Ламбер, Мишель
1610 - 1696
Назад

Мишель Ламбер (Michel Lambert) - французский композитор, певец и преподаватель пения
- Родился в 1610 г. - Шампиньи-сюр-Вёд.
- Умер 27 июня 1696 г. - Париж.
Получив образование мальчика из церковного хора в часовне Гастона Орлеанского, старшего брата Людовика XIII, Ламбер начал делать себе имя как певец в Париже в 1640-х годах. Он пользовался поддержкой нескольких покровителей, в том числе кардинала Ришелье, епископа Лизье, Фуке, Гастона Орлеанского и его дочери мадемуазель де Монпансье, известной как “Великая мадемуазель”. Его имя также ассоциируется с парижскими аристократическими кругами того времени, сначала с кругом мадам де Рамбуйе, а после 1650-х годов - с кругом мадемуазель де Скудери. В 1641 году он женился на певице Габриэль Дюпюи; у них родилась дочь Мадлен, которая позже вышла замуж за Жан-Батиста Люлли. С тех пор карьера Ламбера часто была связана с карьерой его невестки Илер Дюпюи, известной певицы, которая выступала на музыкальных представлениях при дворе, в духовной музыке (она пела в кабинетах Тенебры) и придворных балетах. Документальные свидетельства показывают, что Ламбер впервые выступила в качестве танцовщицы в 1651 году в балетах, поставленных при дворе молодого короля Людовика XIV. После 1656 года его репутация как композитора арий укрепилась благодаря их регулярному появлению в сборниках арий разных авторов, издаваемых Кристофом Баллардом. В 1660 году он опубликовал первый сборник арий с бассо континуо, который был издан во Франции. В мае 1661 года Ламбер был назначен мэтром королевской музыкальной палаты и занимал эту должность до самой своей смерти. Его зять Жан-Батист Люлли был назначен управляющим музыкальной палаты королевства, и с этого времени их профессиональная и семейная жизнь стали тесно связаны: Ламбер написал несколько отрывков и диалогов для балетов Люлли 1660-х годов. В обязанности Ламбера входило обучение пажей в королевской капелле и подготовка певчих в Королевской палате. С 1636 года Ламбер был признан выдающимся певцом и учителем пения. В 1660 году, посвящая Пьеру де Ньерту свою первую книгу арий, он высоко оценил "прекрасную манеру пения", которую Ньерт привил ему после своего пребывания в Италии, и сказал, что он в долгу перед ним за "все лучшее, что я знаю". Его пение и преподавание получили широкую, даже экстравагантную оценку. Певица Анна де ла Барр писала Константину Гюйгенсу, что он "лучший учитель пения в Париже" (письмо от 31 июля 1648 года); Перрен называл его "Амфионом наших дней’; согласно журналу "Серф де ла Вьевиль", он был "лучшим мастером, который выступал за последние столетия", а Титон дю Тийе описал "очаровательные концерты" в своем загородном доме в Путо-сюр-Сен, на которых он аккомпанировал себе на теорбо. Его популярность при дворе известна: "Счет за королевский дом" за июль 1688 года показывает, что ему, как солисту короля, было выплачено 1200 ливров. Некоторое представление о его методе можно получить, прочитав книгу Ремарка "Курьезы из области искусства" (1668) Бацилли, который порекомендовал своим читателям несколько арий Ламбера в качестве иллюстраций. Хотя большая часть сборников мелодий Ламбера утеряна (в 1668 году Mercure galant насчитал их 20), его положение как самого важного и плодовитого французского композитора Серье во второй половине 17-го века может быть подтверждено изучением более чем 330 его арий, которые сохранились в архивах. печатные и рукописные источники. Ламбер тщательно подбирал тексты, используя произведения около 50 поэтов, в том числе Бушардо, графини де ла Сюз, Пьера Перрена, Лафонтена, Скаррона, Гийома и Франсуа Колле. Самая распространенная форма в airs - это короткая бинарная структура, за которой следует двойная, знакомая по air de cour. Есть также примеры закругленных бинарных арий (например, "Я хочу", "что для вас приятнее") и, начиная с 1670-х годов, арий в рондо (Ах! когда ты начинаешь танцевать); некоторые мелодии граничат с речитативом ("трагический плач о моем возлюбленном"); другие заимствуют ритмическую организацию танцев, таких как сарабанды ("Тайна любви") или построены на басах-чаконах ("Ма Бержер"); а некоторые организованы в виде диалогов ("Поясница воса").). В целом, манеры Ламбера - образец элегантности и изящества, в которых особое внимание уделяется правильной декламации (за что его хвалили д'Амбрюс и Жан Руссо). В большинстве своих дублей он не позволял мелизматическому написанию разрушать форму оригинальных мелодий и редко создавал чисто абстрактные мелодические узоры, которые портят некоторые арии даже у Гедрона. Пример 2 иллюстрирует его владение вариационными техниками: за трехчастным инструментальным исполнением следуют сольные и ансамблевые партии, и все они основаны на одних и тех же мелодических и гармонических материалах. Своими диалогами и некоторыми более драматичными репликами Ламбер оказал влияние на французских оперных композиторов. Менестриер ("Репрезентации в древней и современной музыке", Париж, 1681) цитирует текст своего диалога между Сильви и Тирси, чтобы показать, как такие "маленькие шансонье" послужили образцами для того, что он назвал “музыкой действия и театра”.
Ноты сочинений Мишеля Ламбера на сайте библиотеки IMSLP