Ла Гард, Пьер де
1717 - 1792
Назад

Пьер де Ла Гард (Pierre de La Garde) - французский композитор и баритон
- Родился 10 февраля 1717 г. - Креси-ан-Бри, Сена и Марна.
- Умер в 1792 году.
Как ординарец королевской палаты, он пользовался большим уважением Людовика XV, который назначил его ответственным за музыкальное образование королевских детей. В 1755 году он разделил эту должность с Майоном, мэтром музыки Франции, и сам получил это звание два года спустя. С 1750 по 1755 год он был ассистентом дирижера в опере, а после отставки Франсуа Франкера в 1756 году стал композитором королевской палаты. Некоторое время спустя его назначили ответственным за концерты, которые он давал для графа Артуа. Также сообщается, что он обучал игре на арфе Марию-Антуанетту. Ла Борд описывал его как обладателя баритона широкого диапазона и большой пластичности. Репутация Ла Гарда как композитора прочно утвердилась после того, как в 1748 году в театре мадам де Помпадур была исполнена его "Эгле", одноактная героическая пастораль; она обязана Рамо, в частности, своим оркестровым стилем. Два года спустя она была включена в "Галантный поход" в качестве второго акта этой оперы-балета; первым и последним действиями, партитуры которых не сохранились, были "Туалет Венюса" и "Леандр и герой". Хотя нет никаких сведений о том, что "Галантное путешествие" исполнялось за пределами придворных кругов, "Эгле" была поставлена в опере в 1751 году и продолжала идти там до 1777 года. Другими работами, заказанными мадам де Помпадур, были "Сильви", полнометражная пасторальная пьеса "Героика", поставленная в Версале в 1749 году, и "Прогулка по мраморному двору", комический дивертисмент, поставленный в ее загородном доме в Бельвю в 1751 году после того, как театр маленьких кабинетов в Версале был демонтирован. Лирический дар Ла Гарда часто очаровательно проявлялся в его песнях, кантатах и напевных сборниках. Среди его сборников арий были три тома "брюнеток" (1764) с аккомпанементом арфы или гитары (и то, и другое было очень модно в то время), а иногда и с аккомпанементом клавесина или скрипки. Гитара также использовалась для аккомпанемента к некоторым кантатам в его "Журнале музыки" (1758); хотя такие произведения представляют собой упадок французской кантаты, Ла Гард также сочинял кантаты и кантатиллы высокого художественного уровня: долгое время его "Мюзетт" приписывалась Рамо. Его последние опубликованные работы были собраны в двух томах под названием "Вечера Святого Адама", посвященных принцу Конти. Они содержали арии (и кантату "Любовь к мальеро") для одного и двух голосов в сопровождении скрипки, гобоя, фагота, валторны и баса. Как и в произведениях ряда французских композиторов того времени, на музыку, как тематическую, так и инструментальную, большое влияние оказал зарождающийся классический стиль. Хотя Ла Гард, похоже, за последние 25 лет своей жизни не написал ни одной композиции, его песни оставались популярными на протяжении многих лет. В 1780 году Ла Борд заявил, что "очаровательные дуэты и мелодичные песни композитора всегда будут с удовольствием исполняться любителями музыки. Он, без сомнения, лучший композитор в этом жанре".
Ноты сочинений Пьера де Ла Гарда на сайте библиотеки IMSLP