Ла Борд, Жан-Бенджамен де
1734 - 1794

Назад

La Borde, Jean-Benjamin de

Портрет композитора Жан-Бенджамен де Ла Борд

  • Дата рождения: 5 сентября 1734 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 22 июля 1794 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан-Бенжамен де Лаборд был французским композитором и писателем о музыке. Он родился в аристократической семье. Обучался игре на скрипке у Доверня и композиции у Рамо, дебютировал как театральный композитор в возрасте 14 лет. В 1762 году поступил на службу к Людовику XV и в течение следующих 12 лет получил титул первого камердинера, занимаясь преимущественно сочинением музыки.

После смерти Людовика XV в 1774 году он потерял своё положение при дворе. В том же году женился на Аделаиде де Вимс, сестре директора Оперы. В течение последующих 18 лет Лаборд написал, отредактировал или перевёл около 20 книг на музыкальные, топографические, исторические и литературные темы, часть из них в соавторстве. Эти труды подвергались критике за фактические неточности и структурные недостатки, но его четырёхтомное сочинение "Опыт о древней и современной музыке" остается ценным источником сведений о музыке XVIII века, а также о более ранних эпохах и историографии.

"Опыт" был во многом результатом его путешествий по Франции, Швейцарии и Италии, где он собирал материалы для книг. Лаборд и его соавторы включили сведения о музыке многих неевропейских стран, включая Самоа и Китай, стараясь описывать социальный контекст исполнения. Однако строгой исторической, систематической или алфавитной структуры он не применял. В тексте приводились целые произведения Клода Лежёна, Лассо, Ронсара и других. В вопросах теории XVIII века и оперной критики Лаборд становился на сторону Рамо против Руссо и отдавал предпочтение Пиччинни в ущерб Глюку.

Во время Революции он бежал из Парижа; в то время его дворец с библиотекой в 25 000 томов и большой коллекцией партитур был сожжён. Впоследствии он был арестован в Руане, возвращён в Париж и казнён на гильотине за пять дней до падения Робеспьера.

Творчество

Большинство сценических сочинений Лаборда — это комические оперы, однако он также писал пасторальные оперы, такие как "Аннет и Любен", "Мельничиха из Жантийи" и "Пятидесятница". Их короткие арии, почти не дававшие певцам времени на выражение чувств, написаны в регулярных периодах с сопровождением струнных и бассо континуо, напоминая ариетты или песни, которые Лаборд отдельно публиковал с большим успехом. Пасторали Лаборда создают скорее приятную лирическую атмосферу, чем драматическое действие.

Наиболее удачным его сочинением считается "Жиль, мальчик-художник, влюблённый и соперник" — пародия на оперу Дуни "Художник, влюблённый в свою модель". Произведение отличается нерегулярными ритмами, постоянными динамическими изменениями, ансамблями и акапельными ариями.

Он также создавал трагедии-лирики, свидетельствующие о его близости к Рамо, и пересматривал оперы Лулли и Колласса, что показывало его интерес к обновлению классики французской оперы. По словам Лажарта, "Исмена" и "Амадис" исполнялись 23 раза, а "Пятидесятница" — 26 раз. Некоторые его оперы ставились только частным образом. Гримм резко враждебно относился к Лаборду: после премьеры "Любовные истории Гонессы" он назвал его "неутомимым мазилой нот" и часто утверждал, что его музыке не хватает вкуса и гения, называя его "дилетантом".

Произведения

Сценические произведения

  • "Охотница за птицами" ("La chercheuse d'oiseaux", 1748)
  • "Соловей, или Тайная свадьба" ("Le rossignol, ou Le mariage secret", 1751)
  • "Жиль, мальчик-художник, влюблённый и соперник" ("Gilles, garçon peintre, z'amoureux-t-et-rival", 1758)
  • "Испытания любви" ("Les épreuves de l'amour", 1759)
  • "Три соперничающие богини" ("Les trois déesses rivalles", 1760)
  • "Хорошие друзья (Хорошие товарищи)" ("Les bons amis (Les bons compères)", 1761)
  • "Аннет и Любен" ("Annette et Lubin", 1762)
  • "Исмена и Исмениас, или Праздник Юпитера" ("Ismène et Isménias, ou La fête de Jupiter", 1763)
  • "Пробудившийся спящий" ("Le dormeur éveillé", 1764)
  • "Любовные истории Гонессы, или Булочник" ("Les amours de Gonesse, ou Le boulanger (Le mitron et la mitronne)", 1765)
  • "Фанни" ("Fanny", 1765)
  • "Фетида и Пелей" ("Thétis et Pélée", 1765)
  • "Зенис и Алмазия" ("Zénis et Almasie", 1765)
  • "Выстрел" ("Le coup de fusil", 1766)
  • "Мандрагора" ("La mandragore", 1766)
  • "Призрак" ("Le revenant", 1766)
  • "Пандора" ("Pandore", 1767)
  • "Амфион" ("Amphion", 1767)
  • "Колетт и Матюрен" ("Colette et Mathurin", 1767)
  • "Мельничиха из Жантийи" ("La meunière de Gentilly", 1768)
  • "Кандид" ("Candide", 1768)
  • "Аликс и Алексис" ("Alix et Alexis", 1769)
  • "Потерянный и найденный кот" ("Le chat perdu et retrouvé", 1769)
  • "Жанно и Колен" ("Jeannot et Colin", 1770)
  • "Пятидесятница" ("La cinquantaine", 1771)
  • "Амадис Галльский" ("Amadis de Gaule", 1771)
  • "Свадебный билет" ("Le billet de mariage", 1772)
  • "Адель де Понтёй" ("Adèle de Ponthieu", 1772)
  • "Проект" ("Le projet", 1772)
  • "Любовь-искательница" ("L'amour quêteur", 1779)
  • "Искательница духа" ("La chercheuse d'esprit")

Музыкальные сборники

  • "Сборник песен" ("Recueil de chansons", 1757-1760)
  • "Сборник песен" ("Recueil de chansons", 1763-1764)
  • "Шесть трио" ("6 trios", 1765)
  • "Выбор песен, положенных на музыку" ("Choix de chansons mises en musique", 1772-1775)
  • "Привилегия короля" ("Privilège du roi", без даты)

Труды о музыке

  • "Опыт о древней и современной музыке" ("Essai sur la musique ancienne et moderne", Париж, 1780)
  • "Исторические мемуары о Роале де Куси" ("Mémoires historiques sur Raoul de Coucy", Париж, 1781)
  • "Мемуары о музыкальных пропорциях, энаморическом роде" ("Mémoires sur les proportions musicales, le genre énarmonique", Париж, 1781)
  • "Письмо в Академию наук" ("Lettre à l'Académie des Sciences", 1782)

Ноты сочинений Жан-Бенджамена де Ла Борда на сайте библиотеки IMSLP