Ла Уссе, Пьер
1735 - 1818
Назад
La Houssaye, Pierre
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьер Ла Уссе был французским скрипачом, дирижером и композитором. Первоначально его звали Уссе, он учился игре на скрипке в 1740-х годах у Жана-Амбруаза Пиффе. Вскоре после 1750 года его блестящее исполнение сонаты Тартини на собрании выдающихся скрипачей дало ему возможность учиться у Пагена, ученика Тартини. Позже Ла Уссе работал у графа Клермонского, затем у князя Монако, с которым он путешествовал по Италии, вероятно, около 1753 года. По прибытии в Падую он взял несколько уроков у Тартини. Некоторое время он работал при дворе Филиппо, герцога Пармского, где изучал композицию у Траэтты, но вскоре вернулся в Падую, чтобы продолжить занятия с Тартини. За время своего 15-летнего пребывания в Италии он стал превосходным скрипачом и дирижером. В 1768 году или позже Ла Уссе уехал из Италии в Лондон, вероятно, проездом через Париж. Как долго он там оставался и чем занимался, остается неизвестным. Фетис и большинство последующих источников сообщают, что он руководил оркестром итальянской оперы в 1770-х годах, но Перико считал это невероятным. Маквей утверждает, что в 1770 году он был солистом нескольких ораторий Королевского театра и, возможно, руководил концертами Баха-Абеля в 1770 и 1771 годах. К 1776 году Ла Уссе вернулся в Париж, и в 1777 году он был назначен дирижером и руководителем "Духовного концерта" (фр. Concert Spirituel) под управлением Легро. В 1778 году Моцарт, понаблюдав за особенно неудачной репетицией Ла Уссе своей симфонии, написал, что у него возникло бы искушение забрать скрипку из рук Ла Уссе и дирижировать самому, если бы исполнение было таким же плохим; но выступление 18 июня имело большой успех. В 1781 году Ла Уссе стал дирижером и руководителем оркестра Итальянской комедии, но оставался скрипачом "Духовного концерта" по крайней мере до 1788 года. Он также играл в весьма уважаемом любительском концерте. С 1791 года он делил с Жозефом Лефевром должность руководителя оркестра в театре Фейдо, но слияние с театром Фавара в 1801 году привело к его увольнению. После открытия Парижской консерватории в 1795 году он был назначен преподавателем игры на скрипке и занимал этот пост до 1802 года. Чтобы заработать себе на жизнь, он играл на второй скрипке в оркестре оперы и преподавал частным образом до 1813 года, когда глухота и возраст вынудили его уйти на пенсию. Последние пять лет своей жизни он провел в бедности.
Те, кто слышал Ла Уссе, в том числе Фетис и Виотти, считали его мастером игры на скрипке; единственное сохранившееся собрание его сочинений, "Вторая соната для скрипки и баса", подтверждает эту оценку, требуя большого мастерства в игре двойными нотами и требуя в оркестре крайний верхний регистр. Виртуозный скрипичный концерт, приписываемый ему другим автором, соответствует стилю второго периода творчества Тартини; если он подлинный, то, вероятно, был написан до его пребывания в Италии. По словам Фетиса, Ла Уссе написал и другие произведения для скрипки, рукописи которых утрачены: 12 церковных концертов, семь сборников сонат и три сборника дуэтов. Другим его известным произведением является комическая опера "Любовь Куси".
Скрипичные сонаты
Утраченные произведения (по сведениям Фетиса)
Концерты
Камерная музыка
Ноты сочинений Пьера Ла Уссе на сайте библиотеки IMSLP