Ламбер, Мишель
1610 - 1696
Назад
Lambert, Michel

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мишель Ламбер — французский композитор, певец и педагог по вокалу, одна из ключевых фигур музыкальной жизни Франции второй половины XVII века.
Он получил образование как певчий мальчик в капелле Гастона Орлеанского, брата короля Людовика XIII. Уже в 1640-е годы начал завоёвывать репутацию выдающегося певца в Париже. Ему покровительствовали кардинал Ришельё, епископ Лизьё, министр Фуке, а также сам Гастон Орлеанский и его дочь Анна Мария Луиза Орлеанская, известная как «Великая мадемуазель».
Ламбер был связан с литературными и светскими кругами Парижа: сперва с салоном мадам де Рамбуйе, затем — с кружком мадемуазель де Скюдери. В 1641 году он женился на певице Габриэль Дюпюи. Их дочь Мадлен впоследствии вышла замуж за Жан-Батиста Люлли. Карьера Ламбера оказалась тесно переплетена с карьерой его знаменитой золовки Илер Дюпюи, певицы, выступавшей в придворных балетах и в духовной музыке (в частности, в службах Тенебре).
Сохранились сведения о том, что Ламбер выступал и как танцор: в 1651 году он участвовал в придворных балетах при дворе юного Людовика XIV. После 1656 года его слава как композитора закрепилась публикацией «Air de differents autheurs» («Ары различных авторов») Кристофа Баллара. В 1660 году он выпустил первый во Франции сборник арий с бассо континуо, выгравированный печатным способом.
В мае 1661 года Ламбер был назначен maître de la musique de la chambre du roi («мастер музыки королевской палаты») и оставался на этом посту до самой смерти. Его зять Жан-Батист Люлли в то же время получил должность surintendant de la musique de la chambre du roi («суперинтендант музыки королевской палаты»). С этого момента их профессиональные и семейные пути были неразрывно связаны: Ламбер сочинял для балетов Люлли в 1660-е годы речитативы и диалоги.
Среди обязанностей Ламбера была подготовка пажей королевской капеллы и обучение певчих королевской палаты.
Ещё с 1636 года Ламбер считался выдающимся певцом и педагогом. В посвящении своего первого сборника арий 1660 года он выразил благодарность Пьеру де Ниэру за «прекрасный стиль пения», привезённый тем из Италии, и отметил, что обязан ему «всем лучшим, что знаю».
Его педагогическое мастерство было прославлено современниками. Певец Анн де ла Барр писал Константену Хёйгенсу, что Ламбер — «лучший учитель пения в Париже». Перрен называл его «Амфион наших дней», Ле Серф де Ла Вьёвиль отмечал, что «такого мастера не бывало веками», а Титон дю Тийе описывал его камерные концерты в доме в Пюто, где он аккомпанировал себе на теорбе.
В придворной среде он пользовался колоссальной популярностью: сохранился документ «Compte de la maison du Roi» («Счёт королевского дома») за июль 1688 года, где указано, что Ламбер получил 1200 ливров как солист для короля.
Некоторые сведения о его методике даёт трактат Бернара де Бассийи «Remarques curieuses sur l’art de bien chanter» («Любопытные заметки об искусстве хорошо петь», 1668), где в качестве примеров разбора приводятся арии Ламбера.
Хотя большинство сборников арий Ламбера утеряно (в 1668 году журнал Mercure galant насчитывал их около 20), сохранившиеся более чем 330 арий подтверждают его положение как крупнейшего французского композитора арий sérieux («серьёзных арий») второй половины XVII века.
Он тщательно подбирал тексты, обращаясь к произведениям около 50 поэтов, среди которых — Бушардо, графиня де Ла Сюз, Пьер Перрен, Лафонтен, Скаррон, а также Гийом и Франсуа Коллетэ.
Формы его арий разнообразны:
Характерная черта Ламбера — изящество и утончённость, особенно в работе с французской декламацией, за что его высоко ценили д’Амбрюи и Жан Руссо. В своих double он почти никогда не допускал чрезмерного мелизматического письма, которое могло бы разрушить форму основной мелодии, и редко писал абстрактные мелодические фигуры, встречающиеся даже у таких мастеров, как Гедрон.
Светская вокальная музыка
Сценическая музыка
Духовная музыка
Ноты сочинений Мишеля Ламбера на сайте библиотеки IMSLP