Ламаль, Пьер
1648 - 1722
Назад
Lamalle, Pierre

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Пьер Ламаль родился около 1648 года. Он поступил в кафедральный собор Святого Ламберта в Льеже в качестве «дуоденуса» (младшего певчего), и всю жизнь провёл там как музыкант и священник. 26 сентября 1664 года он получил «bursa toledana» — стипендию, которая позволяла хористам, голос которых изменился, продолжать обучение. В тот же день в 1668 году капитул кафедры предоставил ему ещё одну стипендию для продолжения учёбы в семинарии.
На следующий год Ламаль представил капитулу мессу собственного сочинения. Её успешное восприятие подтверждается исполнением его симфонии на Высокой Мессе в соборе два воскресенья подряд в январе 1671 года. Политические волнения и войны в Льеже в 1672–1715 годах также затронули кафедральный собор и, вероятно, замедлили творческую деятельность и успехи Ламаля. Тем не менее, 30 апреля 1672 года maître de chant (директор хора) Ламберт Пьеткин, учивший его композиции, обратил внимание капитула на талант Ламаля как композитора, и тот был назначен вторым «сукцентором».
Уход Пьеткина в отставку в 1674 году и смерть первого сукцентова семь лет спустя позволили Ламалю стать директором школы хора собора 3 сентября 1681 года. Однако титул «фонаскус» и доход с должности были присуждены ему только в 1688 году. В своей просьбе к капитулу о присвоении этого звания Ламаль отметил, что фактически выполнял обязанности maître de chant на протяжении многих лет без оплаты и создавал произведения для кафедрального собора в итальянском стиле.
Творчество
С 1688 года, став maître de chant, Ламаль начал реорганизацию школы, которая к 1699 году насчитывала 30 исполнителей. Он поощрял исполнение итальянской музыки, и установленная им итальянская традиция сохранялась на протяжении всего XVIII века. С этого времени каноники отправляли лучших молодых музыкантов в Рим для совершенствования их талантов, устанавливая самые высокие художественные стандарты.
Капитул принял его отставку 2 сентября 1713 года, при этом специально потребовав передачи всех сочинённых для кафедрального собора произведений — обычная практика в Льеже, которая, к сожалению, привела к исчезновению рукописных произведений многих столетий, созданных maîtres de chant собора Святого Ламберта. Потерянные работы Ламаля включают ранее упомянутую мессу и симфонию, а также две другие мессы. От четырёхголосного «Salve regina» сохранилась только партия континуо.
Произведения
Характерными чертами стиля Ламаля являются живой диалог между солистами, хором и инструментами, свободная имитация, дуэты в терциях, быстрые мелизмы в конце фраз и разумное распределение текста между голосами. Всё это объясняет высокое уважение каноников Святого Ламберта к Пьеру Ламалю.