Лампе, Иоганн Фридрих
1702 - 1751
Назад
Lampe, Lampe
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Фридрих Лампе — немецкий композитор и фаготист, большую часть своей жизни работавший в Великобритании.
О его ранних годах ничего не известно. Первое упоминание о нём относится к 2 мая 1718 года, когда он был зачислен в университет Хельмштедта как «brunsvicensis» («из Брауншвейга»). В марте 1720 года он получил степень по праву, вскоре перебрался в Гамбург, а в 1725 или 1726 году оказался в Лондоне. Поэт и либреттист Генри Кэри, ставший впоследствии его постоянным соавтором, упомянул Лампе в стихотворении как «мой ЛАМП, пока ещё неведомый, сияющий лишь для друзей». Уже тогда современники предсказывали ему славу, однако заметного успеха он добился лишь в 1732–1733 годах, став инициатором проекта по развитию английской оперы в Литтл-театре на Хэймаркет.
В течение одного года он написал три большие серьёзные оперы «в итальянском стиле»: «Amelia» («Амелия») Генри Кэри, «Britannia» («Британия») Томаса Ледиарда и «Dione» («Диона»), созданную по мотивам «пасторальной трагедии» Джона Гея. От этих сочинений сохранились лишь отдельные арии. Несмотря на коммерческую неудачу, именно четвёртая опера — «The Opera of Operas, or Tom Thumb the Great» («Опера опер, или Великий Том Тумб») — принесла Лампе известность. В ней пародировались не пьесы и актёры, а сами оперы и певцы. Это сочинение закрепило за ним репутацию театрального композитора. Вскоре он создал музыку к маске «Aurora’s Nuptials» («Бракосочетание Авроры») и пантомиме «Cupid and Psyche, or Columbine Courtezan» («Купидон и Психея, или Куртизанка Коломбина»), пользовавшейся большим успехом.
Хотя Лампе был конкурентом Генделя в качестве композитора, он сотрудничал с ним как музыкант-исполнитель. По свидетельству Чарльза Бёрни, именно для Лампе в 1727 году мастер Томас Стейнсби сделал первый контрафагот для коронации, хотя он тогда и не был использован. В дальнейшем Лампе действительно исполнял партии на этом редком инструменте в сочинениях Генделя.
В 1737 году он представил оперу «The Dragon of Wantley» («Дракон из Уонтли») на либретто Кэри — пародию на итальянскую оперу, перенесённую на английскую народную почву. Произведение имело оглушительный успех, выдержало множество постановок и оставалось в репертуаре до 1782 года. Популярность «Дракона» привела к созданию продолжения — «Margery, or A Worse Plague than the Dragon» («Марджери, или Чума похуже дракона»), менее удачного, но закрепившего за Лампе статус одного из ведущих театральных музыкантов Лондона.
В декабре 1738 года он женился на певице Изабелле Янг, сестре супруги Томаса Арне, став таким образом его шурином. Среди его наиболее заметных работ 1740-х годов — пантомима «Orpheus and Euridice» («Орфей и Эвридика») и опера-пародия «Pyramus and Thisbe» («Пирам и Фисба», 1745).
В середине 1740-х годов Лампе сблизился с кругом братьев Джона и Чарльза Уэсли, став автором духовных гимнов на их тексты. Его сборник «Hymns on the Great Festivals and Other Occasions» («Гимны к великим праздникам и другим случаям», 1746) стал значительным вкладом в английскую духовную музыку.
В 1748 году он со своей труппой отправился в Дублин, где работал в театре Смок-Аллей. Там он написал ныне утраченную серенату «Damon and Anathe» («Дамон и Анат»). Затем он посетил Белфаст и Эдинбург, где в 1751 году скончался от горячки. Он был похоронен на кладбище Канонгейт. Его смерть оплакал Чарльз Уэсли в гимне «Tis done! The sov’reign will’s obey’d» («Совершилось! Исполнена воля Господня»).
Лампе был одним из наиболее талантливых и технически грамотных композиторов, работавших в театрах Лондона. Его музыка отличается мастерством в обращении с английским текстом и умением создавать комические эффекты путём пародий на итальянскую оперу и даже на стиль Генделя. Его оперы ближе к Арне по лёгкости и использованию британских народных интонаций. Особенно характерны для него «шотландские щипки» в ритмике, заметные в опере «Pyramus and Thisbe».
Наиболее яркое его произведение — «The Dragon of Wantley», ставшее одним из самых популярных музыкальных спектаклей XVIII века в Англии.
Сценические сочинения
Инструментальная и вокальная музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Иоганна Фридриха Лампе на сайте библиотеки IMSLP