Ла Борд, Жан-Бенджамен де
1734 - 1794
Назад
La Borde, Jean-Benjamin de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Биография
Жан-Бенжамен де Лабор был французским композитором и писателем о музыке. Родился в аристократической семье. Обучался игре на скрипке у Доверня и композиции у Рамо, дебютировал как театральный композитор в возрасте 14 лет. В 1762 году поступил на службу к Людовику XV и в течение следующих 12 лет получил титул premier valet du chambre (первый камердинер), занимаясь преимущественно сочинением музыки.
После смерти Людовика XV в 1774 году он потерял своё положение при дворе. В том же году женился на Аделаиде де Вимс, сестре директора Оперы. В течение последующих 18 лет Лабор написал, отредактировал или перевёл около 20 книг на музыкальные, топографические, исторические и литературные темы, часть из них в соавторстве. Эти труды подвергались критике за фактические неточности и структурные недостатки, но его четырёхтомное сочинение "Essai sur la musique ancienne et moderne" («Опыт о древней и современной музыке», 1780) остаётся ценным источником сведений о музыке XVIII века, а также о более ранних эпохах и историографии.
Essai был во многом результатом его путешествий по Франции, Швейцарии и Италии, где он собирал материалы для книг. Лабор и его соавторы включили сведения о музыке многих неевропейских стран, включая Самоа и Китай, стараясь описывать социальный контекст исполнения. Однако строгой исторической, систематической или алфавитной структуры он не применял. В тексте приводились целые произведения Клода Лежёна, Лассо, Ронсара и других. В вопросах теории XVIII века и оперной критики Лабор становился на сторону Рамо против Руссо и отдавал предпочтение Пиччинни в ущерб Глюку.
Во время Революции он бежал из Парижа; в то время его дворец с библиотекой в 25 000 томов и большой коллекцией партитур был сожжён. Впоследствии он был арестован в Руане, возвращён в Париж и казнён на гильотине за пять дней до падения Робеспьера.
Творчество
Большинство сценических сочинений Лаборда — это opéras comiques (комические оперы), однако он также писал пасторальные оперы, такие как "Annette et Lubin" («Аннет и Любен»), "La meunière de Gentilly" («Мельничиха из Жантийи») и "La cinquantaine" («Пятидесятница»). Их короткие арии, почти не дававшие певцам времени на выражение чувств, написаны в регулярных периодах с сопровождением струнных и бассо континуо, напоминая ариетты или песни, которые Лабор отдельно публиковал с большим успехом. Пасторали Лаборда создают скорее приятную лирическую атмосферу, чем драматическое действие.
Наиболее удачным его сочинением считается "Gilles, garçon peintre, z’amoureux-t-et-rival" («Жиль, мальчик-художник, влюблённый и соперник») — пародия на оперу Дуни "Le peintre amoureux de son modèle" («Художник, влюблённый в свою модель»). Произведение отличается нерегулярными ритмами, постоянными динамическими изменениями, ансамблями и акапельными ариями.
Он также создавал трагедии-лирики, свидетельствующие о его близости к Рамо, и пересматривал оперы Лулли и Колласса, что показывало его интерес к обновлению классики французской оперы. По словам Лажарта, "Ismène" («Исмена») и "Amadis" («Амадис») исполнялись 23 раза, а "La cinquantaine" («Пятидесятница») — 26 раз (хотя в Mercure de France сообщалось, что публика освистала премьеру). Некоторые его оперы ставились только частным образом. Гримм резко враждебно относился к Лаборду: после премьеры "Les amours de Gonesse" («Любовные истории Гонессы») он назвал его «неутомимым мазилой нот» и часто утверждал, что его музыке не хватает вкуса и гения, называя его «дилетантом».
Произведения
Сценические:
Другие сочинения:
Труды о музыке:
Ноты сочинений Жан-Бенджамена де Ла Борда на сайте библиотеки IMSLP