Лакост, Луи
1675 - 1750
Назад

Луи Лакост (Louis Lacoste) - французский композитор
Два варианта его имени встречаются в антологиях и на титульных листах его оперных партитур, но на экземплярах печатных изданий "Télégone", "Orion" и "Biblis" в Тулузе есть автограф-подпись "Lacoste". Он был хормейстером оперы и включен в реестр музыкантов, работавших там в 1704 году. В предисловии к своему балету "Ариси" (1697) он представил себя как "человека, который пишет только песни" (намекая на свои арии "Серо и буар", опубликованные в антологиях Балларда), еще не способного на более амбициозные сочинения. Документ, опубликованный Кампардоном в 1701 году, свидетельствует о том, что он был вовлечен в супружескую измену с женой часового мастера, которая по обвинению своего мужа была помещена в хоспис. Лакост описан в документе как "оперный музыкант". Лакост прославился благодаря успеху своей трагедии "Филомела", поставленной 20 октября 1705 года (она была переиздана в 1709, 1723 и 1734 годах), но этот успех был омрачен два года спустя сокрушительным провалом "Брадаманта". Новая трагедия "Крестовый поход Афинян" (апрель 1712 года), похоже, не была хорошо принята, и ее провал подтверждается отсутствием оживления. В следующем году Лакост был назначен главным дирижером оперы, а еще через год - мэтром музыки. В 1715 году Кампардон опубликовал новый документ, свидетельствующий о том, что он хотел жениться на оперной певице Мадлен Паскье "с согласия ее матери", но ссора с отцом певицы положила этому конец. 8 июля 1717 года он был уволен со своего поста мэтра музыки по неизвестной причине и заменен Франсуа Блукье. Другой документ, датированный 6 июля 1720 года, представляет собой "трехлетнюю концессию на исключительную привилегию постановки опер в городе Лилль... Луи Де Ла Косту, коммерсанту, и его жене Мари Катрин Робер, проживающим в Лилле", но титул коммерсанта, приписываемый Лакосту, дает иное толкование этого документа. текст неопределенный. На титульном листе партитуры "Телег" (1725) написано "месье Лакост из Королевской академии музыки", а в "Меркюр де Франс" за март 1728 года (в обзоре журнала "Орион") композитор назван мэтром пения в том же учебном заведении. Похоже, он сохранял эту должность по крайней мере до премьеры своей последней оперы "Библия" в 1732 году. После этого мы теряем все следы Лакоста. Антуан де Лерис в своем "Словаре-портрете" (Париж, 1754, но завершен, по словам автора, в 1749 году) отзывался о нем как о "музыканте, который умер несколько лет назад". Карьера Lacoste во многом схожа с карьерой Destouches. Как и он, Лакост начинал с написания арий о сере и буаре; его первой драматической работой была своего рода пастораль "Ариси", поставленная в том же году (1697), что и пастораль Дестуша "Героика Иссе"; и, как и Дестуш, Лакост отдавал приоритет трагедии над балетом, отвергал итальянизмы и выступал как строгий драматург. защитник традиций луллиизма. Но на этом параллель заканчивается: в то время как карьера Дестуша была отмечена блестящими успехами, которые принесли ему важные должности, карьера Лакост была гораздо менее блистательной. Только "Филомела" удостоилась трех возрождений (в 1709, 1723 и 1734 годах) и пародии (1723). Более того, эта работа знаменует собой поворотный момент в истории музыкальной трагедии: от довольно безвкусной галантности недавних пьес он отошел к более трагической концепции, которой Лакост придерживался до конца, даже в 1720-1730-е годы, когда преобладала эстетика балета. Все трагедии Лакост носят мрачный и жестокий характер, который проявляется в "Филомеле" (изнасилование и убийство) и продолжается вплоть до "Библии" (инцест и самоубийство). Композитор проявил больше вдохновения в изображении криминальных персонажей (Тереза, Легона), чем в традиционном музыкальном изображении любви, и, таким образом, он занимает оригинальное и даже уникальное положение среди композиторов того периода. Однако (возможно, именно по этой причине), кроме "Филомелы", ни одна из его пьес не пользовалась подлинным успехом, за исключением, пожалуй, "Телег", которая исполнялась около полутора месяцев (с 6 ноября по 16 декабря 1725 года), но так и не была возобновлена. Принц Монако Антуан I подверг резкой критике "Телег", музыку к которой он счел "плагиаторской и тривиальной" – критика, которая, казалось бы, больше относится к либретто. В "Меркюр де Франс" современники оценили качество речитатива, красоту некоторых дуэтов и удачные дивертисменты в произведениях Лакост. В них также есть несколько очень выразительных припевов и красивых танцев, но в целом вдохновение композитора, похоже, было неравномерным. Творчество Лакост свидетельствует о кризисе в музыкальной трагедии того времени. "Из всех композиторов, начиная с Люлли, - писал Антуан I, - я считаю, что только Дестуш был творческим человеком; остальные просто повторно используют песни, как старую одежду из магазина подержанной одежды, и придают им тот слабый блеск новизны, который исчезает в одно мгновение" (1725). Суждение суровое и не совсем беспристрастное, но с ним нельзя не согласиться, по крайней мере частично, в том, что касается Лакоста.
Ноты сочинений Луи Лакоста на сайте библиотеки IMSLP