Ла Борд, Жан-Бенджамен де
1734 - 1794

Назад

La Borde, Jean-Benjamin de

  • Дата рождения: 5 сентября 1734 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 22 июля 1794 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жан-Бенжамен де Лабор был французским композитором и писателем о музыке. Родился в аристократической семье. Обучался игре на скрипке у Доверня и композиции у Рамо, дебютировал как театральный композитор в возрасте 14 лет. В 1762 году поступил на службу к Людовику XV и в течение следующих 12 лет получил титул premier valet du chambre (первый камердинер), занимаясь преимущественно сочинением музыки.

После смерти Людовика XV в 1774 году он потерял своё положение при дворе. В том же году женился на Аделаиде де Вимс, сестре директора Оперы. В течение последующих 18 лет Лабор написал, отредактировал или перевёл около 20 книг на музыкальные, топографические, исторические и литературные темы, часть из них в соавторстве. Эти труды подвергались критике за фактические неточности и структурные недостатки, но его четырёхтомное сочинение "Essai sur la musique ancienne et moderne" («Опыт о древней и современной музыке», 1780) остаётся ценным источником сведений о музыке XVIII века, а также о более ранних эпохах и историографии.

Essai был во многом результатом его путешествий по Франции, Швейцарии и Италии, где он собирал материалы для книг. Лабор и его соавторы включили сведения о музыке многих неевропейских стран, включая Самоа и Китай, стараясь описывать социальный контекст исполнения. Однако строгой исторической, систематической или алфавитной структуры он не применял. В тексте приводились целые произведения Клода Лежёна, Лассо, Ронсара и других. В вопросах теории XVIII века и оперной критики Лабор становился на сторону Рамо против Руссо и отдавал предпочтение Пиччинни в ущерб Глюку.

Во время Революции он бежал из Парижа; в то время его дворец с библиотекой в 25 000 томов и большой коллекцией партитур был сожжён. Впоследствии он был арестован в Руане, возвращён в Париж и казнён на гильотине за пять дней до падения Робеспьера.

Творчество

Большинство сценических сочинений Лаборда — это opéras comiques (комические оперы), однако он также писал пасторальные оперы, такие как "Annette et Lubin" («Аннет и Любен»), "La meunière de Gentilly" («Мельничиха из Жантийи») и "La cinquantaine" («Пятидесятница»). Их короткие арии, почти не дававшие певцам времени на выражение чувств, написаны в регулярных периодах с сопровождением струнных и бассо континуо, напоминая ариетты или песни, которые Лабор отдельно публиковал с большим успехом. Пасторали Лаборда создают скорее приятную лирическую атмосферу, чем драматическое действие.

Наиболее удачным его сочинением считается "Gilles, garçon peintre, z’amoureux-t-et-rival" («Жиль, мальчик-художник, влюблённый и соперник») — пародия на оперу Дуни "Le peintre amoureux de son modèle" («Художник, влюблённый в свою модель»). Произведение отличается нерегулярными ритмами, постоянными динамическими изменениями, ансамблями и акапельными ариями.

Он также создавал трагедии-лирики, свидетельствующие о его близости к Рамо, и пересматривал оперы Лулли и Колласса, что показывало его интерес к обновлению классики французской оперы. По словам Лажарта, "Ismène" («Исмена») и "Amadis" («Амадис») исполнялись 23 раза, а "La cinquantaine" («Пятидесятница») — 26 раз (хотя в Mercure de France сообщалось, что публика освистала премьеру). Некоторые его оперы ставились только частным образом. Гримм резко враждебно относился к Лаборду: после премьеры "Les amours de Gonesse" («Любовные истории Гонессы») он назвал его «неутомимым мазилой нот» и часто утверждал, что его музыке не хватает вкуса и гения, называя его «дилетантом».

