Ламбер, Мишель
1610 - 1696
Назад
Lambert, Michel
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мишель Ламбер был французским композитором, певцом и педагогом по вокалу, одной из ключевых фигур музыкальной жизни Франции второй половины XVII века. Он получил образование как певчий мальчик в капелле Гастона Орлеанского, брата короля Людовика XIII. Уже в 1640-е годы начал завоёвывать репутацию выдающегося певца в Париже. Ему покровительствовали кардинал Ришельё, епископ Лизьё, министр Фуке, а также сам Гастон Орлеанский и его дочь Анна Мария Луиза Орлеанская, известная как "Великая мадемуазель".
Ламбер был связан с литературными и светскими кругами Парижа: сперва с салоном мадам де Рамбуйе, затем — с кружком мадемуазель де Скюдери. В 1641 году он женился на певице Габриэль Дюпюи. Их дочь Мадлен впоследствии вышла замуж за Жан-Батиста Люлли. Карьера Ламбера оказалась тесно переплетена с карьерой его знаменитой золовки Илер Дюпюи, певицы, выступавшей в придворных балетах и в духовной музыке.
Сохранились сведения о том, что Ламбер выступал и как танцор: в 1651 году он участвовал в придворных балетах при дворе юного Людовика XIV. После 1656 года его слава как композитора закрепилась публикацией "Аров различных авторов" Кристофа Баллара. В 1660 году он выпустил первый во Франции сборник арий с бассо континуо, выгравированный печатным способом.
В мае 1661 года Ламбер был назначен мастером музыки королевской палаты и оставался на этом посту до самой смерти. Его зять Жан-Батист Люлли в то же время получил должность суперинтенданта музыки королевской палаты. С этого момента их профессиональные и семейные пути были неразрывно связаны: Ламбер сочинял для балетов Люлли в 1660-е годы речитативы и диалоги. Среди обязанностей Ламбера была подготовка пажей королевской капеллы и обучение певчих королевской палаты.
Ещё с 1636 года Ламбер считался выдающимся певцом и педагогом. В посвящении своего первого сборника арий 1660 года он выразил благодарность Пьеру де Ниэру за "прекрасный стиль пения", привезённый тем из Италии, и отметил, что обязан ему "всем лучшим, что знаю". Его педагогическое мастерство было прославлено современниками. Певец Анн де ла Барр писал Константену Хёйгенсу, что Ламбер — "лучший учитель пения в Париже". Перрен называл его "Амфионом наших дней", Ле Серф де Ла Вьёвиль отмечал, что "такого мастера не бывало веками", а Титон дю Тийе описывал его камерные концерты в доме в Пюто, где он аккомпанировал себе на теорбе.
Хотя большинство сборников арий Ламбера утеряно, сохранившиеся более чем 330 арий подтверждают его положение как крупнейшего французского композитора серьезных арий второй половины XVII века. Он тщательно подбирал тексты, обращаясь к произведениям около 50 поэтов. Формы его арий разнообразны: краткая бинарная форма с вариацией, округлые бинарные формы, арии в форме рондо, речитативные арии, арии с ритмикой танцев. Характерная черта Ламбера — изящество и утончённость, особенно в работе с французской декламацией.
Светская вокальная музыка
Сценическая музыка
Духовная музыка
Ноты сочинений Мишеля Ламбера на сайте библиотеки IMSLP