Ла Борд, Жан-Бенджамен де
1734 - 1794

Назад

Жан-Бенджамен де Ла Борд (Jean-Benjamin de La Borde) - французский композитор и музыкальный публицист

  • Родился 5 сентября 1734 г. - Париж.
  • Умер 22 июля 1794 г. - Париж. 

Родившийся в аристократической семье, он учился игре на скрипке у Оверни и композиции у Рамо и в возрасте 14 лет успешно дебютировал как театральный композитор. Он поступил на службу к Людовику XV в 1762 году и в течение следующих 12 лет получил звание главного камердинера и работал главным образом как композитор. Большинство его сценических работ - комические оперы, но он также написал пасторальные оперы, такие как "Аннет и Любен", "Меньер из Джентильи" и "Синквантен". Их короткие арии, едва дающие певцам время выразить какие-либо чувства, в основном написаны равномерно, с аккомпанементом струнных и бассо континуо, напоминая ариетки или шансоны, которые La Borde с большим успехом публиковала отдельными сборниками. Пасторали передают не столько драматизм, сколько приятную лирическую атмосферу. Лучшим произведением Ла Борда, пожалуй, является лаконично написанный, живой "Жиль, гарсон пэнт", "Любовь наедине с соперником", пародия на "Историю любви сына" Дюни; для него характерны нерегулярные ритмы, непрерывные динамические изменения, ансамбли и арии без сопровождения. Он также сочинял лирические трагедии, свидетельствующие о его близких отношениях с Рамо, и пересматривал оперы Люлли и Колласса, демонстрируя свой интерес к обновлению "классики" французской оперы. По словам Лажарте, "Исмен и Амадис" сыграли 23 спектакля, а "Синквейн" - 26 (хотя "Меркюр де Франс" сообщает, что зрители свистели во время премьеры). Некоторые из его опер исполнялись только в частном порядке. Гримм был откровенно враждебен к нему: после премьеры "Любви к Гонессе" он назвал его “нотным мастером, которому невозможно надоесть”; он часто назвал его “любителем”. В 1773 году отношения Ла Борда со знаменитой танцовщицей Мари-Мадлен Гимар закончились. После смерти Людовика XV в 1774 году он потерял свое положение при дворе. В том же году он женился на Аделаиде де Висмес, сестре директора оперы. В течение последующих 18 лет Ла Борд написал, отредактировал или перевел, частично в соавторстве, около 20 книг на музыкальные, топографические, исторические и литературные темы. Они подверглись резкой критике со стороны ученых 19-го века за их фактические неточности и структурные недостатки. Тем не менее, его четырехтомный "Очерк о музыке древности и современности" (1780) остается чрезвычайно ценным источником информации о музыке XVIII века, а также о музыке более ранних периодов и ее историографии. Это эссе, по-видимому, было результатом продолжительных путешествий Ла Борда по Франции, Швейцарии и Италии, в ходе которых он собирал материал для других своих книг, и на момент публикации он был осведомлен о том, что работа над ним еще не завершена. В своем эссе Ла Борд и его коллеги собрали информацию о музыке многих неевропейских стран, включая Самоа и Китай, и попытались описать социальный контекст, в котором исполнялась музыка. Тем не менее, Ла Борд не применял строгой исторической, систематической или алфавитной организации материала. Он вставил полные собрания сочинений Клода Ле Жен, Лассю, Ронсара и других. Что касается теории XVIII века и оперной критики, то он встал на сторону Рамо против Руссо и поддержал Пиччини в ущерб Глюку. Во время революции он бежал из Парижа; тем временем его дворец с библиотекой в 25 000 томов и обширной коллекцией партитур был сожжен дотла. В конце концов он был арестован в Руане, доставлен обратно в Париж и гильотинирован за пять дней до свержения Робеспьера.

Ноты сочинений Жан-Бенджамена де Ла Борда на сайте библиотеки IMSLP