Лакост, Луи
1675 - 1750

Назад

Lacoste, Louis

  • Дата рождения: около 1675 года
  • Место рождения: Франция
  • Дата смерти: около 1750 года
  • Место смерти: Франция

Биография

Луи Лакост — французский композитор. Его имя встречается в различных формах: «Lacoste» и «De La Coste» — как в антологиях, так и на титульных листах оперных партитур. Однако сохранившиеся экземпляры печатных изданий опер "Télégone" («Телегон»), "Orion" («Орион») и "Biblis" («Библида») в Тулузе содержат его автограф «Lacoste».

Он начал карьеру как хорист в Парижской опере и уже в 1704 году значился в списках музыкантов, работавших там. В предисловии к своему балету "Aricie" («Ариция», 1697) он назвал себя «человеком, который пишет только песни», намекая на свои airs sérieux et à boire («серьёзные и застольные арии»), опубликованные в антологиях издателей Баллара. В 1701 году в документе, опубликованном Кампароном, упоминается, что Лакост был вовлечён в адюльтер с женой часовщика, которая по обвинению мужа была заключена в приют; в документе он назван «музыкантом оперы».

Настоящая слава пришла к нему после премьеры трагедии "Philomèle" («Филомела») 20 октября 1705 года. Опера имела успех и выдержала три возобновления (1709, 1723 и 1734). Однако уже в 1707 году его трагедия "Bradamante" («Брадаманта») потерпела неудачу. В 1712 году новая трагедия "Créuse l’Athénienne" («Креуса Афинянка») также не встретила одобрения публики и больше не ставилась.

В 1713 году Лакост получил должность batteur de mesure (дирижёра) в Парижской опере, а в следующем году стал maître de musique (музыкальным руководителем). В 1715 году, согласно документу, опубликованному Кампароном, он намеревался жениться на певице Парижской оперы Мадлен Паскье, «с согласия её матери», но разногласия с её отцом положили конец этим планам. 8 июля 1717 года Лакост был смещён с должности maître de musique по неизвестным причинам, его заменил Франсуа Блукье.

Документ от 6 июля 1720 года сообщает о «трёхлетней концессии на исключительное право постановки опер в городе Лилль, предоставленной Луи де Лакосту, купцу, и его жене Мари-Катрин Робер, жительнице Лилля». Однако упоминание титула «купец» в отношении Лакоста делает этот документ неоднозначным.

Титульный лист партитуры "Télégone" («Телегон», 1725) содержит подпись «М. Лакост из Королевской академии музыки». В журнале Mercure de France (март 1728), в рецензии на "Orion" («Орион»), композитор назван maître de chant (мастером пения) той же академии. Он, по-видимому, сохранял эту должность как минимум до премьеры своей последней оперы "Biblis" («Библида») в 1732 году. После этой даты следы Лакоста теряются. Антуан де Лерис в своём "Dictionnaire portatif" («Карманный словарь», Париж, 1754, завершённый автором в 1749 году) упоминал его как музыканта, умершего «несколько лет назад».

Творчество

Творческая карьера Лакоста во многом перекликается с карьерой Андре-Кардинала Дестуша. Подобно ему, он начинал с написания airs sérieux et à boire, а его первая сценическая работа — пастораль "Aricie" («Ариция», 1697) — появилась в том же году, что и пастораль-героическая "Issé" («Иссе») Дестуша. Подобно Дестушу, Лакост отдавал предпочтение трагедии перед балетом, отвергал итальянские влияния и выступал как строгий защитник люллистской традиции.

Однако на этом сходство заканчивалось: если карьера Дестуша была отмечена громкими успехами и почётными назначениями, то судьба Лакоста оказалась менее блистательной. Только "Philomèle" пользовалась долговременным успехом: опера была возобновлена трижды и даже пародировалась. В этой трагедии проявился перелом в жанре tragédie en musique: от галантности предшествующих лет она вновь обратилась к подлинно трагическому духу, который Лакост сохранял до конца, даже в 1720–1730-е годы, когда на сцене господствовал балет.

Все его трагедии отличались мрачным и суровым характером: "Philomèle" касалась тем насилия и убийства, а "Biblis" — кровосмешения и самоубийства. Композитор проявил особое вдохновение в изображении преступных персонажей (Терей, Телегон), тогда как традиционные любовные сцены у него выглядели менее выразительно.

Современники высоко оценивали в его операх качество речитативов, красоту отдельных дуэтов и divertissements, выразительность хоров и изящество танцев. Однако его вдохновение оставалось неровным. Творчество Лакоста в целом отражает кризис жанра tragédie en musique в первой половине XVIII века. Принц Антуан I Монакский резко критиковал оперу "Télégone", находя её музыку «плагиаторской и банальной». В то же время критики Mercure de France отмечали её достоинства.

Произведения

Все изданы в Париже.

Оперы (tragédie en musique, если не указано иное), поставлены в Парижской опере и изданы в том же году:

  • "Aricie" («Ариция»), опера-балет, пролог и 5 актов, либретто аббата Пика, 9 июня 1697
  • "Philomèle" («Филомела»), пролог и 5 актов, либретто П.-С. Руа, 20 октября 1705
  • "Bradamante" («Брадаманта»), пролог и 5 актов, либретто Руа по Л. Ариосто, 2 мая 1707
  • "Créuse l’Athénienne" («Креуса Афинянка»), пролог и 5 актов, либретто Руа, 5 апреля 1712
  • "Télégone" («Телегон»), пролог и 5 актов, либретто С.-Ж. Пеллегрена, 6 ноября 1725
  • "Orion" («Орион»), пролог и 5 актов, либретто Пеллегрена и Ж. де Ла Фона, 17 февраля 1728
  • "Biblis" («Библида»), пролог и 5 актов, либретто Флери, 6 ноября 1732

Другие произведения:

  • "Recueil d’airs sérieux et à boire" («Сборник серьёзных и застольных арий»), 1695, 1696, 1699, 1700, 1703, 1704 (включая "Iris et Silvandre, idylle en musique" — «Ирис и Сильвандр, идиллия в музыке»), а также 1708, 1716, 1718


Ноты сочинений Луи Лакоста на сайте библиотеки IMSLP