Ла Барр, Мишель де
1675 - 1745

Назад

Мишель де Ла Барр (Michel de La Barre) - Французский композитор и флейтист

Родился в 1675 году - умер 15 марта 1745 года. 

Поскольку его первое инструментальное произведение, набор из шести сюит-трио для скрипок, флейт, гобоев и континуо, было опубликовано в 1694 году, представляется вероятным, что он родился около 1675 года. Первое упоминание о нем как о музыканте относится к 1699 году, когда художник Андре Буи представил в Салон девять портретов, один из которых был озаглавлен "М. Лабарр, ординарец музыкальной академии’. В 1700 году, во время пятимесячного турне по Франции, организованного в честь герцогов Бургундии и Берри, Ла Барр отправился в Испанию в качестве игрока на ‘флейте Аллеманды’ графа Айенского. В том же году была опубликована его опера-балет "Триумф искусств", на титульном листе которой указано, что он также выступал в Королевской академии музыки. В 1702 году Ла Барр выпустил свою первую книгу сольных сюит для поперечной флейты и баса, первые сольные произведения для флейты, появившиеся в печати в любой стране; названия нескольких произведений (например, L'Espagnol, Le Provençal) относятся к туру 1700 года. В мае 1704 года он занял место Антуана Пиеша в "Музах и опере Пуату", а в 1705 году получил привилегию издавать свою комедию-балет "Венецианка", что свидетельствует о том, что он был флейтистом и в королевской камерной музыке. По словам Клода Парфакта, он считался лучшим флейтистом своего времени и особенно прославился своей очень выразительной игрой.
К 1710 году, когда Ла Барр выпустил свою вторую книгу соло для флейты, он уже опубликовал три сборника трио, множество песен и две сюиты для двух флейт без сопровождения - жанр, который он первым создал во Франции и которым ему предстояло заниматься почти исключительно до конца своей карьеры. В 1725 году, когда появилось его последнее дошедшее до нас инструментальное произведение, он все еще играл в королевском камерном оркестре, хотя к 1721 году ушел из Королевской академии музыки. В конце 1730 года он уволился из "Мюзет и опочивальни Пуату"; за исключением того, что он составил завещание 8 марта 1741 года, больше ничего не известно о его деятельности до момента его смерти.
В предисловии к своей первой эпохальной книге сюит для флейты соло Ла Барр описывает намерение довести свой инструмент до совершенства, следуя примеру Марина Марэ, который так много сделал для совершенствования виолы. В ней также содержится первая печатная информация о звучании и орнаментации поперечной флейты. Большинство сюит в этой книге состоят из восьми или девяти частей, и каждая начинается с прелюдии и пары аллеманд (рис.1). Другие движения включают в себя танцы различных типов, рондо, арии и пьесы только с названиями персонажей; они расположены не в обычном порядке. Большинство сольных сюит из двух последних книг Ла Барре (1710 и 1722) содержат всего четыре части - сокращение, которое, вероятно, было вызвано влиянием итальянского сонатного стиля, охватившего Францию в первом десятилетии XVIII века.
Более поздние сюиты для дуэта и трио Ла Барре также короче, чем ранние. Дуэты в его девятой книге называются сонатами, но, за исключением того, что в одну из них включена итальянская мелодия в 3/2, они напоминают сюиты из четырех частей. Трио-сюиты Ла Барре технически менее совершенны, чем его соло или дуэты. Они содержат множество коротких, простых танцевальных движений, а также несколько медленных, патетических прелюдий и жалобных нот. Помимо сюит, в третью книгу трио вошли также первые трио-сонаты, предназначенные исключительно для поперечных флейт и баса, появившиеся во Франции. Они строятся по следующему плану: медленная прелюдия, быстрая фуга или гига, умеренный гавот или рондо и быстрая фуга или гига. Примечательные своим контрапунктическим акцентом, они также демонстрируют другие итальянские черты.
Музыка Ла Барре для флейты помогла этому инструменту стать одним из самых модных в то время. Она также определила стиль игры на флейте, который сохранялся до середины 1720-х годов, особенно в творчестве Жака Хоттетера ле Ромена. Но значимость Ла Барре также зависит от качества его работ. Хотя иногда они и испорчены чрезмерной простотой, большая их часть полна воображения, чувств и одухотворенности. Влияние Андре Кампры заметно в двух его операх-балетах. Ни одна из них не была повторена полностью после первого исполнения, хотя "Триумф искусств" был высоко оценен немецкими критиками, и многие из его мелодий были скопированы в рукописные сборники 18-го века. Другие арии, приписываемые М. начиная с 1694 года "де ла Барре" появился в многочисленных коллекциях. Хотя Кертис предположил, что некоторые из них, возможно, были написаны другим Ла Барром, сборник 1724 года, посвященный исключительно "песням флейтиста в буаре", определенно свидетельствует о его деятельности в этом направлении композиции.
Считается, что на групповом портрете, приписываемом Роберу Турньеру или Франсуа де Трою и хранящемся в Национальной галерее в Лондоне, изображена фигура Ла Барре (рис. 2). По словам Экоршвиля, портрет Ла Барре кисти Андре Буи, который был ошибочно идентифицирован как портрет Франсуа Куперена, находился в замке Бюсси-Рабют в 1907 году, а его гравюры без подписи находятся в Национальной библиотеке в Париже.

Ноты сочинений Мишеля де Ла Барра на сайте библиотеки IMSLP