Ла Гротт, Николя де
1530 - 1600

Назад

Николя де Ла Гротт (Nicolas de La Grotte) - французский клавишник и композитор

В 1557 году он был органистом и играл на спинете в По у Антуана де Бурбона, короля Наварры. В октябре 1558 года он женился и, хотя все еще был привязан к наваррскому двору, поселился в Париже. После смерти Антуана в 1562 году он присоединился к Костли и Жану Дюге на службе у Генриха де Валуа, герцога Анжуйского, и был назначен "валле де шамбре и ординарным органистом" в 1574 году, когда герцог сменил своего брата Карла IX на посту Генриха III Французского. Ему и Клоду Ле Юноне заплатили 600 золотых крон за то, что они прислуживали на торжествах по случаю свадьбы герцога Жуайезского в сентябре и октябре 1581 года. В 1584 году он опробовал новый орган в Сен-Жермен-л'Оксерруа, и его игра была высоко оценена журналом La Croix du Maine за "нежность исполнения, изящество манеры исполнения" и "музыкальную глубину"; поэт-лауреат Жан Дора выразил схожие чувства в латинской анаграмме "Tu solus organicus". В 1587 году Ла Гротт обратился к королю с просьбой о синекуре, а в период с 1586 по 1589 год подал несколько заявлений о покупке земли в районе Корбей, недалеко от Парижа. Шансоны в его сборнике 1569 года отражают современные предпочтения поэтов и гуманистов к монодии; хотя издание в четырех томах выдержано в стандартном формате, музыка явно была задумана как мелодия и аккомпанемент – три нижних голоса обеспечивали гармоническую поддержку – и кажется более подходящей для переложения для голоса и лютни. выпущенный под собственным именем Ле Руа под названием "airs de cour" в 1571 году (сюда входят все, кроме последнего экземпляра из коллекции Ла Гротта 1569 года). Несколько мелодий были также использованы в монофоническом сборнике Жан-Жана Шардавуана "Лучшие шансоны в форме голоса города" (Париж, 1576). Декламационный ритм некоторых из этих пьес предвещает работу музыкантов из круга Баифа, и Ла Гротт продемонстрировал свой интерес к античной музыке, включив четыре шансона-мезюре ("Ночь", "Прекрасная Аронда", "Мой осу" (Баиф) и "Моя жена бержер") во второй сборник, опубликовано в Париже в 1583 году. Различие между аиром и шансоном в названии этого сборника относится только к строфическим и нестрофическим текстам, среди которых стихи Баифа и Белло, религиозные тексты Депорта, дю Белле и Геро, два итальянских стихотворения и длинное вступительное произведение в пяти разделах, озаглавленное "Маскарады пионеров". Литературный талант Ла Гротта очевиден в том, что он перевел с латыни оригинала Дора вступительные стихи, адресованные Генриху III в сборнике 1583 года. С точки зрения хронологии, Ла Гротт, скорее всего, написал шансоны, приписываемые "Николя" в антологиях, опубликованных между 1559 и 1578 годами; как правило, они более старомодны по стилю, чем сборники Ла Гротта 1569 и 1583 годов, но включают в себя несколько произведений, написанных Гомбертом, Мийо или Гийомом Николя. произведения поэтов Плеяды (Ронсара, Дю Белле и Белло), а также более старые стихи Маро, Геро и других. Несмотря на его известность как органиста, сохранилось только одно клавирное произведение Ла Гротта – четырехчастная полифоническая фантазия на тему мадригала Роре в качестве второй части.

Ноты сочинений Николя де Ла Гротта на сайте библиотеки IMSLP