Ла Барр, Мишель де
1675 - 1745
Назад
La Barre, Michel de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мишель де Ла Барр был французским композитором и флейтистом. Так как его первое инструментальное произведение, цикл из шести трио-сюит для скрипок, флейт, гобоев и бассо континуо, было опубликовано в 1694 году, вероятно, он родился около 1675 года.
Первое упоминание о нём как о музыканте относится к 1699 году, когда художник Андре Буи представил на Салоне девять портретов, один из которых назывался "М. Лабарр, ординарий Академии музыки". В 1700 году, во время пятимесячного турне по Франции, организованного в честь герцогов Бургундии и Берри, Ла Барр путешествовал в Испанию как исполнитель на немецкой флейте для графа Аена. В том же году была опубликована его опера-балет "Триумф искусств", и титульный лист показывает, что он также играл в Академии королевской музыки.
В 1702 году Ла Барр опубликовал свою первую книгу сольных сюит для поперечной флейты и баса, первые сольные произведения для флейты, напечатанные в любой стране; названия нескольких пьес относятся к турне 1700 года. В мае 1704 года он занял место Антуана Пьешша в миниатюрных волынках и гобоях Пуату, а в 1705 году привилегия на публикацию его комедийного балета "Венецианка" показывает, что он также был флейтистом в придворной камерной музыке.
По словам Клода Парфэ, его считали лучшим флейтистом своего времени, и он особенно прославился своим очень выразительным исполнением. К 1710 году, когда Ла Барр опубликовал вторую книгу сольных произведений для флейты, он уже выпустил три книги трио, многочисленные песни и две сюиты для двух флейт без сопровождения, жанр, который он впервые создал во Франции и который занимал его почти исключительно в оставшуюся карьеру.
В 1725 году, когда появилось его последнее сохранившееся инструментальное произведение, он всё ещё играл в придворной камерной музыке, хотя к 1721 году уже ушёл из Академии королевской музыки. Он ушёл с поста в миниатюрных волынках и гобоях Пуату к концу 1730 года; кроме составления завещания 8 марта 1741 года, ничего более не известно о его деятельности до смерти.
Примечание к его эпохальному первому сборнику сольных сюит описывает намерение Ла Барра довести до совершенства свой инструмент, следуя примеру Марена Марэ, который так много сделал для совершенства виолы. Этот сборник также содержит первую печатную информацию о слёринге и орнаментации на поперечной флейте. Большинство сюит в этой книге имеют восемь или девять частей, каждая начинается с прелюдии и пары аллеманд. Другие движения включают танцы разных типов, рондо, арии и пьесы, содержащие только названия или характерные обозначения; они расположены без регулярного порядка.
Большинство сольных сюит Ла Барра из последующих двух книг содержат только четыре движения, сокращение, которое, вероятно, произошло под влиянием итальянской сонатной формы, охватившей Францию в первые годы XVIII века. Поздние дуэтные и трио-сюиты Ла Барра также короче, чем ранние. Дуэты в девятой книге называются сонатами, но кроме включения в одну из них итальянизированного медленного темпа 3/2, они напоминают четырёхчастные сюиты.
Трио-сюиты технически менее сложны, чем его сольные или дуэтные произведения; они содержат множество коротких простых танцевальных движений, а также медленные, трагические прелюдии и плачевные пьесы. Кроме сюит, третья книга трио также включает первые трио-сонаты, предназначенные исключительно для поперечных флейт и баса, напечатанные во Франции. Они соответствуют следующей схеме: медленная прелюдия, быстрая фуга или жига, умеренная гавот или рондо, и быстрая фуга или жига. Эти произведения примечательны контрапунктическим акцентом и проявляют другие итальянские черты.
Музыка Ла Барра для флейты способствовала превращению этого инструмента в один из самых модных того времени. Она также создала стиль игры на флейте, который сохранялся до середины 1720-х годов, особенно в творчестве Жака Оттерра Ромена. Важность Ла Барра также основана на высоком качестве его произведений; хотя иногда они бывают чрезмерно простыми, большая часть его музыки отличается воображением, деликатной проработкой и наполнена чувством и духом.
Влияние Андре Кампра заметно в его двух операх-балетах. Ни одна из них не исполнялась полностью после года первой постановки, хотя "Триумф искусств" была высоко оценена немецкими критиками, а многие мелодии вошли в манускриптные сборники XVIII века. Другие арии с подписью "М. де ла Барр" появились во множестве сборников, начиная с 1694 года.
Групповой портрет, приписываемый Роберу Турньер или Франсуа де Труа, хранящийся в Национальной галерее Лондона, предполагается изображать Ла Барра. Согласно Экоршевилю, портрет Ла Барра работы Андре Буи, ошибочно идентифицированный как портрет Франсуа Куперена, находился в Шато де Бюсси-Рабют в 1907 году, а его неподписанные гравюры хранятся в Национальной библиотеке Парижа.
Мишель де Ла Барр был автором сольных и ансамблевых инструментальных произведений, опер-балетов и вокальных сборников: сольные сюиты для поперечной флейты и баса; дуэты и трио-сюиты для скрипки, флейты, гобоя и бассо континуо; опера-балет "Триумф искусств"; комедия-балет "Венецианка"; многочисленные песни для пития и серьезные арии.
Его творчество сыграло ключевую роль в развитии флейты как сольного инструмента и формировании французской исполнительской школы. Музыка Ла Барра характеризуется изяществом, выразительностью и тонкой проработкой деталей, сочетая французские традиции с итальянскими влияниями.
Инструментальные произведения
Сценические произведения
Вокальные произведения
Письменные труды
Ноты сочинений Мишеля де Ла Барра на сайте библиотеки IMSLP