Ла Гротт, Николя де
1530 - 1600
Назад
La Grotte, Nicolas de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Николя Ла Гротт — французский клавишник и композитор. В 1557 году он был органистом и исполнителем на спинете при Антуане де Бурбоне, короле Наварры, в По. В октябре 1558 года он женился и, хотя оставался при дворе Наварры, проживал в Париже. После смерти Антуана в 1562 году Ла Гротт поступил на службу к Анри де Валуа, герцогу Анжу, вместе с Костеле и Жаном Дюгé, и в 1574 году был назначен «дворянин и штатный органист», когда герцог стал королем Франции под именем Анри III.
В 1581 году он и Клод Ле Жён получили по 600 золотых крон за службу во время свадебных торжеств герцога Жуаёза. В 1584 году Ла Гротт проверял новый орган в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, и его игру высоко оценил Ла Круа дю Мэн за «сладость исполнения, деликатность игры руками» и «музыкальную глубину». Поэт Жан Дора в латинском анаграмме выразил аналогичное восхищение: Tu solus organicus. В 1587 году Ла Гротт ходатайствовал о получении синекуры, а в 1586–1589 годах неоднократно пытался купить землю в районе Корбейль под Парижем.
Творчество
Его песни в коллекции 1569 года отражают предпочтение поэтов и гуманистов к монодии («одноголосной песне»). Несмотря на стандартный формат из четырёх партитур, музыка была задумана как мелодия с аккомпанементом, где три нижних голоса обеспечивают гармоническую поддержку, что делает её естественно пригодной для аранжировки для голоса и лютни, изданной под именем Адриана Ле Руа в 1571 году как airs de cour («дворцовые песни»). Несколько мелодий также использованы в монодической коллекции Жана Шардавена Recueil des plus excellents chansons en forme de voix de ville («Сборник лучших городских песен»).
Ритмическая выразительность некоторых произведений предвосхищает работу музыкантов круга Байфа. Ла Гротт проявил интерес к musique mesurée à l'antique («музыке с античным ритмом»), включив четыре chansons mesurées («мерные песни») в свою вторую коллекцию (Париж, 1583): Il a menty («Он солгал»), La belle Aronde («Прекрасная Аронд»), Lesse-moy osu («Позволь мне быть послушным») и Ma gente bergère («Моя добродетельная пастушка»).
Различие между air («ария, мелодия») и chanson («песня») в заголовке этой коллекции относится только к строфическим и нестрофическим текстам, среди которых стихи Байфа и Белло, религиозные тексты Деспорта, дю Белле и Геру, два итальянских стихотворения и длинное вступительное произведение в пяти частях Mascarades de Pionniers («Маскарады первопроходцев»). Ла Гротт перевёл пролог на французский из латинского оригинала Дора, адресованного Анри III.
Несмотря на известность как органиста, до нас дошло только одно клавишное произведение Ла Гротта — четырёхголосная полифоническая фантазия на мадригале Роре Ancor che col partire («Фантазия на 4 голоса на мадригале ‘Ещё перед разлукой’»).
Произведения
Песни
Инструментальные
Ноты сочинений Николя де Ла Гротта на сайте библиотеки IMSLP