Произведения

Сценические:

  • "La chercheuse d’oiseaux" («Охотница за птицами»), 1748
  • "Le rossignol, ou Le mariage secret" («Соловей, или Тайная свадьба»), 1751
  • "Gilles, garçon peintre, z’amoureux-t-et-rival" («Жиль, мальчик-художник, влюблённый и соперник»), 1758
  • "Les épreuves de l’amour" («Испытания любви»), 1759
  • "Les trois déesses rivalles" («Три соперничающие богини»), 1760
  • "Les bons amis (Les bons compères)" («Хорошие друзья (Хорошие товарищи)»), 1761; переработано как "L’anneau perdu et retrouvé" («Потерянное и найденное кольцо»), 1764
  • "Annette et Lubin" («Аннет и Любен»), 1762
  • "Ismène et Isménias, ou La fête de Jupiter" («Исмена и Исмениас, или Праздник Юпитера»), 1763
  • "Le dormeur éveillé" («Пробудившийся спящий»), 1764
  • "Les amours de Gonesse, ou Le boulanger (Le mitron et la mitronne)" («Любовные истории Гонессы, или Булочник»), 1765
  • "Fanny" («Фанни»), 1765
  • "Thétis et Pélée" («Фетида и Пелей»), 1765
  • "Zénis et Almasie" («Зенис и Алмазия»), 1765
  • "Le coup de fusil" («Выстрел»), 1766
  • "La mandragore" («Мандрагора»), 1766
  • "Le revenant" («Призрак»), 1766
  • "Pandore" («Пандора»), 1767
  • "Amphion" («Амфион»), 1767
  • "Colette et Mathurin" («Колетт и Матюрен»), 1767
  • "La meunière de Gentilly" («Мельничиха из Жантийи»), 1768
  • "Candide" («Кандид»), 1768
  • "Alix et Alexis" («Аликс и Алексис»), 1769
  • "Le chat perdu et retrouvé" («Потерянный и найденный кот»), 1769
  • "Jeannot et Colin" («Жанно и Колен»), 1770
  • "La cinquantaine" («Пятидесятница»), 1771
  • "Amadis de Gaule" («Амадис Галльский»), 1771 (переработка оперы Лулли)
  • "Le billet de mariage" («Свадебный билет»), 1772
  • "Adèle de Ponthieu" («Адель де Понтёй»), 1772
  • "Le projet" («Проект»), 1772
  • "L’amour quêteur" («Любовь-искательница»), 1779
  • "La chercheuse d’esprit" («Искательница духа»)

Другие сочинения:

  • "Recueil de chansons" («Сборник песен»), 1757–1760
  • "Recueil de chansons" («Сборник песен»), 1763–1764
  • "6 trios" («6 трио»), 1765
  • "Choix de chansons mises en musique" («Выбор песен, положенных на музыку»), 1772–1775
  • "Privilège du roi" («Привилегия короля»), без даты
  • многочисленные песни и арии в различных современных сборниках

Труды о музыке:

  • "Essai sur la musique ancienne et moderne" («Опыт о древней и современной музыке»), Париж, 1780
  • "Mémoires historiques sur Raoul de Coucy" («Исторические мемуары о Роале де Куси») с "Receuil de ses chansons en vieux langage, avec la traduction & l’ancienne musique" («Сборник его песен на старом языке, с переводом и старинной музыкой»), Париж, 1781
  • "Mémoires sur les proportions musicales, le genre énarmonique … avec une lettre de l’auteur de l’Essai à M. l’Abbé Roussier" («Мемуары о музыкальных пропорциях, энаморическом роде … с письмом автора "Опыта" к аббату Руссье»), Париж, 1781
  • "Lettre à l’Académie des Sciences" («Письмо в Академию наук») в труде П.-Ж. Руссье "Mémoire sur le nouveau clavecin chromatique de M. de Laborde" («Мемуар о новом хроматическом клавесине г-на де Лаборда»), Париж, 1782
  • Автобиография в форме письма к Шампэну, рукопись 1793 года


Ноты сочинений Жан-Бенджамена де Ла Борда на сайте библиотеки IMSLP