Ла Гард, Пьер де
1717 - 1792
Назад
La Garde, Pierre de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Пьер де Ла Гард — французский композитор и баритон. В качестве ordinaire de la chambre du roi он пользовался высоким уважением Людовика XV, который поручил ему музыкальное воспитание королевских детей. В 1755 году он делил эту обязанность с Мьоном, Maître de musique des enfants de France, и два года спустя сам получил этот титул.
С 1750 по 1755 год Ла Гард был помощником дирижёра в Опере, а после отставки Франсуа Франкёра в 1756 году стал compositeur de la chambre du roi. Позже он был назначен ответственным за концерты для графа Артуа. Считается, что он также преподавал игру на арфе Марии Антуанетте. Жан-Бенжамен Ла Борд отмечал, что у него был баритон с широким диапазоном и выдающейся техникой исполнения.
Творчество
Репутация Ла Гарда как композитора укрепилась после постановки его "Aeglé" («Эгле»), пасторальной героической одноактной оперы, в Théâtre des Petits Cabinets Мадам де Помпадур в 1748 году. Произведение демонстрирует влияние Рамо, особенно в оркестровом стиле. Два года спустя Aeglé была включена во второе действие "La journée galante" («Галантный день») — оперы-балета; первые и последние действия, названия которых не сохранились, были La toilette de Vénus («Приведение Венеры») и Léandre et Héro («Леандр и Геро»).
Хотя записи о постановках La journée galante вне двора отсутствуют, Aeglé была исполнена в Опере в 1751 году и оставалась в репертуаре до 1777 года. Другие произведения, заказанные Мадам де Помпадур, включают Silvie («Сильвия»), полноформатную пасторальную героическую оперу, показанную в Версале в 1749 году, и L’impromptu de la cour de marbre («Импровизация мраморного двора»), комический дивертисмент, исполненный в её загородном доме в Bellevue в 1751 году после демонтажа Théâtre des Petits Cabinets.
Лирические способности Ла Гарда особенно проявлялись в его ариях, кантатах и кантатилях. Среди сборников арий — три тома brunettes (1764) с аккомпанементом арфы или гитары (популярных в то время), а иногда с клавесином или скрипкой. Гитара также сопровождала некоторые кантатильи в его Journal de musique (1758). Несмотря на общий спад французской кантаты, Ла Гард создавал кантаты и кантатильи высокого художественного уровня: например, La musette долгое время приписывали Рамо.
Последние опубликованные произведения Ла Гард вошли в два тома Les soirées de l’Ille Adam («Вечера Иль Адама»), посвящённые принцу де Конти. Они включали арии и кантатилью L’amant malheureux («Несчастный возлюбленный») для одного или двух голосов с аккомпанементом скрипки, гобоя, фагота, рога и баса. В этих произведениях, как и у многих французских композиторов того времени, музыка в тематическом и инструментальном письме сильно была под влиянием зарождающегося классического стиля.
Хотя Ла Гард, по-видимому, не писал музыки в последние 25 лет жизни, его арии оставались популярными многие годы. В 1780 году Жан-Бенжамен Ла Борд писал, что «очаровательные дуэты и мелодичные песни композитора всегда будут исполняться с удовольствием любителями музыки. Он, без сомнения, лучший композитор в этом жанре».
Произведения
Ноты сочинений Пьера де Ла Гарда на сайте библиотеки IMSLP