» («Совершилось! Исполнена воля Господня»).

Творчество

Лампе был одним из наиболее талантливых и технически грамотных композиторов, работавших в театрах Лондона. Его музыка отличается мастерством в обращении с английским текстом и умением создавать комические эффекты путём пародий на итальянскую оперу и даже на стиль Генделя. Его оперы ближе к Арне по лёгкости и использованию британских народных интонаций. Особенно характерны для него «шотландские щипки» в ритмике, заметные в опере «Pyramus and Thisbe».

Наиболее яркое его произведение — «The Dragon of Wantley», ставшее одним из самых популярных музыкальных спектаклей XVIII века в Англии.

Произведения

Сценические сочинения

  • «Diana and Acteon» («Диана и Актеон», пантомима, 1730, утрачено)
  • «Amelia» («Амелия», опера, 1732, сохранились 2 арии)
  • «Britannia» («Британия», опера, 1732, сохранилось 10 арий)
  • «Dione» («Диона», опера, 1733, сохранилось 8 арий)
  • «The Usurers, or Harlequin’s Last Shift» («Ростовщики, или Последнее превращение Арлекина», пантомима, 1733, утрачено)
  • «Love Runs All Dangers» («Любовь преодолевает все опасности», пантомима, 1733, утрачено)
  • «The Opera of Operas, or Tom Thumb the Great» («Опера опер, или Великий Том Тумб», 1733, 16 арий)
  • «Cupid and Psyche, or Columbine Courtezan» («Купидон и Психея, или Куртизанка Коломбина», пантомима, 1734)
  • «Aurora’s Nuptials» («Бракосочетание Авроры», маска, 1734, утрачено)
  • «The Dragon of Wantley» («Дракон из Уонтли», буфф-опера, 1737)
  • «Margery, or A Worse Plague than the Dragon» («Марджери, или Чума похуже дракона», 1738)
  • «Roger and Joan, or The Country Wedding» («Роджер и Джоан, или Сельская свадьба», 1739, утрачено)
  • «Orpheus and Euridice» («Орфей и Эвридика», пантомима, 1740)
  • «The Sham Conjurer» («Лжеколдун», комическая маска, 1741)
  • «The Queen of Spain, or Farinelli at Madrid» («Королева Испании, или Фаринелли в Мадриде», 1744, утрачено)
  • «The Kiss Accepted and Returned» («Поцелуй принят и возвращён», оперетта, 1744, утрачено)
  • «Pyramus and Thisbe» («Пирам и Фисба», пародийная опера, 1745)
  • «Damon and Anathe» («Дамон и Анат», серената, 1750, утрачено)

Инструментальная и вокальная музыка

  • «6 Solos» («6 соло для флейты и бассо континуо», около 1727, утрачено)
  • «Wit Musically Embellish’d … 40 New English Ballads» («Музыкально украшенный остроумный сборник… 40 новых английских баллад», 1731)
  • «British Melody, or The Musical Magazine» («Британская мелодия, или Музыкальный журнал», 1739)
  • «The Musical Entertainer» («Музыкальный развлекатель», 1740)
  • «Lyra Britannica» («Британская лира», 1740–1745)
  • «The Cuckoo Concerto» («Концерт с кукушкой», около 1740)
  • «Hymns on the Great Festivals and Other Occasions» («Гимны к великим праздникам и другим случаям», 1746)
  • «The King shall now rejoice» («Царь ныне возрадуется», благодарственный гимн, около 1746)
  • «A Cantata [Ophelia] and 4 English Songs» («Кантата [Офелия] и 4 английские песни», 1748)
  • «A Collection of Hymns and Sacred Poems» («Собрание гимнов и священных стихов», Дублин, 1749)
  • «The Ladies Amusement» («Женское развлечение», Дублин, 1749)

Теоретические труды

  • «A Plain and Compendious Method of Teaching Thorough Bass» («Простой и краткий метод обучения генерал-басу», 1737)
  • «The Art of Musick» («Искусство музыки», 1740)


Ноты сочинений Иоганна Фридриха Лампе на сайте библиотеки IMSLP