Ла Борд, Жан-Бенджамен де
1734 - 1794
Назад
La Borde, Jean-Benjamin de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Бенжамен де Лаборд был французским композитором и писателем о музыке. Он родился в аристократической семье. Обучался игре на скрипке у Доверня и композиции у Рамо, дебютировал как театральный композитор в возрасте 14 лет. В 1762 году поступил на службу к Людовику XV и в течение следующих 12 лет получил титул первого камердинера, занимаясь преимущественно сочинением музыки.
После смерти Людовика XV в 1774 году он потерял своё положение при дворе. В том же году женился на Аделаиде де Вимс, сестре директора Оперы. В течение последующих 18 лет Лаборд написал, отредактировал или перевёл около 20 книг на музыкальные, топографические, исторические и литературные темы, часть из них в соавторстве. Эти труды подвергались критике за фактические неточности и структурные недостатки, но его четырёхтомное сочинение "Опыт о древней и современной музыке" остается ценным источником сведений о музыке XVIII века, а также о более ранних эпохах и историографии.
"Опыт" был во многом результатом его путешествий по Франции, Швейцарии и Италии, где он собирал материалы для книг. Лаборд и его соавторы включили сведения о музыке многих неевропейских стран, включая Самоа и Китай, стараясь описывать социальный контекст исполнения. Однако строгой исторической, систематической или алфавитной структуры он не применял. В тексте приводились целые произведения Клода Лежёна, Лассо, Ронсара и других. В вопросах теории XVIII века и оперной критики Лаборд становился на сторону Рамо против Руссо и отдавал предпочтение Пиччинни в ущерб Глюку.
Во время Революции он бежал из Парижа; в то время его дворец с библиотекой в 25 000 томов и большой коллекцией партитур был сожжён. Впоследствии он был арестован в Руане, возвращён в Париж и казнён на гильотине за пять дней до падения Робеспьера.
Большинство сценических сочинений Лаборда — это комические оперы, однако он также писал пасторальные оперы, такие как "Аннет и Любен", "Мельничиха из Жантийи" и "Пятидесятница". Их короткие арии, почти не дававшие певцам времени на выражение чувств, написаны в регулярных периодах с сопровождением струнных и бассо континуо, напоминая ариетты или песни, которые Лаборд отдельно публиковал с большим успехом. Пасторали Лаборда создают скорее приятную лирическую атмосферу, чем драматическое действие.
Наиболее удачным его сочинением считается "Жиль, мальчик-художник, влюблённый и соперник" — пародия на оперу Дуни "Художник, влюблённый в свою модель". Произведение отличается нерегулярными ритмами, постоянными динамическими изменениями, ансамблями и акапельными ариями.
Он также создавал трагедии-лирики, свидетельствующие о его близости к Рамо, и пересматривал оперы Лулли и Колласса, что показывало его интерес к обновлению классики французской оперы. По словам Лажарта, "Исмена" и "Амадис" исполнялись 23 раза, а "Пятидесятница" — 26 раз. Некоторые его оперы ставились только частным образом. Гримм резко враждебно относился к Лаборду: после премьеры "Любовные истории Гонессы" он назвал его "неутомимым мазилой нот" и часто утверждал, что его музыке не хватает вкуса и гения, называя его "дилетантом".
Сценические произведения
Музыкальные сборники
Труды о музыке
Ноты сочинений Жан-Бенджамена де Ла Борда на сайте библиотеки IMSLP