Ла Риш, Франсуа
1662 - 1732

Назад

La Riche, François

  • Дата рождения: около 1662 года
  • Место рождения: ? Турне, Фландрия
  • Дата смерти: после 1732 года
  • Место смерти: ? Турне, Фландрия

Биография

Франсуа Ла Риш — фламандский гобоист и композитор, сыгравший значительную роль в популяризации гобоя в Англии и Германии. Вероятно, он родился в Турне в 1662 году.

В 1685 году он получил должность одного из «Bases» (басовых музыкантов — виолончелиста или фаготиста) при дворе английского короля Якова II. После бегства Якова в 1688 году Ла Риш, как католик, не был вновь принят на службу при дворе, однако в 1691 году он числился среди пяти «гобоистов», сопровождавших Вильгельма III в Нидерланды. Позднее он, по-видимому, вернулся в Лондон и работал там как свободный музыкант.

Между 1692 и 1695 годами Ла Риш сотрудничал с Джеймсом Талботом, которому поставил двойной куртал, серпент, а также две аппликатуры для гобоя; вместе с Джеймсом Пейзеблем он должен был предоставить схему для флейты. В 1697 году Ла Риш вместе с Джеремайей Кларком был распорядителем праздника в честь святой Цецилии. Для этого торжества он написал увертюру и девять танцев в стиле французской музыки (рукопись хранится в Британской библиотеке, Лондон).

В 1699 году Ла Риш был принят на службу в Дрезденский двор с титулом Kammermusicus (камерный музыкант). Помимо исполнения, он выполнял обязанности посредника в приобретении иностранных товаров — ювелирных изделий и лошадей, что объясняет его необычайно высокое жалование (3200 талеров в год).

В 1700 году он участвовал в свадебных торжествах в Берлине по случаю брака наследного принца Гессен-Кассельского и принцессы Бранденбургской. Около 1702 года Георг Филипп Телеман слышал его игру в двух операх, исполненных в Берлине. В 1716 году Телеман посвятил сборник Kleine Cammer-Music («Маленькая камерная музыка») четырём гобоистам, и первым среди них назван Ла Риш (остальные, вероятнее всего, были его немецкими учениками).

К 1727 году он уже вышел в отставку. Иоганн Иоахим Кванц сообщал, что именно Ла Риш дал ему рекомендательное письмо для поездки в Лондон. В 1731 году его слуга был свидетелем при составлении завещания мастера духовых инструментов Пьера Брессана в Турне, куда, как можно предположить, Ла Риш вернулся. В последний раз его имя упоминается в документах Дрездена в 1733 году.


Творчество

Франсуа Ла Риш приобрёл известность как исполнитель и композитор, работавший в стиле французской танцевальной музыки. Его вклад в развитие гобоя в Европе особенно значителен: он был одним из первых музыкантов, благодаря которым инструмент получил признание в Англии и Германии. Его увертюры и танцевальные пьесы пользовались успехом при дворах и были высоко оценены современниками.


Произведения

  • Увертюра и девять танцев в французском стиле — написаны для праздника в честь святой Цецилии (Лондон, 1697).
  • Сотрудничество с Телеманом: посвящение в сборнике Kleine Cammer-Music («Маленькая камерная музыка», Гамбург, 1716).