Лаллуетта, Жан Батист Франсуа
1651 - 1728

Назад

Lallouette, Jean Baptiste François

  • Дата рождения: 1651
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 31 августа 1728
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан Франсуа Лалуетта был французским композитором. Он получил образование в хоральной школе собора Сент-Эсташ в Париже, изучал игру на скрипке у Ги Леклерка и композицию у Лалийя. Лалий назначил его своим секретарём и тактовщиком в Парижской Опере и просил исполнять внутренние партии некоторых своих произведений. Когда Лалуетта, как сообщается, похвастался, что написал некоторые из лучших партий в «Isis» Лалийя (1677), его уволили. Однако «Isis» не понравилась Людовику XIV из-за тонко замаскированного и неблагоприятного изображения Мадам де Монтеспан в образе Юноны. Произведение было снято с репертуара и не исполнялось до 1704 года, а либреттист Филипп Кино был уволен. Лалий остался невредимым, и возникает вопрос, не был ли Лалуетта козлом отпущения.

18 апреля 1678 года Лалуетта был назначен при Савойском дворе в Турине композитором французской музыки и руководителем ансамбля скрипачей. В июле 1679 года его уволили, возможно, потому что за более чем год он создал лишь одно произведение — трехголосую серенату, исполненную 14 мая 1678 года. Вероятно, он вернулся в Париж, где вскоре написал оперу; 27 января 1681 года секретарь короля уведомил М. де ла Реньи, что король запрещает её дальнейшие исполнения, поскольку она нарушала привилегии Лалийя.

В апреле 1683 года Лалуетта безуспешно претендовал на одну из четырех должностей младших мастеров при королевской капелле. Место было присуждено Паскалю Колласу, который сменил его в должности секретаря Лалийя; вероятно, Лалийь вмешался в пользу Колласа против Лалуетты.

Сведения о деятельности Лалуетты с 1683 по 1693 годы скудны. В 1689 году он посетил Рим и там создал концерт в итальянском стиле, который был исполнен хотя бы один раз. Известно, что в 1692 году он жил около Сент-Жермен-л’Осеруа в Париже, и, возможно, был там занят. 7 декабря 1693 года он был назначен капельмейстером Руанского собора, опередив Николя Бернье на посту; оставался там до 15 февраля 1695 года.

Местонахождение Лалуетты между 1695 и 1700 годами спорно: одни источники утверждают, что он находился при Сент-Жермен-л’Осеруа с сентября 1695 года и работал над четырехактной оперой «Europe», другие — что он служил при Нотр-Дам, Версаль, в 1695–1697 годах и только в 1697–1698 при Сент-Жермен-л’Осеруа. Вероятно, версии с непрерывным пребыванием при Сент-Жермен-л’Осеруа неверны.

17 ноября 1700 года он точно был назначен преемником Кампры на пост капельмейстера Нотр-Дам, Париж. В 1716 году он попросил об освобождении, ссылаясь на усталость, хотя капитул предоставлял ему беспрецедентные ежегодные отпуска и в 1706 году даже нанял помощника для его частого отсутствия. Его просьба была удовлетворена, и он стал каноником Сен-Жан-ле-Рон.

В начале 1718 года он попросил восстановить его на пост капельмейстера, утверждая, что его музыка исполняется плохо; 5 марта он возобновил обязанности. Его «Miserere» (Помилуй меня, Господи) исполнялась на концерте «Concert Spirituel» в 1726 году. Лалуетта окончательно ушел на пенсию 22 января 1727 года и получил ежегодную пенсию в размере 400 ливров. 9 июля 1727 года капитул принял дарение всей его музыки для архивов.

Лалуетта был уважаемым и популярным музыкантом и учителем своего времени. Его произведения считались хорошо скомпонованными и обладали оригинальностью, хотя его духовная музыка страдала из-за неполного знания латинского языка.

Творчество

Музыка Лалуетты демонстрирует влияние двух традиций. С одной стороны, итальянские кантаты побуждали чередование вокальных и инструментальных частей, развитие определенных форм и текстур (в том числе тройной сонаты) и тенденцию к стереотипной фигурации. С другой стороны, он иногда сознательно обращался к великой Версальской мотетной традиции Лаланда.

Произведения

  • «Motets livre premier» (Мотеты, первая книга), 1–3 голоса, basso continuo (Париж, 1726)
  • «Le psalme Miserere à grand choeur et l’hymne Veni Creator à 3 voix» (Псалом «Помилуй меня, Господи» для большого хора и гимн «Приди, Создатель Дух» на 3 голоса), basso continuo, вторая книга (Париж, 1730)
  • «Missa ‘Veritas’» (Месса «Истина»), 4 голоса (Париж, 1744)
  • «Messe en plain chant» (Месса в простом песнопении), в «Recueil de messes en plain chant musical»
  • «O cibum super omnia» (Мотет «Пища превыше всего»), 2 голоса, basso continuo
  • 6 мотетов, 3 голоса, basso continuo (приписаны Броссарду; также приписываются Лалийю)
  • «Menuet pour le 1er dessus» (Менуэт для первой скрипки), в «Suite de danses pour les violons et les hautbois»
  • Потерянные произведения:
  • Опера, Париж, ок. 1678–1680
  • Концерт, вероятно 1689
  • Серената на 3 голоса, 1678
  • Музыка балетных номеров (частично)