Лаллуетт, Жан Батист Франсуа
1651 - 1728
Назад

Жан Батист Франсуа Лаллуетт (Jean Baptiste François Lallouette) - французский композитор
- Родился в 1651 г. - Париж.
- Умер 31 августа 1728 г. - Париж.
Он обучался в хоровой школе Сент-Эсташ в Париже, где учился игре на скрипке у Ги Леклерка и композиции у Люлли. Люлли назначил его своим секретарем и хронометристом в опере и попросил его заполнить внутренние части некоторых своих произведений. Когда он, по слухам, похвастался, что написал несколько лучших частей "Изиды" Люлли (1677), его уволили. Однако "Изида" вызвала недовольство Людовика XIV из-за плохо замаскированного и нелестного образа мадам де Монтеспан в образе Юноны. Работа была снята с производства и не исполнялась до 1704 года, а либреттист Филипп Квино был уволен. Люлли вышел из этого дела невредимым, и остается только гадать, не стал ли Лаллуэтт козлом отпущения. 18 апреля 1678 года он был назначен при савойском дворе в Турине композитором французской музыки и руководителем оркестра скрипачей. В июле 1679 года он был уволен, возможно, из-за того, что за год написал только одно произведение - серенаду из трех частей, исполненную 14 мая 1678 года. Вероятно, он вернулся в Париж, где вскоре написал оперу; 27 января 1681 года королевский секретарь написал некоему господину де ла Ренье письмо, в котором сообщил ему, что король запретил дальнейшее исполнение этой пьесы на том основании, что она нарушает привилегии Люлли. В апреле 1683 года Лаллуэтт безуспешно боролся за одну из четырех должностей су-метрдотеля в королевской часовне. Этот пост был присужден Паскалю Коллассу, который сменил его на посту секретаря Люлли; вполне вероятно, что Люлли выступал от имени Колласса и против Лаллуэтта. О деятельности Лаллуэтта в период с 1683 по 1693 год известно немного. В 1689 году он посетил Рим и во время пребывания там написал концерт в итальянском стиле, который был исполнен по крайней мере один раз. Установлено, что в 1692 году он жил недалеко от Сен-Жермен-л'Оксерруа, Париж, и, возможно, работал там. 7 декабря 1693 года он был назначен хормейстером Руанского собора, опередив Николя Бернье в борьбе за этот пост; он оставался на этом посту до 15 февраля 1695 года. Существуют разногласия относительно его местонахождения между 1695 и 1700 годами. По одним данным, он выступал в Сен-Жермен-л'Оксерруа с сентября 1695 года и был занят в четырехактной опере "Европа"; по другим - в Нотр-Даме в Версале в 1695-1697 годах, а в Сен-Жермен-л'Оксерруа - только в 1697-1698 годах. Те, кто утверждает, что он жил в Сен-Жермен-л'Оксерруа с 1693 по 1700 год, или что он отправился из Руана в Собор Парижской Богоматери в 1695 году, несомненно, ошибаются. Однако 17 ноября 1700 года он, несомненно, был назначен преемником Кампры на посту хормейстера собора Парижской Богоматери. В 1716 году он попросил об освобождении, сославшись на усталость, хотя капитул предоставил ему беспрецедентные ежегодные отпуска, а в 1706 году даже нанял помощника, чтобы он мог часто отсутствовать. Его отставка была принята, и он был назначен каноником монастыря Сен-Жан-ле-Рон. Однако в начале 1718 года он попросил восстановить его в должности хормейстера, утверждая, что его музыка исполняется недостаточно хорошо; 5 марта он вернулся к своим обязанностям. Его "Мизерере" было исполнено на концерте "Спиричуэль" в 1726 году. 22 января 1727 года он окончательно вышел в отставку, и ему была назначена ежегодная пенсия в размере 400 ливров. 9 июля 1727 года капитул принял в дар всю его музыку для помещения в архив. В свое время Лаллуэтт был уважаемым и популярным музыкантом и педагогом. Считалось, что его произведения были хорошо написаны и отличались определенной оригинальностью, хотя духовная музыка, как говорили, страдала от его плохого знания латыни. Это свидетельствует о двух влияниях. С одной стороны, итальянские кантаты, по-видимому, вызвали чередование вокальных и инструментальных фрагментов, появление определенных форм и фактур (которые также восходят к трио-сонате) и тенденцию к стереотипному изображению; с другой стороны, иногда кажется, что он сознательно ссылается на великие версальские песнопения Лаланда.