Ла Уссе, Пьер
1735 - 1818

Назад

La Houssaye, Pierre

Портрет композитора Пьер Ла Уссе

  • Дата рождения: 11 апреля 1735 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 1818 год
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Пьер Ла Уссе был французским скрипачом, дирижером и композитором. Первоначально его звали Уссе, он учился игре на скрипке в 1740-х годах у Жана-Амбруаза Пиффе. Вскоре после 1750 года его блестящее исполнение сонаты Тартини на собрании выдающихся скрипачей дало ему возможность учиться у Пагена, ученика Тартини. Позже Ла Уссе работал у графа Клермонского, затем у князя Монако, с которым он путешествовал по Италии, вероятно, около 1753 года. По прибытии в Падую он взял несколько уроков у Тартини. Некоторое время он работал при дворе Филиппо, герцога Пармского, где изучал композицию у Траэтты, но вскоре вернулся в Падую, чтобы продолжить занятия с Тартини. За время своего 15-летнего пребывания в Италии он стал превосходным скрипачом и дирижером. В 1768 году или позже Ла Уссе уехал из Италии в Лондон, вероятно, проездом через Париж. Как долго он там оставался и чем занимался, остается неизвестным. Фетис и большинство последующих источников сообщают, что он руководил оркестром итальянской оперы в 1770-х годах, но Перико считал это невероятным. Маквей утверждает, что в 1770 году он был солистом нескольких ораторий Королевского театра и, возможно, руководил концертами Баха-Абеля в 1770 и 1771 годах. К 1776 году Ла Уссе вернулся в Париж, и в 1777 году он был назначен дирижером и руководителем "Духовного концерта" (фр. Concert Spirituel) под управлением Легро. В 1778 году Моцарт, понаблюдав за особенно неудачной репетицией Ла Уссе своей симфонии, написал, что у него возникло бы искушение забрать скрипку из рук Ла Уссе и дирижировать самому, если бы исполнение было таким же плохим; но выступление 18 июня имело большой успех. В 1781 году Ла Уссе стал дирижером и руководителем оркестра Итальянской комедии, но оставался скрипачом "Духовного концерта" по крайней мере до 1788 года. Он также играл в весьма уважаемом любительском концерте. С 1791 года он делил с Жозефом Лефевром должность руководителя оркестра в театре Фейдо, но слияние с театром Фавара в 1801 году привело к его увольнению. После открытия Парижской консерватории в 1795 году он был назначен преподавателем игры на скрипке и занимал этот пост до 1802 года. Чтобы заработать себе на жизнь, он играл на второй скрипке в оркестре оперы и преподавал частным образом до 1813 года, когда глухота и возраст вынудили его уйти на пенсию. Последние пять лет своей жизни он провел в бедности.

Творчество

Те, кто слышал Ла Уссе, в том числе Фетис и Виотти, считали его мастером игры на скрипке; единственное сохранившееся собрание его сочинений, "Вторая соната для скрипки и баса", подтверждает эту оценку, требуя большого мастерства в игре двойными нотами и требуя в оркестре крайний верхний регистр. Виртуозный скрипичный концерт, приписываемый ему другим автором, соответствует стилю второго периода творчества Тартини; если он подлинный, то, вероятно, был написан до его пребывания в Италии. По словам Фетиса, Ла Уссе написал и другие произведения для скрипки, рукописи которых утрачены: 12 церковных концертов, семь сборников сонат и три сборника дуэтов. Другим его известным произведением является комическая опера "Любовь Куси".

Произведения

Скрипичные сонаты

  • "Вторая соната для скрипки и баса" ("Seconde sonate pour violon et basse"), соч. 1
  • Оперы
  • "Любовь Куси" ("L'amour à Cythère")

Утраченные произведения (по сведениям Фетиса)

Концерты

  • 12 церковных концертов

Камерная музыка

  • 7 сборников сонат
  • 3 сборника дуэтов

Ноты сочинений Пьера Ла Уссе на сайте библиотеки IMSLP